По следам Великого Бога Кары. 7 Бог ХОРС

Дневники Акель
Часть 6.КАРАчун  [http://www.proza.ru/2011/11/28/688]


Сверкающим златокудрым Богом Солнца изображают ХОРСА (по-древнерусски Хърсъ) современные язычники. Возможно, наши далекие предки представляли его себе примерно так же. Именно ХОРС зорко следит за движением Солнца по небосводу и соблюдением законов Вселенского миропорядка. Солнечный ХОРС движется по небу днём, а ночью его путь проходит под землей, и тогда его называют Черным ХОРСОМ.

ХОРС был хорошо известен и древним египтянам под именем ХОР (Гор). Его изображения с головой сокола или в виде «крылатого солнца» часто можно встретить в росписи древних храмов и на ритуальной утвари.

А в древней Персии ХОРСА называли ХОРсетом, что означает «сияющее солнце». Но это слово имело и более широкое значение – «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» - богоизбранность.

Сейчас уже довольно сложно реконструировать, как в те далекие времена звучало это имя из уст древних иранцев. Но для этих языков, как и для многих других, была тоже свойственна замена звука «К» на «Х» и наоборот. Вполне возможно, что ХОРсет читалось как КАРсет, а имя ХОРС звучало как КАРС. Тогда становится вполне очевидно, что славянский праздник КАРАчун, отмечаемый в дни зимнего солнцестояния - это праздник, посвященный КАРе (ХОРСУ).

КАРА переводится с персидского как «черный». Поневоле напрашивается вывод, что «светлый» златокудрый ХОРС и КАРА («злой» мрачный Чернобог) это одна и та же божественная личность. Несмотря на то, что нам Боги кажутся абсолютно противоположными друг другу.

Христианская традиция приучила людей делить Богов на «хороших» и «плохих».  Многие века нам внушали, что Божество может быть либо абсолютно добрым и всепрощающим, либо совершенно злым и неспособным ни какое проявление любви. Дьявол, одним словом. Конечно, такая картина мира вызывает у мыслящих людей много вопросов и не кажется бесспорной.

Но, в любом случае, наше представление о законах Вселенского порядка – это лишь наши мысли на эту тему. Как это происходит на самом деле, мы знать не можем. И уж тем более, мы не вправе оценивать деятельность Богов, призванных следить за соблюдением Вселенских законов и делать выводы, кто из них «хороший», а кто «плохой».

Имя Бога ХОРСА не редко встречается в сохранившихся древних летописях.
В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» говорится, что Всеслав Брячиславич «въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше».

Сразу стоит обратить внимание на то, что автор «СЛОВА», описывая ХОРСА, использовал эпитет «ВЕЛИКИЙ». Это показывает, каким уважением в те времена пользовался этот Бог.

Среди ученых было много споров, связанных с толкованием этого отрывка. Сейчас пришли к выводу, что "ВЕЛИКИМ ХОРСОМ" летописец назвал Солнце. И тогда этот отрывок можно перевести таким образом: "Прежде, нежели Солнце успело подняться, прежде нежели петухи начали петь, Всеслав уже был в Тмутаракани". 

Также про ХОРСА можно прочесть в поучениях против язычества, относящихся к 16 веку: "СЛОВО И ОТКРОВЕНИЕ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ" и "О ИДОЛАХ ВЛАДИМИРОВЫХ".

"... иные по оукранiамь молятся емоу проклятым болваном Переноу, Хорсоу, Мокши, виламь..." ("Слово о покаянии" по списку XIVвека согласно Словарю церковно-славянскаго языка А.Х.Востокова)

А в "УСТАВЕ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ" 16 века находим такой обязательный исповедальный вопрос: "не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и ХОРСУ, и Мокоши, пила и ела?"

По сообщению «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» в 980 году, князь Владимир I Святославич «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь».

Перечисляя кумиров в пантеоне князя Владимира, летописец называет ХОРСА вторым, после Перуна. Это означает, что в тот период ХОРС считался вторым по значимости Божеством. Как полагает Б. А. Рыбаков, идол ХОРСА находился в нише по правую руку от идола Перуна, рядом с Даждьбогом.

Немец Вундерер, путешествовавший по Руси в 1589—1590 годах, описал идола КОРСА (ХОРСА) близ Пскова:

«Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и КОРСА, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч».

Сразу бросается в глаза, что ХОРСА немец Вундерер называет КОРСОМ. Кроме того «огненный луч», который держит в руках КОРС, в некоторых древних языках (как, например, в древнееврейском) называют «КАР». Змея под ногами идола указывает на участие КОРСА змееборческих войнах древности.

ХОРСА почитали на всех славянских землях: и в Поморье, и в Полабье, и в центральной Европе, и на Балканах, и на севере Руси.

«Бог Солнца ХОРС представлялся славянам БЕЛЫМ КОНЕМ, совершающим свой бег с востока на запад. У славян конь был священным животным. Деревянными конскими головами украшали крыши домов. В некоторых местах России до конца XIX в. сохранялись каменные изображения коней» (А.А. Ишутин. Восточнославянские боги и их имена).

Не отсюда ли появилось английское слово HORSE (лошадь)?

Посвященные ему празднования устраивают в дни солнцеворота (солнцестояния).

Летом это - 21 по 25 июня (Купала), осеннью - 21 - 23 сентября (Таусень, Дней Свентовита, Осенний ХОРОС), зимой 21-25 декабря (КАРАчун), весной  20-21 марта (Масленица).

Непременная часть ритуала прославления ХОРСА - ХОРоводы. В некоторых областях России до сих пор хороводы называются КАРАгодами. Считалось, что именно в эти дни солнце как бы «останавливается», а потому ему следует помочь песнями и танцами.

В летний праздник Бога ХОРСА с горы к реке обязательно скатывают большое горящее колесо, символизирующее солярный знак Солнца. Интересно, что колесо с шестью спицами является неотъемлимым атрибутом древнегерманского Бога времени КРОДО (КРОДОНА или по древнерусски Кръта).

Во время празднования Масленица Богу Солнца как бы «подмасливают» путь, чтобы солнечное колесо быстрее катилось по небосводу.

Возможно, от имени ХОРСА в русском языке произошли слова: хорошо, хоругвь, хор, хоромы, хоровод… Все они связаны понятием КРуга и чего-то общего, объединяющего людей. 

Хоровод — круг из взявшихся за руки людей идущих по КРугу, хоромы — КРуговая застройка, хоругвь — нечто объединяющее воинский КРуг.

Но кроме корня «ХОРО» существует еще корень «КОЛО», который тоже связан с КРугом.  Колокол, колобок, кол, коловорот.

Связи с этим нельзя не вспомнить, что одним из символов египетского Бога ХОРА (ГОРА) тоже являлся КРуг с КРыльями, который олицетворял движение Солнца по небосводу.
 


Часть 8. КРОДО [http://www.proza.ru/2011/12/02/643]