Строевые

Гордеев Роберт Алексеевич
                http://www.proza.ru/2012/05/11/1932               

        Я очень любил смотреть и слушать, как красноармейцы шагают по улицам и поют. Вот одна из строевых песен, похоже, первой запомнившаяся с довоенного времени:
                Мы идём средь полей золотистых,
                и бойцы молодые поют:
                «Песня звонкая артиллеристов,
                ты – звучи, как салют!»
                Артиллеристы точней прицел!
                Разведчик зорок, наводчик смел.
                Врагу мы скажем: «нашей родины не тронь,
                а то откроем сокрушительный огонь».
        Помню замечание папы, что следовало бы петь «наводчик зорок, разведчик смел» (и я был согласен с ним), но где бы и сколько я ни слышал эту песню впоследствии, красноармейцы почему-то никогда её не пели по-папиному! А популярная до войны песня «дан приказ ему на запад» мне вообще никогда не нравилась. Самой любимой моей - да и всех мальчишек тридцатых и сороковых годов - была «Винтовка»!
                С юга до Урала
                ты со мной шагала
                партизанскою тропой.
                И врагов, бывало,
                падало немало
                там, где пробивались мы с тобой.
                Эх, бей, винтовка,
                метко, ловко
                без пощады по врагу!
                Я тебе, моя винтовка,
                острой саблей помогу….
        Наверное, школьники всей страны во всех классах, начиная с третьего (а может быть и раньше) во время войны проходили военное обучение. Мы всерьёз изучали трёхлинейную винтовку образца 1891/30 годов, гранаты РГД-33 и Ф-1, запалы УЗРГ и Ковешникова, знали всё про бутылки с зажигательной смесью, про отравляющие газы (хлор, хлор-пикрин, хлор-ацетофенон, иприт, люизит…). И девчонки тоже – девчонки! – как и мы, знали всю эту военную науку. Единственно, что мы не могли, не умели, так это  полностью разобрать затвор винтовки – не хватало силёнок сжать ударную пружину. Зато несколько раз в неделю на уроке военного дела мы маршировали (девочки тоже) на площади перед школой и пели строевые песни! Как мы чеканили шаг, как старались петь лучше курсантов пехотного училища, которое находилось метрах в двухстах от нашей школы! Каждый вечер на вечерней прогулке по улицам они пели свои строевые, и особенно ревниво мы следили за тем, как они поют «нашу» песню про винтовку:
                … не отступим никогда!
                Нет нам большей чести –
                остаёмся вместе
                в армии родимой навсегда.
                Эх, бей, винтовка…
                Мы готовы к бою
                с армией любою.
                Коль придётся воевать,
                будем биться двое –
                я и ты со мною:
                вместе нам привычно побеждать!
                Эх, бей, винтовка
                метко, ловко…
        Песню про тачанку мы любили не меньше:
                Ты лети с дороги, птица,
                зверь с дороги уходи!
                Видишь – облако клубится,
                кони мчатся впереди.
                И с налёта, с поворота
                по цепи врагов густой
                застрочил из пулемёта
                пулемётчик молодой.
                Эх, тачанка-ростовчанка,
                наша гордость и краса!
                Пулемётная тачанка,
                все четыре колеса!...
        До сего дня помню всю «Тачанку»! И про матроса Железняка тоже:
                В степи под Херсоном высокие травы,
                в степи под Херсоном – курган…
                Лежит под курганом,
                заросшим бурьяном,
                матрос Железняк, партизан…
        Запевалой был я! И командиром третьего отделения - тоже я. Хромой военрук хотел, чтобы запев песни звучал из глубины строя – так, мол, положено в армии – но я не соглашался. И не согласился! И сиял, и голосил перед всеми случайными прохожими:
                Он шёл на Одессу, а вышел к Херсону…
                В засаду попался отряд:
                налево застава,
                махновцы направо
                и – десять осталось гранат!...
                «Ребята! - сказал, обращаясь к отряду,
                матрос-партизан Железняк, -
                Херсон перед нами:
                пробьёмся штыками!
                И десять гранат – не пустяк!…»
        Песня ручалась, что «штыком и гранатой» всё-таки «пробились ребята», но «остался в степи Железняк»... После этих мужественных слов казался неуместно будничным последний куплет:
                Весёлые песни поёт Украина,
                счастливая юность цветёт.
                Подсолнух высокий
                и в небе, далёкий,
                над степью кружит самолёт…          
        Песню про Щорса петь было труднее; она была какая-то протяжная, с завываниями и «э-эканьями», но всё равно пели и её:
                Шёл отряд по бе-режку-у,
                шёл издалека-а-а.
                Шёл под красны-ым зна-менем
                команди-ир полка.
                Э! Э-э! Команди-ир полка… 
        Петь «Дальневосточную», такую героическую мы и не пытались, поскольку не знали всех слов. А курсанты пехотного училища – те её пели; иногда она звучала у них заливисто, на два голоса, порой серовато. Каждый очередной набор пел по-своему:
                Дальневосточная – опора прочная!
                Союз растёт, растёт, непобедим,
                и всё, что было в битвах завоёвано,
                мы никогда врагу не отдадим!
                Стоим на страже всегда, всегда.
                А если скажет Страна Труда,
                прицелом точным – врага в упор!
                Дальневосточная, даёшь отпор!
                Краснознамённая, смелее в бой!...
        Через каждые три месяца тех курсантов рассылали «ваньками-взводными» по всем фронтам. Бабуся, когда слышала эти песни, всегда вздыхала «бедные ребята!», Дедусь говорил, что участь ваньки-взводного хуже, чем у простого бойца. Мы, конечно же, не знали, не задумывались над тем, как бывшие курсанты воевали и что было с ними, уже лейтенантами, на фронте - просто ловили, как из рядов новых курсантских рот неслась та же песня. Грубые ботинки хрупали по булыжной мостовой, тонкие мальчишеские шеи болтались в широких воротниках гимнастёрок, а мы отмечали, что мелодия песни опять немного переврана:
                …Мы помним дни и годы испытаний
                .когда  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  страна,
                когда Луганский слесарь Ворошилов
                водил полки на лютого врага.
                Стоим на страже…
        Иногда запевала бывал неважный и фальшивил, даже не хотелось поискать взглядом по гуще строя, чтобы найти певуна; мы просто провожали марширующих взглядом:
                …Пойдут полки и с севера и с юга,
                (с родных высот, и с забайкальских гор?).
                Свою винтовку, верную подругу
                опять берёт ударный комсомол.
                Стоим на страже всегда-всегда!
                А если скажет Страна Труда…
        Так до сих пор и не знаю слов всей песни. А в начале семидесятых вдруг откуда-то стало известно, что последние строчки припева песни про Дальневосточную когда-то пелись иначе:
                … а если скажет Страна Труда
                «винтовку в руки!» - в карьер, в упор!
                Товарищ Блюхер, даёшь отпор!
                Дальневосточная, смелее в бой!
        Не штатским людям судить (да ещё и почти через 75 лет после событий на озере Хасан в 38-ом году!) хорошо, плохо ли был организован тот отпор «японским провокаторам» и много ли было пролито крови при взятии тех двух высот, Заозёрной и Безымянной. Но факт остаётся фактом, что легендарный командующий ОДВА (Особой Дальневосточной армией), первый кавалер орденов Боевого Красного Знамени и Красной Звезды маршал Василий Блюхер сразу после одержанной победы был объявлен японским шпионом, жестоко и бесчеловечно репрессирован и расстрелян. А песня о Дальневосточной… Шли, бежали и пронеслись годы и десятилетия, песня слышалась всё реже, отставала от нас, ветроголовых и торопливых. Сегодня она и вовсе забыта...
        Но ведь звучала на улицах Касимова (наверное, и многих других городов) не одна она! В любую погоду пять или шесть рот пехотного училища маршировали с песнями на ежевечерней прогулке. Все мы знали их наизусть, а они наползали на нас с перекрёстков и из-за поворотов улиц, заглушая одна другую: 
                Прощай, прощай, Москва моя родная!
                На бой с врагами уезжаю я.
                Не забывай, подруга дорогая,
                пиши мне письма, милая моя.
                Не забывай, подруга дорогая
                про наши встречи, клятвы и мечты –
                расстаёмся мы тепе-ерь,
                но, милая, поверь,
                дороги наши встретятся в пути.
                В бою суровом, в грохоте разрывов,
                когда вокруг всё глохнет от огня,
                ко мне, я знаю, из Москвы далёкой
                твоя улыбка ободрит меня.
                Не забывай, подруга дорогая…
        Её перекрывала другая песня, чисто курсантская:
                Школа красных командиров
                комсостав стране своей куёт.
                Смело в бой идти готовы
                за трудящийся народ…
        была суровая, как клятва:
                Суровый голос раздаётся:
                «клянёмся землякам –
                покуда сердце бьётся,
                пощады нет врагам!»… 
        и на тот же мотив ещё одна:
                Пехота, красная пехота,
                могучие полки!
                У всех одна забота –
                фашистов на штыки! 
        Откуда-то попала в то Касимовское пехотное училище и явно флотская песня: 
                На заводе был он машинистом,
                а когда настал двадцатый год,
                он с отрядом юных коммунистов
                (защищать?) пошёл Балтийский флот.
                Эх, в гавани, далёкой гавани
                пары подняли боевые корабли (на полный ход).
                Уходят в плаванье с Кронштадтской гавани,
                чтоб стать на стражу Советской страны.
        Предпоследняя строка у разных рот звучала по-разному: одни пели её сугубо-слитно «…скронштацкойгавани…», чуть ли не сбиваясь с шага, другие же наоборот выделяли под ногу каждый слог «…скрон штат ской га-вани…»; высокий голос удаляющегося запевалы выводил следующий куплет
                …и сказал он Нюре той бедовой:
                «Нюра! Я еду в моряки!»…
        Эти слова, обращённые к неизвестной Нюре дружно выкрикивала вся рота, и жаль что в памяти от куплета, посвящённого девушке, остались только эти две строки... 
                Эх, в гавани…
        Как отдельный отрывок вспоминается не песня целиком - видимо, припев:
                ...Есть Со-юз, Советская страна,
                всем примером служит она-а-а.
                Там в долине,
                где море сине,
                где голубая даль!...
        Мы, конечно понимали, что строевая песня нужна для единения строя, что под неё нужно "давать шаг", и слова в ней - не самое главное. Тем не менее удивляла непонятность - откуда, куда был этот припев!...
        И, конечно же, часто можно было услышать «классику жанра»:
                Там, где пехота не пройдёт,
                где бронепоезд не промчится,
                тяжёлый танк не проползёт,
                там – пролетит стальная птица!
                Пропеллер, громче песню пой!
                Неся распластанные крылья
                за вечный мир, в последний бой
                летит стальная эскадрилья…
        Сегодня мне кажется, что в разных песнях часто бывал один и тот же припев:
                Эх, комроты!
                Даёшь пулемёты,
                даёшь батарей,
                чтобы было веселей!...

                http://www.proza.ru/2012/06/24/1127