Поздравление младшего сына...

Лариса Проскурина
(Из цикла - Почти дневники...)

...Надо сказать, что отмечать свои дни рождения, я очень не люблю.
Родные давно приняли к сведению мои "завороты" и  никто  не удивился, что день, когда мне исполнилось  много лет - это еще называют юбилеем – я тоже решила не праздновать. 
   
С подарками в нашей семье,  все очень просто... - мы не акцентируем на них  внимание, потому что делаем приятное  друг другу просто так - без даты.
Одолжив,  например, некую сумму денег, мы не ждем возврата, а предлагаем "должнику",  купить  себе на эти деньги в день рождения то, чего ему очень хочется. 
Еще, я шью интересные игрушки и дарю их, радуясь реакции одаряемого.
Никто из нас не обижается, если  в праздник, кому-то,  не был вручен  подарок, так как все знают, что он (подарок) либо уже был подарен в виде денег, либо обязательно будет...

Подобное отношение к подаркам я вынесла из своей семьи, где моей матери, воспитывающей нас, шестерых - было не до них...
Все это не относится к новогодним подаркам для детей - там другое.   
Когда подросли  мои дети, они сами выбирали – отмечаем ли мы день рождения,  созывая гостей, или, покупаем  для виновника торжества то, что тот захочет, например - часы, или велосипед.

Вот почему младший брат приехал и поздравил меня за неделю до события, а старший, просто позвонил из своего Подмосковья. 
Первенец, к тому времени, уже жил на юге России, и вместе со своей дружной семьей - поздравил меня по скайпу.
Вздохнув с облегчением, я собралась  было отсчитывать последующие даты, с позиции юбилярши, однако,  муж, дочь и младший сын, решили устроить для меня  праздник в японском ресторанчике.
 
Спустя четыре дня после фактической даты моего рождения, мы, наслаждаясь отличной японской кухней, сидели в небольшом, уютном зале ресторана и общались.
Дочь подняла бокал и предложила тост. Поздравляя меня, муж, дочь и внучка  вложили в сказанное столько любви и тепла, что я, как ни крепилась - не смогла сдержать слез.
О подарках в тот день, я  не думала - все они уже были вручены заранее. Однако, "Там, Наверху", очевидно "Решили", что подарок сегодня должен был быть!

Бокал поднял Младший. Сказав несколько теплых, ласкающих  материнский слух, слов,  он протянул мне маленький  конвертик  с надписью: "Моей маме – открыть дома".
Первым  желанием было, немедленно открыть конвертик, но в глазах сына я прочла: "...мамуля,  прошу тебя - потерпи...".

***

...У меня,  Слава  Богу - хорошие дети! 
Сказать, что я идеальная мать, нельзя - это будет лукавством. 
Оба сына, пока были маленькими, отличались от сверстников независимостью и самостоятельностью.  По этой самой причине, с моей стороны, имели место частые нагоняи и рукоприкладство. При помощи ремня или тапки, наказание обычно, не откладывалось в долгий ящик.
Но вот, что было очень важно - если вдруг выяснялось, что наказание было несправедливым - я обязательно просила прощения у детей.
И еще, - при посторонних мои сыновья никогда не наказывались.

Разница в возрасте, у моих троих детей - не маленькая.
Дочь родилась спустя четыре с половиной года, после рождения Старшего, а Младший - на двенадцать лет позже дочери, соответственно со Старшим, у них разница в шестнадцать с лишним лет.
С детьми я делилась радостями и не радостями и мои дети, отвечали мне тем же. 
Я, пока они росли, - была в курсе их сердечных дел и по сей день берегу то доверие, что возникло у нас с самого их, раннего детства.

Старший, всегда был моей  правой рукой и помощником, каких мало.
Он мог объездить на велосипеде все овощные ларьки, чтобы привезти домой все, что требовалось для консервирования, на зиму.
Сын присматривал за своей сестрой, с того самого дня, как мы принесли её из роддома.
Да разве только это?...
Старший, был и остается надежной опорой  для меня!

Дочь, я не наказывала никогда и даже шлепки ей  не отпускались... – она росла кроткой и послушной. 
Её болезнь, что обрушилась на семью, оказалась очень редкой и не имела иной практики излечения, кроме как удаление жизненно-важного органа.
Все это  вышибло меня из нормальной житейской колеи... - Я будто бы сошла с ума! Не видела  никого и ничего, кроме  страдающего от недуга ребенка. Делала все возможное и невозможное, - дежурила у нее в палате, не жила - существовала, засыпала и  просыпалась с мыслью – только бы дочь выжила! 
Она выжила и стала мне другом, кем остается и по сей день.

В год болезни дочери - тяжело заболела мама... 
Я "металась" между тремя городами, потому что в Нуреке, учился и жил у подруги Гали, десятилетний, старший сын, Коля. В Душанбе, ожидая операции, лежала в больнице дочь, а в Курган-Тюбе, оперировали маму. 
Мама так и не поправилась. В тот год она умерла.

*****

И Младший. 
Я родила его в возрасте тридцати пяти лет - по истечении пяти лет  брака со вторым мужем.
Сын рос... - в свои неполные два года, он выговаривал сложные предложения так, что удивлялись все!
Они были очень похожи со Старшим и независимость в них, была очень похожей.

Разговаривая с Младшим, мы мечтали о его будущем - сын делился своими впечатлениями от увиденного, услышанного, а  потом подытоживал: "Мама, как хорошо мы с тобой поговорили!".
Но вот один случай, из его подросткового периода, который чуть было не отдалил нас друг от друга - мы с Младшим не забудем никогда... 
Все произошло, когда для  одноклассников сына, что уходили в колледжи после девятого класса - устроили выпускной вечер. 
Классная руководительница, тогда, попросила родителей присутствовать на вечерней прогулке  по Питеру, которая планировалась после выпускного и я, вызвалась одной из первых.
 
Дома, переодеваясь, Младший  спросил:
– Ты не доверяешь мне, мама?...
Своим вопросом он застал меня врасплох.
Я, постоянно твердившая  про веру в детей, - в тот вечер, действительно  засомневалась в сыне.
- Пожалуйста, не  нужно меня контролировать - сказал сын, но я поехала и таких "контролирующих", было несколько.
Лишь под утро мы  вернулись домой... - сын, пока мы ехали, молчал, и на другой день, я не услышала от него ни слова.
 
Не выдержав  бойкота, я постучала и вошла в его комнату и там, пытаясь объяснить, почему поехала с его классом, и что испытываю теперь - вдруг расплакалась от обиды, обнаружив, что первый раз в жизни, Младший не слушает меня...
Я сидела в его комнате и  рыдала, когда услышала, как сын  тихо произнес:
– Да что же я за сволочь такая - моя мать плачет, а я позволяю...
Он подошел ко мне и крепко обнял.
В тот день, мы попросили друг у друга прощения и помирились.

*****

...Убирая конвертик в  сумку, я  спрашиваю Младшего:
- Это поздравление, сынуль?...
Он мягко улыбается... - я так люблю  эту, очень добрую улыбку своих сыновей.
- Дома, мамси, – все дома...


Продолжение http://www.proza.ru/2012/08/17/994