Настоящее и будущее черкесской элиты

Азамат Джанымбей
 ( начало - http://www.proza.ru/2013/06/25/823)

    Предварительно несколько слов о роли религии в политической жизни черкесов.

    За последние годы издано значительное количество научной литературы и публицистических статей, посвященных религии в жизни черкесов. Мы не будем углубляться в исторические подробности. Отметим только очевидное.

    Религия среди черкесов представлена ТРЕМЯ основными направлениями:

    1.традиционным народным;

    2.христианством;

    3.исламом.

    При этом, как отмечали еще древние авторы, религия черкесов всегда характеризовалась как СИНКРЕТИЧЕСКАЯ. То есть ей было присуще наложение и смешение культовых и обрядовых элементов различных религий, что в конечном итоге отражало сложную картину окружающей жизни, интенсивные перемены экономического и военно-политического характера.          

      Первое течение, которое условно может быть названо язычеством, имеет самые древние корни, и обладает значительным культурно-нравственным влиянием на мировоззрение и этику черкесов до сегодняшних дней.

      Христианство начинает распространяться среди черкесов с первых веков нашей эры и в определенные периоды достигало высокого уровня, как по распространенности, так и развитости церковной материальной и духовной культуры. Наиболее сильное влияние христианство сохранило в современной Абхазии и среди адыгов бывшей Малой Кабарды.

      Особое место в жизни черкесов, в силу охвата и регулирования всех сфер жизнедеятельности верующих, играл и играет ислам. Получив свое распространение под влиянием Золотой Орды, а также после усиления присутствия на Западном Кавказе Османской Империи, ислам, особенно к концу Кавказской войны 1763-1864 годов, превратился скорее в идеологию сопротивления колонизации, чем духовно-нравственное учение.

      Это важно учитывать, поскольку роль религии в жизни народов определяется, в первую очередь, не их доктринами вероучения, а тем, какое место они занимают в ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА, как основы формирования его НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ. В силу этого в современной жизни черкесов религии особым образом вплетены в современную политическую жизнь.   

      В нашем случае важно отметить следующее. По целому ряду различных причин у черкесов религия, в том числе в лице духовенства и его религиозных органов, не обрела той роли, которую она играет у некоторых других народов, в том числе соседних. 

    Речь идет об особой функции и миссии религии, позволяющей другим народам сохранять свою целостность. У таких народов их национальные или этнически окрашенные МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ выступают в качестве площадки примирения и разрешения неизбежных внутринациональных конфликтов, в том числе между властью и народом. Например, у русских это ПРАВОСЛАВИЕ, у евреев – ИУДАИЗМ, у татар – ИСЛАМ джадитистского толка, вайнахов – ИСЛАМ с местной суфийской спецификой. Аналогичная картина наблюдается у иранцев, армян, греков и других народов.

    А кто или что играет эту роль у черкесов? Попытка возрождения такого института путем использования народной религии наблюдается лишь у абхазов. У остальных черкесов на религиозном уровне таких механизмов нет. А созданные властями Советы религиозных представителей или Советы старейшин играют скорее символическую, декоративную роль.

    В соответствии с традицией у адыгов такую роль играли всенародные собрания - Хасы. Однако, в современной жизни адыгов произошли изменения как по форме, так и содержанию. Теперь название «Хаса» носят либо официальные законодательные органы, либо общественные организации, частично подконтрольные официальной власти, но, в основном, своим спонсорам, не имеющие иных, кроме моральных, рычагов воздействия на происходящие события.

    В любом случае, той роли, которую они играли в традиционном черкесском обществе, сегодня они не играют, и играть не могут. Органы самоуправления, рожденные много веков назад в условиях военно-демократического устройства жизни черкесов, не могут применяться в современной жизни.

    Что остается? Остается признать, что главными игроками на политическом поле черкесов выступают современные ОБЩЕРОССИЙСКИЕ партии. Сам их статус, правовое поле, в котором они ведут свою деятельность, ИСКЛЮЧАЮТ саму возможность осуществления легитимной политической деятельности в качестве инструментов по выражению и продвижению национальных интересах черкесов. Не трудно заметить, что из-за этого на уровне национального общественного сознания такое положение дел воспринимается как выгодное только двум народам – РУССКИМ, как «нации власти», и ЕВРЕЯМ, как «нации капитала».

    На самом деле это иллюзия. Поскольку национальный флёр лишь камуфлирует интересы конкретных финансово-экономических кланов и групп, в которых наблюдается свой, если можно так выразиться, «интернационал». Это касается как федерального, так и регионального уровней.

    Объективно современные партии, де-факто, выполняют в черкесском сообществе принципиально важную роль. Она заключается в правовой «легализации» деятельности местных кланов и групп по достижению ими СВОИХ экономических интересов. Будучи лишь оболочкой, они, как показывает практика последних лет, ключевыми экономическими игроками легко меняются в соответствие со складывающейся политической конъюнктурой в высших эшелонах власти. Принцип один – отсутствие всяких принципов, где выгодно, туда и вступаем…

    Условно, единственной не капиталистической, а идеологической партией остается КПРФ. Однако, эта идеология, в её современном виде, имеет к национальным политическим интересам черкесов весьма специфическое отношение.

    Несколько слов в виде краткого экскурса в историю российского партийного строительства. В дореволюционной России была единственная партия, ставившая перед собой защиту интересов национальных меньшинств в Империи с учетом тогдашних реалий. Это созданная в 1905 году «Конституционно-демократическая партия», знаменитые «Кадеты» (http://grachev62.narod.ru/mnpt/chapt08.htm).

Автор этих строк принимал участие в попытке возрождения этой партии в современной России в ходе выборов в Государственную Думу в 2003 году в качестве кандидата в депутаты и Координатора политического совета коалиции «Кадеты». Нас поддержала тогда замечательная русская актриса Ирина Алферова. Уже на «финишной прямой» властью проект был жестко пресечен с помощью Верховного Суда на основе ложных доносов и измышлений. Таковы реалии «реальной политики»…

    Но вернемся к главной теме. Мы разобрались с двумя из ТРЁХ форматов ВЛАСТНОЙ черкесской элиты – ТРАДИЦИОННЫМ и СОВРЕМЕННЫМ. Остался ИМПЕРСКИЙ, по сути военно-административный. Казалось бы, какое отношение к жизни современных черкесов может иметь однажды уже уничтоженная большевиками форма военно-административного управления Западным Кавказом? Ведь прошло почти 150 лет со дня официального покорения Кавказа в лице ЧЕРКЕСОВ. И без малого 100 лет со дня Октябрьской революции, покончившей с Российской Империей. Но не всё так просто.          

    Как уже говорилось, война, на самом деле, продолжается до тех пор, пока она длится в умах людей. А она длится, поскольку до сих пор видны её последствия и «кровоточат» нанесенные ею раны. Главная из них – память о тысячах погибших защитниках черкесской независимости, десятках тысяч безвинно погибших мирных жителей, а также сохраняющаяся несправедливость относительно 80% современных черкесов, потомков изгнанных с родной земли предков.
 
    У зарубежной черкесской диаспоры до сих пор нет не только условий, но даже формальных юридических ПРАВ для возвращения на историческую Родину.

    Парадоксально, но есть все основания полагать, что длится та Кавказская война не только в головах потомков «покоренных» черкесов, но и у потомков покорителей. Это прямо отражается на формах их политической работы с проблемами прошлого и настоящего.

В частности в том, что республики и территории проживания современных черкесов управляются примерно теми же методами, что и во времена Российской Империи. То есть, ставка делается на армию и силовиков, а уже к ним присоединяется гражданская часть управленцев в лице чиновничества из центра, а также тщательно отобранных «рекрутов» из числа аборигенного населения.

    Та часть черкесских бизнесменов и политиков, кто включен в федеральную «имперскую» систему управления и есть ключевые фигуры властной черкесской политической элиты. Она чудесным образом способна вбирать в себя как авторитетных федеральных и местных бизнесменов, так и бывшие кадры партноменклатуры из числа партийного и комсомольского актива советских времен. Имеющиеся властные и финансовые ресурсы позволяют привлечь к работе НА СЕБЯ необходимое дополнение в виде научной и творческой интеллигенции, молодежи, их союзов и объединений.

    Что делать в таких условиях? Предлагаю всем вместе подумать.


(ОКОНЧАНИЕ - http://www.proza.ru/2013/07/30/530)