Реабилитация Иуды Искариота

Владимир Василюк
     ВСТУПЛЕНИЕ

     Я не собирался писать об этом и печатать эти размышления ранее.
     И сейчас пишу не ради чего-то личного или для удовлетворения каких-то литературных творческих амбиций. Вероятнее всего, написанное ниже, есть лишь скромной каплей к многоголосью уже сказанных слов на тему библейских писаний.
     Но я взялся за перо, ибо для меня все намного сложнее и серьёзнее.
     Даже не знаю, как в первых строках точно объяснить, чтобы меня правильно поняли.
     Назову это личным долгом, миссией или протянутой рукой помощи на призыв, прозвучавший из неведомого мне прошлого, или еще откуда-то, о котором мы таки совсем ничего не знаем.

     В недалёком прошлом меня часто мучило воспоминание о непонятно зачем приснившемся  Сне. В жизненной суматохе, со временем забыл о нём. Я тогда немного не понял что к чему, так как он оборвался со звонком будильника. Мне много чего снится, как серьезного, так и не очень. А недавно…
     Он приснился мне снова. По сравнению с тем давним сном, датированным мною где-то осенью 1980 года, сюжетно почти что один в один. Разница только в том, что главный персонаж моего повествования в первом Сне явился мне в образе обычного европейского человека, а недавно… И этот Сон был с логично законченным финалом.


     СОН

     Мне часто снится моя Родина в украинском Полесье, куда я каждый год стараюсь вырваться, как только появляется брешь в суматохе хлопотных дней. Снится лес, снится, как брожу его тропами. Иногда эти Тропы Снов повторяют явь моих блужданий, а иногда заводят в места, которых в реалии нет. 
     В этом Сне я брёл обычной своей дорогой по лесным просекам, точно зная, что ждёт меня на каждом следующем пересечении, возле столбов, разграничивающих и обозначающих лесные участки. В «своих угодьях» я их знаю все: и «в лицо», и по номерам; также как, куда ведёт каждая отходящая от них просека. Иногда возникают новые ответвления, которые рубят или протаптывают для проезда машин к участкам уже разрабатываемым или подлежащим лесозаготовке. Тогда я сразу исследую эту новую дорогу, чтобы быть всегда в курсе всех изменений.
     Новая просека возникла неожиданно. Взгляд, которым прочёсывал лес впереди себя, не замечал ничего нового. Вдруг, ни с того ни с сего, среди сосен возникла протоптанная дорога. Хотя нет, это была не дорога после проезда машины или конского грузового воза, заросшая со временем травой. Прошел человек и прошел недавно… Она, как бы чётко виделась в моём взгляде и, в тоже время, особых изменений на подстилке из хвои и травы не виделось. Проходил, или проходили. В другой раз я бы мимо прошёл. Но сейчас неведомая сила влекла меня туда по этой неясной дорожке. И я пошел.
     По всем воспоминаниям знал - за стеной сосен должны были быть заросшие со временем берёзой, ольхой и ивняком брошенные торфоразработки. В детстве мы там часто подрабатывали летом, грузя на машины сухой торф, которым все окружные сёла топили печи. Вышел к тому месту и ошарашено удивился. Передо мной блистала гладь озера, которого здесь быть не должно. Оглядевшись и придя от удивления в себя, увидел вдали силуэт человека, сидевшего на берегу под группой деревьев. Силуэт нагибался к земле, брал что-то, возможно, шишку или камешек и неуверенно бросал его в воду. Эта неуверенность проглядывалась в его положении, во всех его движениях. Пока я к нему шел – успел разглядеть. Мне не верилось – индейский юноша лет 20-25, с  длинными, слегка курчавыми волосами на пробор по середине. С правой стороны в волосах на маленьком плетёном обруче перо. Отметил про себя – ястреб-тетеревятник. Подумалось - перо, вероятно, из «моих гнёзд». Из одежды - потрёпанная кожаная куртка с бахромой, такие же штаны и мокасины. Никаких особых украшений.
     Когда я подошел, он даже не обернулся.
     - Это я протоптал тропу и «позвал»  тебя. Я долго ждал… Сядь и выслушай… Ничего не говори, просто слушай.
     Я молча присел на выступающий корень, изредка поглядывая на юношу. Время бежало, превращаясь в продолжительную паузу. Наконец он опять заговорил:
     - Мой Учитель…. Я верю словам Его, но….
     Юноша резко обернулся и посмотрел на меня грустными, полными слёз глазами. На него нельзя было смотреть без жалости, столько тоски проглядывалось в его взгляде.
     - Он сказал, что я… Я должен предать его… Он сказал, что наш народ за это может проклясть меня, но Так Надо… Я не могу… Я не хочу! Почему я?
     Он почти плакал.
     Некоторое время мы отрешенно сидели, каждый окунувшись в свои мысли. Я не мог сообразить, зачем я здесь, зачем мне чужие проблемы и что, собственно говоря, происходит.
     Юноша немножко успокоился. Сгорбленная от тяжести внутреннего груза и душевной борьбы спина выпрямилась. Поднявшись на ноги и гордо расправив плечи, он, всё ещё с некоторым трепетом в голосе, произнёс:
     - Я не знаю, решусь ли я на то, что мне предложено, но хочу, чтобы ты знал и рассказал об этом другим – я не Пре-да-тель. Я прошу тебя: сделай так, как я прошу, иначе… зачем тогда...
     Уверенность в его поставе и в голосе крепла с каждой последующей минутой. Теперь, стоя передо мной, он больше не походил на слабого, растерянного юнца, а был схож с Воином-Псом*, воткнувшим копьё в кожаную полосу, украшенную вышивкой из игл дикобраза и орлиными перьями, которую носили через плечо, самые отважные воины его народа.  Его взгляд означал – «Я принял решение и не сойду с этого места!»
     От потока изменяющихся событий я не сразу собрался с мыслями, но, наблюдая за его преображением, понял – Он Это Сделает.
     Поднявшись и глянув ему в глаза, я наконец спросил:
     - Кто ты?
     «Воин-Пёс» гордо ответил:
     - Меня зовут Иуда!

     * * *

     Я тот, кто верит и руководствуется по жизни советам и волей своих Снов.
     Теперь я просто морально обязан не промолчать.
     Согласно Их воле я и поступаю.


     НАЧАЛО

     Итак, речь пойдёт о реабилитации Иуды Искариота, имя которого прочно вошло в Историю, как имя предателя, изменника, низменность поступка которого отяготилась еще и тем, что сделал он это якобы из корыстных побуждений, польстившись на деньги. В наше время человека, совершившее нечто подобное, так нарицательно и называют - Иуда.
     А так ли оно было на самом деле?

     Для того, чтобы браться писать на подобную тему, нужно знать Источник, на базе которого берешься высказывать свои мысли или размышлять о том, что в действительности могло быть за написанными на листах бумаги строками. Осмелюсь заверить – знаю. Заранее отодвину в сторону всякие спорные размышления и спорные вопросы, которые иногда можно услышать о том, был ли такой персонаж в Истории вообще, был ли Иисус Назаретянин вообще, и было ли всё так, как мы читаем вообще. Базируемся лишь на том, что есть Ветхий Завет и есть Новый Завет, переведенные на понятный нам язык, и мы все вместе его читаем.


     НЕМНОГО  О  СВОЕЙ  ИСТОРИИ  ИЗУЧЕНИЯ  ПЕРВОИСТОЧНИКА

     Впервые книга Ветхого Завета попалась мне в руки у моего деда, которую ему подарил родной брат. Брат был Баптистом и хотел, чтобы и он «уверовал». Мой дедушка взялся за изучение Книги, но, будучи по жизни человеком любознательным и никогда не принимавшим ничего на веру, читал её по-своему.
     В детстве я каждое лето проводил в гостях у дедушки и бабушки. Часто нежданно приезжая, заставал его за столом с Библией и с листиками, куда он что-то выписывал. Как-то я невзначай, как бы пробегая мимо, спросил у него об этих записях. Он мне стал рассказывать о прочитанном, делился своими мыслями о нестыковке в текстах по событиям, о нестыковке по заложенным идеям, которые были начертаны буквами на бумаге. Сказать честно, тогда я не очень досконально вслушивался, меня больше тянуло на улицу к друзьям, в лес, на речку. После того, как он умер, мне захотелось найти и сберечь эти записи, но они исчезли в суматохе вместе с макулатурой как никому не нужные. К сожалению прозевал.
     Пропала и Библия. Один из двоюродных братьев, будучи курсантом высшего политического военного училища, не подумав о последствиях, взял её почитать. В училище книгу, естественно, отобрали.
     Позже я также досконально прочитал и Ветхий Завет, а уж тем более Новый Завет, который сейчас усилиями многих христианских церквей, как наших, так и из-за заграницы, распространён повсеместно.
     Правда некоторые говорят, что я его неправильно читаю. Мне говорили, что перед чтением нужно было воззвать к Господу и сказать: «Господи, помоги мне понять слово Твоё». Если так читать, то оно, Слово Господне, «откроется правильно».
     Я не взывал, а читал, опираясь на свою «глупую и несовершенную» голову. Так же, как и мой дедушка, я никогда ничего не принимаю на веру и, тем более, с чужих слов.

     Говорят, внуки часто похожи именно на своих дедов. Позднее внук неосознанно прошел тем же путём, что и его дед. Теперь мне кажется, что так и нужно было. Какой был бы толк, если бы мне досталось Готовое. Каждый должен пройти дорогу самостоятельно.
     Сейчас у меня есть такая же тетрадь, вероятно со схожими, как была у моего дедушки, записями. Правда, больше по Новому Завету как более понятному, более акцентированному  и актуальному сегодня. Однако и по Ветхому  Завету есть писаные отдельные записи на распорошенных в разных местах обрывках бумаги: писал, где приходилось и на чём приходилось. Также многое вспоминается при возникновении вопросов и дискуссий, которые у меня иногда возникают при контактах с обществом, беседуя на эту тему. Тетрадь достаточно ёмкая с множеством сомнений по ходу, с множеством вопросов, возникавших в процессе чтения. Сомнения и вопросы группировались в мысли и выводы, некоторым из которых сейчас просятся быть озвученными.

     Я абсолютно не претендую на какие-то открытия, на право первопроходца и авторство мыслей. Более того, уверен, многое уже где-то высказано и написано как в исследовательской, так и в литературной форме. Здесь меня можно попробовать обвинить в некотором невежестве, незнании или не понимании. Как же так – христианский мир имеет миллионы последователей, которые опираются в своей Вере на Библию. Можно было бы обвинить в плагиате, ссылаясь на работы, которые уже существуют. Действительно, что-то и кого-то читал. О большинстве исследований и размышлений слышал, но на глаза они мне не попадались и прочитать их не удалось. Всё прочитать невозможно, тем более, когда по жизни занимаешься множеством дел и решаешь массу разных разноплановых вопросов в разных отраслях. Да и как думать о новизне находок, если всё так очевидно, что не заметить просто невозможно. А уж думать, что только я до этого додумался, и как бы получается «самый умный», -  вообще смешно. Тешит то, что думал о каких-то моментах ранее, а со временем уже у других авторов находил схожую информацию. Происходит повторение мыслей. А если высказанная мысль повторяется у многих людей, тем более, когда эти «многие» не связанны между собой, значит мысль правильная.

     Размышления о роли Иуды в «деле» Христа датируются в моих дневниках 1985 годом.
     Интернет в доме с доступом к мировой информационной сети появился в 2006 году.
     А первую информацию о «Евангелие от Иуды» я услышал где-то в 2007-2008 годах.
     Тогда же стал «копать», что еще есть у других, заинтересованных этой темой.

     Многие с сарказмом писали о событиях тех времён. Мысли многих в корне противоположны христианской исторической классике. Однако меня не устроила ни позиция Аркадия и Бориса Стругацких в «Отягощённые злом, или сорок лет спустя», в котором Иуда представлен дурачком-олигофреном, ибо не мог такой человек практически вести бухгалтерию Апостолов, ни атеистическая позиция Демьяна Бедного в поэме «Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна», где вначале Иуда будто бы смотрится как саркастически позитивный персонаж, поступок которого послужил созданию Христовой церкви, а в дальнейшем опять выписывается как простаковатый дурачок, которого «кинули» на похвалу хитрые Левиты. Ещё жестче и конкретнее развивает в этом направлении мысль психолог  Вит Ценёв в публикации «Иуда. Версия предательства». В этой статье вообще нет никаких сомнений относительно слабоумии Иуды.


     ОТСТУПЛЕНИЕ  О  РЕАЛИЯХ  ИСТОРИИ

     Кто решится утверждать, что изучаемая в обществе История такая, какой она была на самом деле. Каждое время пишет её под себя, в угоду поставленным в конкретный момент задачам. Каждый из нас может судить только об истории своей жизни, да и то, только опираясь на ту информацию, которой владеет. О нашей жизни, в наше время, пишутся  разные Истории, а уж говорить о событиях вчерашних и, тем более, времён двух тысячелетней давности вообще смешно. Не мне вам рассказывать о событиях времён «поиска ведьм» во времена средневековью, или о временах, когда легионы «врагов народа» во времена социализма были расстреляны или сосланы на каторгу. Пришло другое время, которое оправдало сожженных, четвертованных, задушенных, утопленных  женщин и их семьи, которые, как оказалось, были не причастны ко многим причисляемым им грехам. «Враги народа» так же были не совсем врагами, предателями, террористами, отравителями и посягателями на счастье народное. После советских лагерей и тюрем многим из выживших арестантов удалось добиться реабилитации. Многим реабилитация пришла уже после их смерти. Государство и общество признало, что поступило несправедливо. Пережившие  репрессии с натугой получили документ, из которого следовало, что теперь они, как бы были не совсем  и  виновны. Я к подобным шараханьям государства «от холодного к горячему» отношусь несколько скептически, но об этом как-нибудь в другой раз.

     В «деле» Иуды реабилитации не хочет никто, ибо это посеет хаос и подорвет устои христианского общества, базирующегося на «Святой Библии», где «ни одна мысль, ни одно слово, ни одна буква не может быть изменена или выброшена». И что какая-то реабилитация одного человека, если «на кону»  целостность и духовная управляемость многомиллионных масс народа. Всех, кто думает иначе, делами и мыслями противоречат этой «генеральной линии», ждёт анафема. Я не опасаюсь. На мне она уже есть и мне без разницы, ибо я не адепт, а торжество справедливости, хотя бы и в моих умозаключениях, мне дороже. Каждому должно справедливо воздастся по делам его, даже если не при жизни, то хотя бы в людской памяти.

     Сколько бы ни прошло времени, а возвратить честное имя человеку никогда не поздно.


     СЦЕНАРИЙ  И  ПЬЕСА

     Изучая и сравнивая тексты обеих книг Библии, я обратил внимание на постоянные ссылки происшедших событий Нового Завета, на пророчества, начертанные в Ветхом Завете. Не буду приводить примеры и разбирать множества разных цитат на разные темы. Выскажу одну обобщающую мысль, касающуюся финала событий жизни Иисуса Назаретянина и его первых Апостолов, естественно, включая также Иуду Искариота.

     Если говорить языком драматургии, то Старый Завет – Сценарий событий.
     Новый Завет – Пьеса, сыгранная по этому сценарию.

     Очень краткое изложение сценария звучит так:

     Придет Мессия - Сын Божий.
     Его не примут, предадут и «предан будет смерти».
     Затем Он воскреснет.


     ИИСУС  И  ЕГО  АПОСТОЛЫ

     Иисус Назаретянин пришёл Пророком в этот мир.
     Он нёс людям слова о Мире, Любви и Добре.
     Ветхий Завет пророчествовал о приходе Мессии. Однако Иисус был не первым.
     Пророков было много, каждый о чем-то философствовал, куда-то звал народ.
     Смутные были времена. Народу было трудно определиться.
     Да и что народ? Народ состоит из отдельных индивидуумов и у каждого своё на уме.
     Иисусу было трудно направить людей «на путь истинный».
     Даже его семья и его Апостолы часто не понимали и не принимали его идеи.
     Некоторые даже покинули его.

     Читая Новый Завет, по ходу возникает вопрос, почему Апостолы были не способны понять «думы Его». Прочитав написанное другими авторами, волей не волей поддаешься влиянию чужой мысли. Или у них действительно у всех были проблемы с головой, включая и нашего героя повествования, если ориентироваться на тексты этих авторов и авторов Евангелий? Зачем тогда Иисус их выбрал себе в последователи? Если так, то неужели надеялся с такими учениками воплотить свои идеи в жизнь? Или он их выбрал, потому что у самого были те же проблемы? И какая церковь должна была родиться на этой почве? Неужели невежественная и слабоумная?
     Задавая это множество вопросов себе, я не хотел бы давать на них ответы. Какие-то мутные и неприятные в оценках мысли есть, но я не решаюсь их даже намёком озвучивать, ибо хотелось бы думать иначе.
     Хотелось бы, чтобы было по-другому….
     К событиям, которые не стыкуются между собой и изложеных разными «свидетелями» по-своему, да и еще и с по-разному проставленными акцентами у меня мало веры.
     В моём видении, Иисус был Поэтом, Идеалистом и Мечтателем, несший людям слова мира и добра и желавший изменить жестокий мир вокруг себя к лучшему. В этом ключе размышляю далее.

     Я представляю, как Он маялся и как переживал.
     Сколько людей исцелил, скольких накормил, сколько других чудес совершил, чтобы поверили.
     Столько потрачено времени, столько усилий, а толку никакого – не-по-ни-ма-ют.
     Нужно было предпринимать что-то экстранеординарное, в корне радикальное.
     Выход Он нашел в Старом Завете. 

     «И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос и не будет;»
       (Книга пророка Даниила 9:26).

     Для продвижения идеи отчаявшийся Иисус решился сыграть пьесу по уже написанному Старозаветному сценарию. Осталось выбрать актёров и распределить  роли.
     Если с Главным Героем было ясно, то с остальными…, а, главное, с ролью «актёра» на  Предателя. Прогадать было нельзя. Вероятно, Он хорошо изучил своих Апостолов и знал, на что каждый из них был способен. И действительность подтвердила правильность Его выбора. Когда Его арестовывали, большинство Апостолов попросту разбежалось, а Пётр, один из самых верных учеников, отрёкся от него.


     НОВЫЙ ЗАВЕТ

     Сценарий написан, пьеса сыграна, далее на нашу историческую сцену выходят «литературные критики». Критиков было много, но сдать свои труды в тираж удалось только четверым.  По какой причине каждый из них писал свои рецензии на сыгранную пьесу Нового Завета можно только гадать. Всё зависело как от задач, которые ставил перед собой сам критик, так и от «журнала», в котором предполагалось печатать текст. Но самое любопытное в этой истории, что никто из них пьесу не смотрел. Всё писалось с чужих слов. Несмотря на это, редакторы Нового Завета взяли тексты в тираж. Тексты многих остальных «критиков» не взяли.

     Во всех четырех канонических текстах Евангелий Иуда в разных вариантах показан с негативной стороны, или как предатель.


     ЭПИЛОГ

     Следуя воле своих Снов, я предпринимаю попытку реабилитировать человека, не причастного, по моему мнению, к тому злодеянию, которого он не совершал. Для исправления более чем вероятной несправедливости и возвращения честного имени человеку всегда есть время, сколько бы эта несправедливость не торжествовала в истории.

     Естественно, это такая же версия, или гипотеза, как и вся история рода человеческого, ибо не было меня тогда там, и не был я свидетелем тех событий, как и многие из тех, что на протяжении 2000 лет каждый по-своему писавшие о них. Но  у меня был Сон. А что было у других?

     Несмотря на некоторое религиозно-идеологическое давление окружения, исповедующего традиционную христианскую Историю, допускаю, что не был Иуда ни казнокрадом, ни дураком, ни предателем. Я бы даже взял на себя смелость назвать Его Героем, который отдал всё, что у него было ради торжества Идеи и ради Учителя, котрому поверил. Многим в то время и в последствии, для торжества той же Идеи, необходимо было представить происшедшие события и поведение персонажей пьесы именно так, как о них  написали.  Хотя, не согласился ли с таким раскладом и не этого ли хотел сам Иисус?

     И что же было далее? А далее находим маленький эпизод из Первого послания к Коринфянам Святого Апостола Павла.

     «… и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
     и что явился Кифе, потом Двенадцати;»
       (Первое послание к Коринфянам Святого Апостола Павла 15:4-5).

     Значит, после спектакля Актёры таки собрались (по Павлу), полной труппой. Вероятно для подведения итогов и для определения стратегии, что делать далее. Значит, они собрались Все, если Павел не ошибся, или не соврал, и Иуда был с ними. Подробностей нет, однако, если бы Иуда действительно по-настоящему «предал» и явился бы на общий сбор, то реакция участников действия была б соответствующей и в Истории сохранилась бы. Допускаю, что Иисус только тогда просветил остальных в том, что до этого знали только двое: Он и Иуда.
     И только потом уже:

     «…потом явился более нежели пятистам братий…»
       (Первое послание к Коринфянам Святого Апостола Павла 15:6).


     * * *

     Иуда отменно сыграл свою роль, сорвав все положенные негативному герою аплодисменты.
     И уже две тысячи лет ему «аплодирует» весь христианский мир и близкая к нему «тусовка».
     Но жизнь не спектакль и несправедливо плевать в сторону Актёра, не выдержавшего груза своего «триумфа».
     И возможно где-то, в неведомых нами мирах, до сих пор бродит затравленная за два тысячелетия душа, и нет ей покоя от несправедливых человеческих проклятий и презрения.
     Мне кажется, я услышал эту боль, а вы?

     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

     * - Воины-Псы - элитные воины военного общества коренного народа североамериканских прерий Шайенов. Отличались неимоверным мужеством и самопожертвованием.

     На фото: «Иуда Искариот и Иисус Христос», фрагмент панно «Тайная вечеря»,
                работы автора текста. 
                Оригинал на  http://www.proza.ru/2011/12/28/653