Часть 1. Три версии жизни. Глава 4-6

Лара Ривкин
Глава 4

Укатил Марк в свой Киев, и пропал. Как в воду канул. За неделю ни разу не позвонил, и никак иначе не напомнил о себе. Бог бы с ним, да альбом с фотографиями жалко...
Я, недолго думая, взяла несколько дней отпуска и поехала к сестре в Одессу. Ибо оттуда мне позвонили ребята-израильтяне, с которыми я познакомилась и подружилась в нашем городском клубе в прошлом году. Сейчас Ротэм и Ноам проводили какой-то семинар в Одесской общине. Пригласили меня навестить их. За год мой иврит несколько продвинулся, и мы могли вполне сносно общаться...
Я неплохо проводила время с сестрой и племянницей. Одесса - славный город. Там всегда можно найти развлечение на любой вкус...

Сестра жила в новостройке. Телефона в квартире не было. И вот, однажды вечером, к ним прибежала соседка, которой повезло обзавестись этой полезной техникой...
- Вика, звонила твоя мама. Просила срочно с ней связаться.
Мы с Викой быстренько собрались, и побежали на переговорный пункт. «Срочно перезвони!» Что там могло случиться?
- Мам? Всё в порядке?
- Да, слава богу. Вика, Яна с тобой?
- Да, вот она.
- Передай ей трубку.
- Яна, звонил Марк. Сказал, что хочет, чтоб ты послезавтра, в субботу, к нему приехала.
- Что значит «Марк хочет»? Пусть хочет. Я в Одессе. И приеду домой только на следующей неделе.
- Так, брось валять дурака. Он купил тебе билеты. Послезавтра вечером заберёшь в кассе. Чтоб завтра выехала домой.
- Мам! Мне что, в поездах поселиться? Что за срочность?!
- Ты что, меня не поняла? Делай, как я сказала. Такого парня упустить нельзя.
Уф... Мама решила, что в лице Марка поймала бога за бороду. Как мне надоела эта местечковость! Вот прям сегодня готова выдать меня замуж за первого попавшегося претендента... Даже на водительские права не пустила меня учиться: «Ты что, замуж вообще не собираешься? Зачем тебе права? Пусть твой муж машину водит». Ладно, мам, ещё пара-тройка месяцев, и ты не сможешь меня доставать так свободно, ибо я буду далеко-далеко...

На следующий день вернулась в Кривой Рог. Чуть отдохнула, и снова на поезд - на этот раз в Киев. Ночь благополучно проспала. Да так крепко, что проводнице пришлось меня будить... Выглянула в окно: станция Боярка. Боярка, Боярка... что-то знакомое... Ох, а не здесь ли легендарный Павка Корчагин строил свою узкоколейку? Надо же, я не думала, что это всё происходило под Киевом. Плохо роман изучала в школе. Вернее, в школе мы его уже не изучали столь тщательно, как в советские времена. Но я прочитала книгу просто в удовольствие, а не в обязаловку по школьной программе...

Марк встретил меня с букетиком ландышей. Надо же, так галантно! Всё-таки большая разница в возрасте очень ощутима... Сейчас так не ухаживают. Десять лет назад Сеня, муж моей сестры, принёс ведро тюльпанов, встал на колено и делал Вике предложение в стихотворной форме. Хи-хи, представляю себя на её месте - это ж уржаться можно!..

- Яночка, ты не очень устала с дороги?
- Да нет, наоборот, хорошо выспалась.
- Хочешь прямо ко мне или мы можем зайти в синагогу?
- В синагогу? Зачем?
- Так суббота ведь. Меня там ждут.
- Ну, что ж, пойдём...

До сего дня никогда не бывала в синагоге. Красивое старинное здание, недавно отреставрированное. Два этажа: нижний - для мужчин, и балкон для женщин. Почему-то по всему периметру зала изображения знаков зодиака. Интересно... Зачем они здесь?.. Женщины в закрытых платьях, в париках, девочки в белых чулках. Все с молитвенниками в руках... Вон Марк вошёл, уже в кипе и талите, поздоровался с раввином, пожал руки мужчинам. Указал глазами раву на меня. Потом встал за столик и включился в молитву. Самого процесса субботней молитвы я тоже никогда не видела... Как же странно! Вовсе не торжественно. Каждый читает свою книгу про себя. Потом какой-то отрывок раввин читает вслух нараспев...
Время от времени раввин отрывался от книги и поглядывал на меня. Молодой мужчина, лет 35-ти. Я чувствовала себя под его взглядом неуютно. Что-то во мне не так... Ну, конечно же, Марк не предупредил, притащил меня, как есть, с поезда: в короткой джинсовой юбке, в блузке без рукавов. Разве одетой таким образом прилично заходить в синагогу?
- Марк, почему ты не предупредил заранее, что хочешь вести меня в синагогу? Я бы оделась соответственно.
- А что с твоей одеждой? Всё в порядке. Я раву объяснил, что ты с дороги.
- Да он пялился на меня во время службы непрерывно!
- Ну, ты красивая девочка, вот он и поглядывал. Он же тоже человек.
- Да ну тебя, Марк, с твоими шуточками... Лучше скажи, почему стены в синагоге украшены знаками зодиака? Какая связь?
- Так ведь лунный календарь полностью совпадает с еврейским. Ты разве не знала?
- Нет... Вот здорово! Я интересуюсь гороскопами…
- Кстати, рав приглашает нас с тобой к себе домой на трапезу. Хочешь?
- Нет, спасибо. Хватит с меня приобщений к традициям на сегодня.
- Ладно, тогда поехали знакомиться с моими родителями.

Марк жил в каком-то старом районе, застроенном типовыми четырёхэтажными домами, утопающими в зелени дворов. Нас встретил папа, оказавшийся приветливым старичком, седеньким и совсем небольшого росточка. Как странно смотрелись рядом эти отец и сын... Папа суетился, развлекал меня разговорами, кормил немудрёным завтраком. Рассказывал, что мама на работе, но скоро вернётся, а он пока за нами поухаживает, ибо уже на пенсии. На мои вопросы о маминой работе, с гордостью объяснил, что она главный корректор издательства. Ого! Интеллигентное семейство. Корректор, инженер... Как это меня занесло со свиным рылом в калашный ряд?..
Позже Марк повёл меня показывать город... Прекрасный город! Думаю, Киев не может никого оставить равнодушным... Зелень Подола, широкий Днепр, Андреевский спуск с лавочками художников... Здесь можно было бы гулять неделю, и каждый день находить что-то новое и интересное. Но у меня не было недели: вечером меня ждал обратный поезд на Кривой Рог.

В ту субботу в большом кинотеатре была частная премьера (для еврейской общины) нового фильма по знаменитому роману Шолом-Алейхема «Блуждающие звёзды». Папа Марка заблаговременно позаботился о билетах:
- Ой, этот фильм о такой девочке, как ты, Яночка, и о таком мальчике, как Марик.
Гм... Да уж, Марик для папы всегда мальчик...
Сказать по правде, фильм произвёл на меня неизгладимое впечатление. По приезду домой, я немедленно разыскала книгу и прочла залпом... А через несколько лет обнаружила в русском книжном в Израиле видеокассету с фильмом... И пересматривала, пересматривала множество раз. С тех самых пор и фильм, и прекрасный роман прочно ассоциируются у меня с воспоминаниями о Марке...

Вечером вернулись в квартиру. Мама Марка уже была дома. Бросила на меня холодно-равнодушный взгляд, говоривший: пусть сынок играется, наиграется – бросит. Надменная пожилая дама, почти царственная особа. В Марке проглядывали её черты... Н-да... Здесь мне искать нечего. Да я и не ищу. Мама Димы всегда принимала меня от всей души... А тут, я как будто навязываюсь...
Мадам почти не разговаривала. Сделала одолжение, накормив меня ужином... Под её взглядом мне хотелось только одного: поскорее собраться и унести ноги...

- Ян, я оставлю пока твой альбом у себя. Ты не переживай, он не пропадёт.
Что он делает с этим альбомом, интересно? Любуется? Ох, и странное семейство...
- Оставь, если он так уж тебе необходим.
- Ты устала, девочка?
- Есть немного... Слишком длинный день, новые впечатления.
- Мне так не хочется тебя отпускать... Но мы скоро встретимся, непременно. Правда?
- Конечно, если ты захочешь.
- А ты-то сама чего хочешь?
- Я? В данный момент упасть в постель и уснуть.
- Ладно, загадочная ты душа. Я сам тебя найду.
- До встречи, Марк! Иди, иди, поезд вот-вот отходит. Смотри, чтоб не пришлось прыгать на ходу...

Глава 5

В один прекрасный день я назначила встречу у нотариуса: мои родители должны были подписать бумагу о том, что не имеют ко мне никаких материальных претензий, и разрешают мне выехать в другую страну на постоянное место жительства. Мама была против моего отъезда, но она не осознавала серьёзности моих намерений. Действительно, на что способна без маминой твёрдой руки её глупая маленькая девочка? Вот выйдет замуж, тогда пусть делает, что хочет, и мамина душа будет спокойна, и долг материнский выполнен...
Поэтому бумаги с улыбками были подписаны:  чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало...

Секретарь нашего клуба Аня, как любой секретарь, знающая всё обо всех, услышала, что у меня есть интерес в Киеве. И решила использовать моё желание к путешествиям в данном направлении с выгодой для себя.
- Яна, ты не хочешь съездить на денёк в Киев?
- Вообще-то не планировала. Тебе там что-то нужно?
- Да, документы в Сохнут отвезти.
- Ты предлагаешь мне поработать курьером?
- Что-то в этом роде. Билет тебе оплатят, разумеется. Поедешь?
- Хорошо, тем более, я уже почти привыкла к походным условиям.

...Надо позвонить Марку. Почему бы и не провести день вместе, если подвернулась такая возможность.
- Добрый день! Попросите, пожалуйста, Марка к телефону.
- Добрый! А кто его спрашивает?
- Это Яна.
- А, Яночка! Здравствуй, деточка. Как твои дела? Ты нам очень-очень понравилась! А Марика нет, он на работе. Я передам ему, чтоб перезвонил тебе.
- Спасибо, буду очень признательна.  До свидания!
Всё-таки милый у Марка папа. Особенно в контрасте с ведьмой-мамой...

Ответного звонка так и не дождалась, улеглась спать. Встретимся - хорошо, не встретимся - тоже переживу.
Но выспаться мне не дали, - Марк позвонил ночью. Похоже, полночь - его любимое время.
- Яночка, что нового, дорогая?
- Привет, Марк! Я послезавтра буду в ваших краях. Анька меня курьером наняла, в Сохнут с каким-то пакетом посылает. Хочешь встретиться?
- Конечно, хочу! Но в Джойнте важное мероприятие, и меня попросили побыть переводчиком.
- Переводчиком? С какого языка на какой?
- С иврита на английский и на русский.
- Ого, да ты универсал! А никак нельзя это мероприятие перенести?
- Нет. И отказываться не хочется, потому как оплачивают мои услуги очень сносно...
- Ну, что ж, жаль.
- Яночка, я очень постараюсь вырваться и повидаться с тобой! Давай договоримся так: ты время от времени звони мне домой, а я буду звонить папе. И через папу будем на связи. Хорошо?
- Хорошо, я в любом случае буду в зале ожидания на вокзале за час-полтора до поезда.
- Спокойной ночи, девочка!
- И тебе...
Да, Марк - занятой человек, прям общественный деятель. Всё-таки не понимаю, что он во мне нашёл...

В Киеве на вокзале меня встретил... папа Марка. Привёз торбу бутербродов, чтоб я за день не похудела. Мы с ним договорились, как и с Марком накануне, что я буду звонить время от времени.
Посылку я благополучно доставила адресату. Заодно поговорила в Сохнуте с компетентными людьми о своих планах на переезд в Израиль. У меня оставалось довольно много свободного времени, которое я потратила на прогулку по городу. Конечно, эта самостоятельная прогулка не шла ни в какое сравнение с тем днём, который мы провели в городе вместе с Марком... Чего я жду от этого знакомства? И сама не понимаю...

До отхода поезда осталось минут двадцать. Марк так и не появился. Значит, сегодня не судьба нам увидеться. Предъявила проводнице билет и вошла в вагон. Заняла своё место, положила сумку в багажный ящик... Вдруг глянула в окно и увидела Марка, бегущего по перрону. Снова, как в первый раз, в голове пронеслась мысль о том, какой же он красавец... Особенно в строгом костюме и в белой рубашке. Выскочила из вагона и попала прямо в его объятия.
- Яночка, не сердись на меня. Я, правда, не мог прийти. И сейчас удрал ровно на 40 минут, пока американцы обедают. Так хотел увидеть тебя...
- Ну, вот и увидел. Через пять минут поезд отходит.
- Обстоятельства сегодня против нас. Но ничего. Я скоро приеду к тебе снова. Или ты ко мне. Во всяком случае, деньги на дорогу я сегодня заработал.
- Да, теперь ты богат, как барон Ротшильд...
Тем временем вокзальные динамики разразились тирадой о том, что поезд № такой-то отправляется с пути такого-то через две минуты. Проводница начала нас торопить:
- Девушка, давайте, поднимайтесь в вагон. Навсегда прощаетесь, что ли? Мне пора лестницу убирать.
- Ладно, Марк, пошла я. Действительно, не навсегда ж расстаёмся.
- Для меня каждый раз как будто последний. До свидания! Я позвоню тебе, девочка!
Последний поцелуй, вагон трогается, я машу Марку с подножки вагона... Романтика, однако!
В купе уже устроились все мои попутчики, минуту назад с интересом наблюдавшие совершенно киношную сцену.
- Девушка, как вас зовут? Присоединяйтесь к нашему столу!
- Спасибо, у меня всё есть.
- Так с компанией веселее! Хороший парень ваш жених, видно, что любит вас...
Жених... Вот уже и поженили нас добрые люди...
Глава 6
- Яна, привет!
- Здравствуй, Марк! Скажи, почему тебе по ночам не спится? Ты в нормальное время звонить не можешь? Я наутро с трудом припоминаю, о чём мы говорили...
- Ну, вот такой я полуночник. Чем ты занята послезавтра?
- Как обычно, работаю.
- Я хочу приехать. Отпуск взять не сможешь?
- С утра точно не смогу, но во второй половине дня, пожалуй, да.
- Так я еду.
- Ты сам сможешь ко мне добраться с вокзала? Встречать некому.
- Думаю, да, смогу.
- Тогда, до встречи!
- Спокойной ночи, девочка!

- Мам, Марк послезавтра приедет.
- Посреди недели?
- Ага, так он сказал.
- Так ведь дома никого не будет!
- Я в 12 отпрошусь с работы. Он меня дома подождёт.
- Мне не нравится эта идея.
- Ну, во-первых, он ни разу у нас  не спрашивал, нравятся нам его идеи или нет, а во-вторых, что именно тебе не нравится?
- Яна, я не хочу оставлять тебя с ним наедине.
- Маааама... Не доставай меня хоть ты. Я уже взрослая. Без тебя справлюсь.
- Вот я и боюсь, что ты справишься.
- Ну, бери отпуск и сторожи нас.
- Ладно... Но думай головой прежде, чем что-то предпринять.
- Хорошо, мам, я учту.

На работе я сказала, что ко мне кавалер из другого города приезжает. И коллектив отнёсся с пониманием:
- Иди, иди, Яна, устраивай свою личную жизнь. Авось, выйдешь замуж и не поедешь в свою Изральщину.
Да, да, ждите и надейтесь. Уеду, как пить дать... И этим не терпится меня замуж выдать.

Мама дождалась Марка дома, отдала ему ключи и уехала на работу.
- Яночка, наконец-то пришла! Я уже соскучился здесь один на хозяйстве. Вот, возвращаю тебе твой альбом.
- Как доехал? Не запутался в нашей деревне?
- Нет, нашёл быстро. У меня хорошая зрительная память.
- Ты вообще способный. Почему ты не хочешь работать ветеринаром?
- Да ну, свиньи, коровы, колхозы... Нет уж, спасибо. Это не для меня...
- Жаль, по-моему, из тебя бы получился хороший Айболит.
- ...Ян, как ты относишься к добрачным связям?
- Эээээ, я к ним не отношусь.
- Заявка на победу! Но ты же взрослая девочка... иди ко мне...
...Объятия и поцелуи всё горячее, положение тел близится к горизонтальному... Мамин карающий перст перед глазами всё отчётливее... Кроме всего прочего тошнота вдруг подкатывает к горлу...
- Марк, я забыла, у меня жаркое на плите подгорает!
Отталкиваю увлёкшегося кавалера и сбегаю на кухню привести мысли в порядок, умыть пылающее лицо.
Через несколько минут Марк находит меня всё на той же кухне...
- Глупая ты, Янка... Я тебя люблю. Почему сбежала? И жестокая: у меня из-за тебя всё болит.
- Извини, Марк. Я так не могу...
- А как можешь?
- Не знаю. Похоже, не доросла ещё до таких отношений... Садись за стол, обедать будем.
- Откуда ты такая взялась? Сейчас девушки в 15 лет уже взрослые.
- Вот такое я ископаемое... Марк, ты же не видишь, что в рот кладёшь. Тебе не вкусно или безразлично?
- Вкусно. Но да, я в принципе, к еде равнодушен... Знаешь, Яночка, я ведь въездные документы в Канаду получил. Через месяц уезжаю.
- Ну, что ж, удачи тебе на новом месте.
- А ты не могла бы меня подождать? Я осмотрюсь, устроюсь и заберу тебя к себе.
- То есть, чтобы я в Израиль не ехала, а ждала тебя здесь? Я правильно понимаю?
- Да, абсолютно правильно.
- Я тебе нужна? Ты меня хочешь?
- Да!
- Тогда поехали со мной в Израиль.
- Да ты что?! Меня вся родня засмеёт. Два года боролся, язык учил, экзамены проходил... И, когда уже виза в руках, я вдруг поеду в Израиль?
- А что такого? Пусть смеются те, кому смешно.
- Нет, милая. Это уж слишком.
- Так я тебя прямо говорю, без обиняков: я ничего и никого ждать не стану. Я в сентябре уезжаю в Израиль. Хочешь меня - едем в Израиль.
- Ну, а что ты собираешься делать в Израиле?
- Учиться. И вообще, куда кривая выведет.
- Но ты же замуж не собираешься?
- Пока не за кого, не собираюсь. А там - видно будет: как только, так и сразу.
- Но твоё «сразу» не случится завтра?
- Марк, перестань задавать глупые вопросы. Как жизнь повернётся, никто не знает заранее. Но обещать, что стану тебя ждать у окошка, я не буду. Понимаешь?
- Да... Ты всё-таки слишком прямолинейная...
- Опять же: какая есть. Никому не навязываюсь...  Пойдём погуляем, в парк Правды, например…
Как обычно, доехали на трамвае. В будний день парк был довольно пустынным. В его густых зарослях и извилистых тропинках вполне можно было заблудиться... Находившись, уселись на лавочку передохнуть. Отдых плавно перешёл в страстные поцелуи. Через некоторое время я углядела бильярдную поблизости, за деревьями. Ещё через пару минут поняла, что мужики перестали играть, все, как один, выстроились у перил помещения, и наблюдают за нами.
- Марк, глянь, в бильярдной напротив тишина, шары гонять перестали.
- И что?
- Они нашли занятие поинтересней: наблюдать, чем закончится наша с тобой любовь. Может, поспорили даже на пару гривен.
- Н-да. Действительно. Идём отсюда.…
Вернулись домой. Чем-то занимались, беседовали, смотрели альбомы, слушали музыку.
- Яна, что это за парень с тобой на фото?
- Где? А, это Венька, мой друг.
- Только друг?
- Да, он недавно в Израиль уехал. А это фото - с дискотеки в клубе.
- Он тебя в Израиле ждёт?
- Марк, никто меня нигде не ждёт. Венька - просто друг. Понятно?..
Поставила кассету с песнями израильской группы «Этникс». Дима как-то откопал это сокровище в музыкальных развалах на квартире очередной партии израильтян, приехавших учить нас жизни.
- Марк, ты можешь перевести, о чём они поют?
- Только в общих чертах. Когда начал усиленно учить английский, иврит стал забываться...
- Жаль... Тогда, давай поменяем музыку... на «Браво», например.

Синее, синее небо,
Скоро команда на взлет.
Ждет с нетерпением старта
У полосы самолет.

Ты мне шепни «до свиданья»
И не о чем не горюй,
Лучше всех слов на прощанье
Нежно меня поцелуй.

Ну вот и всё , надо спешить туда,
Где завтра ждут новые города.
Надо спешить, чтобы однажды
Снова вернуться сюда.

Жаль, что с тобой так недолго
Были мы вместе одни,
Но никогда не забыть мне
эти счастливые дни.

Ты сохрани мое фото,
Чтобы потом, как-нибудь,
В час, когда вдруг одиноко,
Краешком глаза взглянуть

Ну вот и все , надо спешить туда,
Где завтра ждут новые города.
Надо спешить, чтобы однажды
Снова вернуться сюда.

- Ян, не надо... выключи. Это песня о нас. Слишком грустно. Можно, я возьму вот это твоё фото?
- Конечно, возьми... А мне подаришь своё?
- Приличного нет... Вот такое хочешь? Я на нём выгляжу неважно: два дня не брился и сутки не спал. Это на загранпаспорт.
- Давай, другого всё равно нет...
- Эх, девочка, как-то не вовремя мы встретились с тобой. Как будто на перепутье дорог...
- Ничего, Марк, время всё расставит по местам...

*  *  *

Мама, в отличие от меня, не так легко смирилась с исчезновением Марка. Даже предприняла некоторые шаги к закреплению достигнутого. Правда, я об этом узнала только через год…
«Я позвонила этой старой ведьме Доре (надо же, я и не знала, что маму Марка зовут Дора!), и просила её помочь не дать нашим детям потеряться в этом мире. А она сделала вид, что вообще не понимает, кто я такая, и чего хочу:                - Марк сам разберётся в своих отношениях! Если он уехал, не простившись, значит,  ваша дочь ему безразлична. И оставьте нас в покое!»                Бедная мама! Как она пережила такое оскорбление…

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2015/09/08/1499