Печаль - 15. А. С. Пушкин и митр. Филарет Дроздов

Игорь Орловский
Парадоксальность человеческого существования… Трагическая его загадочность… Гений нашей поэзии однажды выразил её следующими строками:

                Дар напрасный, дар случайный,
                Жизнь, зачем ты мне дана?
                Иль зачем судьбою тайной
                Ты на казнь осуждена?

                Кто меня враждебной властью
                Из ничтожества воззвал,
                Душу мне наполнил страстью,
                Ум сомненьем взволновал?

                Цели нет передо мною:
                Сердце пусто, празден ум,
                И томит меня тоскою
                Однозвучный жизни шум.

Московский митрополит Филарет Дроздов ответил Пушкину следующим стихотворением:

                Не напрасно, не случайно
                Жизнь от Бога мне дана,
                Не без правды Им же тайно
                На печаль осуждена.

                Сам я своенравной властью
                Зло из тёмных бездн воззвал,
                Сам наполнил душу страстью,
                Ум сомненьем взволновал.

                Вспомнись мне, Забытый мною!
                Просияй сквозь сумрак дум –
                И созиждется Тобою
                Сердце чисто, светлый ум.

Неожиданный ответ митрополита глубоко растрогал Пушкина. Поэт написал ему в ответ стихотворное послание, в котором звучит неподдельное чувство благодарности и умиления:

                Я лил потоки слёз нежданных.
                И ранам совести моей
                Твоих речей благоуханных
                Отраден чистый был елей.




Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/11/13/1667

Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/11/25/1022