Квадраты Малевича и Альфонса Алле

Нина Степановна Маслова1
 1.
Малевич был совсем не первым, кто додумался нарисовать чёрный и белый квадраты. Это уже сделал до него (в 1893) году один интересный французский писатель и журналист - Альфонс Алле (то есть на 22 года раньше первого шедевра Малевича), назвав их для прикола: “Битва негров в глубокой тёмной пещере тёмной ночью” и “малокровные девушки в белых одеждах идут к причастию в снежной буре”. Праобразом квадрата Альфонса Алле был чёрный прямоугольник, нарисованный в 1882 году поэтом Полом Било [Полом Билходом (Paul Bilhaud)]. Он выставил на всеобщее обозрение картину «Combat de n;gres dans un tunnel» («Битва негров в туннеле»). (А это уже - за 33 года до «Чёрного квадрата» Малевича)
    В конце концов в 1897 году Алле издал книгу из 7 картин «Album primo-avrilesque» (Первоапрельский альбом), куда дополнительно к этим двум картинам входили:
 - красный квадрат - «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» (1894 год - на 21 год раньше Малевича)
 - синий (голубой) квадрат - «Изумление юных новобранцев, впервые видящих лазурь Средиземного моря»
 - зелёный - «Сутенёры в самом соку, валяющиеся на траве и пьющие абсент»
 - жёлтый - «Возня с охрой желтушных рогоносцев»
 - серый - «В дым пьяные в тумане»

 2.
Почему Малевич написал “Черный квадрат”, что хотел передать этой картиной, что чувствовал, рисуя ее? Есть несколько версий на этот счет. Одна из них очень проста и банальна: большой зал, где должна была проходить выставка, нужно было чем-то заполнить. Даже сохранилось письмо, написанное одним из организаторов выставки к художнику: “Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только “. Потому так надо было дать “план” по картинам, Малевич (чтобы особо не париться) и написал, в частности, “Черный квадрат”. А так как Малевич считался уважаемым художником, то и картина его получила высокую оценку публики. Если бы её нарисовал некий никому не известный Вася Пупкин, никто бы на нее и внимания не обратил, как это и случилось с французским писателем и журналистом - Альфонсом Алле.

 3.
В 1913 году русские футуристы решили поставить оперу  М. В. Матюшина: «Победа над Солнцем». В конце победа над солнцем таки состоялась, и вместо него восходил... правильно, чёрный квадрат.
 ...
 «Мы вырвали солнце со свежими корнями
 Они пропахли арифметикой жирные
 Вот оно смотрите» — пел хор в конце первого действия оперы.
 Вот, где корни выстраданного мастером шедевра.

Этот свой первый "чёрный квадрат" художник тогда назвал просто: «Основной супрематический элемент»

 4.
"Чёрный квадрат" Казимир Малевич писал всякий раз, когда ему нужно было ярко представить свое творчество на какой-нибудь крупной выставке.  "Квадраты" отличаются по размерам и, как ни удивительно, цветом. Вплоть до 1932 года Казимир Малевич нарисовал уже 4 чёрных квадрата(в 1915, около 1923 года, в 1929 и в 1930 годах), с авторскими надписями на обороте "1913 г. Четыре — это в России, а всего художником Малевичем было написано семь «чёрных квадратов» в разное время, разных размеров и слегка разных цветов. Об этом обычно не знают люди, которые рассуждают о том, что там и под каким углом видно в оригинальной картине, если смотреть не на репродукцию, а на оригинал в Третьяковке. Потому что (А) оригинал висит в Эрмитаже, а не в Третьяковке, (Б) о каком оригинале может идти речь, если их семь?

     Существуют ещё два базовых супрематических квадрата Казимира Малевича — красный и белый:

 - Красный квадрат "Живописный реализм крестьянки в двух измерениях» - 1915 год.
  - "Белое на белом" «Супрематическая композиция» - 1918 год.

 Оба этих квадрата входили в определённую Малевичем художественно-философскую триаду.

 5.
В монохромных работах французских шутников концепт отсутствия был принижен юмористическим названием.
  В монохромных работах Казимира Малевича тот же самый концепт был усилен ничего не означающим названием. Ведь "Чёрный квадрат" - это не название, это просто констатация. Самое же главное состоит в том, непоследовательные парижские юмористы конца 19 столетия не рассказали миру ничего о сакральном смысле своих работ. Может быть, потому, что там его не было. Малевич был гораздо серьезнее. Он неустанно ваял репутацию своего шедевра, пользуясь всеми возможными способами. В итоге имя Альфонса Алле сегодня знают лишь специалисты, а имя Малевича знает весь мир.

 «Вообще, все ужимки и прыжки вокруг Чёрного квадрата напоминают массовый психоз, когда люди, чтобы не показаться необразованными, придумывают массу красивых слов, дабы никто не сомневался, что они-то поняли: эта картина истинный шедевр. Вспомните Г.Х. Андерсена и его «Платье короля» (Я. Ушаков).

6.
Он занимал должность директора института культуры, преподавал, возглавлял школы живописи, писал брошюры, у него было множество учеников, его ценили коллеги по всему миру. И всю жизнь Малевич работал над своей теорией — теорией супрематизма
...некоторые картины нельзя оценивать по внешнему облику без знаний. Если не потрудиться поинтересоваться вопросом, можно всю жизнь тупить, что ты самый умный, а какие-то дебилы бьют чашки и рисуют квадратики. И кричать, что разбить чашку и нарисовать квадрат может любой дебил. Может. Вот только учение создать не может, поэтому «Черный квадрат» Малевича уважают во всем мире, а черный квадрат дебила — нет. Леонид Каганов

7.
«Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный, как знак экономии, красный, как сигнал революции, и белый, как чистое действие.» Малевич Казимир Северинович
 
8. 
Прежде чем вестись на некие «художественные посылы», нужно понимать, откуда исходит «коллективное бессознательное» автора и, что руководит теми, кто раздувает вокруг шумиху. Будь бдительным! «Чёрный квадрат», которым компостируют мозг) Мямлин Кирилл

9.«Знаки и символы правят миром, а не правила и законы» (Конфуций)      

10.
«Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны… «Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный  маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле,
мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через
заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведёт всех к гибели» (Александр Бенуа)

11.
"...Чёрный квадрат - есть буддийская религиозная эмблема. А эмблема эта существует тысячи лет" - художник П. Мансуров

12.
Из анекдотов: Пятый раз из музея похищают «Чёрный квадрат» Малевича! И вот уже  пятый раз сторож дядя Вася успевает к утру восстановить картину…

13.
История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами - нуль!
Михаил Осипович Гершензон (имя при рождении Мейлих Иосифович Гершензон)

14.
Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции. (Гёте)

15.
Искусствовед Ирина Вакар:
- В Третьяковке целых два «Черных квадрата». Самый первый, датированный 1915 годом, находится в экспозиции музея. Вторая работа 1929 годом, тоже из собрания галереи, считается авторским повторением. Сейчас она «гастролирует» на международной выставке.
Экспертизе подверглось полотно, которое постарше. После его исследования, музейщики сделали еще одно открытие: обнаружили и почти расшифровали надпись на «Чёрном квадрате». Эта подпись Малевича и скорее всего фраза читается так: «Битва негров в темной пещере». Пока что не удалось абсолютно точно расшифровать слово, начинающееся на букву "н" и заканчивающееся на "ов". Это связано с особенностями почерка художника, у которого буквы "н", "п" и "и" были очень близки по написанию. Однако авторы исследования предполагают, что это именно слово "негров" - что является отсылкой к произведению Альфонса Алле "Битва негров в темной пещере глубокой ночью". Так художник ответил на работу французского писателя, журналиста Альфонса Алле, который написал картину «Битва негров в темной пещере глубокой ночью». Малевич был очень беден, ему часто не хватало денег на холсты, и поэтому он часто писал картины поверх других своих работ. 
Не исключено, что под другими работами Малевича, тоже сокрыто немало тайн. Впрочем, вряд ли искусствоведам удастся найти нечто сенсационное.
http://www.istpravda.ru/news/14790/


16.
В 2015 году «Черному квадрату» Казимира Малевича исполняется 100 лет.

ОБОБЩЕНИЕ:
 За 21-22 года до Казимира Малевича  французским писателем и журналистом - Альфонсом Алле было написано семь квадратов (чёрный, белый, красный, жёлтый, зелёный, синий, серый), подписанных юмористически. А вот Малевич выставил свой чёрный квадрат, как икону, в красном углу выставочного зала, и назвал просто, но сработало мистически,: "Черный квадрат". Одного - помнят специалисты. Другого - превозносит весь мир.

  Все приведённые высказывания и точки зрения различных авторов могут совпадать, а могут и не совпадать с мнением автора "Квадраты Малевича и Альфонса Алле http://www.proza.ru/2013/01/09/863 ; " Три квадрата Малевича" http://www.stihi.ru/2013/01/06/2016


ПРИМЕЧАНИЯ:
1.
Во-первых, они разны - семь квадратов!
Вы о каком из них ведёте речь?
О многоцветном, белом или красном?
Тогда получится их девять смог испечь!.

К тому же Пупкин столько их нашлёпал,
Чтобы к утру висела на стене.
Воруют их сейчас. И воровали в прошлом.
Как Казимир, с сюжетил у Алле. 

2.
Квадрат - ничто! Иконой был повешен
В мистическом и краснейшем углу.
Где при царе иконы были свешны,
Тем стал иконой народу самому.

Привык молиться мазям. что в окладе.
Церква порушены! Иконы - сожжены.!
Квадрат икону заменил. И в этом - правда.
А копья в сломе, как тогда, так в наши дни.


 ИСТОЧНИКИ:
 - Белые пятна в истории Черного квадрата Joachim Sklorz http://www.utoronto.ca/tsq/18/sklorz18.shtml
 - Леонид Каганов Как я понимаю Черный квадрат Малевича http://betelgeise-7.livejournal.com/177647.html
 - Мямлин Кирилл Будь бдительным! «Чёрный квадрат», которым компостируют мозг  - Чёрный квадрат. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Чёрный_квадрат
 - Казимир Малевич Материал из Абсурдопедии http://absurdopedia.net/wiki/Казимир_Малевич
 - Малевич Чёрный квадрат.  - Мальчевский Виктор Черный квадрат http://samlib.ru/m/malxchewskij_w/chernyjkwadrat.shtml
 - Подготовка материала: «Черный квадрат» первым написал не Малевич, а французский поэт Било, назвав картину «Битва негров в туннеле» - Иван Маркович http://factopedia.ru/publication/4346
 - Татьяна Толстая КВАДРАТ  - Татьяна Толстая Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат http://www.tanais.info/art/malevich2more.html
- Супрематизм. В чём смысл (секрет) Чёрного Квадрата http://art-assorty.ru/1258-suprematizm.html
 - Под "Черным квадратом" Малевича нашли цветные изображения - ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА http://www.istpravda.ru/news/14790/