О Церкви и церкви, 1

Лина Соловьева
 /В произведении рассматриваются понятия Церкви и церкви, по  Евангелиям/



                21. …наступает время, когда и не на горе сей, и
                не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
                23. … настанет время и настало уже, когда
                истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе
                и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
                24. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны
                поклоняться в духе и истине.

                (Иоанна, 4, разговор Иисуса с женщиной из Самарии)

Мы привыкли связывать понятие церкви с понятием конфессии.
Посмотрим , в каком контексте упоминается слово «церковь» в Евангелии.

Матфея 16; 17-19

15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах

Видим, что  из всех присутствующих Иисус назначает Петра быть  фундаментом  духовной  Церкви.
 Почему именно Петра? Потому ли, что Отец открыл Петру, что Иисус – Сын живого Бога, или потому, что Пётр твёрдо верит в то, что Иисус – Сын живого Бога? Если мы говорим о духовной Церкви, значит, мы подразумеваем, что она - из духовного материала. На чём зиждется дух?  Логично думать, на вере. Итак, блажен Пётр, потому что не умом, ни душой пришёл к вере в Иисуса, а по милости Господа.  Непоколебимая вера, твёрдая, как камень,  полученная  Петром от  Господа,  даёт основание Иисусу  доверить  ему   роль  «опорного камня  фундамента» духовной «конструкции» - Церкви.
Далее читаем:

(Иисус говорит ученикам)
Матфея 18, 18-20:
18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них

Приобретённая учениками вера в Сына Божьего даёт основание Иисусу считать также и их частью духовной Церкви, давая им те же права перед Богом, что и Петру.
«Если двое из вас согласятся на земле просить…» – относится к любому уверовавшему в Иисуса, ибо Иисус проповедовал множеству народа и поручал ученикам Своим проповедовать по всей земле и во все времена..
Т.о.  признаком принадлежности  духовной Церкви Иисуса является ВЕРА в Иисуса.
Однако, помимо духовной Церкви, мы видим  церковь (для различения пишем, как в Евангелии, с маленькой буквы) как собрание Божьих детей: братьев и сестёр.

Убедимся, что церковь - собрание Божьих детей, или собрание исполняющих волю Бога.

Матфея 18: 15-17:
Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

(Заметьте, согрешил против тебя, будет… тебе / а не всем/... В этой формулировке заложен алгоритм поведения для собрания детей Божьих – дистанцирование от осуждения кого-либо по любому поводу, вне личных отношений кого-то двоих, например).
Данная цитата (Матфея 18: 15-17) отражает отношения братьев между собой , а также позволяет понять, что такое церковь (в отличие от Церкви).
Вначале, что такое церковь.
Братья и сёстры (Матфея, 12:50):"…кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь".  … Один брат согрешил против другого брата, пришли трое братьев, потом и всей церковью … Мы пока говорим о братьях как  действующих лицах церкви. Видим,  что из контекста Евангелия, Божьи дети - члены церкви  Других признаков принадлежности церкви в Евангелии не указано. (Есть упоминание о синагоге, храме  и доме молитвы (1 ), о церкви в другом контексте, кроме собрания Божьих детей, нет, насколько я вижу).

Значит, можно сказать, что церковь – собрание Божьих детей или, что равносильно этому, собрание исполняющих волю Господа.

Мы видим и слышим своих братьев и сестёр (по вере), можем с ними общаться.  Но есть невидимое – дух каждого человека, у каждого свой и в разной степени укреплённый в вере в Иисуса.
  Твёрдый дух каждого Божьего ребёнка, принявшего Иисуса как Сына Божьего,  можно, по примеру Петра, уподобить кирпичику невидимой Иисусовой духовной Церкви.
  Поклонение  Богу в духе и истине, вне пространства и времени, обусловливает принадлежность Духовной Церкви .

 
Итак, дети  Бога,  принявшие   Иисуса Спасителем,  в  значительной степени исполненные Святого Духа  – духовные кирпичики Иисусовой Церкви.
Есть разница во взаимоотношениях между собой  детей,  отношении детей к Богу  и в отношении Отца к детям.
Божьи дети могут рассориться, впасть в заблуждение, обижая  друг друга, осуждая  или, в силу своей душевной слабости,  как-то иначе нарушая Божьи заповеди, и фактически (причём не обязательно злонамеренно) отдалиться от Бога (в церкви и вне собрания).
Но отношение Господа к Своему любому ребёнку – стабильно (смотри притчу о заблудшей овце, (2) ) .
И в отношениях друг к другу,  к близким и ко врагам, в идеале мы  должны  стремиться   быть, как Отец  (Матфея, 5:45-48):
 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Неукреплённый  «кирпичик» – необязательно негодный, или пыль и песок. Может быть, к примеру, сырой или мокрый кирпич, незакалённый, полуфабрикат – об этом  знает Бог, нам не судить.
Качество исполнения воли Отца зависит от степени духовной просветлённости Божьего дитяти. Вера в Господа и верность учению Его Сына определяют меру святости каждого, а значит,  и меру крепости его духа как составной частицы духовной невидимой Церкви.



Ссылки, пояснения.

      1. Иисус Христос  о храме, синагоге и доме молитвы (не выписываем полностью):
Луки, 4:16;  Мф. 12:5-6; Мф.23:16-17; Мф. 24:1-2; Мк. 11:11, 15, 17.

      2. Луки, 15: 1-7:
1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
3 Но Он сказал им следующую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии



Продолжение статьи:
http://www.proza.ru/2012/06/20/1314