Часть 1. Три версии жизни. Глава 1-3

Лара Ривкин
Предисловие

Перед вами ещё одна история любви. Повесть-воспоминание неспешно ведётся женщиной от первого лица, и охватывает период в десять лет. Люди, судьбы, страны, континенты...
Данное произведение не имеет ни малейшего отношения к документалистике: все события и герои вымышлены, совпадения случайны.

Часть 1

Три версии жизни

С любовью встретиться проблема трудная
Планета вертится круглая, круглая
Летит планета вдаль сквозь суматоху дней
Нелегко, нелегко полюбить на ней

Звенит январская вьюга и ливни хлещут упруго
И звезды мчатся по кругу и шумят города
Не видят люди друг друга, проходят мимо друг друга
Теряют люди друг друга, а потом не найдут никогда

Из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Глава 1

Поздний вечер пятницы. Мама встречает вернувшуюся с дискотеки дочь:
- Яна, что ты рыдаешь, как будто у тебя кто-то умер? Что случилось?
- Он за весь вечер ни разу в мою сторону не посмотрел!
- Кто не посмотрел?
- Дима! А танцевать приглашал Юльку-соплячку.
- Ну, и наплюй на него. Зачем он тебе нужен?
- Нужен! Хочу только Диму!
- Ладно, прекрати истерику. Ну, не нравишься ты Диме. Допустим, такого не существует, никогда не было. Чего тебе хочется?
Осматриваю комнату. На стене висит иллюстрированный израильский календарь, открытый на мартовской странице. На фото свадьба. Жених - блестящий красавец. О!
- Хочу такого, как на той картинке!
- Да, я вижу, у тебя губа не дура.
- Ну, а что? Чего мелочиться, если уж Дима мне не достанется... Хочу самого-самого!
- Ну-ну, мечтай, дорогая.
...Недаром же говорят, что надо быть осторожными со своими желаниями, ибо они могут исполниться буквально. А вы готовы к такому повороту событий?..

Мне 20 лет. Не так уж, чтоб совсем ребёнок. Иной раз горе от ума, а иногда впору отправиться в ясли. Я дорабатываю последние месяцы в аптеке - перед отъездом в Израиль. Мечтаю жить в Земле Обетованной. Мама против, и не хочет отпускать меня. Но у неё нет выбора. Для того, чтобы принять решение о переезде в другую страну, я достаточная взрослая и самостоятельная... И, главное, мне страшно хочется удрать от своей слишком авторитарной мамы. Удрать за тридевять земель.

Кроме работы и сборов документов для переезда, в мои интересы в данный момент входят занятия ивритом с частной учительницей и посещения еврейского клуба. В этом самом клубе я познакомилась с ребятами, часть которых стали моими самыми близкими друзьями. А как же иначе? Все мы жили мечтами о новой жизни в новой стране...

Нину я повстречала на очередном собрании в клубе. Была поздняя осень или зима. Открылась дверь и в класс вошло нечто несуразное, немедленно привлёкшее моё внимание... Не то подросток, не то девушка очень высокого роста, - на первый взгляд под метр восемьдесят, в голубом дутом нейлоновом пальто, бордовой шапке грубой ручной вязки, в коричневых ботах невообразимого размера. Что это такое? Вот уж чудо чудное!
Потом чудо стащило с себя лапсердак и головной убор, и оказалось молодой нескладной девушкой лет 16-17.
- Я - Нина. Примете в компанию?
- Конечно! Мы всегда рады новым людям. Проходи, садись...
Нина подошла ко мне и спросила разрешения сесть рядом. Так и познакомились. Впоследствии я привыкла к её гренадёрскому росту, и решила, что она вполне симпатичная девушка, тем более - голубоглазая блондинка. Просто ещё очень молодая (заканчивала школу) и поэтому нескладная.
С этого дня мы подружились, не смотря на три года разницы в возрасте, и стали практически неразлучны.
Там же, в клубе я познакомилась с Венькой и Димой. С Венькой дружу до сих пор. А в Диму по-детски влюбилась... Обыкновенный паренёк, не знаю, что в нём такого нашла. Но чуЙства свои аккуратно описывала в дневнике, мечтала перед сном. И дневник презентовала Диме перед его отъездом в Израиль. Интересно, он его хранит, или выбросил, не читая?.. Что называется, последнее лето детства...

Собственно в клубе мы общались, занимались ивритом, туда же приезжали «послы» из Израиля - агитировать молодёжь переехать в Землю Обетованную. Бывали у нас экскурсии и дискотеки, и просто сборы по поводу и без. В том же клубе я познакомилась с молодой женщиной, которая оказалась моей соседкой, и согласилась учить меня ивриту индивидуально. Мы с ней тоже подружились... Кроме меня у неё имелись и другие ученики. Как-то она рассказала, что одна из её учениц, экстрасенс, увидела на столе мою фотографию, и сказала, что скоро у меня будет целых три парня одновременно. Но я сделаю правильный выбор. Я посмеялась над таким пророчеством. Вот уж действительно, расхватали - не берут. От одного Димы можно с ума сойти: вчера он пил с моим папой водку за моё здоровье на моём дне рождения, а сегодня на дискотеке делает вид, что вообще со мной не знаком. А тут сразу трое по мою душу... Ха!

Глава 2

Песах отмечали в доме деда Абрама. Был такой колоритный дедок в городской общине - любил поддерживать молодёжь.
Народу собралось немеряно. Нам с Ниной чудом удалось отыскать свободный уголок дивана в салоне... Во время торжественной части я обратила внимание на парня, которого до сих пор ни разу не встречала в клубе. Очень высокий, стройный брюнет в кипе, с профилем, какие когда-то чеканили на монетах. Я решила, что это один из приезжих израильтян, заблудившийся в наших краях.
- Нин, глянь, какой красавец...
- Ага, яркий такой. А вид какой надменный!
Я схватила за руку пробегавшего мимо Вадика Когана, местного активиста.
- Вадик, кто это? Вон тот, в кипе?
- А, это Эфраим. Он нам мацу привёз из Киева.
Эфраим так Эфраим. Полюбовались и забыли. А настоящая маца - это, безусловно, хорошо.

После торжественной части были посиделки, угощение, обмен новостями. Нина от меня удрала. Она вообще была девицей общительной... Сама я тоже болтала с кем-то из знакомых - ведь полгорода собралось в тот вечер у деда Абрама...
В какой-то момент мою собеседницу прервали на полуслове:
- Вы не могли бы подвинуться, и освободить мне этот кусочек дивана?
Я поднимаю голову, чтоб сделать замечание нахалу, который так бесцеремонно прервал нашу беседу. Слова застряли в горле - тот самый Эфраим! И говорит на чистом русском языке!
- Вы разрешите? Можно с вами познакомиться?
Это уже обращение ко мне. Однако... Бывает же! Что ему от меня нужно? Тут же столько народу... А вблизи он ещё лучше, чем издали.
- Да, пожалуйста.
- Меня зовут Марк. А вас?
- Яна. Можно на «ты»? Я думала, что ты из Израиля. К нам не зарастает оттуда народная тропа.
- Я там бывал. В позапрошлом году застрял на полгода, как раз во время войны в Персидском Заливе. Но вообще-то живу в Киеве.
- А к нам как попал?
- Работаю в Джойнте. Вам привёз мацу.
- Мне сказали, что тебя зовут Эфраим. Почему Эфраим?
- Это моё израильское имя. Есть такой писатель, Эфраим Севелла. Не слыхала? Он мне очень нравится. И я себе взял это имя.
- Нет, не слыхала.
- Как-нибудь ты должна почитать.
...Слово за слово, и познакомились. Марк действительно сопровождал контейнер с мацой из Киева. Ему было 29 лет (ой, аж на 10 лет старше меня!). Работал в какой-то биолаборатории. А по профессии ветеринар. Вот же здорово! Я в детстве мечтала стать ветеринаром. Жаль, что мама эту мою мечту затоптала на корню. И Марк почему-то стеснялся своей специальности. Говорил, что после школы три раза поступал на медицинский. Но киевские антисемиты из приёмной комиссии его неизменно срезали на экзаменах. Ну, как допустить, чтоб этот Марк Авербух стал доктором? Я никогда в своей жизни не сталкивалась с такими резкими проявлениями антисемитизма. Но, слышала, что такие случаи имели место.
Хотя у меня не менее типичная, чем у Марка, фамилия, просто не такая аристократическая, как у него, и такая же яркая в плане национальной принадлежности внешность. Наверное, мне не так уж много по жизни надо было, если я до сих пор легко получала всё желаемое… Например, закончила школу с медалью и без экзаменов была принята в фармацевтическое училище. Да и работу в аптеке рядом с домом получила случайно и без лишних усилий…

- Марк, приятно было познакомиться. Уже поздно, мне пора домой.
- Подожди минутку, я скажу ребятам, что отлучусь. Провожу тебя.
- Да, не надо! Как ты потом назад попадёшь? Ты же города не знаешь. Я далеко живу. Надо на троллейбусе ехать, а потом ещё пешком идти. И погода неважная.
- Ничего. Найду как-нибудь. Ты мне дорогу объяснишь.
- Ну, пойдём, если ты настаиваешь...
Что бы это значило? Зачем я ему нужна? Ни на одну записную красавицу не глянул. Странный какой...

Марк проводил меня до самого подъезда. Как потом назад добирался, не представляю. Ибо жила я у чёрта на куличках. От центральной автобусной станции, куда мы доехали на троллейбусе, ещё 15 минут надо было пешком топать по неосвещённым закоулкам.
- Яна, дай мне свой телефон. Я тебе позвоню.
Гм... позвонит он, как же. Назавтра и не вспомнит обо мне. Дала телефон. Мы попрощались, и на подходе к своему четвёртому этажу я уже забыла о необыкновенном приключении.
Красавицей себя ни разу в жизни не считала - выросла с мыслью о своей невзрачности. Такой мама меня воспитала. Возможно, мама не хотела развивать во мне эгоцентризм. Но с другой стороны, у меня никогда не было уверенности в себе. Так себе девочка: не особо красивая, не особо умная, ничем не выделяющаяся из толпы, серенькая... Поэтому на красивых парней я всегда смотрела с восторгом и издалека, как на произведение искусства. Как на то фото из календаря, на которое я пару недель назад указала маме... Фото... однако, прикольное совпадение!

Глава 3

Ночь. Вижу девятый сон. Я ранняя пташка, то есть рано ложусь и рано встаю. Внезапно мой сон прерывается звонком: телефон, стоящий под моей кроватью, взрывается трелью... Господи, который час? Электронные часы на письменном столе показывают 23.17. Всего лишь одиннадцать?..
- Алло?
- Яна, здравствуй!
- И тебе добрый вечер.
Кто это? Номером ошиблись? Нет, вроде имя моё знает...
- Не узнаёшь? Это Марк.
Чуть не спросила, кто такой Марк. Я спросонья плохо соображаю...
- Привет, Марк!
- Яна, я хочу к тебе приехать в ближайший выходной. Можно?
- Эээээ, да, конечно, приезжай.
- Тогда жди меня в субботу. Я приеду утренним поездом. Встретишь меня?
- Встречу, разумеется, о чём речь.
- Тогда, до встречи. Спокойной ночи!

Утром меня мучили смутные сомнения: а не приснился ли мне ночной звонок?..

- Мам, вчера звонил тот парень, с которым я у деда Абрама познакомилась. Он хочет приехать в субботу.
- Правда? Интересно-интересно. Ну, пусть приезжает. Посмотрим, что за рыбка клюнула на твой крючок.
- Ма, перестань. Лучше подумай, что приготовить, чтоб он у нас с голоду не помер.
- Он останется ночевать?
- Я не помню, что он сказал по этому поводу. Среди ночи позвонил. Помню только, что просил его встретить...

Киевский поезд прибывал в 8 утра. Я заранее приехала на вокзал 14-м трамваем. Всё-таки наш район не так уж плох: трамвай рядом, центральный автовокзал рядом, железнодорожный вокзал в 5-ти остановках от нашего дома... А вот и Марк. Не узнать невозможно, такой красавец.
- Марк, какой у тебя рост?
- Это вместо «здравствуй» и «как доехал»?
Действительно... Что это я? Хорошо, что смеётся...
- 186. А что? Мало?
- Да нет, наоборот, супер! Так как доехал?
- Хорошо. Всю ночь проспал. Побриться бы только...
- Сейчас домой приедем, там умоешься, побреешься. Вон как раз наш трамвай заворачивает на кольцо, побежали!

- Ян, я считал, что Кривой Рог - большой город. И что же это такое? Домики, козы пасутся...
- Кривой Рог действительно большой город. А это частный сектор. Разве у вас такого нет?
- Нет, в Киеве такого нет.
- Я никогда не бывала в Киеве.
- Вот и будет повод съездить - ко мне в гости, познакомиться с моими родителями.
- Эй, Марк, какие родители? Мы и сами-то едва познакомились. Это и знакомством назвать нельзя.
- Сегодня познакомимся ближе. А в 11 вечера я назад возвращаюсь.
- Ладно. Тогда культурную программу придётся сконцентрировать насколько возможно. Пойдём на выход, наша остановка.

- Мам, познакомься - это Марк. Марк, - моя мама, Любовь Петровна.
- Здравствуйте, Любовь Петровна! Очень приятно познакомиться.
- Мааам!
Мама стоит столбом в полном оцепенении. Что это с ней?
- Здравствуйте, Марк! Проходите, пожалуйста!
Слава богу, очнулась... Марк прошёл в салон, а я тихонько поинтересовалась у мамы, в порядке ли она.
- Яна, где ты такого раздобыла? Ох, где мои 17 лет?..
Хы... Вот это да! Никогда не видела мою маму в таком состоянии. Просто огорошил её Марк своим великолепием. Особенно в сравнении с неказистостью собственной дочери…

За завтраком беседовали. Причём Марк как-то не очень обращал внимание на маму, как будто она и не присутствовала. Удивительное самообладание. Обычно, родители стесняют. Или возраст сказывается? Он взрослый самодостаточный мужик, следовательно, я тоже взрослая. А мама, ну, мама...

Опять же на трамвае поехали погулять в парк «Правды». Ехать туда этим транспортом 40 минут. Но маршрут спокойный. А я хотела, чтоб Марк хоть мельком увидел город, который, конечно, не Киев, но весьма не плох. А парк, в который мы направлялись, огромный, шикарный, зелёный, с речкой и лодочной станцией. И сам Центрально-городской район выглядит всегда очень представительно...
Парк понравился. Мы даже покатались на лодке... Назад прошли через центр города: кинотеатр Ленина - самый старый кинотеатр в городе, театр Драмы имени Тараса Шевченко, площадь Победы с танком на постаменте, 1-я городская школа... Ничего выдающегося - город, как любой другой город в Украине. Зашли в какой-то магазинчик... В то время появилось множество кооперативных лавок. Мне приглянулась чёрная лаковая сумка «под крокодила»...
- Давай, я заплачу. Будет тебе подарок от меня.
- С какой стати? Я сама в состоянии заплатить. Работаю и получаю зарплату.
- Какая ты независимая. Разве не принято получить подарок от молодого человека?
- Не знаю. Потом молодой человек захочет чего-то взамен.
- Да, тяжело с тобой.
- Почему?
- Ты колючая, как дикобраз.
- Ну, какая есть. Кому не нравится, могут проходить мимо.
- Нет-нет, что ты! Мне очень нравится!
- Честно, я вообще не понимаю, что ты во мне нашёл. Я обыкновенная, ничем не примечательная. А ты...
- Ты глупая. И не видишь себя со стороны. Ты хорошая и красивая еврейская девочка. А это сегодня большая редкость.
- Гм... Да уж, достоинство. А то, что я на 10 лет младше, тебя не смущает? Моей сестре 29 лет, как тебе. И нам до сих пор нелегко общаться из-за разницы в возрасте.
- Меня твоя молодость нисколько не смущает. Наоборот, очень привлекает. Я достиг того возраста, когда начинаешь понимать, что в жизни главное - семья и дети...
...Однако. Скорый он какой. Так бывает? Это нормально? За мной до сих пор никто так не ухаживал. Тем более с таким напором... Ну, посмотрим, во что это выльется.

- Ты знаешь, Марк, я осенью уезжаю в Израиль. Навсегда.
- Сейчас ещё только весна. Я раньше тоже мечтал об Израиле. Поехал к тёте в гости, и застрял из-за войны на полгода. Работал там на свечном заводике... Вернулся с твёрдым намерением уехать туда навсегда. Но моя мама вдруг объявила, что я поеду в Израиль только через её труп. У меня пожилые родители, им по 70. Я - единственный ребёнок. И они мне очень дороги.
- И что же дальше?
- Я скоро уезжаю в Канаду. Тётя тоже перебралась туда из Израиля. И зовёт нас всех.
- Ну, что ж, удачи вам всем в Канаде!
- Спасибо, но это ещё не так скоро произойдёт... Что такое, устала?
- Да нет, туфли натёрли.
- Бедные ножки... Ну, обопрись об меня...
Подставил мне локоть... Серьёзный джентльмен!

Дома Марку снова пришлось бриться. Щетина нарастала с фантастической скоростью. Уж насколько я привыкла к повышенной волосатости своего папы, но Марк сумел меня удивить...
Обедали, смотрели мой детский альбом с фото.
- Альбом я забираю с собой. Ты не против?
- Эээээ, бери. Почему я должна возражать? Ты же вернёшь?
- Верну обязательно при первой же возможности. Кстати, я привёз тебе книгу Эфраима Севеллы – «Остановите самолёт - я слезу!» Замечательная вещь. С юмором.
- Спасибо, я прочту.

Вечером провожала своего гостя домой. Зашли в его купе. Он бросил сумку на полку и... принялся меня целовать. Да как! По-настоящему... Ой, мама... Хорошо, что поезд скоро должен отойти с перрона. В какой-то момент я оттолкнула слишком горячего кавалера, попрощалась и выскочила на улицу... Утёрла губы рукавом. Ну и ну... Эй, Марк, я ещё маленькая! И мне вообще не нравятся взрослые дядьки, вроде тебя. До сих пор не нравились... Правда, мне понравилось, как мои соседки вытягивали шеи, когда мы проходили мимо. На такого красавца, как ты, было бы странно не оглянуться. Ну, поживём - увидим.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2015/09/08/1482