Ч. 54 Строить суда из отечественных материалов

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2013/05/20/1298

Григорий Иванович, получив это письмо, промолчал, настроение на Новый год было испорчено. В Англию отправили капитана 2 ранга Александра Егоровича Кроуна, определив тому содержание по второй категории. Краббе решил эту историю не раздувать, к тому же он сам тяжело заболел и уехал лечиться в Карлсбад.

 Но не стоит уж очень плохо думать о Николае Дмитриевиче Скарятине. Он отважно воевал на Малаховом кургане, на 2-м бастионе и Селенгинском редуте, был награждён Георгиевским крестом, имел ранение и контузию. В конце концов он добился своего, и его уволили по ранению с пенсионом и правом ношения мундира.

Недавно автор прочитал в отечественной печати сообщение о том, что в настоящее время импортные покупные комплектующие изделия широко используются в российской военной технике.

Подумал, как многое изменилось в родном отечестве, потому что в течение всей своей службы в военном представительстве всегда следил за тем, чтобы зарубежные покупные элементы не попадали в новые образцы военной техники. Причина, почему этого нельзя делать, лежит на поверхности.

Но, видимо, отставание во многих областях техники у нас теперь просто ужасающее. Такая задача стояла не только в советское время. Великий князь Константин и адмирал Краббе поставили целью построить первые трёхбашенные броненосные фрегаты «Адмирал Грейг» и «Адмирал Лазарев» только на отечественных верфях и с применением только отечественных материалов, чтобы исключить любую зависимость от иностранных государств.

 Другое дело – технические решения и технологии. Их добычей и занималась военно-морская разведка. Григорий Иванович Бутаков, отправляя в морское министерство добытые его подчинёнными чертежи броненосцев, предложил внести в них изменения: сделать двойную обшивку в носовой части по примеру броненосца англичан «Беллерофон».

 Судам этой серии второго поколения  мониторов не повезло в части сроков их строительства. Неуемное желание вносить улучшения по мере строительства судов привело к тому, что броненосцы вошли в строй только в 1872 году. Свой вклад в дело усовершенствований броненосцев в процессе их строительства внесли Бутаков, его заклятый «друг» Попов и многие другие морские руководители.

Строили очень медленно, но зато и прослужили корабли почти сорок лет. Кроун, которого прислали в помощь Бутакову взамен вызванного в Петербург Колокольцева, понимал, что едет надолго и немедленно написал рапорт директору инспекторского департамента:

 «Получив командировку за границу, имею честь почтительнейше просить ваше сиятельство истребовать паспорт для проезда в Англию семейству моему, состоящему из жены Александры Романовны и малолетних детей, Николая и Романа, и для находящейся при них прислуги: финляндской уроженки Фридрики Михельсдоттер и санкт-петербургской мещанки Ольги Григорьевой.
Капитан 2 ранга Кроун   12 января 1865 года».

Как говорится, нужно ковать железо, пока горячо, а то потом ни любимую супругу, ни дорогих чад своих увидишь неизвестно когда. По приезде Александр Егорович сразу развил бурную деятельность и вскоре уже докладывал Григорию Ивановичу, что фотограф Роудс сделал снимки броненосца «Хеопс» и обещал их вскоре передать.

 В качестве посредника в этой сделке выступал русский консул в Бордо Павел Ленц.   Английский фотограф сделал снимки судна, строившегося под фальшивым названием «Хеопс» в качестве однотипного находящемуся в составе английского флота «Сфинксу». Назначение его держалось английским правительством в глубочайшем секрете.

Но русская разведка установила, что судно предполагалось передать конфедератам. Видимо затем его фотографии русское правительство передало американцам через своего посла в Вашингтоне.

 В связи с организацией в Кронштадте школы водолазов от Бутакова потребовали сведения, как готовят водолазов в Англии и Франции. Пришлось Григорию Ивановичу самому наводить справки: замечательный разведчик подпоручик Пульс, у которого были огромные связи в Англии и Франции, уже не мог выполнять свои обязанности и доживал последние дни.


На снимке: офицеры броненосца «Беллерофон».


Продолжение http://www.proza.ru/2013/05/22/1386