Печаль - 17. Память о смерти

Игорь Орловский
                Смерть – великое таинство. Она – рождение
                человека из земной временной жизни в вечность.
                Свт. Игнатий Брянчанинов [1]

                Святые Отцы в своих наставлениях
                монашествующим, одновременно же и всем
                христианам, одним из главных духовных деланий
                поставляют постоянное памятование о смерти.
                Архимандрит Кирилл (Павлов) [2]

Ну вот сентябрь. Серо-свинцовое небо утешает взоры депрессивных личностей и окропляет редких путников моросящим дождём. Природа увядает, напоминая нам о смерти. Блажен тот, кто помнит о смерти непрестанно, кто каждый день своей жизни проводит так, как самый последний день пребывания на этом свете. Воистину блажен, ибо живое памятование о смерти удерживает нас от привязанности к земному и вселяет в наши сердца тихую радость – надежду на приход в небесное наше отечество.

Читаю святителя Игнатия Брянчанинова: «Пророк назвал землю местом “странствия своего” (Псал. 118:54), а себя пришельцем и странником на ней: “странник я у Тебя”, сказал он в молитве своей к Богу, “и пришлец, подобно отцам моим” (Псал. 38:13). Очевидная, осязательная истина! истина, забываемая человеками, несмотря на очевидность свою! Я – “пришлец” на земле: вошёл я рождением; выйду смертию. Я – “странник” на земле: переселён на неё из рая, где я осквернил и обезобразил себя грехом» [3].

“Принуждай себя воспоминать часто смерть, уверяй себя в несомненной истине, что ты непременно, неизвестно когда, умрёшь – и начнёт приходить само собою, являться уму твоему воспоминание о смерти, воспоминание глубокое и сильное: оно будет поражать смертоносными ударами все твои греховные начинания” [4], – пишет свт. Игнатий Брянчанинов.

“Во всех делах твоих помни о конце твоём, и вовек не согрешишь” [5], – говорит Иисус, сын Сирахов.

Вот как надо правильно использовать готический настрой. До чего родные для меня эти слова святителя Игнатия! Не нужно с готическим настроем бороться. Слышите, не нужно! Нужно его только использовать правильно. То есть не растворять свою скорбь во вселенской печали, а, печалясь о своих грехах, заменять их на добродетели и восходить в полноту бытия, восходить к Богу, шествовать в свой родной чертог, который не от мiра сего. “Уклонись от зла и сотвори благо” [6] – говорит псалмопевец Давид. И надёжное воспомоществование для этого – блаженная память о смерти. Да, и из современной субкультуры готов можно получить пользу. И немалую.

Память о смерти – это память о возвращении на родину, в свой родной дом, где меня ждут и любят. Этот земной мiр – логово злодеев, жаждущих надо мной издеваться. А смерть – врата в родную страну. Поэтому мысли о жизни в этом мiре дают скорбь и печаль, а размышления о смерти даруют радость и покой.

Бог, поселив Адама и Еву в раю, заповедал им вкушать все плоды, кроме плодов древа познания добра и зла. Чтобы их райская жизнь была безопасна, для её охранения, Господь поставил им грозного стража – помысл о смерти: “В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь” [7]. И действительно, райская жизнь была безопасна, доколе стоял подле её помысл о смерти. Но как только исконный враг людей хитростью успел похитить этот помысл (“нет, не умрёте” [8]), так тотчас и убил грехом райскую жизнь.

Если мы будем держать в памяти мысль о смерти, то избежим вечной смерти. А если перестанем о ней размышлять, предадимся беспечности, устремясь только к чувственным удовольствиям, приобретениям и славе земной, то подвергнем себя действительной, то есть вечной духовной смерти.

“Многие Святые Отцы для живого напоминания себе о часе смертном имели у себя в келье гроб и на столе – человеческий череп, что всегда поддерживало в них память о неизбежном исходе, суде, аде и Царстве Божием и тем постоянно побуждало их к терпеливому несению креста их скорбной жизни на пути в Небесные Обители” [9].


А вот ответы преподобных Варсануфия Великого и Иоанна:

«Вопрос 643. Другой Христолюбивый муж, будучи болен, вопросил того же старца Иоанна: «Буду ли жив, или умру?» Старец отвечал ему так.

Ответ. Если я скажу тебе, что ты будешь жив или умрёшь, это не принесёт тебе пользы. Ибо когда скажу, что ты умрёшь, то спасение твоё будет как бы вынужденное; потому что, видя себя в устах смерти, ты, как бы по необходимости, откажешься от своего имения. А ежели надеешься ещё долго прожить и, пожелав спастись, утвердишь мысль твою во благом, то, хотя и тотчас умрёшь, спасение твоё будет произвольное.

Вопрос 644. Как же это? Если человек делает доброе дело по страху смерти, то разве оно не служит к его спасению?

Ответ. Вынужденное спасение нельзя равнять с тем, которое бывает по свободной воле человека; однако и такой человек всё лучше того, который ничего не делает. Ибо это погибель души – даже и тогда не делать доброго, когда мы уже не надеемся более располагать собою. Итак, зная то и другое, употребляй своё имущество, как юродивые девы, затворённые вне чертога, за то, что не имели тогда плода милостыни и благотворения [См. евангельскую притчу – Мф. 25:1-13].

Вопрос 645. Если же кто-либо напоминает душе своей о смерти и посему старается делать доброе, то разве он не получает за сие воздаяния, свободно приобретаемого?

Ответ. Хорошо человеку помнить смерть, чтобы навыкнуть знать, что он смертен, а смертный – не вечен, невечный же и поневоле оставит век сей. Через непрестанную память о смерти человек навыкает и произвольно делать добро. А видеть смерть перед глазами, и тогда творить доброе, это – другое дело. Первое делается произвольно, вследствие частого поучения о смерти, второе же – по необходимости, из страха близкой смерти» [10].


Собираюсь мыться – вспоминаю мысли новомученика Василия Оптинского:

«В бане, когда моешься, помышляй: готовлю тело моё к погребению, умываю и умащаю его.

И ещё: как я очищаю тело своё от грязи, так Ты, Господи, сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей.

Сим победится ублажение своего тела» [11].


С целью уединения думаю пойти в пещеру. Там и помолиться в тишине и покое. Одна из дорог на Торгашинский хребет, изобилующий пещерами, идёт через кладбище. Как тут не вспомнить рассказ свт. Игнатия Брянчанинова “Кладбище” [12]:

«После многих лет отсутствия посетил я то живописное село, в котором я родился. Давно-давно принадлежит оно нашей фамилии. Там – величественное кладбище, осеняемое вековыми древами. Под широкими развесами дерев лежат прахи тех, которые их насадили. Я пришёл на кладбище. Раздались над могилами песни плачевные, песни утешительные священной панихиды. Ветер ходил по вершинам дерев; шумели их листья; шум этот сливался с голосами поющих священнослужителей.

Услышал я имена почивших – живых для моего сердца. Перечислялись имена моей матери, братьев и сестёр, моих дедов и прадедов отшедших. Какое уединение на кладбище! какая чудная, священная тишина! сколько воспоминаний! какая странная, многолетняя жизнь! Я внимал вдохновенным, божественным песнопениям панихиды. Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно начало облегчаться постепенно. К окончанию панихиды тихое утешение заменило собою глубокую печаль: церковные молитвы растворили живое воспоминание об умерших духовным услаждением. Они возвещали воскресение, ожидающее умерших! они возвещали жизнь их, привлекали к этой жизни блаженство.

Могилы праотцов моих ограждены кругом вековых дерев. Широко раскинувшиеся ветви образовали сень над могилами: под сенью покоится многочисленное семейство. Лежат тут прахи многих поколений. Земля, земля! сменяются на поверхности твоей поколения человеческие, как на деревьях листья. Мило зеленеют, утешительно, невинно шумят эти листочки, приводимые в движение тихим дыханием весеннего ветра. Придёт на них осень: они пожелтеют, спадут с дерев на могилы, истлеют на них. При наступлении весны другие листочки будут красоваться на ветвях, и так же – только в течении краткой чреды своей, так же увянут, исчезнут.

Что наша жизнь? Почти то же, что жизнь листка на древе?»


[1] Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М., “Лепта”, 2002, с.108.

[2] Кирилл (Павлов), архимандрит. Ищите прежде Царствия Небесного. М., 2002, стр. 331.

[3] Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. М., “Лепта”, 2001, т. 1, с. 20-21.

[4] Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. М., 1993. т.1, с.383.

[5] Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова 7:39.

[6] Пс. 33:15, пер. Бируковых.

[7] Быт. 2:17.

[8] Быт. 3:4.

[9] Кирилл (Павлов), архимандрит. Ищите прежде Царствия Небесного. М., 2002, стр. 334-335.

[10] Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 1995. (Вопросы 643-645).

[11] Павлова Н. Пасха красная. О трёх оптинских новомучениках убиенных на Пасху 1993 года. Льялово, 2005. Стр. 406.

[12] Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты. М.,“Лепта”, 2001, т.1, стр. 175-176.




Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/11/25/1022

Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/11/25/1033