Лембики. Глава 10. ч. 1. Истории от И. И. Лембика

Борис Лембик
Начало на: http://www.proza.ru/2012/03/27/1293

Иван Иосифович ЛЕМБИК  (1937-2006 гг)

О взаимоотношениях с казаками.  Отношения между казаками и переехавшими украинцами (хохлами) не всегда были простыми, и иногда бывали стычки. Если казак ехал на коне, а навстречу ему попадался переселенец, то для некоторых было шиком стегануть того нагайкой  (кнутом).  Но деда Лембика Д.А. казаки никогда не трогали, уважая его за исключительные умения в кузнечном и плотницком деле. К  нему со всей округи шли и ехали с заказами: как к кузнецу – подковать коня, отковать лемеха для плуга  и так далее; как к столяру – изготовить рамы на окна, двери, смастерить сани или улей, домашнюю утварь  и прочее.

 Но не все из переселенцев уступали казакам. Отец мамы (дедушка) Марии Трофимовны, Бусенко Трофим Степанович, всегда давал отпор, благо был он крупным и сильным мужчиной ростом  под два метра. Зимой по степи обычно ездили по накатанной санной дороге, и казаки всегда сгоняли с неё всех остальных в рыхлый снег. А Трофим Степанович останавливал лошадей, вытаскивал оглоблю из саней и расчищал ею себе дорогу. Так что с ним казаки предпочитали не связываться и не попадаться ему под руку. В своё время он переехал в эти края с границы Украины и Курской области. 

  Примечание автора: в 2010 году от   Бусенко Григория Трофимовича получена следующая информация: « его родной дед Степан с женой приехали примерно в 1900 году из Украины из Сумской области. Сейчас эта местность относится к Курской области, город Бурынь, поселок Воскресенка. В семье были сыновья Трофим, Василий, Аким, Анисим и дочь Галина. Приехали в хутор Новокиевский, где и проживали до 1923 года. Там у Трофима родились дети Иван (1909) Мария (1912), Илья(1917). в 1924 году братья Трофим и Василий закупили дома в Сидорах, перевезли их в Головатовку. Уже в Головатовке  родились    Андрей (1924), Александра (1926), Екатерина (1928), Григорий (1930)».

О голубях. Дмитрий Афанасьевич был страстный голубятник. Причем у него жили как декоративные, так и обычные голуби (сизари). Естественно, что за ними надо было ухаживать и чем-то кормить. Если до войны с этим особых проблем не было, то в войну зерна не хватало даже людям. Ну и случилась следующая история: колхозные зерновые скосили, навязали снопы и сложили в скирд, чтобы потом обмолотить. Голуби нашли эту скирду и разворошили её всю, выклевав часть зерна. К деду пришел бригадир или председатель и сказал: «Уничтожь голубей». Голубей порезали и съели, оставив только несколько пар. 

 Да и Екатерина Семеновна Егорушина вспоминает, как дедушка говорил: «Бабка, звары дитям суп   з голубив». Бабушка сварит суп, посадит всех внучат (из трех семей) вокруг маленького  самодельного (типа журнального) столика и те вдоволь наедятся этого супа: «Такой вкусный». А на сладкое обязательно нальёт всем по чашечке мёда.

 О послевоенном времени.   Отец, Иосиф Дмитриевич, возвратился домой в 1945 (1946) году. Ранним утром он шел пешком от грейдера (дороги на Панфилово).  Ещё на бугре издалека его увидела  тётя Маня и позвала детей. Маленькие Ваня и Люба  бегом побежали по меже  усадьбы Лембиков. Встретили они его у дерева наверху огорода и плача  обнимали его.
 Когда вернулся с фронта дядя Лёня, то он привез племянникам подарки. Ване достались губная гармошка, полуботинки (но оказались узкие и на его ногу не налезали)  и шелковый белый комбинезон. Этого комбинезона хватило одеть на три раза, а потом от него остались одни тряпки.

  После войны  жизнь была очень тяжелая, голодная. Вернувшиеся с войны фронтовики попали сразу в такие условия, когда не только нечего было есть,  но и негде было взять еду. В Звонарях они  сменили председателя, выбрав одного из своих, Шаповалова, воевавшего в звании  офицера или младшего командира. Голод был страшный, люди начали пухнуть с голода. Тогда фронтовики отобрали у  председателя ключи от склада и раздали людям половину  завезенного семенного фонда бобов. Случай был чрезвычайный, началось следствие (НКВД работало), но обошлось для мужиков без последствий, никого из них не посадили.

 Эти бобы потом весной посадили на поле между  Головатовкой и Звонарями.  В   Головатовском своей школы не было: начальная школа была в Полтаво-Звонаревском, а  средняя - в Новокиевском.  Младших школьников возили в школу в Звонари на лошадях или быках, или же им приходилось идти пешком 2…3 километра. В ту весну ребята, возвращаясь с уроков, выковыривали из земли уже проросшие семена бобов и ели их. 

             Продолжение смотри на http://www.proza.ru/2012/04/02/1782