Как я бросил курить

Сергей Черешнюк
Уважаемые господа, курящие! Я обращаюсь к вам. Это ещё не призыв бросить  это нехорошее занятие. Прошу вас прочитать моё обращение от первой строчки до последней. Может быть, после этого ваша жизнь круто изменится. Моя жизнь изменилась. И с тех пор прошло уже более трёх лет. И есть что сказать вам.
Итак! Господа курильщики, я вас прошу, не бросайте читать этот маленький рассказ.  Честное слово, с вами ничего не случится, сделайте усилие над собой. Послать меня ко всем чертям всегда успеете. Никого не собираюсь поучать или принуждать, тем более, что это невозможно. Я просто расскажу, как победил табачное рабство.


Как я начал курить

Пробовал курить я лет в восемь. Мы жили на левом берегу Оми. Недалеко был овраг, с которым боролись, засыпая его всяким хламом. Сваливали туда и отходы табачной фабрики, бракованную продукцию, которой с удовольствием пользовались курильщики со всей округи. Ну и ребятишки в стороне не оставались. Тогда, в 1965 году мужское население курило поголовно, в том числе мои отец и дед. Такая же ситуация была в семьях всех моих сверстников. Вот и мы с приятелем-соседом поживились на свалке дармовым куревом и принялись дымить. Но, по счастью, тогда я не затягивался. При всём желании я не мог затянуться. Если дым попадал случайно в дыхательные пути, начинался кашель, сопли и слёзы… В общем, я просто пускал дым, подобно мыльным пузырям.
Мы жили в так называемом частном секторе, без удобств. С сигаретой я, обычно, прятался в туалет типа сортир. Это была будочка, грубо сколоченная из досок со щелями. Поэтому процесс моего "падения" был виден снаружи в виде дыма из этих самых щелей, и мама меня живо разоблачила. Я крепко получил тогда по губам. В экзекуцию мама вложила всю свою душу, исстрадавшуюся от постоянного вдыхания воздуха интенсивно отравляемого отцом и дедом. Урок пошёл мне на пользу, про курево я больше не вспоминал вплоть до злополучных каникул после восьмого класса.
Жилось нам тогда трудно. Не бедствовали, но и разгуляться на зарплату родителей особо не могли. К тому времени семья перебралась в благоустроенную большую квартиру, которую надо было обживать. В общем, лишних денег в семье не водилось. Я подрос и не хотел выглядеть хуже своих одноклассников, поэтому устроился на обувную фабрику на лето, чтобы заработать себе на модный костюм индпошива. Меня посадили на конвейер, на котором делали детские сандалии.
Поначалу было тяжко, я не успевал за этой грохочущей железной лентой. В течение дня было предусмотрено две 10-минутных остановки конвейера: одна до обеда, другая после, ну, и, собственно, третья – большая, обед. Первые два дня эти остановки и приличный кусок обеда уходил у меня на подбирание "хвостов". Вместо того, чтобы сидеть на месте, я метался вдоль ленты транспортёра, чтобы не зарыться. На третий день, наконец, втянулся, и началась размеренная работа. Если бы так продолжалось и дальше, может быть, жизнь моя сложилась бы по-другому. Но, судьбе было угодно повернуть по-своему.


В 15 лет я закурил уже по-настоящему

Конвейер остановили и стали переналаживать с сандалий на зимние сапожки. Наладчики работали, а весь народ с конвейера проводил время кто где. В основном, конечно, в курилке. Работы было от силы часа на два в смену, и от безделья я начал стрелять сигареты. Поначалу я дымил, как тогда, в раннем детстве. Но мне быстро поставили на вид, что я перевожу добро, и перестали давать папиросы и сигареты. Я стал покупать свои. Были проблемы, многие продавцы гнали взашей, молод ещё… Но в соседнем магазине заветную пачку удавалось купить без хлопот. К тому же я уже стал вдыхать эту гадость в себя. Видимо, сказалось и то, что я был постоянным пассивным курильщиком. Дома отец особо не церемонился, дымил постоянно.
Курилкой на фабрике был весь большой коридор вдоль цеха, со скамейками у стены. И здесь постоянно дым стоял коромыслом. К концу переналадки конвейера, то есть через неделю я уже был заправским курякой. От родителей я ещё долго прятался, но курить уже стал постоянно. Месяца три держался, когда оканчивал школу и поступал в вуз. Точнее не держался, а, как сейчас понимаю, зависимость ещё не была такой крепкой и ещё отвлекала нагрузка в виде постоянных умственных упражнений.
Поступил в институт я достаточно легко. Вот тут и расслабился. Да, в общем-то, завязать с курением даже не пытался. Когда вышел из подполья и стал дымить в открытую, окончательно увяз. Тем более, что в студенческой курящей компании было веселее, чем вне её. Так я стал заядлым курильщиком.

Будни курильщика

Надо сказать, что и отношение к курению тогда было несколько другое, нежели сейчас. Когда я окончил институт, то попал в почти 100% курящий заводской коллектив. На территории Вычислительного центра, куда я пришёл трудиться, даже курилки-то не было, т.е. курилкой являлась вся территория отдела: рабочие кабинеты, мастерские, машинные залы, коридор – курили везде, что называется, где можно и нельзя. Потом стали как-то ограничивать это дело в дневную смену, потому что женщины взмолились, что у них даже одежда пропахла табаком. В конце концов, сделали курилку и гоняли нас туда… Только, толку?! Всё равно дым оттуда расползался по всему этажу, а во вторую-третью смену опять вся территория превращалась в место для курения. Часто приходилось работать в машинном зале, ликвидируя неисправности, не выпуская сигарету изо рта. Это было нормой, и я тогда даже не думал ни о каком бросании. «Ну, курить вредно! Конечно, вредно! А что не вредно? Жить вообще вредно… Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт» - вот, так примерно, тогда и рассуждали. При этом, я всегда сильно ограничивал себя дома. Жена моя не переносит табачный дым. Поэтому дома я, практически, не курил. Конечно, курить выходил на улицу, мусор выносил всегда совместно с перекуром, в магазин ходил с сигаретой в зубах и т. д. Когда жили в квартире с балконом, выходил на балкон, в общем, старался ограждать свою семью от табачного дыма. Не всегда получа-лось, потому что ночная сигарета, без которой я не засыпал, выкуривалась всё-таки в туалете, после того, как все угомонились. Так что, волей неволей, грешен… Всё равно травил своих близких. Конечно, это не могло не сказаться на детях. Недаром говорят, что если родитель курит, дети будут курить скорей всего. Так и вышло, и дочь баловалась в своё время, а сын курит и сейчас. Парадокс в том, что книгу Аллена Карра он прочитал гораздо раньше меня и даже периодически перестаёт курить, но… Он взрослый человек… О существовании её сын не счёл нужным меня информировать, потому что считал это безнадёжным делом. О том, что это за книга, и как она ко мне попала, чуть позже.

Попытки бросить курение

К сорока годам меня стали посещать мысли, что пора завязывать. Особенно, когда заболело сердце и я надолго загремел в больницу. Но, вот, опять обстоятельство – все врачи говорили, что курить вредно, а кардиологи, к которым я попадал, утверждали, что, имея проблемы с сердцем, курить лучше не бросать, можно хуже сделать. Вот она, индульгенция на все времена! Как курильщик цепляется за такие слова! Я не был исключением, и на долгие годы уверовал, что курение, безусловно, вредит здоровью, но для меня лично лучше не рисковать и жить, как жил.
Я ограничивал себя, курил по часам, изо всех сил старался растягивать пачку на два дня. Но очень скоро нормой снова становилась пачка в день, и  даже больше. А если приходилось где-то чего-то ждать, например жену из магазина, расход сигарет многократно увеличивался. Пальцы на правой руке приобрели тёмно-коричневый цвет. Я уговаривал себя: "Брошу, когда-нибудь обязательно брошу. Но сейчас я не могу отказать себе в удовольствии…"
Было несколько слабых попыток не курить, но они заканчивались, практически не начавшись. Спать я всегда ложился поздно, около двух часов ночи, без сигареты на сон грядущий уснуть было нереально, и я эту сигарету выкуривал с мыслью, что, вот, сейчас засну, а проснусь некурящим. И я засыпал, но через полчаса просыпался с мыслью, что всё рушится, у меня нет сигарет, наступает конец света для отдельно взятого меня, и я вот-вот помру. Я соскакивал в шесть утра и бежал до ближайшего киоска за сигаретами. Жадно затянувшись, думал: "Нет, так жить невозможно!" Но я смирился. Смирился с мыслью, что курение – это не так уж плохо. Мол, есть пороки пострашнее. А всякие болезни, казалось, обойдут меня стороной. Это типичные рассуждения любого курильщика.


Обстоятельства, способствовавшие моему избавлению
 
В учреждении, где я тружусь, курилку оборудовали в самой верхней точке огромного здания, путь туда был достаточно долгий и всё время вверх по лестнице, пока доберёшься и отдышишься, курение уже не доставляет того удовольствия, на которое рассчитывал.
Количество курящих дам у нас превышало, да и сейчас превышает, количество курящих мужчин. Как ни придёшь в курилку, там одни представительницы прекрасного пола. Не только я, многие мужики курили быстренько, чтобы сбежать оттуда, потому что смесь запаха табака с духами – это нечто настолько омерзительное, что меня до сих пор корёжит от одного воспоминания об этом.
Я оказался в некурящем коллективе. Когда нас было двое курильщиков, ещё было терпимо. А когда моего товарища по несчастью перевели в другую структуру, мне стало ясно, что я – белая ворона. К тому же мой начальник довольно строгий, никогда в жизни даже не пробовал курить. Он придерживался по отношению к нам, курильщикам, очень жёсткой позиции. Положение усугубилось с появлением сотовой связи. Только я сигарету зажёг, телефон звонит: "Срочно ко мне!" И я бегу.
Но, несмотря на эти обстоятельства, я стойко переносил все тяготы, приспосабливался, старался курить на улице, после выполнения заданий начальника. И бросать курение не собирался. Во всяком случае, в обозримом будущем.


Избавление

В 2008 году я пошёл в отпуск летом. Благодать! Отпуск прошёл как обычно, с ударным трудом на даче на благо семьи. 14 июля, в понедельник я вышел на работу. Включил компьютер, заглянул в свой почтовый ящик и увидел там файл с названием "Easy Way to Stop Smoking". На бытовом уровне я английский знаю неплохо… "Лёгкий способ бросить курить", стало быть. Первая мысль была: "Найду, кто положил, убью!" Зачем издеваться над человеком? Но, открыл файл и начал читать.
После первых страниц зашевелилось что-то в душе. А пролистав треть книги я пришёл к мысли, что брошу курение. К середине я уже точно знал, что брошу. Работа в этот день, каюсь, была по боку. Я не успокоился, пока не дочитал до конца. Это была книга Алана Кара. Найти её не составляет труда. Достаточно в любом поисковике набрать слова "лёгкий способ бросить курить" или "Алан Карр". Множество вариантов найдётся сразу: и читать и слушать и, даже, смотреть и слушать. Кроме того, эту книгу легко найти в книжных магазинах, она стоит совсем недорого.
Может сложиться впечатление, что это какая-то волшебная книга. Уверяю, это не так. Я перечитал её на много раз, уже будучи некурящим. Никаких "кодирований" или заговоров, или нейро-лингвистического программирования (чьё-то выражение в одном из интернетовских форумов про эту книгу) – ничего этого в ней нет. Все желающие могут в этом убедиться. Для этого достаточно её внимательно прочитать.
В общем, 16 июля 2008 года примерно в 18 часов 30 минут, по дороге с работы на дачу, я выкурил последнюю сигарету. Что началось после, я до сих пор вспоминаю с удивлением и радостью. Можно сказать, что произошло чудо… Я испытал невероятный душевный подъём и, даже, некоторую эйфорию. Я не мучился ни дня, ни часа, ни минуты, ни секунды. Никто этому не верит сейчас, даже я сам. Но, это факт! Я – некурящий. Причём, я спокойно стою рядом с курильщиками, и дым не провоцирует меня. Конечно, он  не доставляет мне удовольствия, но желания закурить не возникает. Возникает желание отстраниться, уйти подальше. Уйти туда, где воздух чище. И, всё же, ради справедливости, стоит вспомнить, что сигарета 16 июля оказалась не последней.
Дело было в октябре, то есть примерно через три месяца после "последней" сигареты. Я привёз жену к магазину и остался в машине ждать её. Ожидание затянулось. Я прибирал вещи в бардачке и взгляд скользнул по пачке сигарет, которую сын оставил… В голову пришла мысль, испытать себя. Рисковал я конечно сильно, ведь одна затяжка, и всё могло вернуться опять. Но, слава Богу, всё обошлось…
Я сделал четыре затяжки. Сказать, что не испытал никакого удовольствия, значит не сказать ничего! Было такое чувство, что я нашкодил, стало невероятно стыдно! Я затушил сигарету, а потом долго не мог избавиться от ощущения, что я насквозь провонял табаком. Тот день я не запомнил. Но тогда была действительно последняя сигарета. Не хочу писать "последняя в жизни", потому что "никогда не говори никогда!" Я и сейчас курю иногда… во сне. И меня всегда в таких случаях охватывает отчаяние: "Да, что же это я!?" Но, когда я начинаю просыпаться и понимаю, что это был сон, наступает облегчение и умиротворение, и понимание того, что не отпустила меня ещё эта зараза. Цепляется, не хочет отпускать.


Я пытаюсь понять, как мне это удалось

Как выяснилось после, бросил я курить по Кару неправильно. Потому, что при скоротечном первом чтении я упустил целый ряд важных моментов. Но об этом позже. В общем, мне повезло, что я схватил сразу суть. После многократного перечитывания постепенно в голове всё уложилось. Я пропустил эту книгу через себя, прочувствовал.
Первым делом я понял, что же такое курение. Вот перечень наиболее распространённых определений: привычка, токсикомания, зависимость, болезнь, образ жизни… Не буду вдаваться в подробности. Об этом можно долго рассуждать, но наиболее точно к курению подходит определение – зависимость, наркотическая зависимость.
Давайте попробуем выяснить, зачем человек курит? Про это очень много уже написано и сказано. Тем не менее… Все курильщики (по моему убеждению, абсолютно все!!!) утверждают, что получают от курения удовольствие. А так ли это? Те, кто постарше, помнят, как в финале перестройки, в начале смутного времени конца 80-х, начала 90-х табачные изделия с прилавков магазинов исчезли совсем. Не стало табака в продаже. Последовательность была такой: сначала исчезли сигареты с фильтром, после, очень быстро, сигареты без фильтра и папиросы, затем, сигареты из кубинского табака, и, наконец, сигары, махорка и табачная пыль для огородников. От дефицита скурили всё. Красноречиво, не правда ли? Ничем не побрезговали. Так, о каком удовольствии идёт речь? По выражению самих же курильщиков, самокрутка из табачной пыли, или сигарета из кубинского табака – гадость несусветная. Кто ж заставляет это курить? Так, не кури совсем! Ведь ты не получаешь удовольствия! Но нет, кашляют, плачут, а смолят. А о каком удовольствии может идти речь, когда люди, одуревшие без сигарет, делали козьи ножки даже из чая? Такой железобетонный аргумент и не снился Алану Карру, британец мог фантазировать только на тему отсутствия любимых сигарет и вспоминать старую верёвку. Вдумайтесь, курильщики! Кого вы обманываете? Да, себя, милые мои. Прежде всего, себя. Ибо удовольствие от курения чая, к примеру – это, в лучшем случае, садомазохизм! Но, чего не сделаешь, чтобы, хоть как-то, хоть ненадолго, обмануть тягу к табаку.
Вот ещё тема – любимые сигареты. Мне хорошо знаком этот процесс выбора: "Эти мне нравятся, а эти - нет, у этих привкус какой-то не такой,…" "Ментоловые сигареты…" "Сигариллы-сигареллы (сигареты с табачным листом вместо бумаги) обильно ароматизированные мёдом и шоколадом" О!!!??? Сейчас для меня они все одинаково плохо пахнут.
Запах табачного перегара я терпеть не мог и тогда, когда был курильщиком. И этот запах абсолютно одинаков. Как после дешёвой "Примы", так и после дорогого "Парламента" – одинаково тошнотворен. Этот "аромат" свежепокуривший распространяет далеко вокруг себя. По крайней мере, больше десяти минут. Освежители дыхания, леденцы и жвачки несколько ускоряют процесс нормализации смрадного дыхания, но, и только. Прекрасные дамы пытаются купировать это дело духами, но получается ещё хуже – адское амбре, этакий микс табака и ароматов от Шанель.
Один мой знакомый как-то рассказывал, как он выходит на балкон своей квартиры и любуется видом ночного города с высоты птичьего полёта. Мол, романтика. А помогает ему в этом, конечно же, сигарета. Резонный вопрос – а какова роль сигареты?  Не старайтесь, разумного объяснения не найдёте. Точно также можно любоваться ночным городом и с чашечкой кофе или чая, или вообще без всего. Просто, стой, скрестив руки на груди, или, облокотившись на перила и смотри, как это делают некурящие люди. А сюда добавим, что процесс любования пейзажами происходит как в хорошую погоду, так и в холода… Ведь дымить в квартире нельзя – там дети. На лестничной площадке нельзя –  соседи ворчат. И т. д. … Вот и выходит наш куряка на балкон, периодически… А там сыро и ветерок норовит забраться под воротник. Но так хочется "насладиться" ночным пейзажем! Потому, как, если долго этого не делать, уши пухнут, знаете ли. Вот вам ещё один пример удовольствия от курения.
Послеобеденная сигарета. Она самая "вкусная", без неё вообще никак, весь процесс принятия пищи насмарку. Как только некурящие без неё обходятся? Бедные, несчастные люди… Бред! Воистину, бред! ...  Так вся жизнь и вертится вокруг сигареты. Проснулся утром, рука шарит по тумбочке, Ой! В квартире же нельзя! Умылся, позавтракал, вышел из квартиры, первым делом сигарету в рот.
Все движения курильщиком заучены и отточены до автоматизма. Я долго смеялся над своим рефлексом. При выходе из любых дверей на улицу, будь то магазин, дом, контора, где работаю, правая рука лезет в карман и что-то там нащупывает… Этот процесс на подсознании… И сейчас иногда ловлю себя: "Стоп!" Некурящий я! И нечего шарить по карманам!
Как продолжается утро курильщика? Пока доберёшься до работы ещё пару раз на остановках пошабишь,… А как же? "Святое дело", пока автобус придёт, надо же себя чем-то занять… Опять же, некурящие со скуки помирают. Ты, правда, тоже помираешь, только дымишь при этом, отравляя пространство вокруг себя в радиусе десятка метров или более, в зависимости от ветра. Обращали внимание? На остановке от курильщика трудно спрятаться, дым вас везде достаёт. А если он ещё и не один, тогда вообще – труба. Добрались до работы. Если позволяет время, перед крыльцом ещё сигарету, потом зашёл к себе в комнату, поздоровался со всеми, и, в курилку, пятнадцати минут не прошло! А иногда с собой ещё и чашку кофе. Как же?! Кофе без сигареты, как генерал без погон! Утренний моцион завершён, приступаем к работе.
График работы плотно увязан с временем перекуров, опять всё привязано, припаяно, приварено к сигарете! Когда я расстался с табаком, пожалуй, это был один из Самых больных моментов. В самом деле, один перекур занимал около 10 минут. В конце каждого часа – это 7 шт., после обеда – 8, утром – 9, после окончания рабочего дня не считаем, получается, 90 минут времени высвободилось, пусть не 90, но час –  точно. Бросил курить я в среду, четверг и пятница той недели мне показались нескончаемыми. Можно сказать, что это был шок в некотором роде. Но, ведь это мелочь по сравнению с той свободой, которую я обрёл, расставшись с сигаретой.


Так, зачем же человек курит?

Если это не удовольствие, то, что тогда заставляет переводить в дым уйму денег. Многие говорят, что сигарета успокаивает нервы. Да, это так, только, нервы-то она успокаивает после того, как они приходят в возбуждённое состояние, вызванное предыдущей сигаретой… Заканчивается действие дозы – давай следующую. И так до бесконечно-сти. Да, когда закончилось действие выкуренной сигареты, курильщику трудно сосредоточиться, потому что психика его настоятельно требует "укол", "толчок сердцу", после которого ему будет позволено жить нормальной жизнью некоторое время, которое с годами становится всё короче и короче. В конце концов, человек уже окончательно теряет способность нормально соображать без сигареты в зубах.

Я знал одного человека, у которого было ходовым изречение: "Вот этот или тот человек бросил курить. Да, что он там курил? Подумаешь, пачка в день! Я вот по две выкуриваю и больше,  Они поэтому и бросил, а мне бросать бесполезно!" Убедиться в его неправоте очень просто. По большому счёту, нет малокурящих, потому что действие никотина для всех одинаково. Никотин мгновенно всасывается в кровь, очень быстро действует и быстро выводится. Отпустите тормоза, разрешите себе курить без ограничений, и вы с удивлением обнаружите, что курите одну за другой. Просто, если Вы, скажем, выкуриваете две, три сигареты в день или даже меньше, Вы держите себя с помощью силы воли. Ещё раз говорю, отпустите тормоза, и убедитесь в моей правоте. А, собственно говоря, даже и нет необходимости ставить какие-то специальные эксперименты. Просто, вспомните ситуации, когда Вам приходилось где-то чего-то ждать долго… например, сильно опаздывающего поезда на вокзале.

Как бросить

Подготовительный этап

Первое, что нужно сделать, это признать себя дураком. Это непросто. Очень непросто. Удар по самолюбию. Однако, как ещё можно назвать человека, который периодически ищет автомобиль с заведённым двигателем и припадает к выхлопной трубе, чтобы вдохнуть газы? Как ещё можно назвать человека, который периодически достаёт из кармана бумажник, извлекает из него купюру, рвёт её на мелкие клочки и выбрасывает? А ведь, согласитесь, курильщик именно этим и занимается.
Второе — признать свою зависимость. Вот он, враг, во весь рост!
Третье — понять, что табак вам ничего не даёт. Он вас только беззастенчиво обкрадывает. Точнее, грабит. Отбирает у вас: деньги, время, здоровье, разум. Поэтому расставаться с ним нужно без сожаленья, решительно и сразу.
Ещё один вывод. Коль скоро, никотин – наркотик, значит, будет ломка. Будет больно? А вот тут, дудки – никакой боли не будет! Уверяю вас! Потому что никотин особый, быстрый наркотик. Если хотите, проверьте! Право, вам не составит труда не курить несколько часов, уж это-то нетрудно. Прислушайтесь к себе! У вас что-нибудь болит? Какие неприятные ощущения у вас? Кроме желания покурить, никаких. Да и это желание покурить сильно напоминает чувство голода, причём не мучительное (не дай Бог вам его когда-нибудь испытать), а которое вполне можно терпеть. А почему бросающие курить набирают вес? Сигарета заменяется едой, заедается – леденцы, конфеты, семечки, орешки, просто перекус в неурочное время. Ведь появились свободные паузы, которые чем-то нужно занять. Увеличения массы тела можно и нужно избежать, заменив "перекусы", например, прогулками. Помните, что вы не временно чем-то заменили курение! Его нужно просто выбросить на помойку, как ненужный хлам.


Так, как же бросить курить?

Какой-то особенной методики не требуется. Всё просто. Вы назначаете день и час, когда будет выкурена последняя сигарета. Можно обставить этот момент, сделать из него праздник. Вы должны понять, что вы не с другом расстаётесь, с которым делили радости и невзгоды много лет, а стремительно уходите, отрываетесь от врага, в зону, которая вне досягаемости его пуль и снарядов,… выбираетесь из глубокой ямы,… из трясины,… из болота. И сразу – подальше от края, чтобы не скатиться обратно!
Сообщите всем вокруг, что вы некурящий! Именно, некурящий, а не бросивший курить! Самое, пожалуй, сложное, это искренне, именно искренне, обрадоваться этому факту! Без этого ничего не получится. Если вы перестали курить, а вас гложет желание, занимает всё ваше сознание, точит и канючит: "Закури! Закури!". Если вы обижены на весь мир, обозлены на всех и вся, и вспыхиваете как спичка от малейшего трения, тогда лучше закурить и опять перечитать "Лёгкий способ". Значит, вы чего-то не поняли! Отчаиваться не надо! У вас обязательно получится! Поймите, что для отказа от курения нельзя, категорически нельзя пользоваться силой воли. Именно на этом основан этот способ. Получайте удовольствие от этого процесса (отказа от курения)! Это гарантированный успех. Если вам хочется говорить на эту тему с курящими друзьями, если вы полны решимости спасти мир от этого пагубного зелья, если вы с радостью повторяете: "Я некурящий! Это здорово! Это классно! Как хорошо жить на свете!" – значит вам всё удалось.




Немного о других методах отказа от курения

Есть такой профессор Владимир Георгиевич Жданов, дай Бог ему здоровья. Он избрал делом своей жизни борьбу за трезвость и здоровый образ жизни. Этот человек обладает энергией, организаторскими способностями и умеет влиять на людей, особенно при непосредственном контакте. Так вот он утверждает, что избавляет от тяги к курению, причём делает он это мимоходом, одновременно с лекциями по восстановлению зрения. Он просто предлагает курящим подождать его в курилке после лекции и там показывает некоторые приёмы, которые, по его мнению избавят всех от привязанности к сигарете.
Я нашёл его методику борьбы с курением. Отвечаю со всей ответственностью – ничего нового. Сразу вопрос, как может помочь зависимому от табака тот, кто сам никогда не курил и имеет об этой зависимости, хотя и чёткие, но чисто теоретические представления? Вся его метода основана на том, чтобы делать себе неприятно в процессе курения. Например, нужно сделать так, чтобы табачный дым попадал на свежие, не адаптированные к нему участки слизистой оболочки гортани. Для этого нужно держать дым во рту, как бы, жевать его и глотательными движениями загонять вглубь гортани, куда при обычном вдыхании он не попадает… Любой курильщик знает эти крайне неприятные ощущения, если, например закашляться при затяжке, или курить при воспалённой от простуды носоглотке. Да это просто больно, очень болезненно, по крайней мере. По мнению Владимира Георгиевича это должно выработать отвращение к табаку. Если бы это было так легко, то все (все!!!) курильщики бросали бы курить после первой же серьёзной ангины. Не знаю подробностей, но слышал, что у него, появилась новая методика вырабатывания отвращения к табаку методом "четырёх вонючих затяжек". Ещё раз говорю, что это такое, я не знаю. Но это опять генерация отвращения. Зачем вырабатывать у человека то, что у него уже есть?! Я утверждаю, что у любого курильщика чувство отвращения к табаку есть обязательно. И это редко кого останавливает. Более того, ведутся упорные разговоры об удовольствии от курения.
Вот пример. Мой знакомый уехал в деревню к тётке, имея с собой полпачки "Мальборо". Сигареты к вечеру кончились, дело было в субботу, магазин откроется только в понедельник, и то часам к одиннадцати… Ладно, у тётки нашёлся дедов самосад. Делать нечего, приятель начал крутить "козьи ножки". Слёзы, сопли, горло дерёт, прямо по Жданову. В воскресенье, ближе к вечеру у соседей нашлась махорка. Свернул цигарку – это как "Мальборо" после самосада-то. Дожил до понедельника, бегом в магазин… Поскольку сигареты с фильтром в деревне не шли, из-за бедности покупателей, в магазине оказалась только "Прима" без фильтра. Делать нечего, пришлось купить. Закурил – "Мальборо" после махорки… Так, какое же удовольствие этот человек испытывает от курения? Если нет привычных сигарет, в ход идёт всё, что попало под руку. Курильщик морщится, плюётся, плачет, сморкается, а всё равно чадит. Если нет ничего, годится сухая трава и чай, а это даже Жданову не снилось.

Курильщика не останавливает отвращение к табаку

Курильщика не останавливают угрозы болезней связанных с курением

Курение – это наркозависимость. Каждый курильщик стремится получить очередную дозу яда, и все препятствия на пути к этой цели, в виде неприятных ощущений, боли или страха, просто сметаются. Табак напрочь уничтожает в человеке способность подчиняться своим чувствам, заставляя игнорировать отвращение. Табак напрочь убивает в человеке чувство самосохранения.
Это кто-то, где-то, болеет раком легкого, пищевода, гортани, ротовой полости … Это чьи-то руки и ноги летят в мусорные баки... Это кто-то падает, поражённый инсультами и инфарктами. Мол, со мной этого не случится. Табак заставляет курильщика думать именно так.
Именно поэтому производители сигарет так легко соглашаются на антиникотиновую рекламу на пачках, они согласятся даже 100% поверхности коробки с куревом расписать картинами поражённых раком внутренних органов и надписями "Минздрав предупреждает…" Теперь ещё и «Курение убивает!». А вот если им предложить написать мелким шрифтом "Бросить курить очень легко!", или "Люди, табак вам ничего не даёт, а отказаться от него очень просто!", или что-то в этом духе, я думаю, это будет встречено в штыки, и будет всячески саботироватья. Тем более, никогда на пачках не появятся адреса и телефоны клиник Алана Кара, которые уже есть в России.

Давайте посмотрим на популярный способ отказа от курения – постепенное уменьшение количества выкуриваемых сигарет. Если человек решил применить этот способ, он должен осознавать, что ему придётся мобилизовать всю свою волю, ибо это подразумевает железную дисциплину – каждый день нужно урезать паёк, скажем, на одну сигарету, что требует постоянной корректировки графика перекуров. Поначалу будет более или менее легко, а вот когда суточная доза уменьшится вдвое, тогда начнётся психоз. Плюс, малейшая психологическая нагрузка, связанная с житейскими делами, и всё сначала. Так не лучше ли, сразу бросить? Метод "постепенного бросания" подразумевает очень значительную психологическую нагрузку. Именно поэтому кардиологи и не рекомендуют своим пациентам бросать курить, потому что она, эта нагрузка, может оказаться непосильной для сердца и сосудов. Эту рекомендацию надо понимать так, что медленное самоубийство лучше, чем быстрая смерть.
Скажу несколько слов о своём отношении к антикурительным пластырям, жвачкам, таблеткам, леденцам. Все они содержат никотин в так называемых терапевтических количествах. А это значит, что организм курильщика по-прежнему получает свою дозу. Какая разница – курить сигареты, папиросы, сигары, трубку, жевать или нюхать табак, употреблять антиникотиновые пилюли? Никотин всё равно попадёт по назначению. И добавить к этому нечего. Курить человек перестаёт и тут же попадает в зависимость от антиникотинового пластыря, или жвачки. Просто на вас таким способом опять зарабатываются деньги, за счёт вашего здоровья. А теперь ещё и старательно разрекламированные электронные сигареты. Уверяют, что они безвредны. Как же безвредны, когда никотин там обязательно есть? А значит – это то же, что пластыри и жвачки, только гораздо дороже.
 
Преимущества некурящего, или проблемы курильщика.

Надо отметить, ради справедливости, что у курильщика есть, таки, один плюс по сравнению с некурящим. У него всегда с собой огонь, спички или зажигалка. Поэтому в экстремальной ситуации он сможет развести костёр, например, чтобы не замёрзнуть или приготовить какую-никакую пищу. После того, как я бросил курить, на эти грабли уже успел наступить. Пару раз пришлось на даче побираться по соседям в поисках спичек, чтобы зажечь газовую плиту. Но этот плюс курильщика, пожалуй, единственный, и то, сомнительный. Если даже отбросить в сторону вред здоровью и выбрасывание денег, и во всём оставшемся это «милое» занятие – один сплошной минус. Начнём с карманов и дамских сумочек, где носят причиндалы курильщики и курильщицы. Худо-бедно, нужно место, как минимум, для пачки сигарет и зажигалки или спичек. А если нужно иметь запас, то и не одной пачки. С некоторых пор в повседневную жизнь ворвался мобильный телефон, которому тоже нужно место под солнцем, т.е. в кармане или сумке. В результате – проблема, особенно летом. Вспоминаю себя, вечно парился из-за набитых битком карманов. Да и не очень эстетично выглядит оттопыренный грудной карман летней рубашки. И далее о карманах и сумках. Как бы не были сигареты хорошо упакованы, всё равно, там, где их носят, будет некоторое количество просыпавшегося табака. А это проблемы со стиркой рубашек, например. Если эти крошки тщательно не вытряхивать, после стирки будут трудновыводимые пятна. А в сумке со временем вырабатывается стойкий, тяжёлый запах табака. От курильщика этот запах исходит практически постоянно. Он стойко держится на одежде, руках, волосах и даже исходит от его рабочего стола в его отсутствие. Некурящий тоже может пахнуть не совсем хорошо, но для этого он должен, как минимум, не мыться и не чистить зубы или, например, наесться чеснока…
Другая, пожалуй, самая серьёзная, проблема связана с бесперебойным снабжением организма «дозами», т.е. с необходимостью иметь при себе достаточный запас отравы на все случаи жизни. Любой курильщик не раз оказывался в ситуации «нечего курить». Все проблемы при этом уходят на второй план, и вся энергия употребляется на поиски и добычу желанного зелья. Постоянно вспоминаю одну из своих поездок на природу в выходные, на отдых. Весь запас курева, четыре пачки «Примы» (это ещё маловато… на два дня-то!) оказался у меня в бардачке «Запорожца». Едва добрались до места и разбили лагерь, пошёл дождь, который шёл всю ночь, временами расходясь до сильного… Когда утром встало солнце и высушило землю и траву, выяснилось, что в бардачок откуда-то натекла дождевая вода… Все мои сигареты оказались «плывущими по волнам» … Время было «весёлое», постперестроечное, ехать куда-то было бессмысленно, в ближайших деревнях курили чай … А до города довольно далеко, да и там это «добро» было по талонам… В общем, из того «отдыха» я помню только бесконечную сушку в попытке спасти хоть что-нибудь… Я не помню вообще сути той поездки! Кто был со мной? Чем мы там занимались? Для чего вообще поехали? А эпопея с сигаретами впечаталась в мозг.
Элементарно, едешь домой с работы, голова работает на полную мощность: «Хватит до утра? Или не хватит? Зайти в ларёк или не зайти? Есть там то, что надо или нет?» Решил, что хватит… Пришёл домой, а дома гости. Один из гостей курящий, но, в силу «обстоятельств» сигарет у него нет… Да и просто есть такая категория – курильщик чужих… Или некурящий, но как выпил – надо покурить… Сбегать в магазин сразу – лень. Ладно, если дома нет спиртного, тогда попутно возьмёшь и курево. Но, ты – человек запасливый, или гости с собой принесли… Где-то к ночи ты понимаешь, что твои запасы сигарет иссякают с космической скоростью, поскольку вы с гостем перемежаете перекуры с возлияниями, что само по себе провоцирует увеличение частоты «пойдём покурим» (курение за столом не рассматривается в принципе, в круге моих знакомых, а, тем более друзей, это всегда было криминалом)… В итоге последняя цигарка уходит на двоих в процессе провожания… И, хорошо если есть круглосуточный киоск по пути… Но, это не всегда… Всё – трагедия! У некурящего такая ситуация не может возникнуть в принципе. … У него просто нет таких проблем, они есть у гостя. Впрочем, если гость относится к типу курящих исключительно хозяйские после рюмки, то, у него, скорей всего, проблем тоже не будет, потому что не будет прецедента.
Далее… Курильщик попадает в новую, незнакомую обстановку. Он прибыл на новое место работы или отдыха. Первым делом, он будет думать, где и как можно покурить… Всё остальное потом! Он лишь тогда обретёт душевный покой, когда утрясёт эту проблему. Если он «понимающий» и хочет оградить окружающих от вдыхания ядовитого дыма, он будет беспокоиться по поводу «можно или нельзя». По себе знаю, что это иногда бывает очень важно. Понятно, что некурящий в этой ситуации будет просто делать то, ради чего он прибыл, не загружая себя лишними хлопотами. Типичный пример – больница. Первый вопрос курильщика соседям по палате, часто, даже до знакомства: «Где можно покурить?» Это тоже из личного опыта.
Таким образом, делайте выводы! Качество жизни некурящего гораздо выше. Он живёт наслаждаясь жизнью, не заморачиваясь на проблемы, которые курильщик создал себе, когда попал в никотиновый капкан.

-------------------------------------------

Вот некоторые цитаты с  интернетовских форумов, посвящённых курению и «Лёгкому способу…» с моими комментариями

-------------------------------------------

                "По себе: резкое бросание даже по книжке не избавляет от порчи настроения и примерно недельной ломки.... просто это легче переносится."
------------------------------------------
Что значит, бросание по книжке? Там нет никакой методики, просто указано направление. Если была ломка, значит, просто, неправильно понял «книжку»… Читай ещё! Наверняка что-то упустил, и немаловажное. Что значит, легче переносится? Ничего не должно быть, кроме удовлетворения. Радуйся, гордись собой, и не будет никаких ломок.

----------------------------------------
                "Сейчас перешёл с пачки кента4 в день на пачку кента1 в два дня. Как доведу до пачки на 4 дня, тогда прекращу принимать этот дым....настрой есть....но зная как портится характер хочу родных от этого дела слегка поберечь.
Да и есть такое дело, что как не курю, то начинаю вечерком
тяпать алкоголь...что тоже не айс"

-----------------------------------------
Вот типичная методика применения силы воли. И, хорошо, если её хватит, этой самой воли. Самое сложное, преодолеть стереотипы. Вот так люди бросали. А чтобы сразу, да ещё и с радостью?! Не может быть! Читать Кара при этом отказываются категорически. Не может быть, и всё! Одна женщина сказала: «Это не всем дано» - читать тоже не захотела. Бросила волевым методом. Причём, в тяжелейших условиях, муж и сын курят и бросать не собираются. Не знаю, долго ли она так продержится. По её признанию, нервы натянуты до предела…. Но, говорят, что в курилке она не появляется. Вот, зачем так мучиться? Эта женщина всё же не курит... Сейчас всё позади. Но она призналась мне, как ей было невероятно тяжело.
-------------------------------------------
                "Шо касается ломки и хренового настроения, то это у меня длилось около месяца. Потом стал жрать много, набрал 15 кг за пол-года, давление подскочило. А знакомый бросил курить, так у него зубы повыпадали. Стресс конечно сильный. И сейчас иногда дым пустить хочется. Но нет!"
--------------------------------------------

Так, и будет стресс, когда с курением расстаются как с дорогим другом! Чему удивляться? И про вес известная ситуация. Желание курить сильно напоминает чувство голода, вот и жрут. И вес отсюда. И, ладно ещё «зубы повыпадали», люди инсульты и инфаркты получают при попытке похоронить «друга» и умирают даже. Зачем? Люди! Не страдайте! Поверните ситуацию в выгодный для себя ракурс. Помните притчу о стакане, который для пессимиста наполовину пустой, а для оптимиста наполовину полный? Ведь здесь то же самое! Я бросил курить. Как тоскливо! Или, я бросил курить! Ведь это здорово! Я свободен и счастлив! И пусть ваш стакан будет наполовину полон!

--------------------------------------------

                "Не знаю... Я вот сейчас не курю, так катастрофически не знаю, чем себя занять на остановке и по дороге до неё. Раньше - сигу в зубы, и вопроса не возникает, а сейчас - тошно. И вечером перед сном - обычно покуришь, день в башке прокрутишь, на завтра планы построишь. Как бы черту подвёл. А сейчас - постоянное ощущение некоторой незаконченности."
--------------------------------------------
А когда «сига в зубах», ты, собственно, чем занят? Вот уж, воистину, всё сознание занято… Тоже «друга» похоронил… И день «в башке прокрутить…» неужели нельзя без сигареты? Как-то хреново получается. У некурящих, выходит, этот процесс невозможен в принципе?
--------------------------------------------

                "Такая же фигня некоторое время присутствовала. Вот это, на мой взгляд, и есть главная психологическая проблема. Начав курить, заполняешь дымом все свободные минуты, а бросив, не знаешь, чем себя занять. Как-то перетерпел это дело."
---------------------------------------------

Как это, дымом можно наполнить свободные минуты? Впрочем, время действительно высвобождается при отказе от курения. Да, есть определённая растерянность вначале. Но, подумай, ведь это время освободилось у тебя для более полезных занятий. Разве это не хорошо? И это доказывает, как бессовестно табак обирал тебя многие годы, как твоя жизнь была наверчена на сигарету.

Форум «Любимое курево» на сайте «Советские электрогитары» 2009-2010 гг.

                "Пишу по просьбе моей жены. Я курил почти 19 лет, курил нормально, по пачке в день. Всегда собирался бросить, все попытки были ужасны и бесполезны. Однажды наткнулся на книгу Аллена Карра "Лёгкий способ бросить курить". Способ действительно оказался относительно легкий, пока читаешь книгу, можешь курить сколько угодно, потом бросаешь разом и больше не куришь. Я читал книгу полтора месяца, в начале у меня не было никакой уверенности, что я брошу курить, но где-то в середине я понял, что если дочитаю до конца - брошу обязательно. В книге нет никаких описаний ужасов тяжелых болезней, просто расписывыется подробно и раскладывается по полочкам, почему человек курит и почему не может бросить. Способ подтверждает все описанные выше случаи - надо бросать резко - просто перестать курить.
Я не курю почти год. Непередавемые ощущения, я так доволен, что уже не курю. Такое сможет понять только заядлый курильщик, который бросил курить."
Форум «Как бросить курить» на сайте «Омскмама» 2010 г.
Как видите, это работает! Причём, человек описывает и свои «непередаваемые ощущения», и действие книги - никакого волшебства, просто глаза открываются, и начинаешь видеть то, чего раньше не замечал. А не замечал, прежде всего, что людей дурачат, всячески пропихивая, проталкивая, внушая мысль, что бросить курить невероятно трудно, невозможно, даже. И, парадокс в том, что эта мысль укоренилась у всех чуть ли не в подсознании, в подкорке. Ещё бы, на неё работают: литература, кинематограф, СМИ, общественное мнение. Главное достоинство этой книги, что она, прежде всего, развенчивает именно эти представления.






                "Cкачала эту книгу в электронном виде ради интереса, посмотреть, что это и с чем едят, без особого упора отказаться от курения. начинала читать два раза, но оба раза становилось смертельно скучно, и бросала читать, хотя лично знаю пару человек, которые отказались от курения после прочтения этой книги. возможно, нет потребности, желания бросить, но мне просто стало непонятно, почему с самого начала автор делает упор на то, что курильщик якобы обязательно ощущает себя безвольным слабаком, рабом привычки. я лично не ощущаю ничего такого, на работе целый день не курю и не испытываю от этого дискомфорта, поэтому данные доводы мне не близки. возможно, я что-то не поняла в книге, но факт в том, что было просто неинтересно читать, а заставлять себя дочитывать без нужды не вижу смысла. попробую почитать еще раз, все-таки мне кажется, что книга не совсем удачная"
--------------------------------------------
Сайт «AllenKarr.info» отзывы о книге
--------------------------------------------


Типичный пример, когда книгу читают поверхностно. Иначе чем можно объяснить фразу «мне просто стало непонятно, почему с самого начала автор делает упор на то, что курильщик якобы обязательно ощущает себя безвольным слабаком, рабом привычки»? Как раз с самого начала Аллен пишет «Если вы ждете, что я стану рассказывать вам об ужасном риске для здоровья, которому подвергаются курильщики, или о том, что за долгие годы курения они тратят на это целое состояние, или о том, что курение — это вульгарная, отвратительная привычка, а сами вы — глупый, безвольный тюфяк, то я должен разочаровать вас. Подобная тактика ни разу не помогла бросить курить мне самому, а если бы она могла помочь вам — вы бы уже давно бросили». Вот так сразу! Это одно из первых предложений книги. Так, что читала эта курящая дама? И почему ей так скучно? Да, потому что она настолько не хочет читать, вернее настолько боится читать, что не может увязать в голове прочитанное. Что за доводы она имеет ввиду? В первых главах автор рассказывает о себе, всего-то, не приводя никаких доводов вообще. Одна моя знакомая читает по две строчки в день… Сказано же, что, пока читаешь, не бросай! Вот и всё. Она же читает! Вот, и эта гражданочка читает. Ей Богу, в мыслях не было никого обижать. Попробуйте вырезать в чистом листке бумаги отверстие, через которое видно несколько букв текста и попробуйте этот текст читать, передвигая получившийся трафарет по листу. Уверен, вам сложно будет уловить смысл текста и сразу станет чрезвычайно скучно, как этой гражданке… А, в довершении всего ещё и: «Мне кажется, что книга не совсем удачная» - во, как! Эффективность лёгкого способа, т.е. этой «неудачной» книги чрезвычайно высока. По некоторым оценкам до 90% (выше только у клиник Алена Кара – 95-96%). Больше ничего в мире нет, равного. Не существует других способов, которые хоть как-то могут сравниться с лёгким способом.
А курильщики цепляются за мельчайшие детали, лишь бы доказать, что это не для них. В самом деле, врач бросил фразу: «Да что теперь уж бросать? В таком-то возрасте? Кури уж, а то, не дай Бог, сердце не выдержит». Сам слышал нечто подобное не раз. А вот, меня назвали «безвольным слабаком»… Не буду читать дальше, меня оскорбили… Ещё одна моя знакомая слушала меня внимательно и, мне казалось, с интересом, до тех пор, пока я не сообщил, что Ален Кар умер от рака лёгких… У неё сразу как будто облегчение какое-то наступило, прямо камень с души упал. В сердцах бросив что-то вроде: «Вот и нечего других учить, коли сам …» - удалилась, дав понять, что курить она будет и дальше. Мол, не указ мне твой Карр, коли от курения помер, всё-таки… Я, правда, связи не уловил, но тем не менее... Недаром говорят, если человек хочет, он изыскивает средства, если не хочет – ищет причину.

 
Так, почему же так трудно бросить курить?

Одна из ошибок, как бы, и  не основная даже, безуспешных попыток людей покончить с курением – это то, что его пытаются заменить чем-то. Я тоже этим занимался, это я только теперь понимаю. Коль скоро я всегда страдал избыточным весом (отказ от курения на мой вес никак не повлиял, кстати), я рассуждал так: «Брошу курить и сразу растолстею сверх меры. Поэтому надо начать, хотя бы, бегать по утрам, а потом уж думать о бросании. Нужно ЗАМЕНИТЬ эту привычку другой». И невдомёк мне было тогда, что не надо ничего менять, даже думать об этом не надо. Даже, уже расставшись с сигаретой, я начал постоянно носить с собой жвачку и леденцы «Тик-так». В принципе, я это и сейчас делаю, но совсем для других целей. Леденцы «Орбит» в кармане и «Тик-так» в машине служат, прежде всего, чтобы освежить дыхание. А тогда это была, именно, ЗАМЕНА курева. Ну, надо было что-то сунуть в рот, когда выходишь из помещения на улицу, например. Ладно жвачка "Орбит", всё-таки без сахара, ещё пол беды. Я увлёкся семечками, которые сами по себе тоже как наркотик. В результате я «доел» оставшиеся зубы… Сейчас ношу вставные челюсти. Таким образом, табак меня довольно болезненно лягнул на прощание, хоть и косвенно.
Жвачка и семечки явились следствием невнимательного прочтения книги. Эмоции сработали раньше мозгов, и в моём случае это стало определяющей составляющей успеха. После первого прочтения я так и не понял, почему же всё-таки трудно бросить курить? Вот, ещё один результат невнимательности и недостаточной вдумчивости… А ведь я висел на волоске, когда «проверял» себя в октябре 2008 г. Когда затянулся несколько раз ожидая жену из магазина в машине, через три месяца после отказа от курения. Хорошо, что это вызвало у меня негативную реакцию. Если бы я опять начал курить, то при таком понимании Аллена Карра, бросить вновь было бы гораздо сложнее. Кстати, такое сплошь и рядом. Прочитав книгу бросают чуть ли не все... А потом начинают в надежде, что ещё раз прочтут. А всё, поезд ушёл. Ещё раз подчёркиваю, что мне повезло. Я бросил курить, но не читать. Я уверен, что смогу закурить и прекратить снова. Только, зачем?! Да и, можно переходить из здания в здание по натянутому канату... Только обычным образом удобней и безопасней.
         Проведите эксперимент, задайте этот вопрос (Почему трудно бросить курить?) любому, первому попавшемуся, человеку. Уверен, вразумительного ответа не услышите. Все вспоминают привычку, зависимость, удовольствие, обстоятельства, но только не истинную причину. А она, эта истинная причина, как раз, и есть то, что о невозможности расстаться с курением ОЧЕНЬ МНОГО ГОВОРЯТ. Все наслышаны о неудачных попытках и о мучениях, которые эти попытки сопровождают. Мой сосед бросил курить, когда в больнице у него откачали мокроту из лёгких (он страдал тогда пневмонией в тяжёлой форме) и показали ему. Кстати, этот трюк многих заставляет отказаться от курения. Не курил он два года после этого. И, что же? Забылось всё, он снова курильщик. Страх перед болезнями никого не останавливает. Вмешалось общепринятое мнение, что табак никого не отпускает. Это у людей в подсознании, в подкорке головного мозга.
Почему же так? А вы вспомните навскидку, практически, любой фильм. На экране обязательно курят… И кто? Известнейшие и любимейшие актёры. Курит отважный разведчик или следователь, обдумывая свои планы, курит боец перед атакой, курит герой-любовник, переживая свои чувства, и это непременно показывается крупным планом. И сразу подсознание отрабатывает: «Курение – неизменный атрибут умственной деятельности». Ведут на расстрел героя… Какое его последнее желание? Конечно, покурить. И опять подсознание фиксирует курение как большую ценность. Детский мультик, крокодил Гена держит во рту трубку. Он не курит, он ей мыльные пузыри пускает, но всё равно, это трубка. И опять подкорка работает, что ничего страшного в курении нет. Этот процесс запущен очень давно и не нуждается в какой-то специальной подпитке. Общественное сознание позиционирует курение как неотъемлемую часть нашего бытия, хоть и осуждает его. Актёры, сценаристы, режиссёры, мультипликаторы делают своё дело, не задумываясь о последствиях. Точнее, они об этом вообще не думают, потому что сами находятся в плену этого проклятия человечества. Некоторые просто не замечают, некоторые занимают воинственную позицию. Александр Анатольевич Ширвиндт, например, публично заявляющий: «Мне это нравится, я курил, и буду курить». Михаил Сергеевич Боярский: «Я курил, и буду курить, где можно и нельзя». Когда это говорит какой-нибудь Вася из третьего подъезда, житель уездного городка Мухосранска – это одно. А из уст известных и любимых миллионами людей – совсем другое.
Я раньше возмущался, читая про курение в кино. Мол, вот ещё, придумали ерунду – сваливать вину на актёров и писателей. Когда-то недоумевал по поводу упоминания мультяшных персонажей В.Г. Ждановым в своих лекциях о вреде курения и алкоголя. А теперь понимаю, что это действительно ощутимый вклад в непроизвольную, непрерывную пропаганду курения и распространение уверенности в невозможности бросить курить без колоссального напряжения силы воли…
           Я знаю теперь, что, вопреки расхожему мнению, БРОСИТЬ КУРИТЬ ОЧЕНЬ ЛЕГКО. Но, это я ТЕПЕРЬ знаю. И как это донести до всех? Вот вопрос вопросов!!!!
               
                5 ноября 2011 г



                Этот текст разрабатывался в период 2009-2011 гг.
                Часть его опубликована на сайте "Омскмама" в 2010 гг.