Поздравление младшего сына... часть 2

Лариса Проскурина
(из цикла - Почти дневники...)

http://www.proza.ru/2012/08/17/933 - часть 1


...Дома, я открываю  конвертик и вынимаю листок исписанный с обеих сторон аккуратным, мелким почерком сына.
Такие конвертики он дарил мне в детстве, и в каждом, был подарок, который он сделал своими руками. 

Первая строчка письма - поздравления вызывает улыбку...
- Мамусь, пытаясь написать тебе стихи, я вдруг понял, что не важна форма – важен смысл.
А, далее... - далее, читая строчки написанные для меня нашим Младшим - я не могу сдержать слез...

***

Надо признать, - мы, матери, зачастую недооцениваем, или переоцениваем своих детей и не многим из нас, удается избежать  подобной крайности. 
Конечно, есть и такие, кто воспитывает своих детей "ровно" – не отклоняясь  в сторону ни на шаг.
Я не отношу себя к таким матерям!...
Слабая, любящая своих детей до самозабвения, безоглядно веря в то, что они самые лучшие, - я делаю ошибки, как тогда, когда пыталась контролировать Младшего на выпускном, и  могу разрушить всё, что с таким трудом создала.

***

"...Ты всегда рядом, даже когда другие отворачиваются...
Ты всегда поддерживаешь, даже если я иду по "неверному",  казалось бы, пути...
Ты дала мне свободу тогда, когда я был к ней готов..." – пишет сын,  а  я, тронутая до глубины души его признанием,  продолжаю  читать письмо и реву, потому что никогда не считала себя идеальной матерью.

Далее, сын пишет о том, что помнит из  детства, и о чем, я  полагала, - он давно забыл.

Это случилось давно... - дело было еще до войны в Таджикистане...
В свой третий день рождения, гуляя во дворе, пока мы готовили угощение для его друзей, - Младший сломал руку.
Они с мальчишками прыгали через широкий бетонный арык и Антон, не рассчитав своих сил, - упал на ребро арыка.
Ревущего именинника привели домой друзья.
Муж, решив, что у сына ушиб и теплая вода успокоит ребенка - принялся набирать ванну, но что-то подсказало мне... - там перелом!
Вызвали скорую и мои опасения подтвердились.
Через два часа, трехгодовалый виновник торжества  расхаживал по двору, с гордостью показывая  друзьям, свою загипсованную руку.

*******************

Каждый из моих сыновей "отметил" по-своему трехлетний рубеж своей жизни.
Старший сын Коля, в день, когда ему исполнилось три года, - прыгал на кровати,  что стояла на лоджии.
Подпрыгнув ооочень высоко, он вылетел через перилла и падая, (благо, мы жили на первом этаже)- сильно ободрал кожу на позвоночнике, о фундамент.
В тот день, не чувствуя тяжести, (а Коля рос упитанным ребенком), я несла сына на руках до станции скорой помощи, минут тридцать.
Успокоилась лишь тогда, когда врач  осмотрев "летуна", сказал: - "Ничего страшного... - до свадьбы заживет!".
Старший долго еще ходил, как динозаврик, с похожими на шипы корочками, что заживая, образовались вдоль всего позвоночника сына.

*****************
 
Но, вернемся к Младшему...
Рука сынишки была еще в гипсе, когда  из Ленинграда приехал к нам в гости мой младший брат Алексей. С ним, приехал домой и старший сын - он, тогда уже жил и учился в Ленинграде. 
Желая удивить  брата, мы  решили показать ему нашу гордость - Нурекскую плотину и рукотворное море Нурекской ГЭС! 
Маршрут был разработан и полной семьей, взяв с собой нескольких ребят и девочек  из класса, в котором училась дочь, - мы, через горы, отправились в путь.

Дорога была неблизкой... - поднимаясь в гору, все устали, девочки совсем выдохлись и старший сын, поочередно забирал у них рюкзаки, давая передохнуть.
Младший шел со своим отцом, крепко ухватив его левой рукой, неся правую загипсованную руку, на перевязи.
К морю  все пришли вымотанные и голодные - приближался вечер.
Однако, то, что мы  увидели, сильно расстроило нас... - уровень рукотворного моря опустился метра на три ниже края берегов.

В тот год, из-за слабого таяния ледников, рЕки, питавшие водой море, - были  не полноводными. Вот почему вместо прохладной морской волны, мы увидели ровный, будто срезанный ножом, сухой край обрыва. 
Далеко внизу, сверкая изумрудным зеркалом, манила и дразнила нас бирюзовая гладь моря, а мы, стоя на краю обрыва, не могли спуститься, чтобы искупаться, или набрать воды для питья.

Но делать нечего... - приготовив на костре ужин, мы поели и улеглись спать, решив  рано утром отправиться домой.
Заснуть долго не удавалось... - мешали комары, было жарко и только молодежь, слегка отдохнув - веселилась. 
Старший сын играя на гитаре, пел, остальные, подпевали, будто бы и не было вовсе  трудного пути.

Ранним утром мы собрались в обратную дорогу, - солнце поднялось и сильно припекало. 
Воды во фляжках оставалось немного и учитывая, что по жаре  придется идти более трех часов – мы экономили ее.

Муж заметил, что сынишка устал, посадил ребенка  на плечи и мы оторвались от   ребят, - ушли далеко вперед  забыв  прихватить с собою воду.   
Спускаясь по горной  тропе, что петляла от самой верхушки горы, где виднелся кишлак - мы смотрели под ноги, боясь оступиться.
Пересохшие губы сынишки красноречиво говорили о том, что малыша мучает жажда, да мы и сами понимали это, но не показывали виду, -  фляжка с водой была позади, у ребят.
И, вдруг, Младший громко закричал:
- Мама, смотри, яблоко!...
 
И действительно - в тени  маленького фисташкового деревца, на влажной от росы траве, лежало большое светло-зеленое яблоко!
Скорее всего, оно выпало из хурджина, что вез на ослике житель кишлака, собравший  урожай белого налива, чтобы продать его на рынке.
От удара о землю яблоко треснуло, а затем откатилось с тропинки. Теперь, этот большой, сочный плод, лежал на примятой траве, истекал соком и дожидался своей участи.
Муж строго сказал, чтобы я не поднимала яблоко, потому что по траве, ранее чем оно упало, могли пробежать лисица или дикобраз.
Плод, прежде чем отдать ребенку, надо было тщательно вымыть, чего по понятной причине мы сделать не могли.
После слов отца, у сынишки задрожали пересохшие губы, но он поджал их и не заплакал. 
 
И все же, я подняла то яблоко!...
Осмотрев плод, я убрала приставшие к нему травинки, а затем до блеска натерла о свою футболку и отдала сыну.
Этот эпизод он и вспомнил!...

***
 
"...Помнишь, как ты нашла яблоко в горах?...
Отец тогда начал  упрекать тебя, что ты подобрала яблоко ради меня, а я, - я понял, что ты – мой друг и союзник до конца...".

Младший говорил со мной через  строчки  своего  письма, а я всё плакала, и открывала для себя  сына  по-новому, осознавая - как он повзрослел!...

И далее - строчки:

"...Самым большим наказанием для меня был недостаток внимания от тебя.
Самым неприятным было видеть твои слезы...
Мои мысли и поступки пропитаны тобой. А моя речь до сих пор содержит твои манеры вести разговор...".

"...Я хочу, чтобы ты была счастлива, да вот только сам  пока не разобрался,  отчего вдруг счастье оказалось такой сложной наукой?...

Знаешь, даже не сказанные друг другу слова любви, не умаляют этой любви. В моем сердце ты всегда будешь первой женщиной, которую я полюбил по настоящему, и что бы не случилось в жизни, - ты ею останешься...
 
Ты – настоящая Мать! Таких, как ты любят, несмотря ни на что. И я буду любить тебя, куда бы не завела меня жизнь.
Спасибо, что показала мне пример семьи, в которой дети - продолжение родителей.
Хочу, чтобы ты знала, не прочла и забыла, а знала, что я помню о вас с отцом каждую минуту, что с каждой минутой, мне все страшнее от мысли, что время стачивает ваше с отцом здоровье...

С днем рождения тебя, моя любимая Мама! Спасибо бабушке за тебя. Спасибо тебе за жизнь!
Желаю тебе оставить свой след в творчестве, не забывай, что твой жизненный след стал путем для моих первых шагов...".

***

Я перечитывала письмо Младшего еще и еще!... - каждый раз находя для себя то, чего не "ухватила" сразу, и что так хотелось бы услышать от своих детей, каждой матери.
Долго еще я сидела с письмом сына, боясь расплескать ни с чем не сравнимую радость, что заполнила душу и подняла меня в собственных глазах!
Любовь и признательность, которые  выразил в своем поздравлении Младший, - были  дороже всех подарков, которые я получила за всю свою жизнь!

Я уже упоминала о своем отношении к  празднованиям моих дней рождений, однако, этот юбилей, который совсем не хотелось отмечать - я буду помнить пока живу! И всё, благодаря  крошечному конвертику, с вложенным в него листком, исписанным с обеих сторон, аккуратным мелким почерком моего младшего сына!...


14.08.2012г.

На фото Младший, высоко в горах - когда мы ходили к морю...  (внизу виден наш город)