О Церкви и церкви, 2

Лина Соловьева
 / в произведении освещается вопрос взаимоотношения членов церкви и роль пастыря церкви, по Евангелию/

      
Когда мы говорим о церкви, по Евангелию, как о собрании Божьих детей, мы отличаем понятия "собрание" и "организация". Мы знаем, что организация подразумевает наличие руководителя, руководство предполагает наличие власти, власть - возможность  навязывания своей воли, даже вопреки волеизъявлению членов организации.
        Если же следовать написанному в Евангелии, то видим, что цель собрания членов церкви - совместное общение с Богом в общей молитве, общение друг с другом, наставление друг друга, не подразумевающие подчинения и подавления чьей-то воли
(Матфея (гл.20: 25-28):
25 Иисус же подозвал их /учеников/ и сказал: - Вы знаете, что правители народов господствуют над ними, и их знать ими владеет,
26 но среди вас пусть этого не будет. Наоборот, кто хочет стать самым великим, тот должен быть слугой остальным,
27 и кто хочет стать первым, должен быть вам слугой.
28 Ведь и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим и отдать свою жизнь ради искупления многих.

       Иисус пришёл послужить людям не потому, что люди были сильнее Его, а потому, что Он мог бы их спасти, пользуясь властью, данной Ему Богом: Он владеет знанием, Он имеет власть на земле прощать грехи; имеет власть над нечистыми духами, власть судить.

       Вот что говорится о власти Иисуса в Евангелии:


Матф.7:29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.
Матф.9:6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, -- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
Матф.21:23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?
Матф.28:18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Мар.1:22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
Мар.1:27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
Лук.4:32 И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.
Лук.4:36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
Лук.5:24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, -- сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
Иоан.5:27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
Иоан.17:2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.


      Пользуясь данной Ему властью, Иисус указывает людям путь к спасению (Иоан.5:24): "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь".

       Иисус хочет спасти как можно больше людей, для этого он передаёт Свои знания ученикам, двенадцати и другим, наделяя их властью над нечистыми духами, давая власть изгонять болезни и укрепляя их волю быть с Господом:

Матф.10:1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
Лук.9:1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
Лук.10:19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
Мар.3:15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
Мар.6:7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.
Лук. 10: 17-20 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Иоан.1:12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими.

      Видим, что речь идёт об иной власти, нежели та, которой обладал Иисус, рациональное зерно её - во власти над самим собой: власть быть Божьим ребёнком,т.е. управлять своей волей в угоду Господу, - а также в возможности донести до как можно большего числа людей слово Божье, излечивая их от физических и духовных недугов.
      Конечно, это не власть над людьми, которая определяется (см. Википедию) как "возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению" и суть которой  "не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д." 
      Т.о. мы пришли к выводу, что церковь, по Иисусу - собрание, а не организация.
      Организация также предполагает наличие определённой иерархии (греч. hierarchia, от hieros священный, и archo управляю) как чиноначалия, преемственности старшинства. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910).
      Кто-то может возразить, что Иисус назначил Петра быть пастырем Его овец, т. е. как бы главным среди собрания.

      Иисус о себе как о пастыре:  "Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец"(Иоан.10:14-15).
 Любовь к Богу и ближнему и способность отдать жизнь, служа ближним, - определяющие черты пастыря.

      Иисус о Петре, который отречётся от Него (Иоан.13: 36-38):

  36 Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.
37 Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.
38 Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.

      Вот Иисус после Своего воскресения говорит Петру, перед этим-таки трижды отрекшемуся от Иисуса (по задержании Иисуса воинами первосвященника, и после казни Его, до известия о Его воскресении)(Иоан.21:15):

15 ... Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они /ученики/? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих...

(И  о том, какое испытание придётся пройти "старшему" в "мирской иерархии" Петру (продолжение цитаты):

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога...)

 
      Вот, что говорил Иисус ученикам о служении друг другу: (Иоанна, 15):

12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

     Это очень важно для Иисуса, чтобы  Его последователи  являлись не наставниками и учителями друг другу,  а, будучи слугами Господа, самоотверженно служили друг другу ("А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится." - Маф.23: 8-11). Не поэтому ли во время последней вечери Иисус знает, что Его уже предали и скоро придут за Ним слуги фарисеев, встаёт, снимает с себя одежду, перепоясывается полотенцем и умывает ноги Своим ученикам?

 (Иоанна, 13: 3-17):

12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

 
 
 .