Черкесия. Политическая реальность

Азамат Джанымбей
… о политической конъюнктуре в науке

    Хотим мы того или нет, но живем мы во времена, когда чего ни коснись, будь то наука, культура, а тем более история, всё сведется к политике. А потому нет никакой возможности людям, желающим заниматься чистой наукой или культурой, избежать подозрений в тех или иных политических интересах. Таких людей единицы, большинство же политически ангажированы, зачастую вопреки их самомнению. Что же, примем это как данность.

    Отметим сразу, что занимаясь аналитикой по Кавказской проблематике, многим как официальным ученым, так и «сетевым», стоило бы прекратить морочить голову себе и неискушенному читателю. Для этого вначале надо открыто обозначить КАКОВЫ ИХ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ. Тогда, когда они будут названы, всё станет ОЧЕВИДНЫМ.

    И не надо будет насиловать настоящую науку, притягивая и отбирая из неё только то, что подкрепляет эти цели. А также заниматься подменой понятий, обливать грязью научных оппонентов и многое другое. При этом "сетевым ученым", как и некоторым официальным, стоило бы обратиться или вернуться к РЕАЛЬНОМУ образованию и настоящим научным знаниям. Чтобы не возникало проблем с дикой путаницей научных понятий, таких как ЭТНОС, НАЦИЯ, ГРАЖДАНСКАЯ НАЦИЯ, НАРОДНОСТЬ, ПЛЕМЯ, ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА, ЯЗЫКОВАЯ ГРУППА, ГОСУДАРСТВО, ТИП ГОСУДАРСТВА, СОЮЗ ПЛЕМЕН, ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ, ЯЗЫКОВАЯ ГРУППА и других.

    Особенно печально наблюдать, как особую популярность приобрело упрощение исторических реалий и жонглирование понятиями ЭНДОЭТНОНИМ и ЭКЗОЭТНОНИМ.

    Важно помнить и понимать, что кроме фактов в науке важна еще культура научного мышления, проявленная как СОВЕСТЬ. От себя скажем кратко, повторив слова мудрых – «НАУКА без БОГА пристанище сатаны». Правда и здесь пошла мода на поиск «своих» богов.

    Похоже, что 21 век ознаменовался возрождением фашистского мракобесия, это всем нормальным людям надо помнить. Ведь для сторонников чистоты крови, а точнее "этно-биологов" Пушкин НЕ русский, Султан Хан-Гирей НЕ адыг, Фазиль Искандер НЕ абхаз. И вообще ВСЕМ надо провести анализ ДНК, измерить черепа и уничтожить всех, кто портит идеальную картину нации. Нужно их изгнать или хотя бы не допускать к власти… А если не поймут ТО… Знакомо? Германия, 3-й Рейх, СС, концлагеря, холокост… Вспомнили? Только теперь почему то, союзниками, например, "черкесских националистов", а точнее нацистов стали некоторые потомки жертв холокоста. Интересно, какие у них цели?

    Хотя нет, вопрос снимается. Цели объявлены и даже открыто представлены на страничках в сети интернет (http://www.facebook.com/avraham.shmulevich?ref=ts&fref=ts) - Международное Гиперсионистское Движение "Беад Арцейну"("За Родину!").

    Можно только уважать таких союзников за честность в намерениях. Но надо помнить, что это вам не польское «За нашу и вашу Свободу!». Это немножко другое…

    Но вернемся вопросу о Черкесии. К тому времени, из которого непосредственно произрастает нынешняя ситуация.

    …недавняя история – надежды, поражения, победы

    Мы не будем погружаться в исторические глубины далекого прошлого, речь пойдет о новом витке или, как многие небезосновательно считают, повторении ситуации начала 90-х годов прошлого века. Любой мало-мальски добросовестный исследователь может самостоятельно найти множество подтверждений тому, что рост черкесского национального самосознания и соответствующая ему общественно-политическая активность носили в то время форму возрождения духовного и даже военно-политического братства не только в рамках народов адыго-абхазской языковой группы, но и всех народов участников Кавказской войны.

    Еще в большей мере это нашло отражение в странах проживания диаспоры, где традиционно черкесами считали и продолжают считать себя потомки выходцев с Северного и Западного Кавказа. В результате появились региональные и мировые организации, объединяющие эти народы. Среди них Конфедерация горских народов Кавказа - КГНК и Международная черкесская ассоциация - МЧА.

    Напомним:
    «В своей практической деятельности КГНК стремится выступить в роли очага нового издания аналога некогда существовавшей Республики Северного Кавказа на конфедеративной основе.

    В Республику Северного Кавказа в 1918 году входили семь "самостоятельных штатов": Дагестан, Чечено-Ингушетия, Осетия, Карачаево-Балкария, Кабарда, Адыгея и Абхазия. Республика Северного Кавказа просуществовала недолго. Командование белых армий не поощряло сепаратизм, а Абхазия сразу же попала под власть Грузии. Созданная уже при Советской власти, в 1920 году, Горская автономная республика простиралась лишь от Кабарды до Чечни, но и она быстро начала разваливаться на составные части, в связи с чем и была ликвидирована в 1924 году.

    «Конфедерация горских народов Кавказа самоопределяет себя как "суверенное национально-государственное образование". Образовалась 1-2 ноября 1991 года в городе Сухум на III съезде горских народов Кавказа. В его работе приняли участие 211 представителей 14 народов Кавказа: абхазского, абазинского, аварского, агинского, ауховско-чеченского, адыгейского, балкарского, даргинского, кабардинского, карачаевского, лакского, северо-осетинского, черкесского, шапсугского, юго-осетинского (отсутствовали представители народов-членов АГНК, ингуши, кумыки, турки-месхетинцы, представители казаков). На съезд были также приглашены представители Армении, Грузии, Калмыкии, России, Татарии (Татарский общественный центр), Эстонии.

    Основным решением съезда стало провозглашение Конфедерации горских народов Кавказа (КГНК), субъектами которой стали не республики, а народы, входящие в Конфедерацию. Съезд избрал Кавказский парламент со штаб-квартирой в г. Сухум, который был объявлен его столицей (2-я столица - Махачкала). Приняты программные и резолютивные документы КГНК, определена ее символика».
    (http://www.rau.suwww.rau.su/observer/N03_92/3_06.HTM)

    МЧА – Международная черкесская ассоциация заслуживает отдельного разговора. Для желающих освежить память эта ссылка - http://archivesjournal.ru/?p=3738

    Напомним:
    «…Из интервью, Игоря Тхагушева, доцента кафедры телевидения и радиовещания, с Президентом МЧА Ю.Х. Калмыковым.

    - Юрий Хамзатович, давайте теперь поговорим о Международной Черкесской Ассоциации (МЧА). Что удалось сделать со времени ее создания?

    Ю.Х. - Напомню, что МЧА создана на Первом Всемирном черкесском конгрессе в Нальчике. В мире и у нас в Российской Федерации немало подобных организаций. Адыги даже сильно запоздали с ее созданием. А она нам очень необходима. Ведь мы раздроблены на множество частей. Как говорил поэт Алим Кешоков: «Черкесы напоминают зерна, которые высыпались из прохудившегося мешка и рассыпались по всему белому свету». Задача МЧА, если говорить в целом, содействовать возрождению адыгского народа. В частности, способствовать развитию связей и отношений с зарубежными адыгами, возвращению тех, кто пожелает на свою историческую Родину. Среди конкретных первоочередных задач – написание фундаментальной, на современном научном уровне, истории адыгов и книги по адыгэ хабзэ, нашем уникальном морально-нравственном кодексе.

    В первое время ушло много сил на организационные мероприятия, без которых никак не обойтись: регистрацию, получения помещения и т.д. Теперь наступила пора конкретных дел: оказываем помощь в быстром оформлении документации, в приобретении земельных участков и строительства домов для репатриантов-адыгов, в устройстве специальных гостиниц для них.

    И.Т. - Репатриация – это особая, большая проблема, может быть, поговорим как-нибудь о ней специально. Сейчас вопрос к Вам, как к юристу: предусмотрены ли в наших законах какие-либо права репатриантов?

    Ю.Х. - У нас нет. В законодательстве ряда стран такие нормы есть. Кстати, мы хотим поставить вопрос о вступлении в Организацию Непредставленных Народов в Гааге. Тогда адыги смогли бы получить статус народа-изгнанника. Ведь на исторической родине живет примерно только пятая часть адыгов. Наверное, такой статус мог бы обеспечить закрепление каких-то норм в национальном законодательстве, которые способствовали бы возвращению на историческую родину на льготных условиях.

    И.Т. - Каковы взаимодействия московского Адыгэ Хасэ и МЧА?

    Ю.Х. - Все мы – адыги. Это – главное. Мы не должны разделяться. На адыгов в Москве объективно падает особая ответственность. Кто, в конечно, готов ее взять на себя. Москва – город, в котором сходится множество путей, дороги судеб. Сюда приезжает большинство наших соотечественников. Мы должны создать здесь мощный культурный центр адыгов.

    Думаю, что в этом важнейшем деле должны участвовать не только национальные общественные движения, но и все три наши республики. Ведь это на многие десятилетия. Мы смогли бы проводить здесь фестивали, концерты, дискуссии, встречи с интересными людьми. Все открыто для города, чтобы москвичи могли познакомиться с нашей культурой, чтобы наш центр стал нераздельной частицей города. Такой возможности упустить нельзя. Создается международный Черкесский фонд. Чем быстрее он станет реальностью, тем лучше».
    (http://archivesjournal.ru/?p=3664)


    Позволю себе небольшое дополнение. Автор этих строк, в качестве помощника Ю.Х.Калмыкова с 1992 года, участвовал в подготовке и проведении московский мероприятий МЧА и ХАСЫ. Занимался созданием упомянутого в интервью Фонда МЧА, исполнительным директором которого по рекомендации Юрия Хамзатовича должен был стать. По ряду причин, связанных с позицией некоторых отечественных адыгских бизнесменов, желавших взять под свой личный контроль поступающие из-за рубежа финансы, проект реализовать не удалось…

    Но были и важные победы. Основным ПОЛИТИЧЕСКИМ результатом той активности и братского единения стало завоевание Абхазией своей независимости в 1993 году.

    Уже перед войной в Абхазии, а также в ходе войны и после победы в 1993 году МЧА под руководством её первого Президента Ю. Х. Калмыкова проводила работу по расширению формата деятельности МЧА в соответствии с Уставом организации:


    « 1.10. Краткое наименование МЧА:

    на черкесском языке – «Дуней Адыгэ-Абаза Хасэ»

    на русском языке - Международная Черкесская Ассоциация – МЧА

    на английском языке – International Circassian Association

    1.11. Постоянное местонахождение штаб-квартиры Исполнительного Комитета МЧА – Российская   Федерация,   Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик.

    II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЧА

    2.1. Целями МЧА являются:

    - объединение усилий и координация деятельности черкесских общественных объединений – членов МЧА, содействующих возрождению и развитию культурного и духовного наследия черкесского народа, сохранению его национальной самобытности, восстановлению подлинной истории черкесов;

    - содействие решению экономических, социальных, культурных и религиозных проблем, стоящих перед черкесским народом;

    - содействие созданию необходимых условий для объединения черкесов и дальнейшего расширения связей черкесской диаспоры с исторической родиной;

    - представление законных интересов, содействие защите экономических, социальных и иных прав членов МЧА;

    - содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и иных конфликтов.

    ( http://intercircass.org/?p=215)

  (продолжение http://www.proza.ru/2013/06/29/1694)

Комментарий к карте:
В публикации использован авторский вариант одной из карт "Атласа этнополитической истории Кавказа (1774-2004)" моего товарища по Ростовскому университету философа Артура Цуциева.