Писатели и читатели

Владимир Василюк
Писатели и их читатели.

Начав писать эти воспоминания, ловлю себя на мысли, что раскрываю одну из страшных государственных и общественных тайн.

Начну издалека.
Каждый человек, пишет и где-то печатается, и не будем лукавить, что это не так, мечтает, чтобы его прочитали.
Далее эти мечты движутся к изданию своей книги, каким-то, в зависимости от популярности Автора, солидным, или не очень, тиражом.
Желательно, чтобы книгу заметили, прочитали, не выкинули на помойку, либо не сдали на макулатуру и апофеозом мечты - поставили книгу на книжную полку, периодически заглядывали, черпая из нее, как из «источника мудрости».
Наличие книжных полок в доме, всегда рассказывали о своем хозяине, как об образованном и культурном человеке.
Когда такими полками заставлен кабинет публичного человека, без сомнения, доверие к нему, в глазах общественности растет.
«Какой грамотный! Какие и сколько книг на полках! Видимо все это перечитал!».
Государственные и общественные деятели разных рангов любят фотографироваться и давать интервью на фоне этих книжных полок.
И, без сомнения, это лучше выглядит, чем рассказывать о своих глобальных планах улучшения судьбы людей, или о построении крепкого государства, у мангала, на котором дымится шашлычок, с рюмочкой какого-то крепкого напитка.

По роду своей работы, мне иногда приходится работать в разных «серьезных» и «высоких кабинетах ».
Книжные полки всегда влекли меня.
Взгляд сам по себе просился просмотреть их «ассортимент», который с течением времени, менялся.
Написав «ассортимент», я ни в коей мере не обмолвился товарно-базарным словом.
Во времена СССР, неизменное и почетное место на полках занимало 55-ти томное собрание сочинений В.И.Ленина.
Позже почетное место досталось 9-ти томном изданию Л.И.Брежнева.
Что стояло до этого?
Не знаю, потому что лично не видел - наверное 16 томов И.В.Сталина .
Как сейчас?
Сейчас полных хаос.
Кто какой политической, общественной или религиозной ориентации придерживается, то так, под себя, этот « ассортимент» и комплектует.
Написав «комплектует», я опять не оговорился товарно-базарным словом.
Как-то, заканчивали работу в одном бизнес центре.
Все фирмы , задействованные в этом процессе спешили.
Мы еще не закончили монтаж нашего оборудования, как уже начали завозить мебель, а мастера по интерьеру, своим художественным взглядом осматривали общий вид кабинета и вносили по ходу свои коррективы.
Все должно было выглядеть «по-серьезному».
Тут-то и стали вносить книжные полки ...
Полки были с книгами.
Сосредоточено занятый своей работой, я не сразу обратил внимание и не проанализировал, почему это грузчики так легко ими манипулируют.
По окончанию этих работ, когда все уже стояло на своих местах, у нас возникла небольшая пауза в монтажном процессе.
Я подошел и поинтересовался - что же читает хозяин этого важного для судьбы государства кабинета.
На этой полке стояли исторические книги, самых разнообразных авторов.
Заметил одну обложку книги, о которой я знал, но никак не мог достать.
Глаза загорелись ...
Хотя бы полистать ...
Камеры наблюдения еще не были установлены, и можно было ...
Открыл дверцу и легонько попробовал достать книгу.
???
Книга не поддалась!
Она знала свое место и не желала «отдаться» кому попало.
Ошарашенный, я начал присматриваться ...
Это был шок - книги на полках были прочно вклеены в полку.
На века!
Все книжные полки были интерьером кабинета и не более.

Немного передохнём ...

С этим просторным кабинетом, как будто все ясно.
Я уже думал, что меня уже ничего больше не в состоянии будет удивить, но ...
У дверей менее солидного и менее просторного, еще не законченного кабинета, также стояли полки.
Их вес и емкость, говорили о меньшей должность их хозяина, но с не меньшими претензиями на образованность.
Меньший объем предоставленной ему «жилой площади» не давал возможности с таким же размахом сделать оформление.
Специалисты по интерьеру решили этот вопрос очень оригинально.
В тоненькие, чисто условные полки, были вклеены аккуратно обрезаны на разную глубину корешки книг.
Очень выгодно.
Середину на макулатуру, корешки в интеллектуальный интерьер.
А какая разница?

Мне кажется, что существует целая индустрия, которая предоставляет такой вид «интеллектуально-художественных» услуг.

Вспомнилось из древнего юмора «Литературной газеты»: «Покупайте обои только у нас. Только у нас - полное собрание сочинений ... По вашему заказу, мы можем изготовить обои с полным собранием сочинений и других авторов ...».

***

Все же сказать, что «серьезные люди» вовсе не читаю, будет несправедливо.
Как-то, в кабинете одной «серьезной организации», на рабочем столе, я заметил, среди стопки книг, двухтомник Фридриха Ницше.
У меня есть такое же издание.
Первый том прочитал легко.
Второй - не знаю, то ли слишком заумно сам автор писал, толи сам не дорос до него - осилил с трудом, и мало что осталось в памяти.
Иногда у меня пробовали брать на чтение, но быстренько, с извинениями возвращали, так и не поняв мыслей Автора.
Увидев эти книги, к которым, как было видно по закладкам, часто обращались, мне захотелось взглянуть в глаза этому умному человеку.
Хозяина в то время не было, встретился я с ним, спустя две недели, на завершающем этапе наших работ.
Хозяином оказался хозяйка – симпатичная молоденькая девушка.
Я, было, хотел набросать ей комплиментов, выразить свое восхищение и похвалу, но она как-то странно смутилась, и стала почему-то оправдываться, объясняя, что Книги ей нужны только по работе.
Я так и не понял, в чем был её «криминал» и за кого она меня вообще приняла.

Вот так бывает в наших непростых отношениях между писателями и их читателями.

***
Перевод с украинского «Письменники і читачі».
http://www.proza.ru/2013/11/23/1553