1 сентября 1962 года

Маргарита Школьниксон-Смишко
Из цикла "репортажи из детства"

Вчера по радио обещали дождь, но утром, когда пошла в школу, его не было.
Класс очень изменился, Потехина* не узнать, ему купили школьную форму.
Все перемены ходила с Леной и Верой.
Софья Савельевна ушла в другую школу. Очень жаль, она была такая хорошая учительница, а теперь у нас будет толстая, какая-то деревенская. Весь день испортила эта новость.
Кроме того у нас теперь новая классная руководительница: Марина Дмитриевна Тульчинская.
Сегодня написала Валере Валерианову, Наташе Авдеевой, Ире Подобедовой и Перуновой Нине открытки с поздравлением с 1 сентября. Хотя с поздравлением немного опаздала, но лучше поздно, чем никогда.

Прошло 50 лет с того дня. Жени Потехина давно нет в живых. Что стало с моими одноклассниками? По интернету связана только с двумя "мальчиками", которые мне тогда симпатизировали (один из них сидит в первом ряду третий слева, другой сейчас в Гамбурге в командировке до 8.09., его на фото нет, потому что когда делалось фото, его уже не было в нашей школе). Можно сказать, что оба состоялись, только писать они не любят. Но это не беда, потому что, благодаря "прозе", появились новые друзья-подруги :-)

* Женя Потехин пришёл к нам в 5-ом классе и нас посадили за одну парту. Он был второгодником, надеялись, что я на него хорошо повлияю. Но уже на 2-ом уроке, я стояла в углу, потому что смеялась. Он умел смешить. А формы у него сначала не было, потому что рос с сестрёнкой без отца. Мать с отцом развелась из-за проблем с алкоголем. Я это всё узнаю позже, после 8-ого класса, когда попытаюсь подготовить Женю к экзаменам в техникум. Мои попытки успехом не обвенчаются. Русская действительность его убъёт, и всё начнётся в армии. В армию он пошёл с наивной надеждой, что там из него сделают настоящего мужчину. До армии не пил, потому что понимал, что для него это особенно опасно. На фотографии он 4-тый слева в верхнем ряду, а я первая. Подо мной стоит без галстука Саша Канцер. На него я "положительно влияла" два года до Жени. Надеюсь, он жив, потому что, кажется, удачно женился и раньше был весь в заботах о семье. Вполне уже может быть прадедушкой. Я всех присутствущих на фото помню.
В этом моём тексте упоминается Вера Васильева - моя тогдашняя подруга. Она сидит во втором ряду снизу, вторая справа, рядом с высокой Леной Майнагашевой. А Лена Толпыго - третья слева. Обе часто упоминаются в моём дневнике. Ещё в верхнем ряду крайний справа - Женя Бондаренко, его тоже упоминаю, он был моей тайной симпатией.