16. Cемь спектаклей выдающегося режиссёра

Михаил Самуилович Качан
На снимке Арнольд Пономаренко


Семь спектаклей выдающегося режиссера Арнольда Пономаренко

Арнольд Пономаренко поставил с театром-студией Академгородка семь спектаклей: Каждый стал событием в культурной жизни Академгородка.

«Ради одной надежды» по пьесе «Монсерра» Эмануэля Роблеса. Спектакль был сыгран в мае 1963 года. Хотя пьеса алжиро-французского писателя и драматурга Эммануэля Роблеса была переведена на 27 языков мира, в СССР она не ставилась. Возможно, Арнольд был первым, кто ее поставил .

«Великий день» - фрагменты из комедии А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Пьеса была сыграна в декабре 1963 г.

«Безымянная звезда». Пьесу написал румынский драматург Михай Себастиан. Спектакль был сыгран в мае 1964 года.

«Сирано де Бержерак». Героическая комедия в стихах французского поэта и драматурга Эдмона Ростана (1868-1918). В свое время она шла с шумным триумфом. Действие разворачивается во Франции XVII века. Сыграна театром–студией в 1966 году.

«Сильное чувство». Илья Ильф и Евгений Петров. Водевиль впервые был опубликован в 1933 г. Поставлен в Академгородке в мае 1966 г.

«Борис Годунов» по пьесе А.С. Пушкина был начат еще в 1965 году, но был приостановлен. Потом сценарий был дополнен сценарием по А.К. Толстому. Этот спектакль и был сыгран в июне 1967 года. Оформлял спектакль художник Юрий Кононенко. Его декорации были совершенно потрясающи.

«Все, что есть – есть». Пьеса написана Григорием Яблонским, который тогда работал младшим научным сотрудником в Институте катализа СО АН.

Замечательную музыку к спектаклю написал молодой композитор Григорий Гоберник. Спектакль был сыгран всего один раз в клубе «Калейдоскоп» в Академгородке.

После спектакля Яблонского и Пономаренко вызвали в Советский райком КПСС. Яблонский к тому времени был уже на подозрении в связи с событиями в Кафе-клубе «Под интегралом» и его ролью в этих событиях. Он был там одним из лидеров.

Только что отгремел скандал с Галичем. Видимо, уже разбиралось и «дело» подписантов, а Яблонский был одним из них, да еще и молодым членом партии. И Яблонскому и Пономаренко предстояли защиты диссертаций. Видимо, все это им и высказали. Но этим дело не ограничилось. Спектакль запретили.

У Любочки сохранился сценарий пьесы, который она недавно переслала Грише Яблонскому. Тот свой экземпляр потерял.

Арнольд после этой беседы в райкоме играл некоторое время в театре, но пьес больше не ставил. Я не знаю, кто из райкомовских деятелей с ними разговаривал, но хочу назвать его тем, кто он есть – могильщик. Он похоронил выдающегося режиссера самодеятельного театра – Арнольда Пономаренко. А, возможно, и талантливого драматурга Григория Яблонского. Скорее всего, это был первый секретарь райкома КПСС Рудольф Григорьевич Яновский. Почему я так думаю? Да просто больше там некому было проводить такие беседы. А у Яновского знаний, интеллекта и умения хватало.

Арнольд вообще был весьма чувствителен к мнению власть предержащих. После «беседы» в райкоме КПСС Арнольд «ушел в науку», и стал считать ее приоритетом в жизни - стал кандидатом физико-математических наук, а затем и доктором. Больше он пьес не ставил.

Я искренне считаю, что с его уходом из театра, пропал для современников великий режиссер, который мог с артистами-любителями творить на сцене чудеса. Его театр-студия был единственным и неповторимым. Это был его театр, и он закончился с его уходом. Театр-студия сохранил свое название, у него были интересные спектакли, он пользовался успехом у зрителей, но после Арнольда Пономаренко это уже был другой театр.

     одной науки мало, была неудовлетворенная потребность в культуре

Еще в 1961 г. Объединенный комитет профсоюза зарегистрировал В ВЦСПС скромный Клуб «Наука», призванный «заниматься» культурно-массовой работой (не путать со спортклубом того же названия, водно-спортивной базой «Наука» и базой рыбаков и охотников «Наука». Как видите, профсоюзные деятели СОАН того периода дальше названия «Наука» в культуре и спорте не пошли). Но его не называли Клуб «Наука», а говорили: Клуб СОАН.

Это было первое учреждение культуры в СОАН (я не знаю, что тогда было в микрорайонах Д и Щ, т.е. у строителей, поэтому утверждать, что это было первое учреждение культуры в Академгородке, не могу), и вся его деятельность вращалась вокруг кино в корпусе Института геологии и геофизики (сзади главного), сданном раньше других, и редких концертов, чаще всего самодеятельных там же.

Руководила этим клубом Нина Васильевна Соболева, работавшая до этого зав. отделом культуры новосибирского Горисполкома. Она была очень интересным человеком, и я о ней еще подробно расскажу. Она недолго проработала в этом клубе. Там было невозможно развернуть работу, потому что клуб мало чем мог помочь стихийно возникающим самодеятельным коллективам, клубам, кружкам, поскольку своих помещений не имел. Нина Васильевна впоследствии вернется в Академгородок, будет работать в Доме ученых и станет одной из легендарных личностей Академгородка.

А пока… Каждый из стихийно создаваемых коллективов устраивался, как мог. Кто в кинозале института геологии и геофизики (это был обычный конференц-зала института, который был нарасхват), кто в других сданных институтских корпусах – ядерной физики, гидродинамики и неорганической химии, кто в квартирах, где располагались отдельные лаборатории институтов СОАН, а кто и в частных квартирах.

Но уже начали собираться вместе люди, желавшие послушать выступления ученых экономистов и историков, представителей гонимых наук – генетиков и кибернетиков, жаждавших дискуссий на острые темы. Появились зачатки первых клубов по интересам. Начали создаваться и первые капустники, поскольку юмор, да еще и едкий был широко востребован, а поселившийся в Академгородке народ за словом в карман не лез.

Все хотели жить как в столицах, откуда приехала большая часть молодежи. И даже лучше. Молодежь хотела всего и самой высшей пробы. Конечно, Клуб «Наука» ничего этого не мог дать, но уже строилось здание кинотеатра, и все надеялись, что там будет не хуже, чем в «Юности».

И самодеятельный драматический театр тоже был востребован. Все спектакли театра Арнольда Пономаренко становились событием в Академгородке и проходили с аншлагом.

Но пока что, летом 1962 был сдан Дом культуры «Юность», и он широко распахнул свои двери для всех. Правда, далеко не все туда пошли. Многим казалось, что этот ДК расположен о-очень далеко от жилья в микрорайонах А, Б и В. Но Пономаренко и его театр-студия пошли, и репетиции начали проходить на 2-м этаже ДК «Юность» в большом и удобном помещении.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/01/20/46]