Навстречу времени. Глава третья

Рачина Татьяна
Глава третья
19 июня 2006г.
Прошло две недели, после прошедшего урагана в Москве, после того злосчастного дня, когда в жизни Игоря произошло полное разрушение его помыслов и стремлений, всё это время  Игорь жил в родительском доме, постепенно он  успокоился, ездил на новую работу. Игорь пытался разобраться в новых должностных обязанностях, но у него ничего практически не получалось, путался в цифрах, в отчётах, которые ему приносили на подпись, попусту ходил по кабинету, не зная чем заняться, куда себя приткнуть,  и скучал по архитектурному бюро, от этого он злился на отца, на самого себя и на всех окружающих по его теперешней работе. Отец как-то вызвал к себе в кабинет и спросил: « Может тебе в другой отдел перебраться, сделаем ротацию кадров, а то на тебя жаловаться начали мои сотрудники, суров, не разговорчив, не идёшь на контакт, жалко на тебя смотреть, ходишь, точно опущенный в воду, ты спрашивай, что не понятно, со временем всё уляжется в голове, все так начинали». Игорь отказался от предложения отца, сослался на то, что не хватает знаний, почитает нужную литературу и во всём сам разберётся, и  в дальнейшем постарается сдерживать себя и контролировать свои эмоции.  Мила стала частым гостем дома у Зотовых, она нашла подход к Раисе Михайловне, они вместе пили чай вечерами, то дружно обсуждая новый узор для  пуловера в журнале по вязанию, то рецепт вкусненького торта, который Мила выпытала у сотрудниц по работе а после делилась с Раисой Михайловной, ужинала с ними, а иногда припозднившись, оставалась на ночь, и все домочадцы уже считали её своей, родной. Мила рано потеряв мать, как будто хотела почувствовать, что значит материнская ласка и забота, она всем сердцем тянулась к Раисе Михайловне, была приветлива и участлива, доброжелательна и внимательна. Раиса Михайловна тоже отвечала ей взаимностью, она всегда хотела второго ребёнка,  дочь, но так сложилось, что ей не суждено было познать дочериной любви, и сейчас с появлением Милы, она смогла понять, что дочь на много ближе, чем сын. Они как две подружки шушукались о чём- то сокровенном, только понятным им – женщинам, куда для мужчин хода нет, смеялись по – пустякам, обменивались мнениями на идущий по центральному телевидению очередной телесериал.   Игорю ничего не оставалось делать, как присутствовать  рядом, слушать женское щебетание, и отвечать на всевозможные глупости, поддерживая вечерний разговор. В один из таких вечеров, тихих, домашних, Милана привезла большой пирог, испечённый по особому рецепту, домашнего вина, фруктов и объявила, что сегодня будем праздновать её день рождение.
- А, почему ты нас заранее не предупредила? - Искренне расстроилась Раиса Михайловна.- И, надо же Глеб, ничего не сказал, и подарка я для тебя не приготовила.
- Не расстраиваетесь, Раиса Михайловна, а папу я сама попросила, чтобы он ничего не говорил, сейчас он в Сыктывкаре, а приедет к выходным дням, справим моё день рождение в ресторане, с гостями, с подарками, как положено, а сегодня посидим в мирном семейном кругу. - При этих словах она посмотрела на Игоря, который сидел в гостиной с чашечкой кофе и просматривал  архитектурный альманах. Игорь отвлёкся от интересной статьи о классических стилях в современной архитектуре, и посмотрел на Милану. «Она сегодня выглядит,  как-то  по другому,  по-особенному, что-то изменилось в ней, или новое платье одела, или причёску изменила» -  подчеркнул про себя Игорь.
- Ты, что волосы перекрасила и стрижку короткую сделала, тебе очень идёт, - Раиса Михайловна подошла к Миле, взяла её за руки  и стала её вертеть в разные стороны, разглядывая, словно куклу.- Милочка, девочка моя, ты изменилась кардинально.
- Да по совету подруги, вот набралась смелости и пошла к стилистам, они мне и гардероб подобрали и лицо привели в порядок, а я и не знала, что так бывает, я себя сама не узнаю, будто я и не я.
- Молодец, Милая, пора становиться яркой, выразительной Москвичкой, а не быть серой провинциалкой, - подбодрила сияющую Милану Раиса Михайловна.
- Раиса Михайловна, и вам тоже  надо над собой поработать, я смотрю, вы совсем на себя махнули рукой, никуда не ходите, ничего себе не покупаете, а вам то наверное ещё и пятидесяти нет. Толи от крепкого кофе, толи от услышанного, Игорь поперхнулся и закашлялся. Он строго посмотрел на Милу, разговорившую невзначай.
- Мила, мне недавно исполнилось сорок один год - Раиса Михайловна посмотрела на Милу печальными глазами.
- Ой, простите меня Раечка Михайловна, я не знала, я подумала вы сверстница моего отца. - пыталась оправдаться Мила. Мила украдкой посмотрела на Раису Михайловну и про себя ужаснулась, она предполагала, что Раисе Михайловне все пятьдесят,  она судила по  новой знакомой, Ирине, начальницы отдела, в котором работала Мила. Мила стала считать Ирину своей подругой, после того, когда у Милы стали возникать трудности по работе и  непросто складывались отношения с коллегами, Ирина первая протянула руку помощи, смогла сгладить назревающие конфликты, оставалась вечерами с Милой и помогала ликвидировать пробелы в знаниях. Милана, благодаря Ирине за короткое время научилась всем премудростям рекламного бизнеса и безболезненно влилась в коллектив.  Ирине исполнилось тридцать семь лет, а выглядела на двадцать пять, когда Ирина озвучила цифру своих лет, и сказала, что у неё есть взрослый сын, ровесник Миланы, она оторопела, и поверила только тогда, когда Ирина показала ей свой паспорт. Это Ирина посоветовала Милане  обратиться к стилистам, и Мила с лёгкой руки Ирины решилась на перемену своей внешности. Мила так хотела рассказать о своей новой подруги, но боялась задеть самолюбие Раисы Михайловны, и потерять создавшие доверительные с ней отношения, и Мила прикусила язык.
-Да, перестань, сама виновата, давно за собой не слежу. – Заметив смущение Милы, стала успокаивать её Раиса Михайловна и посмотрела на свои пальцы рук, тяжело при этом вздохнув, -  и ногти  нуждаются в маникюре.
- Так это всё поправимо, смотрите, что со мной сотворили! – Мила озорно покружилась вокруг себя, ловя на себе внимательный взгляд  Игоря - и с вами сотворят, вот увидите.

***

Они устроились в саду, где Раиса Михайловна оформила и  организовала уютный уголок для отдыха, она недавно его завершила и была очень рада тому, что они теперь все вместе могут отметить здесь торжество Милы. Они сидели втроём в беседке пили  бодрящее, ароматное фруктовое вино, приготовленное Милой специально для этого случая, и наслаждались ласковыми лучами солнца уходящего  за горизонт. Мила была восхищена  профессиональным ландшафтным проектированием сада, и очень удивилась, узнав, что всё это сделано руками Раисы Михайловны.
- Как красиво, это, наверное, очень сложно, у вас определённо есть талант Раиса Михайловна, и всё своими руками.- Мила сидела в плетёном кресле с бокалом красного вина и рассматривала извилистые дорожки, которые переплетаясь, создавали  причудливый узор, клумбы, и цветники  своими формами повторяли и дополняли  задуманный орнамент.
- Ну, не совсем своими руками, мне рабочие помогали, я только проектировала и занималась благоустройством и озеленением. И мне не сложно, я просто правильно использую все плюсы и устраняю изъяны, проектируемого участка, стараюсь, чтобы участок работал на меня, а не я работала на него, вот и все дела.- Раиса Михайловна хитро подмигнула Миле.
- У вас я вижу свой стиль, вы настоящий художник- оформитель, я тут недавно в гостях была, так они намешали в своём саду всего: высокие голубые пихты, клумбовые розы и бамбук в придачу.
 - Да бывает и так, но я старалась превратить разрабатываемую территорию в единое пространство, где все элементы неразрывно связаны друг с другом и мне, кажется, это удалось.
- Игорь, а почему вы всё время молчите?-  наигранно, показывая своё недовольство, спросила Милана Игоря, смотревшего на падающий с небольшой высоты поток  воды  в искусственный водоём. Игорь пил вино, получая удовольствие от летнего вечера, наполненного  благоуханием, недалеко расположившегося розария, сотворённого материнской заботой,  и молчал. Мила явно захмелела, молодое вино ударило ей в голову, от неё ушла та скованность, которая присутствовала первоначально.  Игорь перевёл взгляд на Милу, щеки её зардели, глаза сияли от внутреннего волнения, влажные алые губы коснулись краешка бокала, она тоже неотрывно смотрела на Игоря, озарённого последними лучами солнца.  Игорь в белоснежном летнем костюме, в белой сорочке,  специально принарядился для такого торжественного случая, с застывшей загадочной улыбкой на устах, с неотразимыми ямочками на щеках, был великолепен, казался сказочным принцем, сошедшим с небес. От волнения у Милы в горле образовался комок, который она с трудом смогла проглотить.
- Мне надо позвонить, что–то Сергей задерживается, обещал к шести вечера, с вашего позволения я вас покину.-  Раиса Михайловна незаметно встала и пошла в сторону дома. Игорь и Мила  не отреагировали ни словом, ни действием на уход  Раисы Михайловны, они всё также продолжали смотреть друг на друга. Первый отвёл взгляд Игорь.
- У вас очень изысканное вино, оно чуть резковатое, но в нём ощущается терпкость и полнота вкуса, есть богатство оттенков аромата, бархатное, в меру кисловато.
- Я очень рада, что вам понравилось, а как вам мой пирог.
- Может быть, хватит выкать, и перейдём на ты, мы ведь с тобой не на светском рауте.- предложил Игорь.
- Да, я согласна, - Мила опустила глаза, она не умела скрывать своих чувств и по её лицу можно было прочесть, что она без ума от рядом сидящего молодого человека.
-Вот и хорошо. А пирог твой просто божественный, я как укусил кусочек, м-м-м, хотел сразу полпирога съесть, но вспомнил, что я не один гость на празднике, что ты туда намешала, признавайся обольстительница искусница. - Игорь искренне улыбался, - я получил сегодня величайшее наслаждение, такой прекрасный вечер, и пирог отменный, столько фруктов в нём, экзотика, обязательно оставь рецепт моей матушке.
- Он мне впервые удался, а кстати, пирог так и называется «Наслаждение».
- Ты, сегодня обидела мою матушку, - Игорь сделал сердитое выражение лица.
- Ой, мне так неловко до сих пор, что всё так получилось, я и впрямь подумала, что ей столько лет, вернее даже больше, все пятьдесят.- раскаялась Милана.
-Ты замахнулась, а я как-то даже не думал об этом как выглядит моя мама, может быть, я не воспринимаю её как женщину, глупость сказал, конечно,  просто я не мерю её по годам, по  возрасту, она для меня просто моя любимая матушка.
- Игорь, я судила по-другому человеку, моей начальнице, Ирине Александровне, ей сейчас тридцать семь, а выглядит как девчонка, ей двадцать пять с натяжкой дашь, не больше. Для меня непонятно, почему для одних время останавливается, а для других бежит неминуемо быстро. Одни, например твоя мама очень быстро стареют, порой опережая свой возраст, а другие, как наша Ирина Александровна цветут и пахнут.
-Да, не буду тебе возражать, наверное, моя мама выглядит старше своих лет. Она замкнулась в себе, отстранилась от мирской суеты, мне кажется, во многом виноват мой отец, работа, частые поездки, отлучки, командировки, они перестали общаться, я забыл, когда их видел вместе, даже отдыхают врознь. Я не помню, когда она в последний раз смеялась.  Отец обращается к ней ласково: «Раечка, Раечка», а у самого глаза потухшие. Мама словно тихо угасает, раньше она жила мной, а я как оперился, ушёл из дома, так она совсем стала гаснуть, только её сад и поддерживает, и он даёт ей разгуляться фантазиям.
-Жаль, Раечку Михайловну.- искренне посочувствовала Милана.
-Не надо никого жалеть, мы сами творим свою судьбу. Мы, только мы запускаем  свои внутренние биологические часы, существуем в заданном жизненном ритме, мы выглядим на столько лет на сколько себя ощущаем. Я где-то читал про это, теперь уже не помню где. Твоя начальница, как её зовут?- Игорь пригубил вина.
- Ирина Александровна, но её все зовут просто Ирина, потому что язык не поворачивается называть её по имени и отчеству.
- Так вот ваша Ирина, - продолжал развивать свою мысль Игорь,  - возможно, живёт какой-то заданной целью, или же неосуществившейся в своё время  мечтой, но она жаждет её осуществления и в ней происходит внутренняя работа, на физиологическом уровне, неосознаваемая ею самой, жизнь её как бы растягивается, удлиняется, словно даёт ей время для свершения ей задуманного. Она что-то  не сделала, не совершила, не досказала, не донесла миру, вообще не исполнила свою миссию в этой жизни. Для таких людей, как она, время замедляет свой ход, а на каких-то отрезках времени может совсем остановиться, и годами люди не меняются в возрастном порядке, про них говорят, что они законсервировались, а у них  биологические часы замедлили свой темп. А есть категория людей, которые думают, что для них всё прошло, время упущено, они свыкаются с тем, что время неумолимо возьмет свой верх, время неизбежно унесёт молодость, и его нельзя повернуть вспять, и они начинают стареть. Так, вероятно,  случилось с моей мамой.
- Интересно, какая неосуществимая мечта есть у Ирины, мы с ней часто и подолгу болтаем, затрагивая  различные темы, но она мне ничего не говорила о мечте.
- А, она может и не знать, бывает и так.
- Я знаю случай, когда двадцатипятилетний мужчина попал в аварию, пережил коматозное состояние, и после этого процесс старения или взросления, не знаю как лучше тут выразиться, прекратился. Сейчас ему сорок лет, и он абсолютно не изменился. Просто перестал стареть! Органы находятся в таком же состоянии, в каком были в том возрасте! Я тоже не буду стареть, хочу выглядеть так же молодо через двадцать лет.- Милана скривила смешно губки, представляя себя через двадцать лет.
- Да, я тоже слышал про этот случай. Никто не сможет сказать какими мы будем через двадцать лет, - Игорь налил ещё вина, в опустошённые бокалы, - Что мы тут совсем разговорились и забыли, что мы празднуем, поднимай бокал, пьём за тебя, за именинницу.
- Нет,  я не Именинница сегодня, именины у меня зимой, в январе, я сегодня роженица, ой, рожденница,  правда, а как называют человека, который справляет день рождение. – Милана смотрела на Игоря глазами преданного щенка.
- Виновник торжества, сегодня рождённый, не знаю – Игорь засмеялся над причудами русского языка,- Вот такой наш богатый русский язык, то слов полный ворох, а то нет не одного словечка подходящего для данного обозначения, парадокс да и только.
-Да,- выдохнула Мила и замолчала, разглаживая ладошками на коленках своё нарядное платье.
- Что сгрустнулось, за твоё здоровье! – Игорь поднял бокал, провозглашая тост, и пригубил немного вина.- Расскажи мне лучше о своих планах на будущее,
-Планах, о будущем?- вопрос Игоря явно Милу застал врасплох.- Я как-то не думала, мы с отцом эту тему не обсуждали.
-А, что за тебя всё думает и решает отец, и ты живёшь под его указку?!- Игорь слегка был шокирован ответом Милы.
-Нет, конечно. Я думала,- Мила запнулась, она размышляла, о том, что хотел бы здесь услышать Игорь, и как бы ненароком не разочаровать его, и не порвать ту тонкую нить, которая только что завязалась между ними.-  Я поступлю учиться, надо получить высшее образование, в наше время неучи не нужны,- вспомнила Мила, чью-то затасканную  фразу.
- Что ты так смутилась, не тушуйся,- подбодрил Игорь, совсем сконфуженную девушку ,- это твоё дело как жизнь свою складывать. - Мила опять замолчала.  Как всегда бывает в приятной дружеской беседе, незаметно подкрался вечер, солнце  уже давно село за горизонт, быстро потемнело, подул сырой свежий ветер, где-то грохотало, на небе вспыхивали и угасали сполохи, Мила в легком платьице, передернула плечиками.
- Замёрзла Милая?- Игорю стало, искренне жаль Милу. «Ей и так не сладко с  деспотом отцом живёт, и он тут ещё набросился на неё с вопросами» -  мысленно ругал  себя  Игорь.
- Немножко, - еле слышно ответила Мила и вся съёжилась от порыва вечернего ветерка.
Игорь подсел к Миле ближе, накинул на её плечи  свой белый пиджак. Мила почувствовала тончайший аромат, исходивший от его шёлковой сорочки, казалось ещё немного и у неё остановится сердцё, и она потеряет сознание. Игорь чувствовал напряжённость  девушки, он приподнял её подбородок и поцеловал в дрожащие губы. Мила от нечаянного поцелуя вся замерла, она словно рыбка, попавшая в сети, внутри затряслась, сердечко неугомонно забилось. Она стянула пиджак руками у самого подбородка, закрыла глаза, вытянула губки  и с трепетом ожидала продолжения поцелуя.
 - Прости, я не хотел –  отвернулся и оправдался Игорь, как нашкодивший мальчишка.- Пойдём домой, совсем похолодало, скорее всего,  начнётся дождь, смотри, какие тучи на небе сгущаются,- Игорь потянул Милу за руку. Мила была разочарована, она  не ожидала такой концовки очаровательного вечера.
Раиса Михайловна так и не подошла, и Сергей Петрович не подъехал, а обещал, видимо дела. Дома было тихо, только огромные напольные часы отстукивали время и разряжали повисшую тишину.
- О, уже одиннадцать часов ночи, как быстро пробежало время, - Игорь, галантно приподнял руку Милы и поцеловал,- А, может быть, для кого-то сейчас время наоборот остановилось, спасибо тебе за прекрасный вечер, спокойной ночи,- Игорь направился в свою комнату, остановился, посмотрел, на одиноко стоящую в лунном свете Милу и добавил: Ты выглядишь великолепно и ушёл, оставив девушку совершенно одну.

***

 Игорь проходил мимо спальни матери, услышал приглушенное негромкой музыкой, всхлипывание мамы. Игорь остановился, постоял, потоптался, хотел постучаться, войти, но так и не смог,  махнул рукой и пошел озадаченный к себе в комнату. Спать не хотелось, дождь всё силился начаться так и не пошёл, ночной летний ветер разогнал все тучи и умчался прочь, и опять плотно повисла удручающая духота, ни облачка, ни малейшего дуновения, ни ночной прохлады, на которую так сегодня надеялся Игорь. Он лёг на тахту, намереваясь заставить себя погрузиться в сон, но мысли накатывались волнами одна за другой. Игорь думал о матери, сегодняшний разговор с Милой заставили Игоря взглянуть на свою маму совсем с другой стороны, взглянуть глазами не сына, а глазами повзрослевшего мужчины. Почему мама перестала обращать внимание на себя, пополнела, постарела, ничего себе не покупает, носит какие-то бесформенные одежды, не использует косметики, когда это случилось, Игорь не мог дать ответ на этот вопрос. Игорь винил во всём только отца. Из детства он мало что мог вспомнить хорошего, близости с отцом таковой не было,  ему всегда не хватало отеческой теплоты -  вечно недовольный, занятый, усталый, отстранённый. С Игорем всегда была рядом мама, всегда ласковая, заботливая, чуткая и внимательная. Игорь не мог иначе её называть, как матушка, это слово попало в его лексикон, когда он  мальчишкой  грезил стать ветеринаром, хотел  лечить и помогать животным, отец, испугавшись, отвёз его на ферму, чтобы он посмотрел будущую профессию во всей красе. На ферме телилась корова, роды проходили трудно, и пожилая женщина- ветеринар, всё гладила бедную корову по раздувшим бокам и приговаривала: « Потерпи, матушка, потерпи родная».  «Потерпи матушка» -  вслух произнёс Игорь. Почему так, люди кладут на алтарь свою молодость, свой талант, свои устремления в будущее, а те, для кого всё это брошено в жертву не замечают, не ценят, не берегут. У матушки явно есть таланты, и один из них это талант художника. Игорь вспомнил, как он маленький носился со своим альбомом и красками, у него всё не получалось по памяти нарисовать лошадь. Мама, молча, взяла альбом и цветные мелки, начала быстро наносить штрихи  и линии на бумагу, Игорь не сразу понял, что мама пытается изобразить в его альбоме, но он заворожено из-за плеча мамы выглядывал и восхищенно смотрел, что творится на бумаге. Движения рук были точны и полностью подчинялись замыслу художника,  казалось, мама забыла про него, она рисовала с великим упоением, как будто изголодавшаяся по творчеству, и сами руки жаждали и хотели работы. Маленький Игорь стоял за спиной мамы и не мог пошевельнуться, чтобы не спугнуть то чудо, что вырисовывалось на бумаге. На альбомном листе оживала лошадь, но это была не простая лошадь, а сказочная, она была белая в яблоках,  с белой волнистой гривой струящейся до копыт, лошадь изогнула шею и голова была повернута в сторону зрителя, её большой печальный глаз смотрел прямо на Игоря, второй был прикрыт длинной щелкой, доходящей до самых ноздрей, на секунду Игорю показалось, что ноздри шевельнулись, она фыркнула, и из ноздрей вышел пар, лошадь дышит, она живая. Мама все дальше бежала пальцами по листу альбома, прорисовывая и детализируя рисунок. Мама нарисовала уздечку, её лошадь была оседлана,  лошадь била копытом об оземь словно нетерпеливо, приглашала наездника поскорее оседлать её, и пуститься в невыносимый бег, ещё немного и она встанет на дыбы и помчится наперегонки с ветром, так и не дождавшись седока. Рука застыла над рисунком, будто хотела сказать, больше нечего добавить, и тихо опустилась, рисунок закончен.
- Мама, а ты что умеешь рисовать, почему ты раньше мне ничего не говорила?- Игорь с детским и  искреннем  восторгом смотрел на рисунок мамы
-Нет, мой ангелочек, я не знаю, как то так само собой получилось.- слукавила Раиса Михайловна.
- Вот, это да, а почему у меня так не получается?- насупился Игорь.
- И у тебя, мой сыночек, получится, если будешь трудиться. Сам знаешь пословицу: без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Мам, а зачем ты седло пририсовала с уздечкой,- Игорь недовольно посмотрел на маму.
- У каждой лошади должен быть хозяин, и она должна его слушаться.
-Ей плохо с твоим хозяином, посмотри, она плачет, она хочет на волю, не нужен ей твой хозяин, отпусти её, пусть она скачет свободная по лугам, по полям.- закапризничал маленький Игорь.
 - Молодец, заметил, значит, мне удалось в рисунке передать настроение, чувство, а вот пойдём я тебе что-то покажу.- Раиса Михайловна взяла сына за ручку и повела в другую комнату.
 Мама Игоря достала из книжного шкафа альбом с фотографиями картин и скульптур великих мастеров изобразительного искусства, нашла нужную фотографию и протянула альбом  Игорю.
- Посмотри, как увидел лошадь Сальвадор Дали.
На фотографии Игорь увидел скульптуру старой измождённой лошади, подкосившиеся копыта, дряблая, сбитая в клочья шерсть, облезлый хвост, вместо седла были  странные часы, которые давили на спину бедной лошади. Седло-часы  с искривленными стрелками и цифрами, казалось, часы стекали, они символизировали время, которое неминуемо течёт,  старая лошадь в последнем усилии пытается сделать рывок, но время тяжелым грузом сдавливает,  не дает ей пуститься в беззаботный бег, беспощадное время клонит   несчастное животное к земле
-Это скульптура Сальвадора Дали, называется «Лошадь оседланная временем», так он хотел показать, что станет с женщиной в конце жизни. Лошадь думает, что она сможет ещё порезвиться, но время неподвластно ей, оно её оседлало.
- Злой он, этот Дали.- нахмурился маленький Игорь.
-Почему злой, он изобразил правду, что старость неизбежна, приходит время, когда человек начинает стареть, и он не может совершить то, что в юности делал легко без прилагаемых на то усилий, всему своё время и надо постараться его не упустить, а то будет очень поздно, когда ты захочешь осуществить то, что не успел в молодости, но уже не сможешь, время ушло безвозвратно, ничего изменить нельзя.
Игорь тогда не понимал и половины того, что ему сказала мама. Игорь посмотрел на свою молодую красивую мамочку, и представил её в образе старой, сгорбившей с палочкой в руках, она пытается побежать за мячиком, чтобы поиграть с Игорем и не может, ноги её не слушаются. Игорь закрыл глаза и заплакал.
-Что ты, мой хороший, что ты,- Раиса Михайловна прижала к  груди своего маленького сынишку.
- Мамочка пообещай мне, что ты не будешь стареть и не превратишься, вот, в такую лошадь, – сквозь слёзы, запинаясь, произнёс Игорь.
- Хорошо, мой милый, я не буду стареть, только не надо плакать, хочешь, я прочитаю тебе очень интересную сказку Евгения Шварца «О потерянном времени». Там мальчик, Петя Зубов, был лентяем,  и понапрасну терял время.
- Не хочу больше ничего слышать о времени, отдай мой альбом, я спать хочу. – Игорь очень рассердился на маму, сам не понимал почему, придя к себе в комнату, он долго смотрел на мамин рисунок, гладил его и всё приговаривал: «Не нужен тебе хозяин, не нужен». Так и уснул в обнимку с альбомом, во сне к нему пришла старая измождённая лошадь с часами на  провисшей спине и почему то лошадь взглянула на него глазами мамы произнесла голосом мамы: «Ничего изменить нельзя».
 А, на завтра Игорь носился с рисунком мамы и всем его гордо показывал: «Это мама нарисовала». А потом  рисунок куда-то исчез. Игорь после, как не упрашивал маму нарисовать что-нибудь, только попробовать, но всё бесполезно, она была непреклонна. Игорь тогда сильно обиделся на мать и долго с ней не разговаривал.  Игорь  вспомнил отца, когда поздно вечером, он всё-таки дождался отца, чтобы похвалиться маминым рисунком. Отец почему-то очень сильно разозлился, накричал на Игоря, почему он до сих пор не спит, и куда мать смотрит, хлопнув его по мягкому месту, скомандовал: « Быстро марш, в постель»! Потом Игорь слышал, как из комнаты родителей доносились крики. Рисунок мамы пропал бесследно после того вечера. «Ах, отец, отец, что ты творишь с ней»?- горестно подумал Игорь и повернулся на другой бок, но сон так и не шёл. «Хватит себя мучить» - Игорь встал, включил спокойную  музыку, услышал за дверью какой-то шорох. Открыв дверь, Игорь увидел, Милу.
- Ты не спишь, и я тоже не могу заснуть, - Мила смотрела на Игоря широко открытыми глазами, видно, она не успела подготовиться к ночному рандеву.
- Проходи, вместе будем, ночь коротать, - И Игорь взял руку Милы в свои тёплые ладони и притянул к себе. Мила не сопротивлялась, она сама прильнула к его разгорячённым губам.
- Мне понравился твой поцелуй, я хочу продолжения – шептала на ухо Игорю счастливая Мила.
- Ты уверена, что ты этого хочешь? – Спросил обстоятельно Игорь.
- Да. Я уверена, не переживай, я уже не маленькая девочка, ты забыл сколько мне сегодня исполнилось. -  Напыщенно произнесла Мила, пыталась заигрывать с Игорем.
- Ну, раз не маленькая, тогда – Игорь подхватил её на руки и понёс к себе в ложе, он едва сдерживал своё желание.

Рано утром Игорь разбудил Милу, безмятежно спящую в его постели и попросил, чтобы она возвратилась в комнату для гостей.
- Я не хочу придавать гласности, то, что случилось ночью между нами.- Игорь в упор посмотрел на Милу.
- Так этого все ждут, твой отец, мой.- Мила не скрывала своего удивления.
-Да, может быть они, и ждут, но не я.- категорично ответил Игорь.
-Я не понимаю?!- Мила была похожа на маленькую девочку, у которой отняли игрушку.
- Я прошу, не надо торопить время.- Твердо обрубил Игорь, и уже смягчив интонацию, добавил,- прости, что так получилось. Что произошло снами, было ведь, обоюдным желанием, не так ли?
Ответа не последовала. Милана так ничего не сказав, оделась и  с поникшей головой покинула спальню Игоря.
.

***
 


10 июля 2006г.
Прошло ещё три недели. Мила всё реже стала приходить в гости к Зотовым, хотя её и тянуло всем сердцем к Раисе Михайловне, но она не могла поступить иначе. Всему виной был Игорь, после той ночи, проведённой с ним вместе, Игорь отстранился от неё, он стал её избегать, приходил домой поздно или вообще не приходил, оставался у себя на съемной квартире. Так и не пришёл на её день рождение, которое отметили в ресторане шумно и весело, Мила  пригласила своих друзей, ей так хотелось познакомить всех с её, как она думала, Игорем, а он в последний момент отказался, прислал большую корзину роз с запиской, где культурно отделался от неё. Сергей Петрович тоже не пришёл, но она получила от него великолепный подарок, туристическую путёвку на двоих, лишь одна Раиса Михайловна, пришла и провела отлично время вместе с молодёжью.   Ирина, подруга Милы, несколько раз подходила к Милане и спрашивала: «Где твой герой, который пленил твоё  маленькое сердечко, ты же хотела с ним познакомить, все уши прожужжала мне о нём ».
- Подожди, Ирина, он сейчас должен подойти.- Милана до последнего ждала Игоря, думала, что он передумает и приедет, но он так и не появился. В тот день Милана всё-таки познакомила Ирину с Раисой Михайловной, представила её, как свою начальницу, и призналась, что благодаря Ирине, Милана из простой провинциалки превращается в настоящую Москвичку, что это только её заслуга, и не смогла удержать себя, чтобы не сказать, что Ирине тридцать семь лет. Раиса Михайловна обсмотрела Ирину с ног до головы, про себя подумала: «Я не наивная девочка, чтобы поверить в то, что тут не обошлось без вмешательства хорошего пластического хирурга, умеют работать. наверное, гений и талант приложил свои чудные руки, жаль,   надо будет при случае спросить, приглашу Милу с Ириной как-нибудь к нам  на ужин ».  Друзья Милы веселились от всей души, на праздничный вечер была подготовлена стоящая программа с конкурсами и викторинами, организаторы праздника старались задействовать всех присутствующих, конечно, такие деньги бухнули, Мила, как могла, заставляла себя улыбаться, танцевала, принимала поздравления, но глаза не спрячешь, она грустила. Мила вспоминала тот вечер, проведённый вместе с Игорем,  и  последующую ночь, когда он нежно одаривал её ласками, она всё свои сокровища бы отдала, ради повторения той блаженной райской ночи.  Ирина догадалась, что творится с Милой и всячески подбадривала её, не отпускала от себя. Раиса Михайловна отошла к окну, чтобы скрыться от надоедливого клоуна, стоя у окна в длинном шёлковом платье стального цвета с фужером шампанского наблюдала за Миланой. «Что-то происходит с девочкой, да не влюбилась ли она?- подумала Раиса Михайловна - надо серьёзно поговорить с Игорем, пусть не пудрит мозги бедной девочке».
Мила понимала, что Игорь чуждается её, а навязываться она больше не могла. После день рождения, она решила, что дальше не будет стоять на пути у Игоря, и унижаться не станет.

        Мила возвратилась домой после работы, а её на пороге встречает отец, всё такой же угрюмый и непоколебимый.
- Почему ты здесь, а не у Зотовых?! – набросился прямо с порога на неё отец.
-Пап, я не пойду туда больше.- протянула Мила, кисло скривив губы в улыбке.
- Как это не пойдёшь? Как у тебя складываются отношения с Игорем?- набросился отец  на Милу.
- Да никак, он меня избегает. Он меня не любит, и я ему не нужна.- выпалила безостановочно Милана.
- А он тебе самой нравится? –  с любопытством поинтересовался отец, облокотившись на дверной косяк.
-Пап, не надо, пожалуйста, не заводись,- умоляюще посмотрела Милана на отца, скидывая туфли и одевая тапочки.
- Ты не ответила на мой вопрос, тебе Игорь нравится?- угрожающе надвинулся отец на Ирину.
- Да, он мне нравится, очень, но я для него никто.- Ирина нерешительно присела на пуфик в прихожей.
-Мила, ты должна его соблазнить, я буду с тобой откровенен, мне нужен этот союз. У Сергея есть связи, я нуждаюсь в нём, а он во мне, а чтобы скрепить наши деловые отношения мы подтвердим родственностью. – не отставал от дочери Глеб, ему хотелось породниться с Сергеем, это было залогом в дальнейшие деловые отношения с отцом Игоря.
- Папа, ты со мной поступаешь как с марионеткой.- Мила попыталась сопротивляться отцу, а вообще ей хотелось скорее сбежать от его ежового взгляда, спрятаться в свою комнатку, и чтоб на время о ней забыли.
-С марионеткой, говоришь, а ты хочешь иметь большой дом с прислугой, престижную машину, всегда наряжаться красиво, пользоваться услугами стилистов и дизайнеров, посещать салоны красоты, путешествовать по миру, блистать в обществе, занимать особое положение и быть при этом всегда свободной, а не торчать на работе с утра до вечера и довольствоваться одной мизерной заработанной платой и не знать, кусая себе локти, как прожить до следующей.- Монотонный голос Глеба незаметно перешёл в крик.- Ты этого хочешь?!- вскричал  Глеб, словно рубанул он наотмашь.
- Нет, не хочу!- Милана вся сжалась, и даже машинально прикрыла рукой щёку, словно боялась получить удар.
-Тогда, милая, надо постараться, ты же не пойдёшь супротив своего отца, я же всё для тебя, только для тебя делаю, не женился, хотя мог завести новую семью, сама знаешь, переехал сюда в Москву только ради тебя, моя принцесса. Милочка, ты должна это сделать.- Глеб просительно  посмотрел на дочь.
- Ну, пап, ну перестань.- Мила любила отца, ей неприятно было, когда он снисходил до умаления, что совсем для него было несвойственно. – Ну.- Мила вздохнула, протянулась небольшая пауза, она опустила глаза,- у  нас с ним была одна ночь,  - призналась Милана Отцу.
- Так ты с ним переспала, моя девочка?- Глеб обрадовался такому повороту вещей.
- Хорошо, это меняет дело, скажешь ему, что ты забеременела, а там поженитесь, ты у меня здоровая, это дело не хитрое, быстро всё получится.- потер Глеб руками, словно дело в шляпе.
- Папа, это нечестно и подло, я не могу так поступить с Игорем.- воспротивилась Милана, ей не хотелось обманывать Игоря.
- Девочка моя, тебе ли про это говорить,  в чём здесь ты усмотрела подлость, посмотри на него, он сам мается, не может себе места найти, мечется, как затравленный зверь, а так будет семья, заботящая и любящая жена, дети появятся, есть для чего жить, к чему стремиться, вот оно счастье, а там слюбиться стерпится. Завтра же  поговорю с его отцом.- Глебу уже изрядно надоел этот разговор с дочерью. Ему нужно, чтобы беспрекословно подчинялись, а здесь приходится ещё и уговаривать.
- Пап, пожалуйста, не надо, я сама ему скажу.- Мила сцепилась за руку отца и умоляюще на него посмотрела.
- Обязательно скажи, а то я за себя не ручаюсь, не мне тебе говорить об этом.- Брови у отца Милы сомкнулись в одну линию, у него всегда так получалось, когда он был зол. Когда- то в детстве отец отчитывал Милу за испачканное платье, и она заметила это  странное изменение в лице отца, ей стало смешно, она тогда рассмеялась и получила со всего размаху оплеуху. Отец как обезумевший кричал в лицо испуганной девочке, брызгая слюнями ей в лицо: «Никогда не смейся над своим отцом, я не потерплю этого, дрянная девчонка». Всю ночь напролёт проплакала  маленькая беззащитная Мила, уткнувшись в подушку, слезы лились не переставая. Сквозь слёзы она звала свою мать: «Мамочка, приди ко мне, мне плохо без тебя, зачем ты покинула меня, мамочка». Маленькая мила достала фотографию мамы, приложила её к больной щеке, постепенно рыдания девочки перешли в всхлипывания, ближе к утру, она успокоилась и уснула. И сейчас у Милы зарделась правая щека там, куда пришёлся удар от тяжёлой руки отца много лет тому назад. Мила прошмыгнула к себе в комнату, в отчаянии кинула сумочку  на кресло, включила музыкальный центр, из динамиков завопила певица, а Мила со слезами на глазах грохнулась прямо в новеньком костюме на диван. « Если бы жива была моя мамочка, всё было бы непременно иначе» - думала Милана, она плохо помнила её, но ощущение тёплых и заботливых рук, она берегла глубоко в своём сердце. Своему отцу Милана всегда была покорна, не прекословила ему,  и речи не могло быть поступать по-иному. Немного поразмыслив, Мила пришла к выводу, что она не хочет той участи, которую она недавно услышала от своей новой подруги по работе, Ирины. Её рассказ о своей непростой, тяжелой жизни тогда поразил Милу: родила в шестнадцать лет, сына растила одна, так как муж погиб в Афганистане, отец и мать алкоголики, умер отец,  следом мать, учёба, работа в трёх местах, безденежье, лишения, выкручивание себе рук. Ну, уж, нет, как так можно жить и ещё не свихнуться, хотя у Милы не было мамы, в материальном плане она была полностью обеспечена, и даже избалована. Отец лез из кожи вон, чтобы у Милы были лучшие игрушки, велосипед, одежда, телефоны, компьютеры, сладости, репетиторы, путёвки на море за границу и так далее.   Мила задумалась: как, всё это преподнести для Игоря, не сделав ему больно. Слёзы постепенно высохли на её глазах, прошло немного ещё времени, и Мила уже думала и рассуждала как отец: « А почему ему должно быть больно, и впрямь, Игорь нуждается во мне, все от него чего-то хотят: мать хочет привязать его к себе на век, не замечая того, что он давно уже вырос и из мальчика превратился в мужчину, отец спит и видит, чтобы он продолжил его дело, на самом деле его никто не хочет понять, а я уж со своей стороны позабочусь о нём». С этими мыслями Милана вытащила из сумочки телефон и набрала номер Игоря, и когда услышала в трубке: «Да, я слушаю». Без приветствия  с налёту выпалила: «Игорь, мне надо срочно с тобой поговорить».
-Хорошо, приезжай, я буду ждать дома. – донёсся с трубки спокойный бархатный голос Игоря.
Милана, подкрасила ресницы, припудрила носик, и пулей полетела, добиваться своего счастья.

***

Игорь её ждал в библиотеке, он расположился на диване с книгой в руках, вытянул ноги и положил  на край журнального стола,  когда Милана вошла в библиотеку, он быстро встал и подошёл запыхавшейся Милане, поддерживая её за локоть, проводил до дивана, предложив сесть.
-Что случилось, Милана,  у тебя был такой взволнованный голос по телефону, я подумал, бог знает о чём, что твой отец опять произвол чинит, - начал расспрашивать её Игорь, удручённый взволнованным состоянием Милы.
- Да, ничего отец не творит,- смешно махнула рукой Мила и прижала её к груди,- это со мной что- то творится.
- И что, дорогая, с тобой творится?- в шутливой форме повёл беседу, ничего не подозревающий Игорь.
- Я беременна.- Выдохнула Мила.
- Что? Ты беременна?- опешил Игорь от такой неожиданной новости, - И кто счастливый папаша, если не секрет, конечно?
-Ты!
-Я?!
-Да, ты.- протянула не возмутительная Мила.
- Как так?
- Игорь, да что ты в дурачка играешь, забыл о нашей ночи, больше я не с кем не встречаюсь.- У Милы зарозовели щечки.
- А, разве, так может, с первого раза, ты не ошибаешься?- Игорь не мог поверить, что так бывает.
- Может, и ещё как может, и я не ошибаюсь у меня задержка на неделю, я сделала тест, он подтвердил, я беременна. Я могу показать.- Милана и не подозревала, что, оказывается, так легко врать, только стоит начать, а там как по маслу.
-И что ты решила?- спросил Игорь, он всё ещё оставался в недоумении.
- Игорь, ты меня не  слышишь, я бе-ре-мен-на – чётко по слогам произнесла Милана,- и это наш с тобой ребёнок, и у меня единственное решение - я буду рожать.- Твёрдо произнесла Милана, и ей вдруг показалось, что она и впрямь беременна, и она нисколечко не лукавит, всё чистой воды –правда.
- Я если правильно тебя понял, ты хочешь узаконить наши отношения.- Игорь старался казаться быть спокойным, хотя внутри у него всё кипело.
- Да, ты всё правильно понял.- Мотнула счастливая Милана, она была рада, что Игорь спокойно воспринимает нежелательное для него сообщение.
- Может не надо спешить, надо всё обдумать, во-первых, мы мало друг, друга знаем, и у тебя есть ещё время что-либо предпринять, во-вторых, я как- то не думал, я не готов быть отцом, и ты вроде хотела поступать учиться и самое главное,- тут Игорь буквально на секунду запнулся, подумал, а потом всё-таки решил сказать. - Я тебя не люблю. Последовало некоторое молчание, оно повисло над ними тягостное, угнетающее,  в Миле всё напряглось, казалось ещё немного, и она выбежит вон со слезами на глазах, но и это сумела  проглотить Мила.
-Ничего я предпринимать не хочу, это первая беременность и я буду рожать!- категорично заявила Мила, наклонив голову и насупившись, как ребёнок,  краем глаза, продолжая следить за реакцией Игоря. Игорь глубоко задумался, ушёл в себя, и молчал некоторое время. Мила его не тревожила, ждала ответа. «Пусть подумает, пусть у него переварится, ишь, какой нашёлся, не любит он, а сам-то знает, что такое любовь»- возмущалась про себя обиженная Мила. Прошло несколько минут, а Миле показалось, что прошли часы. Игорь легонько повернул голову у Милы, посмотрел ей прямо в глаза, улыбнулся и сказал: «Ну, что ж рожать, так рожать, жениться, так жениться, готовь платье, невеста». Мила не смогла сдержаться, она набросилась на Игоря и усыпала его многочисленными поцелуями, она всё не могла остановиться, Игорю даже неловко стало от безудержного выплеска переполненных чувств Милы.
- Ну, хватит, милая, хватит, я твой, твой,– приговаривал Игорь, гладя по волосам неугомонную Милу.-  Ну перестань, ты знаешь на кого сейчас похожа? – вдруг спросил Игорь, отстраняясь от её поцелуев.
- На кого?- Милана на секунду остановилась.
- Ты похожа на трёхмесячного щенка, который рад облизать любого, кто его погладит,- ответил  бесстрастный Игорь.
.


 ***

Игорь о своем решении женится, сообщил родителям вечером за ужином. Сергей Петрович, не задержался, поспел к ужину вовремя, что в последние дни случалось довольно редко. Милана после своего признания, что она беременна, ссылаясь на свои неотложные дела, уехала домой, даже не попрощавшись с Раисой Михайловной, предоставив преподнести радостное известие самому Игорю. Все сидели, молча, и ели, словно чужие, даже не обмолвились о погоде, как бывало раньше, кода совсем нечего было сказать. Перед десертом Игорь посмотрел на своих замкнутых родителей и объявил: «Сегодня, мы с  Миланой приняли решение пожениться». Последовало  некоторое замешательство.
- Правда, а почему ты так объявляешь, как на планёрке, мы приняли решение.- Отец еле сдерживал, свою радость, ему льстило, что он всё- таки сумел переломить сына, и он делает, то что он хочет.
- А, как надо?- спросил недоуменный Игорь.
- Проще сынок, проще надо. Будь проще и к тебе люди потянутся, с этим делом не будем тянуть и откладывать в долгий ящик, когда вы идёте подавать заявление в ЗАГС, там месяц надо ждать, но это мы всё уладим, распишетесь, справим свадьбу на высшем уровне.- Сергей Петрович, как всегда всё брал в свои руки.- Раечка, вот и дожили, сына женим.- Обратился Сергей Петрович к своей жене. Раиса Михайловна ничего не сказала мужу, но пристально посмотрела на сына.
-Игорь, ты, хорошо подумал?- спросила Раиса Михайловна сына.
-Да, мама, я подумал, так будет лучше и отец этого хочет.- постарался Игорь успокоить встревоженную маму.
-Я знаю, что хочет отец, а ты сам убеждён в этом, ты хочешь жениться?- не унималась встревоженная  Раиса Михайловна.
- Мама, оставим этот разговор, я принял решение.- Игорь хотел как можно скорее пресечь дальнейший разговор на тему о женитьбе.
- Хорошо, сын, но как бы потом тебе не пришлось пожалеть, но будет очень поздно.- Предупредила Раиса Михайловна сына.
- Всё перестаньте демагогию разводить, все решено, завтра встречаемся все на семейном обеде, надо позвонить Глебу, и всё там обсудим. Я вас оставляю, я хочу немного поработать - отец встал из- за стола и направился к себе наверх в свой кабинет, его злило, когда начинают гнать тему о смысле жизни, надо дело делать, а не разборки чинить.
Игорь остался с матерью наедине.
-Что с тобой происходит, Игорь? Я же вижу как ты мучаешься. С Миланой у тебя серьёзно, или ты всё-таки  идёшь на поводу отца.- уже мягче спросила Игоря Раиса Михайловна.
-Мама, ты ведь души не чаешь в Милане, вся сияешь, когда она приходит.- Напомнил Игорь о сложившихся дружеских тёплых отношениях его мамы и Милы.
-Причём здесь я, и мои отношения с ней, здесь речь идёт о тебе, ты у меня один, и у меня глаза есть, я не вижу, что ты пылаешь к ней любовью, я не хочу, чтобы ты весь свой век маялся и ходил на сторону, ища в чужих объятиях утешение. - Раиса Михайловна вышла из себя. Такой Игорь её не помнил, вечно молчаливая и покорная, а тут, какая её муха укусила.
-А, что мне оставалось делать, сегодня Милана примчалась вся взмыленная и сообщила, что она беременна от меня, помнишь, мы вместе день рождение её отмечали, я тогда с ней переспал.- Признался Игорь.
- И угораздило тебя, теперь всю жизнь будешь расхлёбывать.- Раиса Михайловна резко встала, и не глядя на сына, удалилась к себе в спальню.


***

Сергей Петрович очень был доволен собой, всё шло по плану, по его плану, как он хотел, как замышлял, и теперь всё исполнялось. «Пусть Раечка отворачивается от меня, пусть не разговаривает, перебесится, она не раз показывала своенравие, но проходило время, она подчинялась ему. Ей просто надо дать время. Самое главное не давить на человека»- думал Сергей Петрович собираясь на работу.
Сергей Петрович уже садился в машину, чтобы ехать к себе в офис, как из-за  угла дома выскочила Раиса Михайловна.
- Нам надо, поговорить….- Раиса Михайловна, запнулась. - Поговорить о предстоящей свадьбе Игоря.
- Раечка, я приеду к обеду и всё обсудим, я очень рад, что изъявляешь желание к подготовке к свадебному торжеству, и я думаю, твой талант оформителя весьма  пригодится, я не против, можешь всё взять в свои руки, сегодня я пришлю тебе помощников, по правде сказать, я жутко не доверяю молодым, а у нашего сына всё должно быть на высшем уровне.- он сел в машину, и махнул водителю, трогай.
 -Нет, ты меня не так понял,- Раиса Михайловна не дала ему захлопнуть дверцу машины, - я не хочу, чтобы эта свадьба состоялась, я хочу, чтобы ты остановил Игоря, я тебя прошу, поговори с ним. Я знаю он у нас вырос достойным, ты должен что-нибудь предпринять, не погуби судьбу нашего мальчика. Я тебя прошу.
-Что ты устраиваешь тут за концерт, на нас люди смотрят,- Сергей Петрович начал смотреть по сторонам у ворот стоял новый охранник, вновь принятый вместо уволенного Алексея ,- Пойдём в дом. Что придумала, вопить здесь во всё услышанное.- Сергей Петрович вылез из машины, и придерживая Раису Михайловну за спину, повёл в сторону дома.
- Сергей, ты мне ничего не ответил.
- Пошли дома поговорим.- Сергей Петрович осмотрелся, подальше от посторонних ушей, нечего  знать лишнего, его раздражало, когда  жена при обслуживающем персонале начинала свои истерики. Дома  они поднялись в кабинет Сергея Петровича.
- Что ты удумала, я сегодня разговаривал с Глебом, он мне сказал, что Милана ждёт ребёнка, мы с тобой скоро станем бабушкой и дедушкой, бабушка рядышком с дедушкой – запел весёлый Сергей Петрович.- Ну, что ты Раечка, улыбнись, всё будет хорошо.
- Прекрати, какой же ты бессердечный.- Надсадно крикнула Раиса Михайловна - Ты мою жизнь загубил, теперь пришла очередь сына, что ты делаешь, опомнись.
- Я, бессердечный, а скажи мне на милость, кто тебе такую жизнь устроил, дом, машина, сад, свобода, в деньгах не отказывал, живёшь на полном довольствии, каждая хотела бы оказаться на твоём месте, и меня ты ещё смеешь называть бессердечным.
-Не  нужна мне твоя свобода, и нечего меня деньгами попрекать, я также работала, занималась домом, сына воспитывала. Я тебя умоляю, заклинаю, не отнимай у сына мечту, оставь его, не навязывай ему  свою жизнь.
- Он сам сделал выбор и никто никому ничего не навязывал, а что касается тебя, ты кое- что забыла, но я могу тебе напомнить.- Сергей Петрович прищурился и повертел указательным пальцем, словно кого – то отчитывал.
- Я могла стать художницей,- выкрикнула Раиса Михайловна.
-Так, что же ты не стала, теперь меня винишь, первоначально причину надо искать прежде в самой себе, не слушалась бы меня, мало ли я что сказал, шла наперекор судьбе, добивалась, чего хотела, я только предложил, а выбор оставался за тобой. Ты сама сделала выбор, ты предпочла то, что тебя устраивало, было лучше и комфортнее для тебя. Да я поставил тогда ультиматум, но выбор оставался за тобой.- Сергей Петрович нервно ходил по кабинету, скрестив руки позади себя, Раиса Михайловна сидела на кресле и смотрела на снующего перед ней мужа.-  Да ещё неизвестно добилась ты чего-нибудь, вспомни, собирались вы, только разглагольствовали, вели кухонные разговоры, пили бормотуху, небось, не забыла ещё вкус «Трёх семёрок». – Сергей Петрович остановился, посмотрел на Раису Михайловну, она опустила глаза и молча, слушала мужа,- курили до тошноты, почувствовав себя взрослыми, на вас просто смотреть, было противно, ещё неизвестно что с тобой произошло, если не я, возможно, спилась и сейчас не огрызалась тут со мной, а собирала бутылки подворотней.  Да, ты мне спасибо должна сказать, в ножки кланяться, что я тогда вытащил тебя с  того болота,  вот и весь сказ, вы художники от слова худо, возомнили о себе, в облаках летают, философствуют, куда деваться.- продолжал обличать Сергей Петрович.
- Замолчи, я прошу тебя, замолчи, - Раиса Михайловна закрыла лицо ладонями, пряча слезы, накатившиеся на глаза,  она встала и выбежала из кабинета  мужа.
 Сергей Петрович посмотрел на свои выглаженные со стрелками брюки, высмотрел на них какую-то ворсинку, стряхнул, осмотрел ещё раз себя со всех сторон и подумал: «Надо Раечке сказать, чтобы костюм отправила в химчистку». Запершись в своей спальне, Раиса Михайловна залезла в кресло с ногами, обхватила колени и уставилась в одну точку: «А, ведь он совершенно прав, как всегда прав, и возразить  нечем ему, я сама отказалась от своей мечты, я сама закопала свой талант в землю, испугалась, что время ушло, а надо было пробовать, не получилось, снова браться за кисть,  а я при первой неудачи в кусты, а надо было работать и ещё раз работать, теперь ищу оправдания для себя, виновного в своей трусости, нерешительности и оправданий мне нет. Нам не ведомо то, что могло с нами произойти, если поступи мы по-другому, и почему мы поступаем так, а не иначе, что движет человеком в минуты выбора, слабость, лень, неуверенность в себе, боязнь быть непонятым,  но вполне вероятно, там, в другой жизни, я была счастлива, нет лучше гнать эти мысли от себя, о чём теперь думать, время ушло не воротишь, судьбу не повернёшь в спять. Сергей прав, надо готовится к свадьбе сына». Раиса Михайловна встала, подошла к окну, Сергей садился в машину, он поймал взгляд Раисы и помахал ей рукой, Раиса Михайловна помахала ему в ответ.

Продолжение http://www.proza.ru/2012/06/30/240