Книга явлений

А.С.Иванов
Духовное Писание

Книга явлений

1
   Бог Единый ведёт меня к истине, да не споткнусь о заблуждения и мудрствования, оглашаемые заблудшими.

   Видел я места молитв и сборища поклоняющихся, и вот: где поминают Бога, – узрел я корысть; и где собираются на поклон, – узрел я суету, и брань услыхали уши мои.

   И вознегодовал я, сказав в сердце своём: «Господи, Единый Бог! Что люди сии творят! Не ведают заблуждений своих. Ходят и переходят с места на место. Руки по-разному складывают и изгибают тело своё. Но что им в том? Не найти Духу Твоему в них места и не успокоить Тебе ду;ши их. Как при землетрясении не упокоиться младенцу в колыбели его, так и Святой Дух Твой веет меж ними с мирной проповедью, а ме;ста себе не находит! Место сие занято домыслами и толками разными, многочисленными и изощрёнными. И не освобождают люди место Единству Твоему, предпочитая множественность ослепляющую и материю блестящую, взор их влекущую! Невыносимо это для духа моего, Боже. Позволь же ныне развеять заблуждения их, обличить их и наставить их – во славу Тебе!»

   Но ответил мне Господь голосом уверенным и великим: «По воле Моей живут они, и по воле Моей такими созданы. Ты уже обличал, и сыскал от Духа Моего речи добрые. Тебе ли обращать всех и обличать? На тебе ли посвящение ко всем? Будь тем, кто ты есть. Ибо вот, говорю тебе: веруй сам и не осуждай другого, а молись за него мирно. Слово своё не оглашай во святынях. Не ты освящал освящённое и зажигал горящее. Не ты вдохновлял вдохновлённых и спасал спасённых. Но Я, Господь ваш, освящал души, зажигал сердца, вдохновлял дух, спасал чад, правых предо Мною. Отойди же от святынь чужих; не суди о вере чужой произвольно. Но суди с любовью и желанием внять истине. Возлюбленный мой, Я со всеми и дам ответ. Я времён и миров Судия. Итак, когда желаешь кричать – молчи, когда желаешь бежать – стой, и когда желаешь торжествовать – плачь и сокрушайся. И будет тебе по вере твоей».

   После святых слов сих склонился я до земли и ушёл в места глухие и незнаемые. И молил Отца моего простить дерзость мою и неумеренность мою.

2
   Тогда поставил я себе зарок: не ходить более по земле и не собирать учеников из неверующих, если Бог не соблаговолит. Стал я в мольбе алкать прощения и милости, и к стяжанию святости обратился. И ночами склонялся пред Господом, а днями читал книги духовные. Так отверзалось сердце моё и входило в него многое. Бездну непотребного зрел я в сердце своём. И путь молитвы моей был извилистым. Ходил дух мой путём тернистым по переходам заумным и сложным. И, по воле Божьей, даны были мне слова чистые, которые помнил я и записывал. И даны были мне явления от Церкви Небесной. Счастлив был я, наблюдая всё сие. Тогда бывали повержены мои сомнения. Путь спасения я видел ясно. К Богу стремился дух мой. И звучало многое в духе моём…

   Времена препирательств исполнились. Ёмкости грехов переполнились. В них не стало места слову живому. Пути людей искривились в угоду им. Упрямые сделались владыками. Гордые стали чтимы. И грех у них повелевает праведностью. И святые их стали грешными. А «отцы» их не знают истинного Отца. Ярость окружает многих из мира сего. Дела их суть тьма и пустота. На кого ни взгляни – опечалишься. И куда ни пойди – лишь заблудишься. У кого ни попроси – не дождёшься ответа благостного. Злом отплатят тебе за добро, и презреньем вознаградят участие. Вот, настала пора без истины. Где живут, там и мусорят. Что вкушают, то и поносят. Ополчились друг на друга и кричат. Плачущего бьют и убогого насилуют. Обняли старое и величают его «новым». Женятся – и тем хвалятся. Разводятся – и тем гордятся. Ложь им, как вода, а истина, – как яд змеиный.

   Да не буду соучастником их греха! Да пройду меж них незамеченным. Но провозглашу Божью весть средь них. И тем принесу им надежду. Кто послушает меня, – обретёт её. А кто изгонит меня. – потеряет много. Ибо с гонимыми пребывает Бог Единый, который утешает.

   Развращены селения и города полны нечистот греховных. Подавлены чистые сердцем. Вопль их к Богу достигает Небес. И вот, ангелы сокрушаются о них.

   И дети Божьи во многих мирах восклицают: «О, Пресветлый Господь, Отец наш! Погрязли во тьме и невежестве дети Твои земные. Вот, мы смотрим на них – и сокрушаемся. Ходят они дорогами искривлёнными, требуют невозможного. Церковь Твоя Небесная у них в поношении. Благодать Твоя им – ярмо тяжкое. Доколе же быть сему, Пресветлый Господь?»

   И слышал я речи сии, с Небес исходящие. И вторили им речи праведных и святых на Земле: «Господь Единый, Отец наш! Очи Твои зрят повсюду и нет Тебе неизвестного. Оглянись же на нас и вспомни нас, рабов Твоих грешных, век свой молящих о прощении! Мы желаем хорошего и молимся за многих. А нас за это не благодарят, а проклинают. Дома; наши унижены. Близкие наши стыдятся нас и упрекают весьма сильно. Власти нами раздражены. И послания наши мирные, Тобою вдохновляемые, у всех в посмеянии и неуважении великом. Доколе же быть сему, Господи Единый Бог?»


   В пору ту возрастал ропот скудных верой на Земле, и жаловались они чистым верой своей. Возрастал ропот чистых верой своей на Земле, и жаловались они праведникам и подвижникам. Возрастал ропот праведников и подвижников на Земле, и жаловались они святым и пророкам Божьим. Возрастал ропот святых и пророков Божьих на Земле, и жаловались они ангелам небесным. И у ангелов небесных, которые славны долготерпением и мудростью, возрастал ропот на царство греха, и они приступали к Славе Божьей – в смирении великом и с молитвами неизречёнными. И Господь Бог Единый немедля обратился к ним в Царстве Своём.

   И слышал я из речей Его: «Святые дети Мои, возлюбленные ангелы! Я услышал молитвы ваши. Я внял просьбам вашим. Но почто вы обращались с этим ко Мне? Ведаете вы, что Я внимаю и вам, и мирам всем, и Земле: пророкам, святым, подвижникам, праведникам, верующим по истине и скудным верой их. Отвечаю Я им на молитвы их. Любовь Моя к ним, как любовь Моя к вам. Я есть Истина – и мир Мой истинен. И кто познает это и поверит, – будет предо Мною, как вы и даже выше. Я пошлю к ним Утешителя, дабы утешил их, Просветителя, дабы просветил их, и Спасителя дабы спас их от тьмы грехов их и заблуждений их. Идите и провозгласите весть эту повсюду. Пусть правые утешатся и верующие умножат свою веру!»

   И ответили ангелы Господу их: «Мы провозгласим им благую весть Твою, и будем служить Тебе всею жизнью нашей».

   Отошли ангелы в миры свои. Я же благословил Бога Единого за обетование Его святое.

   После сего был мне глас Божий: «Вот, Я посылаю Утешителя миру твоему. Радуйся о праведных братьях твоих и сокрушайся о заблудших и невежественных в Законе Моём. Весть Моя и Слово Моё – Слово истины – через Дух Мой, по воле Моей, изольются в мир твой. Спаситель войдёт в царство ваше и осудит, по воле Моей и по Закону Моему, всякого, живущего во плоти. И дана ему будет власть и сила, и слава духовная, ибо Слово Моё – в нём».

   Тогда понял я речи Господа Бога Единого, и, склонившись пред Ним в духе моём, возблагодарил Его так: «Повеление Твоё свято, заповедь Твоя чиста и воля Твоя вечна, Единый Бог мой! Я знаю Утешителя, почитаемого многими на Земле. О нём ли ты поведал мне, рабу Твоему?»

   Рёк Господь: «О нём поведал Я тебе».

   Спрашивал я: «Владыка мой, но ведь он уже приходил и был с нами краткое время, и ушёл, по воле Твоей. Как же так, что Ты посылаешь его? Просвети меня, раба Твоего».

   И вошёл в меня Господь духом просветления, как бы подхватив меня, вещая так: «Ты здесь, в мире духа, но разум твой ещё окутан туманом плоти. Ты ещё не вошёл в центр Царства Моего. Нет в нём времени и расстояния. Всё там живо. Повсюду там истина. Говоришь ты, что ушёл Мой Сын-Утешитель. Неправ ты. Он с вами, как и Я с вами, – на веки вечные. Он приходил к одним: и вот – прогнали его. Приходил к другим: и вот – многие послушались его и поверили в него, но не до конца. И он вздыхает, живёт и молится за вас беспрестанно. Бытие его вечно и праведно. Он есть Слово Моё, Слово Божье. Он направляет дух людей ко Мне чрез любовь. Он един со Мною. Но исполнился срок, и ныне Я даю вам истинное понимание речей его и заповедей его. И тебе Я дам вкусить истины. Ты, сын Мой возлюбленный, чадо веры и светоч правдивости, пойдёшь к страждущим и будешь говорить им речи духовные. Ты познаешь явления духа. Закон Мой, Закон Бога вашего, будут оглашать уста твои. Ты будешь ходить свободно и говорить свободно. Но не Я буду говорить твоими устами, а ты сам. Я испытаю веру твою и преданность твою. Да укрепится дух твой, и утвердится в Царстве Моём заслуженно».

   В страхе молвил я: «Господи, Единый Бог, недостоин я оглашать явления духовные и учить людей. Неискусен я и боязлив».

   И рёк Господь: «Предоставь Мне, Богу твоему и Отцу любящему, судить и указывать тебе путь твой. Ты не обольстился славою пророков и святых, о которых буду судить лишь Я и Церковь Моя. Потому, ты достоин говорить от чистого сердца твоего. Я же пошлю и других, подобных тебе. Ибо вот, грядёт Суд и времена злобы настали. Предупреждай людей, но без гнева. Направляй их, но без насилия. Держись веры своей и преодолеешь власть грубости и невежества».

   И ответил я смиренно: «Суд Божий в воле Господа. И я слуга Божий во все дни мои!»

   И звучало в сердце моём: «Я с тобою повсюду».

4
   Пришёл я к людям несведущим. Они спрашивали у меня: «Кто может явить нам зна;мение?»

   Я отвечал им: «Знамение веры я могу явить вам. Вот оно.

   Пустота душ человеческих обнажилась в речах людских. Им бы рыдать над долей своей, а они смеются. Им бы склониться пред Создателем их, а они гордо выступают навстречу гибели своей. Им бы послушать, но они глухи. Вижу я: упорствует грех на Земле. И люди земные холят и лелеют его. Вижу я и тьму духа человеческого, порабощённого дьяволом. Всё ценное в мире людей обратилось в идолы и заблуждения. Век за веком грешили люди друг с другом и с тем, что окружало их. И наполнилась Земля злодеяниями. Пропиталась почва кровью праведников. Дух спасения умалялся, чтобы угаснуть; а дух наживы умножался, чтобы восторжествовать. Тогда приблизились времена казней и суда. Явились лжеучителя, говорящие сладко и много. Пошли за этими глашатаями многие неразумные и угнетённые. И говорили лжеучителя: «Вот вам оружие и ненависть – убивайте и презирайте. Так достигните благополучия и успеха!» И шумели толпы неразумные: «Уничтожим всякого, кто не согласен с нами. Искореним зло!»

   Вот, что будет тогда. В пору ту пойдут бить и принуждать многих правоверных к отступлению от веры их. Будут искушать и угрожать. Многих же измучают и, после, убьют. И когда настигнет их венец ненависти и тёмной страсти, тогда исполнится время и срок для испытания веры на Земле, и придут ангелы и Создатель явится, – и грозно будет сие. Возгласят ангелы на площадях и в местах пустынных: «Горе вам, чада человеческие! Горе вам и всему, что окружает вас! Весь мир ваш да облечётся в одежды скорби! Да будет он в трауре последнем и в ужасе повсеместном! Дал вам Господь-Создатель волю свободную, но вы продали её за цену малую и постыдную. Пришло к вам ныне воздаяние от Господа истины. Мало ли вам было пророков и святых посланников? Не было ли вам дано Помазанника Божьего, которого вы отвергли, и слова которого извратили? Не было ли до него дано вам Учителя добра и воздержания, за которым вы пошли, будто привязанные? Потому, когда он вошёл во глубины духа, вы утонули во глубинах тех, и тоже совратились на путь окольный, бесплодный. Не призывал ли вас громко Глашатай истины к вере чистой и к ответу самим за себя? Вы же вновь поверили неистинно, дух заменив буквой. Сотворили вы себе кумиров и лжебогов. Подняли брань мировую и пред корыстью простёрлись ниц. Поздно вам теперь каяться. Суд настал! И казнь ваша близка!»

   Ангелы свидетельствовали о каждом, и Господь судил по истине. И множество было осуждённых, – плачь их парил над миром. Горсть же праведников и кротких Бог обнял Духом Своим. Было им дано Царство Небесное и взошли они в Церковь истинную. И свершилось всё по воле Божьей. Кара опустилась на грешников, ибо раздражили они Господа Бога их преступлениями своими и злобой своей».

   И отвечали мне: «Измышления и ложь ты сказал. Осмеяния ты достоин».

   Я же говорил: «Раз Бог Единый позвал меня, я был с вами откровенен. Речи мои духовны, верой вдохновляемы. Вы же достойны сострадания».

5
   Спрашивали у меня: «Это всё, что ты можешь явить нам?»

   Я отвечал: «Нет, ещё одно явлю вам. Вот, что должны вы знать.

   Не дожидайтесь Суда, вы, кто грешны. Не откладывайте покаяние своё. И вы, кто познал чистую веру, не желайте зла тем, кто творит зло. Ибо зло ко злу прилепляется, – и так царство дьявола умножается. Творите добро, обезоруживайте гнев и смерть смирением и святым терпением. Не бойтесь, с вами Бог. Создатель не оставит вас и не совершит Суд страшный и губительный, если придёте вы к Нему с покаянием, используя оставшееся у вас время.

   За людей не зрящих свет молятся праведники. Будто песок прибрежный, велико число сонмов их. Молитвы их лучами доброты и любви идут из разных миров к Престолу Божьему. Ангелы поют хвалу и наставляют верующих. Таким путём знающий просвещает незнающего. Велика вера Божья в наше благоразумие. Сам Господь надеется на дух наш. Ибо Он дал нам наше бытие. В Нём и наше спасение. Мы можем спастись сами. Сие угодно Богу Единому. Он не злонамерен, а праведен и милосерден. Он не играет миром, творя его грешным и созданий в нём творя бессильными. Нет полноты веры в тех, кто сомневается во всемогуществе Отца нашего Небесного. Такие люди призывают бездействовать и искушать Господа их. Они требуют для себя, а сами не дают ничего, говоря, что грешны они и слабы. Таким рабам трудно стать чадами Спасителя.

   Истинно, что все грешны. Но спасение дано каждому. Оно, словно семя малое: незаметно до времени. Иным даже кажется, будто нет его вовсе. Те же, кто осознал в себе семя вечной жизни, истинно говорю вам, те – уже спасены и вечны! Они нащупали в своём сердце дверь к Духу Отца их. Жизнь проживают они, открывая сию дверь, ведущую в вечность света. Да спасутся же все, по воле Божьей! Жаждет дух мой освящения миров и вознесения раскаявшихся!

   Пусть грешник падёт ниц в раскаянии всеобъемлющем. Пусть сомневающийся познает веру незыблемую. Пусть всякий злодей и богохульник обнаружит святость свою возможную, – ведь он произошёл от Бога Единого. Пусть рыдает пленник дьявола, молитва да исходит от него. Да простит он всех остальных, и ниже всех поставит значение своё! Тогда он спустится в самый низ уничижения пред духовностью святых. Ощутит всю незначительность свою и захочет выполнить волю Господа. В той низине самообвинения и отречения от корысти – дьявол захлебнётся слезами его. Молитвы поразят духа клеветы, как мечи огненные. И скажет дьявол: «Тяжко мне править человеком сим. Ранее он меня слушался, а ныне лишь плачет да молится Господу Богу, ненавистному мне. Оставлю же его ради других, ибо нет во мне сил слышать правду». Вот вам путь победить зло: раскайтесь все и поверьте в Господа истины, любя Его.

   И если сможете сделать сие, вот, что будет тогда. Верующий освятит всякого ближнего, называя его братом или сестрою. Общины освятят города и государства. Вера перейдёт через моря и океаны. Весь мир будет наполняться истиной. В каждом будет расцветать Царство Божье. Милосердие станет законом и прощение станет принципом. В ту пору жаждать будут не власти мирской и не богатств материальных, а благодати Божьей и мира Его. И бросят оружие, брань прекратят; мирную жизнь Небесам посвятят. Воцарится тогда на Земле мир и праведность. И когда постигнут все венец веры и светлой любви, тогда исполнится время и срок для испытания веры на Земле, и придут ангелы и Создатель явится, – и мирно будет сие. Возгласят ангелы на площадях и в местах пустынных: «Мир вам, чада человеческие! Мир вам и всему, что окружает вас! Весь мир ваш да облечётся в одежды праздничные! Да будет он ликовать в наслаждении! Дал вам Господь-Создатель волю свободную, и вы познали Бога и направились ко спасению. Пришло к вам ныне воздаяние от Господа истины. Вы уважали пророков и святых посланников. Помазанника Божьего вы приняли в сердце своё и слова его в себя впитали. И в речах Учителя добра и воздержания вы отделили зёрна от плевел. И Глашатай истины принят вами по достоинству. Вы усмирили в себе похоти телесные и распри душевные. О духе своём вы помышляли беспрестанно. За это Дух Господень ныне вознаградит вас благодатью невиданной. Суд настал! И благоденствие ваше близко!»

   Благословение познали верующие, ибо ублажили они Господа Бога верою свой бескорыстной и любовью истинной!»

   И отвечали мне: «Измышления и ложь ты сказал. Мечтатель, больше не будем тебя слушать».

   Я же говорил: «Раз Бог Единый позвал меня, я был с вами откровенен. Я сказал вам, что было мне доверено, и ныне ухожу от вас. Вы видели Суд страшный и Суд благостный, – вам выбирать между ними. А я ныне ухожу от вас».

6
   В один день неприметный обратился дух мой к Богу. Вера моя говорила к Церкви Небесной. И узрел я многое в духе моём.

Ныне вижу я Святой образ,
что нисходит с горы высокой.
Он ступает крепко и мощно.
Под ним камни, как масло, тают.
И вся пыль под его стопами
превращается в благовонья.
Святой образ как будто в вихре.
Он подъемлет правую руку, –
награждает тех, кто достоин.
Он подъемлет левую руку, –
наказует жестокосердных.
В нём вся сила и святость от века.
Вечна мудрость его и слава.
В нём – спасение просветлённым
и погибель – нечистым духом.
Он попрал пред собою злобу,
распластав её и унизив.
Вот, Святой грядёт на народы.
Он с народов всех строго взыщет.
Он посмотрит и не упустит.
Он расследует беспристрастно.
С ним есть ангелы и святые,
что, по воле его, верно судят.
Это образ Суда и возмездья,
оглашающий только правду.
С ним по правую руку – спасенье,
ликованье во стане правых.
С ним по левую руку – проклятье
и унынье, и причитанья.
Вот, грядёт Дух, облекшись славой.
Славой Господа, с коим Сила.
Бог Единый с Небес вещает.
И по истине строго судит.
Кто был жёсток несправедливо,
те, во страхе, ждут наказанья.
Кто же мир творил, веря в правду,
те награды, с надеждой, ищут.
Вот, грядёт вам с Небес награда.
Церковь истины вас призрела.
Чада веры, утешьтесь, пойте.
Вам отстроены грады в Небе.
Там дворцы и поля без края.
Там нет бурь и зверей коварных.
Там не знают тревоги духи;
и зима цветам неизвестна.
Вы, кто были во прахе, встаньте!
Сей мир плоти уже скончался.
С ним скончалось и угнетенье.
Вас за веру там притесняли.
Вас, бессильных, толкали в бездну.
Здесь же все вы – цари и принцы.
Вам – обильный стол, сон спокойный.
Утешение вам – навечно.
Бог вам ныне доступен много.
Вы, кто мир творил, веря в правду;
вы, кто верил в Единого Бога;
возликуйте! Вам Божий образ
посылает знаменье света.
Грех низринется, истребится!
Царство истины будет вечным!
Только верьте, молю вас, верьте!
Не теряйте святую веру!
Ибо дьявол всегда не дремлет.
Он готовит свои искушенья.
С ним бессчётное множество злобы.
С ним стенания и проклятья.
Чада Господа, не поддайтесь!
Искушенью подставьте кротость.
И богатств не берите грязных.
Будьте бдительны, осторожны.
К вам является ужас бездны.
Он бессилен, но в нём лукавство.
Древний грех в нём и жажда мести.
Вы ему – только пыль земная.
Вас надкусит – не поперхнётся.
Оклевещет вас – будет счастлив.
Но не бойтесь! Ему костью в горле
стать сумеете, если вера
в вас зажжётся и не угаснет!
Только верьте, и вашей верой
пошатнётся нечистое дело.
Сотрясутся адские стены.
Заблужденья придут в негодность.
Все угрозы исчезнут в свете…
Вы принизьтесь – и вас возвысят.
Вы прощайте – вас не осудят.
Милосердствуйте – наградят вас.
Вы люби;те – и вас полюбят!

7
   В некое время думал я о вере, быв среди людей холодных, кичащихся разумом своим. Вот, о чём говорил я внутри себя.

   Сколько уже было слов, сколько слов, сколько хитросплетений разумных и премудрых! Но где найти веру в этом мире кичливом? Не является ли вера тем, кто смотрит вверх, а не вперёд? Ибо, чтобы идти путём истины, нужно видеть цель пути. Но не видят цель пути живущие в достатке: блеск удовольствий заслонил им правду. Не видят цель пути и те, кто в горести и беды свои погружён: им их горе, как покрывало, как пелена на глазах, через которую не пробиваются лучи света; ни один из них не пробьётся! Ни один человек не спасётся, думая лишь о себе, будь то счастье его или горе его. Отчего же возникает горе? Оттого, что слишком многие огородились материальным счастьем своим и не слушают страждущих. Оттого, что слишком многие потонули в горе, привыкли к страданию, к своим цепям, к бедствиям плоти. Такие люди не смотрят на Небо духовное, а смотрят на грязь под ногами своими; и надежда их мертва. А счастливый утехами своими договаривается с другим счастливым, чтобы им вместе бороться против страдающих. Те же, в свою очередь, объединяются в толпы, в чернь, и идут грабить богатых и обеспеченных. И богатый не поможет нищему, и нищий не поймёт богатого, и умножат они гнев и неверие, и затаят злобу.

   А есть ли вообще счастливые средь богатых, но бездуховных? Не в тягость ли им заботы их? Может быть, в нищих и страждущих есть те, кто не страдает духовно? Поборо;в соблазн, они идут в верном направлении. И нищета, и болезнь, и оскорбления им не страшны. Место и тело не волнуют их. Они идут путём правды: всем помогают по возможности и не мешают без причины. Если же богатство упадёт на них, не изменят они себе, а лишь расширят дело своё. Возрастут, но не возгордятся. Насытятся, но не опьянеют. Усилятся, но не поддадутся злобе. В сердцах у них цветёт вера. Речи их источают добро. Воля их тверда с Богом Единым. Свет истины и спасения не угас в них даже в мирских унижениях. Дух в них ищет Господа, и Господь внемлет им. Царство Небесное уготовано для них и сии спасутся для жизни вечной, низринув зло!  У таких надо учиться вере, таких расспрашивать и ценить. Они знают цель и владеют средствами. Они говорят правду, и от этого легче многим. Сколько уже было слов, сколько слов гремит в мире, а слова; говорящих правду так редки! Все они на вес золота, все они сочтены, и мало их.

   Да будем же смиренны, не желая богатств мира сего! Верою низринем грех, обратимся к Богу Единому. Нищ ли, сыт ли кто в материи – не думай, что счастлив или несчастлив. Но о бла;гах Святого Духа помышляй постоянно. Ибо имеющий от Духа богат более царей земных и жизнь его вовеки, даже если он спит при дороге. А не имеющий от Духа беднее, темнее и слабее последнего бедняка, даже если владеет дворцами великими и титулами пышными. Грех сокрушит кичливых и жестокосердных, и будут они втоптаны в грязь грехов своих. А праведность вознесёт жаждущих истины в Царство Божье!

8
   Путь указывается сильным – творить Тебе, о Небесный, я буду уединяться днями, если Ты свободу чистую, алмазную, спустишь Твоею любовью и величием, аллилуйя!

   Образ Господень встал предо мною, – и растаял мрак, окружавший душу мою. Смятение моё растворилось. Я вздохнул, как никогда прежде не вздыхал. Я узрел, чего никогда прежде не видел. Почувствовал я неизречённое. Вот, Святой предо мною, в сердце моём. Чист и трепетен со мною, будто один я у Него, Единого Отца вселенных. Открылась мне суть Его праведная, – любовь Его. Того, который сотворил миры по бесконечной любви Своей. Господь Единый, Ты рядом! Я смире;н пред Тобою, я в поклоне покорном и мирном, чтобы славить имя Твоё. Истину Твою я люблю более всего земного. Нет мне покоя без Тебя. Ты – Господь спасения моего, отчего же мне сомневаться? Ты – Утешитель для всех – и для меня найдёшь утешение, отчего же мне горевать? Сколько слёз пролилось из очей моих, сколько стенаний изрекли уста мои! Велико было множество их. Но вот, ныне пред Тобою я забыл невзгоды и хуления. Обвинения я отринул, приобретая воздержание. Гнев позабыл, стяжая милосердие. Вот я, весь пред Тобою, Отец мой! Испытай меня Духом Своим праведным. Очисти меня – и буду чист. Просвети меня – и буду светел. Я пришёл к Тебе в вере моей, и Ты явился предо мною. Праведность Церкви Божьей да откроется духу моему. Тогда буду петь песнь радости и спасения.

   Кому преданы чистые и спасённые? Лоно их – Единый Бог, спасший их. Кого прославляют духи великие? Слава их – Единому Богу, возвеличившему их. Как же стали они великими? Гордостью ли, кичливостью ли? Нет, но смирением возвеличили себя. Отдали себя без остатка, не пожалели себя и сил своих. И вот, ныне нарицается имя их на Небесах. Воля их – воля Господа. Сила их – любовь Вседержителя. Строй их бесконечен, нет конца строю ангелов! Вера их крепка и повсеместна. Многих чад Господних они принимают в обителях своих. И я молю Отца истины, дабы смилостивился надо мною, ибо нет мне жизни без Него. Да буду последним, но в Царстве святости. Да буду малым, но возлюбленным. Ибо слава и жестокость мира сего одолевают меня. Кто мечтает о них, тот получит их сполна, будучи в аду, на службе у праха греховного. Там нагие цари заходятся дикими приказами, над которыми насмехаются демоны. Там гордые и самоуверенные проповедники кричат про любовь и мир, разрывая тела свои. Лицемерие там вместо воздуха, и предательство – вместо воды. Не хочу быть там, Господи. Лучше опали меня огнём испытания. Белым пламенем искрящимся, что в духе моём пред Тобою возникает, пронзи меня – и буду чист. Восславлю Тебя, как подобает по желанию Твоему. Наставь меня на путь истины. Проведи по пути спасения. Утоли жажду мою, ибо жажду я лишь Тебя, Господи, и Тобою лишь насыщаюсь!

9
   В некий день смотрел я на споры пастырей и на толпы прихожан. И горько стало мне. Ушёл я от них. Сокрушалось сердце моё от заблуждений их.

   И рёк я, отдавшись духу:
— Люди мира, от чистого сердца
я о вас скажу эти речи.
Вам являлся Помазанник Божий:
вам глаголы давал святые,
чистой верою омывал вас.
Что же ныне средь вас я вижу?
Вы в предательстве и растрате
Духа Святости, что нисходит
от начала миров на творенье.
Как же сильно с пути вы сбились,
с пути истины и спасенья!
Глубоко же вы пали, люди,
в бездны лжи и лукавств искусных!
Верить вас призывал Наставник,
изошедший из лона Бога;
Верить каждому: кто как может,
не склоняясь к гордыне царской.
Дабы сердце от веры пело,
от надежды святой трепетало,
от любви поднималось к Богу.
Вы же быстро забыли правду,
и поставили истуканов.
Вы воздвигли свои перекрестья
на телах ваших, на одеждах,
на домах, на судах, на храмах, –
на себе и на всём нечистом!
Перекрестьями заклеймили
вы святую веру и правду.
В блуд духовный пустились чада,
коих Бог обучал беречься!
Так на тканях, на древесине
и на камне возникла смута.
Всякий образ Святого Бога
в разных видах и в разных позах!
Не Помазанника, а Бога,
что Един и миры все держит,
вы упорно изображали
не для чувств, что угодны Богу,
не для мира, где вы живёте,
а для храмов и для служенья,
для бесстыдного почитанья!
Веру личную подменили
спором глухости с слепотою!
Вами созданы и каноны,
и легенды, и все преданья,
что лишь чувственность возбуждают,
дух оставив в нагой пустыне!
Вы не мирно внимали Богу, –
меж собою вы длили брани.
Не для помощи вам преданья,
а для множества искушений.
Грешник учит о том, что хочет,
про дела измышлений ложных.
Грешник слово уст человечьих
вознести готов выше Бога!
Нет в вас мира духовной славы,
жажда славы мирской вас гложет!
О, скажите, какая польза
от очищенных поколений,
если вера их ни на локоть
не взросла от поры пророков?
Детям взрослые предлагают
то, чего не предложат старшим.
Вы же в детство духовное впали.
Вы, как дети, но не по духу;
безрассудные, как младенцы.
Но упорство в вас, как у старцев.
Без согласий и примирений
в глухоте проживаете век свой… 
Толпы молятся на дощечки,
и на утварь рук человечьих!
Жизнь Помазанника забыли.
Оскорбляют Небесную Церковь.
Бога истины огорчают.

10
   Встретил я людей, боявшихся смерти, и так говорил им: «Господь возвышает праведных, сим являя благодать Свою. Нет праведнику затруднений, ибо в духе находят все освящённые утешение себе. Воля их – к Господу, и к Создателю мольбы их. Смерть земная для них не страх, а благословение. Единый Бог Духом Своим спасает верующих от злобы земной. Чада Господа, не бойтесь смерти. Нет гибели духовной для возлюбленных детей Создателя. От Духа Святого исходит спасение. Избавляет Господь праведников. Тела человеческие подвержены боли и страданиям, души подвержены смятению и горю. Но когда дух отделится от тела и от души, пройдёт боль, исчезнут горести, ангелы обнимут вас, вы воскреснете, и предстанете пред Церковью Небесной. Дух чужд телу материальному, но слит с ним по закону бытия созданий. Посему, не ужасайтесь разделения человека в смерти. Как ценную вещь переносят в грубых и твёрдых ёмкостях, а принеся на место, вскрывают их и вынимают ценность, – так и дух ваш, окрепший в жизни земной, изымется из тела вашего, отделится от души вашей, взяв достойнейшее из неё, и вознесётся к миру духовному. Там дано будет вам новое «тело», – совершеннее того, что и ныне даёт вам множество возможностей.

   Вы останетесь собою, но будто переродитесь и изменитесь сообразно вере вашей. Если хранили вы в себе всегда мирную молитву, вознесёт она вас и обрадует несказанно. Если же пагубное вы замышляли, бросали упрёки и сеяли смуту, – то наказание вы испытаете. Нет, не огонь земной поразит вас, но огонь грехов ваших будет изводить вас, когда осознаете вы грехи свои, вами отверженные. Будут свидетельствовать о вас создания духовные, более совершенные, нежели вы. Вспомните, что и на Земле, при свидетелях тяжко преступнику, слушающему свидетельства против себя. Представьте же, что будет с вами, если все грехи неисповеданные пред Богом разом огласят вам, и свидетелей будет бессчётное множество, а во главе их встанет Свидетель свидетелей – Господь Бог Единый!

   Не бойтесь смерти болезненной, будто пытки для тела. В смерти тяжело душе, но телу легче. Духу же смерть неожиданна, как великое событие, творящееся тайно. Не бывает смерти предсказуемой. Тому, кто обречён умирать долгие годы, и тому, кого стремглав сразила будто случайность, – всем им смерть равно неожиданна. Можно приготовляться к ней в болезни, но всё равно внезапно случится она для умирающего, и дух его будет потрясён, ибо незнаемо ему время его.

   Истинно, сроки жизни – у Бога Единого и Церкви Его, и судьба каждого ведома лишь Вседержителю! Верьте и молитесь искренно, бескорыстно. Люби;те Господа в вере вашей, и тогда ни что не омрачит вам жизни духовной. Положитесь на Святейшего Спасителя, который есть Источник жизни и блага! Отдайтесь Ему всем существом своим. Не сомневайтесь в праведности Бога и мироздания Его, – и в вас не усомнится Господь, милуя и возвышая чистых в вере детей Своих. Сокрушайтесь о заблудших в мире вашем, а не об ушедших к миру новому, где порядок божественен и Закон истинен!

11
   Помышляя о Господе Боге Едином, видел я небесные образы, и красота дивная являлась мне.

   Восходил я через свет, преображаясь. Там видел я существ незримых. Одни из них будто не замечали меня. Иные же смотрели мне вослед.

   Были и те, кто говорил со мною так: «Вера ведёт тебя, собрат наш. Вера твоя возносит тебя к нам. Ныне узри, чрез дух свой, истинное бытие, исполненное любовью».
   И говорил я так: «Как здесь всё таинственно и прекрасно! Я будто растворяюсь в этом! Пока тело моё на земле и не теряет оно связей с материей, я сам, сущностью моею, здесь с вами, в Мире Божьем».

   На это отвечали мне: «А ведь это – лишь ограниченное представление твоё. Лишь отблеск величия Царства Божьего. Он дарован тебе как образчик веры; в награду за мольбы искренние и за смирение. Утешься же от горя своего. Придёт черёд твой, и будешь наделён дарами духа, подобно нам».

   Шёл я среди них, среди освящённых. Взирал на них с восхищением. Продвигался по мирам невиданным. Там время иное, и живущие там дивны. Ведал я во мгновения духовные историю их и законы их. Но к Богу была устремлена воля моя, и в свет я восходил. Сферы небесные, подобные планетам, двигались вокруг меня в хороводе. А на них ангелы, светлые дети Божьи. Зе;мли блаженные, где в мире можно познавать Создателя. Освящённые Духом Святым чада Господа наставляют там заблудших, и выслушивают друг друга смиренно и внимательно.

   И вот, предстал предо мною один мир, – как образец духовности, символ пути Божьего. Белизною он сиял, чудесными цветами озарялся. Был храм с гладкими стенами посреди места того. Стены его наклонные поднимались ввысь.

   Из ворот его восходил в драгоценном одеянии великий Оглашающий, так вещавший: «Ты явился в мир духовности. Спрашивай – и отвечу тебе».

   Смущённо спрашивал я: «Что ещё сделать мне для Бога Единого, чтобы вновь, в духе спасения, побывать в мире сём?».

   Отвечал собеседник мой: «Не новую заповедь огласил тебе Господь, но заповедь прежнюю, ибо она истинна. Люби Его повсюду и во всех. Есть у тебя унижающие тебя. Есть и хвалящие тебя. Цени их как детей Господа – освящённых или заблудших. Любовь да наполнит тебя. Уподобь себя Помазаннику, что изошёл из Духа в мир твой. Прости врагам своим в мире материи, чтобы победить их в духе. Твори скромно, но твёрдо, – и будешь мирным сыном Божьим».

   Ещё спрашивал я у Оглашающего: «Где я ныне?»

   Был мне ответ: «Ты в себе и во всём. Дух Божий проходит через тебя беспрестанно. Тебя слышит вся Церковь Небесная. Каждая крупица тела твоего видна Господу, каждая мысль твоя, и что вне мысли твоей, и что было с тобою, и что будет, – всё ведомо Господу. Ныне ты там, где тебе уютно. Набирайся сил для служения твоего. Бог рядом, Он в тебе, лишь верь усерднее».

12
   Ещё спрашивал я: «Зачем же храм сей, если Бог Единый здесь всюду?»

   Отвечал Оглашающий: «Сей храм есть символ спасения. Вон там, справа от тебя, маловерные возводят хуления свои на Закон вселенной. Им гордыня и страсть нечистая застлали свет истины. Они бродят по лугу зелёному, стеная от боли, ибо кажется им, что идут они по углям раскалённым. Они освещены солнцем, но спотыкаются, думая, что они во тьме. Они одеты и здоровы, но убедили себя, что лишены всего и больны неизлечимо. Это есть образ мира греха. Донеси его другим. Не знание, а вера исправляет, ибо знание – плод веры. Вера любящая, вера Господа в мир Его, спасает этом мир и насыщает его. Кто не верует, тот сам себя наказал.

   А вон, взгляни, слева от тебя те, кто идёт уверенно, взявшись за руки. Складно говорят они. Пребывают в смирении и достоинстве. Сии готовы оказать помощь всякому просящему. Они живут Богом. Личности их проникнуты Духом Святым. Смотри, как ступают они всё выше и выше. И всё громче и громче славословие их».

   И услышал я песнь великую и уверенную, озарявшую меня, будто мощное светило:
— Мы едины, и оглашаем
эту песню во славу Бога!
Мы достигли сего единства
без коварства и принужденья,
что в мирах процветают часто.
Нет, мы мирно достигли правды.
Ибо правда есть дочь смиренья.
Усмирили мы своеволье,
и гордыню мы одолели.
Каждый верит и каждый знает,
что опору найдёт в собрате.
Отворяем мы путь спасенья
чадам Господа, что в попранье.
Не рабы мы, но дети Божьи!
Славим духом свободу нашу,
нам дарованную издре;вле.
Чист наш помысел, ибо есть в нём
Дух Господень, живящий разум.
Мы едины, но уникальны.
В нас и мудрость, и сила крепнут.
Нам смирение даровало
благоденствие. Бог в нас правит!
И с Ним вместе и мы в почёте.
Мы возвышены во спасенье.
О, Создатель, Ты судишь право!
Мы с Тобою, наш Бог Единый!
И с Тобою пребудем вечно!

   Возликовало сердце моё от святого гимна сего. Будто малые кристаллы зажглись надо мною яркой белизною. Окружили они меня, и, возгораясь всё сильнее, вошли в сущность мою. Поднялся я над Оглашающим, увидев его как бы с нескольких сторон.

   И рёк мне Оглашающий: «Молись и впредь так же, как ныне творишь сие. Будь смире;н пред Господом Богом Единым. Люби творение Его. Не озлобляйся на родичей твоих. Тем стяжаешь благодать Церкви Небесной. Помни: вера божественная превыше всего!»

   Исполнился я благодарности за это благословение, и поклонился Оглашающему.

   Так сказал ему: «Святой, я буду помнить речи твои. И сохраню я Божьи заповеди, начертав их волею неколебимой на духе моём!»

   Он ответил мне: «Взойди в храм духовный, о котором расспрашивал ты, дабы вернуться тебе к положенному уставу природы твоей».

   И вошёл я в храм тот, и, задрожав сильно, возвратился в мир материи.

13
   Бывает время обмана и время исповеди.

   Желая очиститься от скверны заблуждений, направлял я мысли свои к Единому Богу. И говорил так: «Господи, всегда Ты со мною, окружаешь меня нерушимой стеною. Ты – Един и Свят. Тяжко ныне душе моей и дух мой слаб. Ты – надежда моя единственная. Мольба к Тебе – моя песнь и мой трепет. Отец мой Небесный, нет для Тебя невозможного. Помоги же мне, направь путь мой. Я в смятении и жажде правды. Окружили меня те, кто чужд мне. И раздвоилась вера моя, рассеклась будто надвое. Верою своей я с Тобою, Господи. Но вот, душа моя миром поглощена. Захлебнулась она в мире сём. И уже будто не чтит Тебя, замкнулась в себе, в печаль укуталась. Силы мои оставили меня. Всё менее времени Тебе, Спаситель мой, уделяю я. Лишь изредка ясен разум мой и дух мой. В такое время я с Тобою, Любовь моя. Но исходит на погибель боль от мира сего. Непонимание рождается во мне. Горечь уныния и дерзости пленяет меня, как прилив, побережье наводняющий. Душит страхом меня, отнимая веру мою, заставляя предавать Тебя ежедневно. Куда ни пойду – согрешаю пред Тобою. И вдвойне позорен грех мой, ибо нарушаю не закон общественный, а закон веры собственной. Что обличаю я, Господи, то и совершаю над другими. Сие есть испытание моё, смуту на меня навлекающее. Путь мой предначертан к Тебе, но истинность его страшит неизведанную сущность мою.

   Люди ополчаются против пустоты и временности. Едят, пьют и богохульствуют. Не мне, по слову Твоему, унимать их. И всё же, раздражают они меня. И, в раздражении пагубном, вскипает воля безумная. Заблуждение заслоняет во мне светоч Твой, Боже мой. Ты ходил в мире моём в Сыне Славы Твоей. Ведомо Тебе всё, что чувствую я. Ты и внутри меня. Распростёр Ты объятия Свои, Дух Свой преисполнил милостью, и готов принять меня и очистить от заблуждений моих. Но сам я не готов к праведности Божьей! Тело моё, как сосуд с трещиной. Душа моя, словно вихрь изменчивый. Дух же мой слаб и склонен к сомнению. Помрачается разум мой, и не в силах я осветить его. Нет уж сил засыпать и желание просыпаться исчезает.

   Окружили меня пагубой и ждут согласия моего. Смотрят и исследуют, будто камень я или зверь без чувств. И хотят, и требуют, не давая ничего взамен. Слепы и глухи люди в мире сём, Тобою созданном. Но Ты, Боже мой, Кто един и милосерден издревле. Ты повелеваешь вселенными, и мириады детей Твоих находят утешение в неисчерпаемых источниках Духа Твоего. Дай же и мне малость соразмерную, ибо я мал, малы и мои возможности. Воля моя склонна к злобе. Будто сам себя я пережил. Взгляды людей мне видятся острыми, как уступы гор. И речи их колки и пусты, будто терновник. Празден дух их, исполненный нечистотами. Нет у них плода, а только букеты пёстрые. Тяжко мне средь них и горько за них, Единый Боже! Подай же им луч спасения, чтобы просветлели они в делах своих и помыслах. Спаситель мой, Ты велик и строен, свят и светел. На Тебя надежда моя, и вся жизнь моя лишь в Тебе!»

14
   Было время позднее, когда ощутил я образы мира. Тогда тяжесть их легла на меня камнем обширным.

   И звучали во мне такие слова:
— Я смотрю на сердца людские,
на их речь обращаю дух мой.
И невидно в них света жизни,
жажда правды им незнакома.
Созерцаю глаза и лица,
и в них вижу лишь недоверье.
Я касаюсь того, что важно,
но ответа не получаю.
Говорю о Едином Боге,
а меня не хотят и слушать.
Дух мой крепок, но тело сла;бо,
а душа багровеет болью.
Заволочен я произволом,
исходящим из лона гнева.
Боль рождает обиду и ужас,
угнетающие дух мой.
Так Господь указал свершаться.
Долю дела Он мне размерил.
Понадеялся, что смогу я
принести в мир реченье веры.
Но свободна воля созданий, –
только им избирать служенье.
Я избрал не по мне задачу,
от неё я теперь и пла;чу.
Хоть и тяжко, но продолжаю,
вдохновляясь примером прежних,
сберегать слог молитвы чистой.
И когда предаюсь молитве,
отступают греховные тучи.
Бессердечие и коварство,
извиваясь в бессильной злобе,
прочь бегут, проклиная правду!
И пронзает меня свет Божий,
и обиды мои уходят!
Вижу новое слово правды.
Мир является в мою душу.
Расслабленье приходит в тело.
Дух же связывается с вечной
силой Божьего милосердья.
Всё ничтожно, всё, кроме Бога
и любви средь Его созданий.
Ярость, страх, сладострастья узы
опадают, как пыль пред влагой.
Говори же со мною, Светлый!
Ты спасаешь от всех несчастий.
Не желаю я прославленья,
мне обычай людей не нужен,
ибо Ты вечно рядом, Боже!
Нет ценней Тебя и любимей.
Лишь с Тобой я живу достойно! 

15
   Много я ходил по Земле, и видел много горестного на ней. Лик Земли отлучён от правды Господней. Но как бы ни был труден путь святой веры и любви, – возможно пройти его с честью. Видел я уныние во многих страждущих, и в сердце моё оно прокрадывалось скрытно. Но нашёл я в себе силы не усомниться в правде Господней, ибо не зря создан мир сей, мир земной, где тяжко многим. Не для наказания создан нам сей мир, а для воспитания и возрастания духовного. Вот, есть многие, говорящие: «Мир наш – худой и непотребный. Погряз он в грехе и всё в нём мерзко». Нет, чада Господни, Бог не враг нам! Он не допускает вероломства греха на весь род человеческий. Это материя заслоняет от нас истину Бога Единого. Одной мерою мерим мы несоразмерное для разума нашего. Духовность прививаем душе переменчивой и телу, ей чуждому. Клевещем на смерть земную как на горе величайшее, как на врага нашего последнего. А враг наш, поняв заблуждения наши, обхватил нас лицемерием. Подавляет он нас древним страхом земной погибели. Сей враг наш – дьявол и царство его. Он низвергнут из Дома истины, но семена его острыми колючками зацепились за сердца людские. Посему многие и доныне страшатся боли и смерти земной более, нежели следует им. Ибо страх у истинно верующих должен быть не от разлада в теле их, а от разлада в душе и в духе их. Гибель же духовная грозит тем, кто не верит в Господа Вседержителя, Бога Единого. Кто не имеет любви к Богу и к окружающим; кто не прощает и не смиряется, осуждает и отвергает всё мироздание, – тот будет осуждён вплоть до лишения его бытия духовного. И прекратится жизнь такого мятежника; истребится он, но не волею Господа и духовных чад Его, а своею собственной волей уничтожит себя грешник.

   Каждый день, каждый час жизни нашей зачтётся нам на Суде Господнем. Что благое и правое совершили мы или помыслили, то и возвысит нас. А если что-нибудь нечистое пожелали ближним своим или Богу нашему, то это отдалит нас от спасения. Сколь велико было желание познать Господа в мире Духа Его, столь велика будет и награда от Бога Единого. Ибо Царство Его расцветает в мире Духовном, но зарождается в мире материальном. Неверующий на Земле – и на Небе будет прозябать в пустоте и унынии. Не познает он радости святого общения и вознесения духовного. А те, кто верят и созидают любовь мирную на Земле, те уже имеют в себе Царство Божье. И в час смерти их вознесёт их Царство сие, которое они имели в духе своём. И будет им радость и мир, и любовь Господа Бога Единого – навечно. И взойдут они в бытие новое, исполненное миром и добродетелью. Там вкусят они истинное знание, и продолжат восхождение своё духовное. Так будем же молиться и верить, и любить. И Единый Бог, Спаситель наш, избавит нас от смерти!

   Предавался дух мой Господу, и являлось мне многое.

   И говорил я: «Спаситель мой, да прославлю Тебя словом своим и делом! Не помяни мне прегрешений моих. Спаси детей Твоих на Земле и помилуй род наш, да вознесёмся в Царство Твоё и будем служить Тебе. Пусть же возвысит нас любовь до благоволения Твоего!»

   И ответил мне Дух Божий: «Я слышу тебя. Я с тобою».

   Да пребудет мир в сердцах верующих!


Духовное Писание

I. Книга истины > http://www.proza.ru/2013/11/30/2114
II. Книга мира > http://www.proza.ru/2013/12/08/1398
III. Книга веры > http://www.proza.ru/2013/12/14/7
IV. Книга явлений > http://www.proza.ru/2013/12/20/2086
V. Книга молитв > http://www.proza.ru/2013/12/25/1934
VI. Книга образов > http://www.proza.ru/2014/01/04/1313