На тихой улице в Германии. 13. Бабушка в платке

Тамара Залесская
НА ТИХОЙ УЛИЦЕ В ГЕРМАНИИ

Рассказы

Продолжение. Начало см. http://www.proza.ru/2014/03/13/1569

13. БАБУШКА В СОВЕТСКОМ ПЛАТКЕ

      Где «сдают» посуду?
      Как попасть в Германию?


ГДЕ СДАЮТ ПОСУДУ?

     В первое время мы с младшим сыном прогуливались неподалёку от дома, ещё не зная толком, где здесь можно ходить, а где нельзя. Это у нас во дворах детские площадки существуют для всех, а как здесь? Каждому ребёнку надо повозиться в песочнице, залезть на горку, покачаться на качелях, а рядом ничего нет – только частные дома.

     Итак, мы идём куда глаза глядят и о чём-то вполголоса разговариваем. И вдруг какая-то незнакомая бабушка в простом, очень знакомом, можно сказать, советском платке спрашивает у нас: «Где это здесь можно выбросить стеклянную посуду?» Причём она говорит по-русски!

     Я ещё не знала о том, как много в Германии русских немцев, да и вообще ничего о них не слышала, и очень удивилась такому типично русскому явлению. Немецкие бабушки платков не носят – они ходят либо в беретах, либо в шапочках. Да и вопрос был, конечно, интересный. У нас тогда все сдавали посуду за деньги в пункте приёма, а тут, видите ли, выбросить – и то надо знать, куда.

     Бабушка помнила, что посуду «сдают» где-то неподалёку. Она пошла вместе с нами по улице, затем мимо школы, и вскоре на газоне возле дороги мы увидели три больших шарообразных ёмкости высотой с человеческий рост, с дырками наверху, предназначавшихся для стекла трёх цветов – белого, зелёного и коричневого.

     Уверенными движениями бабушка побросала в шары содержимое двух своих пакетов. Стекло падало вниз и билось с тревожным звоном, что само по себе необычно и даже как-то неприятно: чистые банки и бутылки ни с того ни с сего выбрасывают и при этом равнодушно бьют. Причём банки-то закручивающиеся, у нас они и сейчас денег стоят.

     Потом бабушке захотелось погулять вместе с нами, и мы, увидев через дорогу общественную детскую площадку, направились туда вместе с этой незнакомкой и очень мило побеседовали на скамеечке, пока мой сын резвился на новых для него «аттракционах». Ничего особенного, скажу я вам, у нас тогда было не хуже.

     Выяснилось, что женщина приехала сюда в гости к дочери из Зендона, маленького немецкого городка, где она живёт с семьёй другой своей дочери. Раньше все они жили в Казахстане, а в Германию перебрались всего два года назад.


КАК ПОПАСТЬ В ГЕРМАНИЮ?

     Первой сюда приехала старшая сестра этой женщины, которую кто-то из родственников пригласил в гости, но она сразу взяла с собой подушки, собираясь остаться в Германии. Может, ничего более ценного у неё и не имелось, или она подумала: «Вдруг там подушки дорогие, а они ведь лёгкие и никакого подозрения у пограничников не вызовут – мол, везу в подарок родне».

     По нашим понятиям, эта сестра была «невозвращенцем». А потом она вытянула сюда всю семью – сына с невесткой и детьми, сестру и двух её дочерей с семьями. Видимо, для скорейшего выезда из СССР всё-таки требовалось подтвердить своё родство с жителями Германии, ведь документы могут быть с немецкими фамилиями, а национальность в них написана какая угодно.

     В советское время далеко не все немцы хотели называться немцами и, наверно, кто-то писал другую национальность – по отцу или по матери, если была такая возможность. Или наоборот: у немцев были русские фамилии, впрочем, не у них одних. Так уж складывалась жизнь в 20-веке, что всем доставалось – не за одно, так за другое.

     Но интересно, что в Германии мне встречались русские немцы только с немецкими фамилиями. Вполне вероятно, что кому-то из женщин пришлось вернуть прежнюю фамилию, если, выходя замуж, она поменяла её на русскую или украинскую. Что касается национальности жён или мужей, то это могли быть даже казахи – им тоже очень хотелось поехать в Германию.

     Например, в одной многодетной семье, которую я знала, жена была русской, а муж наполовину немец, наполовину узбек. Естественно, здесь они и их восемь детей считались немцами, и фамилия у них была типично немецкая. Побольше бы таких семей – спокойных, дружных и не унывающих даже в трудных обстоятельствах.

     Бабушка, с которой мы гуляли, на обратном пути показала нам дом, где жила её дочь, и я поинтересовалась, можно ли как-нибудь прийти к ней, чтобы расспросить о том, что к чему в этом незнакомом городе.

     Так на следующий день я познакомилась с Эльвирой – спокойной, доброжелательной женщиной, с которой мы дружили всё время, что я жила в Германии.


Продолжение:
http://www.proza.ru/2013/12/15/1062

______________________________________

Фото из интернета