Восемь греховных мыслей. 3. Жадность

Татьяна Купер
Третья «греховная» мысль, Жадность, не относится к естественным насущным желаниям, как еда или секс – она направлена на окружающий мир материальных вещей. Возможно потому, что речь идет о материальном, а не о духовном, то желание иметь как можно больше вещей монахи назвали болезнью физического тела. В то время, как духовные поиски последних лет показывают, что это больше болезнь нашего ума. И хотя человеческий ум в высшей степени разумен, эта разумность явно заражена безумием - «нормальное» состояние ума большинства людей можно назвать функциональным расстройством, или формой коллективной психической болезни. Еще эту болезнь называют Эго.

Основная формула Эго – это полное отождествление с физической формой. В результате этого отождествления мы забываем о своем единстве со всем остальным миром, и это забвение и есть первородный грех, страдание, заблуждение. И тут слово «Я» воплощает неверное восприятие того, кто ты есть на самом деле – высшее творение природы. Воображаемое «Я» принимается за опорную точку для дальнейших ошибочных интерпретаций действительности, что начинается с самого детства. Так как маленькие дети не имеют Эго, им трудно понять слово «Я», и поэтому они говорят о себе в третьем лице («Маша хочет кушать»). Следующий шаг в их развитии – это приравнять свое имя к слову «Я» и обозначить вещи, которые будут частью «меня».  Когда «моя» игрушка ломается, они испытывают сильное страдание из-за одной только мысли, что она «моя». Со временем игрушка заменяется «моей» машиной, «моей» квартирой, «моей» одеждой и т.д. Этот яд проникает в наше подсознание медленно и постепенно и имеет даже более разрушительный эффект, чем обжорство или похоть.

Большинство людей так отождествились со своими навязчивыми интерпретациями, что за их пределами вообще ничего не существует. Это и называется быть духовно неосознанным. Человеческое Эго использует вещи в качестве средства самоусиления и живет только через сравнение («У меня квартира лучше, чем у Ивановых»). Бесконтрольная неутолимая жажда иметь больше - чем больше я имею, тем более я существую– и есть функциональное расстройство, когда вы стараетесь заполнить жизнь вещами, потеряв при этом само ощущение жизни.

Конечно, вы можете ценить вещи и ухаживать за ними, но если вы к ним привязываетесь, то это уже работа Эго. Отпускание вещей является актом намного большей силы, чем их защита и удержание. Многие только на смертном одре начинают понимать, что никакая вещь не имеет ничего общего с истинной человеческой сутью. Перед лицом смерти вся концепция владения теряет всякий смысл. Вот почему отречение от собственности издревле было духовной практикой.

Обладание – это фикция, созданная Эго для придания себе качеств видимой прочности и постоянства, а также для того, чтобы выделиться, стать особенным. Если вам не удается найти себя через чувство обладания, то под этим кроется еще более мощная тенденция, которую можно назвать алчностью. Спутниками неутоленной алчности становятся беспокойство, нетерпение, скука, тревога, неудовлетворенность.

Приведем такой наглядный пример. Вы стоите перед зданием огромного банка и кричите на всю улицу: «Это мой банк!» В лучшем случае люди, глядя на вас, покрутят у виска, в худшем - вас заберет карета скорой помощи на проверку функциональности мозгов. Теперь вы перешли в разряд «сумасшедших». Если же перед банком будет стоять сам директор банка, то ему все благожелатели с уважением пожмут руку, поздравят с успехом и захотят с ним иметь бизнес. Про недоброжелателей говорить не будем. Почему мы ему верим? Потому что у него есть соответствующая бумажка, подтверждающая акт владения этим строением. Эта бумажка не вечная – ее могут отнять, бизнес может рухнуть, природные катаклизмы нагрянуть и т.д. А пока мы его уважаем за то, что ему «принадлежат» эти кирпичи и всё, что за ними стоит. По нашим понятиям, он вполне «нормальный жулик».

Жадность лежит в основе многих социальных и политических проблем. Физические потребности всего населения планеты – в пище, воде, крове, одежде и удобствах – можно было бы легко удовлетворить, будь распределение ресурсов сбалансированным. Отсутствия равновесия – это и есть следствие жадности Эго и результат его безумной, хищнической и неуемной потребности иметь больше. Вся глобализация и индустриализация планеты была достигнута за счет благосостояния простых людей и окружающей среды. 

Но что интересно, в то время как мы с готовностью признаем наши недостатки, касающиеся еды и секса, мы имеем тенденцию видеть жадность только в других. Мы возмущаемся, когда богатые люди довольно экстравагантно тратят «свои» деньги, или когда коррумпированные политики берут взятки. Мы почему-то думаем, что жадность относится только к богатым и коррумпированным, а к нам она не относится. А если это не наша проблема, тогда нам нечего исправлять и не с чем бороться! В то время как жадность – это наша общая черта, независимо от того, богаты мы или бедны, ведем простую или роскошную жизнь. Даже люди, которые сознательно отказались от богатства, всё равно борются с мыслями о том, чтобы хотеть или иметь больше. То есть какие бы масштабы не приобретала жадность, она всё равно остаётся жадностью.

Сейчас многие страны имеют больше материальных вещей, чем когда-либо в истории человечества. Но проблема в том, что чем больше мы имеем, тем больше нам хочется – нашему Эго никогда не бывает достаточно (это мы можем увидеть на примере жизни миллиардеров). Потребительская культура настаивает на том, что чем больше вещей, тем мы будем счастливее. Агрессивная стратегия маркетинга превращает нас в активных покупателей, которых убеждают купить различные версии того, что у нас уже имеется. Всё поставлено на конвейер потребления – фильмы, музыка, одежда, ТВ каналы, заграничные туры. С экранов телевизоров нам говорят, что если мы купим тот или иной товар, мы станем лучше, красивее, здоровее, духовнее. Или еще  вот это: «Вы этого заслуживаете!» Чтобы нажиться на нас, коммерческие организации не гнушаются ничем, и эксплуатируют все наши малейшие слабости и потребности, включая стремление к духовности.

Но какие мысли толкают нас на то, чтобы иметь всё больше и больше? Мы начинаем выдумывать себе истории, что НАШИ ПОТРЕБНОСТИ НЕ ДО КОНЦА УДОВЛЕТВОРЕНЫ, и что нам нужно как можно больше денег и вещей. Подобное влечение не является неотъемлемой частью нашего существа, и мы можем всегда себе в них отказать, причем без всякого физического, умственного или эмоционального урона. Но для этого необходимо сопротивление на умственном уровне, что означает полное захоронение Эго и осознанный выбор. Мы вполне благополучно можем убедить себя в том, что у нас уже есть всё необходимое для жизни.

Что же можно противопоставить Жадности и Алчности, которые являются основной болезнью нашего Эго? Как преодолеть этот всепоглощающий зов культуры? Прежде всего, это усмирение распоясавшегося Эго, и осознанный выбор иметь только самое необходимое. Понятно, что мы не можем перестать ходить в супермаркеты, а также не имеем возможности изменить эту культуру. Нам и нашим детям нужны вещи. Тем не менее, нужно найти способы не потерять в этом потоке свободу своего духа, и начать применять некоторые стратегии, которые помогут не утонуть в мире потребления.

1. Каждый год у английских монахов есть традиция делать перепись всех своих личных вещей и показывать ее аббату. Вы тоже можете написать такой список - это упражнение откроет ваши глаза на то, нужны ли вам все имеющиеся у вас вещи. Можно применить следующее правило: если вы не пользовались вещью в течение последних 12 месяцев, то возможно она вам больше не нужна. Отдайте ее тем людям, которым она пригодится. Проявите истинную ЩЕДРОСТЬ.
2. Подумайте о вещах под общим названием «Роскошь» (дорогое мыло, дорогой шоколад и т.д.). Возможно, что этой продукцией вы хотите прикрыть свое неудовлетворение жизнью. Но такое утешение от использования дорогих вещей только временное, и проблема вернется к вам с новой силой.

Лучше всех об осознанности этого греха сказал Ганди: «ЖИВИТЕ ПРОСТО, ЧТОБЫ ДРУГИЕ ПРОСТО МОГЛИ ЖИТЬ».


Продолжение: "Семь смертных грехов. 4. Злоба" http://www.proza.ru/2012/02/08/1992