Фрактальная монотипия и стохатипия

Влад Лившиц
Фрактальная монтипия Ирины Веритиной

      
Узнаю, узнаю этот почерк...
Каллиграфию трав, росчерк веток..
Эти вечные
Ритмы и Рифмы...
Там , в бутонах наполненных цветом
И в весенней  " тяжести" почек,
Скрыты тайны
Меры и Роста.
Чтобы вновь прочитать могли мы
Письмена...
Письмена Природы
     Антонина Бикарюк
      (стихотворение "Фрактальная монотипия" Стихи.ру)

"Концепции фрактальности обязаны своим возникновением
такие новые формы живописи и медийного искусства как
фрактальный экспрессионизм или fractalage («фракталаж»,
аналоговая фрактальная живопись) Дерека Нильсена
(Derek K. Nielsen), фрактальные монотипии Леа Лившиц,
фрактальная абстракция Виктора Рибаса, фрактальный
реализм Вячеслава Усеинова и Алексея Сундукова,
фрактальный супрематизм (В. Рибас, С. Головач, А.
Работнов, А. Петтай и др.)" [37a]

"Ученых, занимающихся  фракталами,   иногда
 называют хаологами"

"Как  золотоискателями «золотая лихорадка»,
так мною овладела стохатипия. Я начала
видеть одинаковую игру красок, светлых
и темных  контрастов в отражении в воде,
в вечерней мгле. Чем больше я пробовала,
тем сильнее входила в азарт.
                Леа Ливщиц



               

ФРАКТАЛЬНАЯ МОНОТИПИЯ (англ. fractal monotyping)
 Не так часто соединяются в единое целое строгая математика с изобразительным искусством. Недавним примером может служить проникновение фрактальной теории в графику - монотипию. В результате появилось два новых  термина: стохатипия  и фрактальная монотипия (2000).
В семнадцатом столетии итальянский художник Джованни Кастильоне разработал технку монотипии. Термин стохатипия появился в 1979 г. (автор художник Леа Лившиц)[44]. Три столетия потребовалось, чтобы понять теорию монотипии ФРАКТАЛЬНАЯ МОНОТИПИЯ (англ. fractal monotyping) — вид фрактальных рисунков, которые получены методом монотипии.
Впервые применил технику монотипии в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне. Монотипию изготавливают так: на твердую поверхность наносят краски, сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником.
В своей основополагающей работе по фрактальной геометрии Бенуа Мандельброт воспроизводит фрагмент картины Леонардо да Винчи, на которой художник изобразил фрактальные структуры. Морис Эшер также создавал фрактальные произведения. Он одним из первых стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы.
На некоторых монотипиях видны характерные для фракталов структуры, например, дендритные образования, которые при отрыве бумаги от поверхности структуры возникают не мгновенно, а через некоторое время (около 1 минуты). Это свидетельствует о протекании процесса самоорганизации в пленке жидкости между поверхностью и бумагой, вследствие ее разрыва. Фрактальные монотипии относятся к классу стохастических фракталов, которые получены естественным способом.При использовании же фрактальных программ получают математические цифровые фракталы. Фрактальное монотипирование дает частично фрактальные узоры(стохастические фракталы). Это не цифровые фракталы, а аналоговые. Стохастические фракталы можно также получать и на ПК.

Широкое распространение получила фрактальная монотипия — направление в изобразительном искусстве, состоящее из получения изображения случайного фрактала (для создания подобных изображений существуют также специальные компьютерные программы).
В 1981 г. в г.Кохтла-Ярве (Эстония) состоялась первая выставка фрактальных монотипий художницы Леа-Тути Лившиц (1930—1999). Этот вид монотипии художница называла стохатипией. Особенно ценится «Золотая серия стохатипий», состоящая из 42 её рисунков.  Термин фрактальная монотипия ввели в 2000г. математик В. В. Скворцов и химик В. М. Лившиц. За минувшие 30 лет эти термины стали широко использовать как в искусстве, так и в работах по фракталам. Термин "фрактальная монотипия" упоминается на Google 450 раз, а "стохатипия" - 280 раз!
 Таким образом, фрактальную монотипию можно отнести к фрактальному искусству, причем получаемому не на компьютерах (дигитальная компьютерная графика), а физико-химическим аналоговым способом. Возможно, фрактальная пленочная химия найдет применение не только в искусстве.
Фрактальная монотипия используется также в лечебных целях, поскольку при ее изготовлении человек через подсознание воздействует на фракталы.

СТОХАТИПИЯ (англ. stochastic monotyping) — вид монотипии, который состоит из стохастических фракталов, полученных естественным способом. Стохатипию называют также фрактальной монотипией. Стохатипия относится к фрактальному искусству (англ. Fractal art), а также это один из видов эволюционного искусства (англ. Evolutionary art). [41] Наиболее ценными считаются фигуральные стохатипии, так как вероятность возникновения образа человека при изготовлении стохатипии значительно меньше, чем пейзажа. Стохатипии, как фрактальные рисунки, бывают двух типов: оригинальные монотипии и адаптированные (дорисованные) художником к его замыслу. Стохастические рисунки (Cтохатизм) являются видом модернизма в изобразительном искусстве.
«Большинство авторов допускают последующую обработку фракталов в графических редакторах, а также использование фракталов в качестве текстуры» И. П. Николаев
Термин стохатипия ввела в 1980 году художница Леа-Тути Лившиц. В 1981 г. в г. Кохтла-Ярве (Эстония) состоялась первая выставка стохатипий этой художницы. В память о художнице, создательнице стохатипии, в г. Кохтла-Ярве (Эстония) установлена в 2005 г. мемориальная доска.
Интересно отметить, что стохатипии могут быть также получены также методом ДЕКАЛЬКОМАНИИ (фрактальная декалькомания [43]) - (изготовление печатных оттисков (переводных изображений) для последующего сухого переноса на какую-либо поверхность при помощи высокой температуры или давления). [40][42]

Стохатипия является одной из форм научного искусства (science-art), которое сейчас бурно развивается. [45] [46][47]

 Примеры стохатипий

* Стохатипия — Дама в жёлтом (http://proza.ru/2010/09/24/1075)
* Стохатипия — Хмурое утро (http://proza.ru/2010/09/24/1110)
* Жёлтая стохатипия (http://proza.ru/2010/09/24/1154)
* Фрактальный пейзаж — Зима  (http://proza.ru/2010/09/24/1176)
* Пейзаж 4 (http://proza.ru/2008/06/04/214)
* Стохатипия Оскара Домингеса (http://proza.ru/2010/09/25/326)
* Стохатипия В. В. Скворцова «Сад Эдема» (http://vskvortsov.kstu.ru/edem.gif)
* Фрактальная монотипия Г. Бельской «Половодье» (http://www.monotypy.ru/images/1239962487.jpg)
* Фрактальная монотипия
(http://poison-art.ru/grafica/fraktalnaya-monotipiya/)
* Фрактальная монотипия - Ирина Веритина
(http://veretina.com/art/ludmilaghost.shtml)
* Фрактальное искусство Водопад
  (http://www.proza.ru/2013/10/23/846)


   


Литература

1. Лившиц В. М. Фракталы и монотипия//Химия и жизнь. № 9. 2004. С. 40-41
2. Лившиц В. М. Новация в области изобразительного искусства и её научное объяснение (http://www.psychology-online.net/link.php?id=289)
3. Скворцов В. В. Инновация учебных вузовских изданий. Информатика, математика, принятие решений. — Казань: ЗАО «Новое знание», 2006.- 384 с.
4. Fractal Horizons (The Future Use of Fractals). Ed. by Clifford A. Pickover. N-Y. 1996.
5. Benoit Mandelbrot, The Fractal Geometry of Nature. N-Y&Oxford UK. 1982.
6. Является ли фрактальное искусство искусством или как относится  стохатипия, монотипия к фракталу? (эст.)("Kas kunst saab olla fraktaalne ehk kuidas on seotud stohhat;;pia, monot;;pia ja fraktalid?")
7.  В РЦНК в Хельсинки открылся VI Международный фестиваль монотипии 2011
(http://fin.rs-gov.ru/node/1832/)
8. Золотая серия стохатипий Леа Лившиц
9.  Монотипия как лекарство (http://www.proza.ru/2011/05/22/496
10. Триста лет компьютерной графике? Невероятно, но факт
11. Скворцов В. В. Инновация учебных вузовских изданий. Информатика, математика, принятие решений. - Казань: ЗАО "Новое знание", 2006.- 384 с.
12. Fractal Horizons (The Future Use of Fractals). Ed. by Clifford A. Pickover. N-Y. 1996.
13. Benoit Mandelbrot, The Fractal Geometry of Nature. N-Y&Oxford UK. 1982.
14. Монотипия http://revolution.allbest.ru/culture/00026050_0.html
15. Фракталы 16. В. Скворцов. Образцы художественного творчества http://vskvortsov.kstu.ru/art.htm
17 Фрактальная монотипия Л. Лившиц «Зимний пейзаж» http://proza.ru/2008/06/04/214
18. Фрактальная монотипия Г. Бельской «Половодье» http://www.monotypy.ru/images/1239962487.jpg
19. Фрактальная монотипия Е. Шемяк «Зима» http://www.monotypy.ru/images/1232557096.jpg
20. Benoit B. Mandelbrot http://en.wikipedia.org/wiki/Benoit_Mandelbrot
21. Fractal art  http://en.wikipedia.org/wiki/Fractal_art
22. The Fractal Art Manifesto (by Kerry Mitchell)  https://www.fractalus.com/info/manifesto.htm
23. What is Evolutionary Art? http://snaffle.users.netlink.co.uk/form/evolutio.html
24. Картинки по запросу Evolutionary Art
25.Картинки фрактальных монотипий 
26. Монотипия (Словарь "Искусство")
27. ФИЗИКИ ПЛАЧУТ... ПСИХОЛОГИ ТОЖЕ...
(http://sivaja-cobyla.livejournal.com/167598.html)
В момент высыхания краски, электромагнитные волны воздействуют на кристаллообразование фракталов, оставляя на них свои следы. Происходит запись информации, как в гомеопатии, по типу голограммы. После высыхания краски получается неповторимая фрактальная картина, нередко реально отражающая мысли или образы подсознания исполнителя. При попадании на картину из окружающей среды электромагнитных волн (свет, тепло, излучения бытовых электроприборов, т.п.) они отражаются и записанная информация способна оказывать непрерывное воздействие на подсознание пациента, вызывая
требуемый эффект в организме."

28. ФРАКТАЛЬНАЯ МОНОТИПИЯ (ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 7)
http://vs189232.vserver.de/index.php/term/,

29. Обзор по технике монотипии
 (http://blog.ideastime.ru/2012/09/blog-post_3.html)

30.Фрактальная Живопись http://www.astromargo.ru/node/1940

31. Стохатипия http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/117768
Монотипия, Декалькомания, Фроттаже, Стохатипия. http://belskaya-o.livejournal.com/45973.html

32.Фрактальная монотипия http://cyclowiki.org/wiki/

33. Фрактальная монотипия http://veretina.com/articles/book.shtml

34. Стохастические фракталы http://sitekid.ru/matematika/stohasticheskie_fraktali.html
На так давно в изобразительном искусстве сформировалось новое направление — фрактальная монотипия или стохатипия, целью которых является получение изображения случайного фрактала.
35. Техника акварельной живописи Художница Леа Лившиц сквозь призму времени
Акварели Леа Лившиц завораживают своей легкостью. Леа Лившиц родилась 22 сентября 1930 года, ушла из жизни десять лет назад. Художественное образование получила на престижных в свое время заочных курсах изобразительных искусств при Тартуском художественном музее. Наибольшую известность художнице принесли ее произведения в сложной технике мокрой акварели, а также художественная графика (монотипия).
Как устроены фракталы
36. Международного Фестиваля монотипии 2011  http://fin.rs.gov.ru/node/1832
Русский музей представил коллекцию произведений в технике монотипии
 
37. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФРАКТАЛЬНОГО ИСКУССТВА
конец  XX  века  —  время  появления  фрактального  искусства  как  самоцели.  В  этой  ситуации  поразительна  относительная  пассивность  философов  и  искусствоведов  в  рассмотрении  этого  вопроса:  на  данный  момент  почти  невозможно  найти  хотя  бы  относительно  законченное  определение  фрактального  искусства.
Третий  тезис  говорит  нам  о  машинном  происхождении  фрактальной  живописи.  Возразить  довольно  сложно:  это  почти  неопровержимый  факт.  Однако  есть  весьма  веский  пример,  частично  опровергающий  это  утверждение:  это  творчество  Леа  Лившиц,  анализ  которого  опубликовал  В.М.  Лившиц.  Техника,  применяемая  художницей,  именуется  стохатипией,  сходной  с  монотипией  XVIII  века.  И  то,  и  то  создается  вручную.

37a. Николаева Е.В. ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАКТАЛОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Электронный рецензируемый научный журнал. Выпуск №2, 2012 
Постепенно понятие «фрактальное искусство» вышло далеко за рамки математического, алгоритмического, цифрового искусства. Концепции фрактальности обязаны своим возникновением такие новые формы живописи и медийного искусства как фрактальный экспрессионизм или fractalage («фракталаж», аналоговая фрактальная живопись) Дерека Нильсена (Derek K. Nielsen), фрактальные монотипии Леа Лившиц, фрактальная абстракция Виктора Рибаса, фрактальный реализм Вячеслава Усеинова и Алексея Сундукова, фрактальный супрематизм (В. Рибас, С. Головач, А. Работнов, А. Петтай и др.)

37b. В. Е. Николаева. Нецифровая фрактальная живопись: историко-культурологический экскур./ Вестник Самарского госуниверситета. 2013. 8/1 (109) с. 223-228
(http://vestnik.ssu.samara.ru/tgt/2013_8_1_109_39.PDF)
Появляются такие направления нецифровой фрактальной живописи, как фрактальная монотипия (Леа-Тути Лившиц)… Таким образом, нецифровая фрактальная живопись не только – вместе с цифровым искусством – манифестирует новый способ  концептуализации действительности, трансформируя «традиционный» художественный нарратив во фрактальные смысловые ряды упорядоченного хаоса, но и иллюстрирует специфического для современной культуры парадигмы цифрового метоязыка.



38. Фрактальная монотипия (cyclowiki.org) http://cyclowiki.org/wiki/

39. Монотипия как лекарство (http://www.proza.ru/2011/05/22/496)

40. Decalcomania
41. Картинки по запросу Стохатипия
(https://www.google.ru/#newwindow=
1&q=)

42. Стохатипия Оскара Домингеса
 (http://proza.ru/2010/09/25/326)

43. Фрактальная декалькомания
(http://proza.ru/2013/09/13/382)

44. История открытия стохатипии
 (http://proza.ru/2013/10/21/1389)

45. Научное искусство или искусственная наука
(http://www.svoboda.org/content/article/1896558.html)
Владимир Губайловский:
Первый, пожалуй, проект, который я бы назвал принадлежащим к "science-art", это фрактальная геометрия, придуманная в свое время Бенуа Мандельбротом. Его книга "Фрактальная геометрия природы" вышла во второй половине 80-х годов. И появилась она довольно неожиданно. То есть Бенуа, будучи математиком и лингвистом, исследовал некое множество, которое он увидел только тогда, когда начал его выводить на бумагу и показывать на дисплее.
И это объекты с так называемой дробной размерностью. То есть это не одномерные и не двумерные объекты. Когда их раскрасили, оказалось, что это необыкновенно красиво. И я бы сказал, если уж мы говорим о "science-art", то здесь искусство, то есть визуализация некоторого объекта, она привела к открытию целого научного направления. И оказалось, что науки там не так много, но она там есть.
Дмитрий Булатов: По поводу фракталов я бы хотел заметить следующее. Все-таки "science-art" - это ответвление современного искусства, представители которого используют высокие технологии, концептуальные основания и научно-исследовательские методики при производстве своих произведений. И в этом отношении, безусловно, фракталы очень красивы. Но здесь возникает вопрос по поводу красоты в современном искусстве. К современному искусству красота фракталов не имеет никакого отношения. Поскольку вопросы визуализации, поднимаемые современным искусством, - это обманка.
"science-art" использует в качестве средства для своего выражения новейшие научно-технологические методики, как робототехника, био- и генная инженерия, инженерия тканей, стволовых клеток и так далее. И в этом отношении от науки "science-art" также отличается, поскольку "science-art" не столько поддерживает технологические версии современности, сколько очерчивает границы их применимости. И таким образом, он не обслуживает науку впрямую, он дает дополнительный диапазон версий реальности, возможного будущего. И здесь "science-art" не принадлежит полностью ни искусству, ни науке.

46. Да здравствуют революции СПБ Ведомости Выпуск  № 095  от  27.05.2014
 медиаискусство и сайенс-арт, научное искусство.science-art. сочетание свойств живого организма и технически воспроизводимого изделия».
Отличие чисто научного эксперимента от технобиологического искусства. Эволюционный потенциал, заложенный в этих «революциях» (информтике, биологии и др.) оторвет человека от присущих ему физических свойств и даст ему свойства «нечеловеческие».
Синтетическая биология создает принципиально новые, не существовавшие в природе биосистемы. Бельгийский художник Туур ван Бален с помощью синтетической биологии поставил голубей на службу коммунальщикам. Голуби, отведав получившееся яство (похоже на йогурт), начинают испражняться моющими средствами. Коммунальщикам остается только полить из брандспойта обкаканную мылом статую.
А британские художники оценили технологию, которая позволяет перерабатывать разлагающуюся органику в электрический ток. И сотворили на ее основе саркофаги, которые будут способны генерировать электроэнергию из погребенных в них тел.
Спектакль NEUROINTEGRUM удивителен уже тем, что публика 30 — 40 минут сосредоточенно наблюдает за девушкой, сидящей на сцене почти без движения. За девушкой — большой экран, на котором появляются то ломаные линии, то геометрические фигуры, то разноцветные щупальца — вроде бы не самая захватывающая компьютерная графика. Штука в том, что это не компьютерная графика. Это управление с помощью мысли.
На актрисе (точнее, перформере) — энцефалограф, который считывает команды, которые она подает, компьютерная программа их кодирует в зрительные образы — их мы и видим на экране.
Медиастудия не имеет аналогов в России, создана для того, чтобы «объединить ученых, музыкантов, режиссеров, звуковых и видеохудожников, проявляющих интерес к экспериментальному в театре и смежных медиа и использующих в своей деятельности новейшие электронные и цифровые технологии.

47. Научное искусство
 (http://www.science-art.ru/)
Актуальные художественно-исследовательские проекты научного искусства обнаруживают себя на «пересечении» искусства и биологии, химии, физики, нанонаук, робототехники и других областей научного знания. Область пересечения актуального искусства и экологии формирует ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (ECOLOGICAL ART), представляющее собой общемировое научно-художественное течение, философия которого основана на идее формирования экологического сознании, гармонического сосуществования человека и природных экосистем.

48. Фрактальная монотипия - Ирина Веретина
(http://veretina.com/articles/feim.shtml)
Энергоинформационная фрактальная монотипия (далее – ФЭИМ)

49. Простота и разнообразие
(http://proza.ru/2006/09/01-106)

50. Техника акварельной живописи

51. ВЫСТАВКА ИРИНЫ РОМАНОВСКОЙ ВО ФРАНЦИИ
Ирина Романовская живописец, график и перформансист. Участница многочисленных петербургских и международных выставок, работы Ирины экспонировались на многих площадках Петербурга, Москвы, а так же за рубежом, на Международном фестивале монотипии в трех столицах и неоднократно в фонде Михаила Шемякина.

52. НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Монотипия
(http://www.f-mx.ru/kultura_i_iskusstvo/monotipiya.html)

53.В Русском музее открывается уникальная выставка  художников-монотипистов
( http://www.spbin.ru/news/27446.htm)

24-Авг-2011
 
Сегодня Русский музей впервые представит зрителям практически в полном объеме свою редкую коллекцию произведений художников, работающих в технике монотипии.
В экспозиции будут показаны более 80 произведений таких известных художников-монотипистов как Елизавета Кругликова, Александр Шевченко, Ростислав Барто, Адриан Каплун, Константин Рудаков, Давид Боровский, Валентин Левитин, Евгений Михнов-Войтенко.
Некоторые работы этих художников известны широкой публика, а часть их до нынешнего дня не выставлялась. Выставка откроется сегодня, 24 августа в 16:00.
Техника монотипии представляет собой симбиоз печатной графики и живописи. Изначально она была изобретена итальянским художником и гравером Джованни Кастильоне в 17 веке, и представляла собой нанесение красок от руки на идеально гладкую поверхность (например, керамическая плитка) печатной формы с последующей печатью. Получавшийся в итоге оттиск являлся уникальным и неповторим. Затем на монотипию от руки можно дорисовывать различные детали.
В 2001 году была открыта фрактальная природа монотипии. Монотипию также используют в педагогике для развития воображения у детей.

54. Николаева Е. В. ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАКТАЛОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

55. Кивисельг Ирина. Наследие художника  для воспитания нового поколения. Газета "Северное побережье" 22 ноября 2015. с. 5

    В галерее "Руут" Кохтла-Ярвеской школы искусств открылась большая выставка стохатипий Леа-Тути Лившиц, которые предоставил хранитель наследия известной ида-вируской художницы Владлен Лившиц. В этом году художницы исполнилось бы 85 лет, так что выставку можно назвать не только мемориальной, но и юбилейной. Эта экспозиция стохатипий - самая большая, в таком объеме коллекция ранее не экспонировалась. Многие годы она возглавляла Кохтла-Ярвеский клуб художников-любителей. Художественное образование Леа получила заочно при художественном музее в Тарту.  Если при жизни художницы было проведено 20 персональных выставок, то мемориальных в два раза больше.   






 


Приложение

Фракталы и монотипия

Факт эстетической привлекательности фракталов известен относительно давно, впервые это продемонстрировал основатель фрактальной геометрии Мандельброт. Свои фрактальные рисунки он получил на компьютере. По-видимому, между критериями красоты и фракталами есть более глубокая связь, чем казалось вначале. Знаменитое золотое сечение, как и фракталы базируется на самоподобии.
 В своей основополагающей работе по фрактальной геометрии Мандельброт воспроизводит фрагмент картины Леонардо да Винчи, на которой художник изобразил фрактальные структуры. Можно ли привести еще примеры изобразительного искусства, содержащие фракталы? Да, можно.  В XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне применил новую для тех времен технику графики, которую назвали монотипией. Монотипию изготавливают так: на стекло наносят краски, сверху помещают лист бумаги и прижимают его к стеклу. На бумаге образуется оттиск, зачатую с необычными узорами и необычной расцветкой.  Оригинальность рисунка в том, что он получается случайно и не может быть повторен художником. Эту технику использовали Рембрант, Блейк (нам он известен как поэт), Дега, Гоген, Писсарро, Пикассо, Матисс, используется она и сейчас.
 Если присмотреться к узорам на монотипии, то на них можно обнаружить характерные для фракталов структуры, например дендритные образования. Это хорошо видно на приводимом образце. При чем при отрыве бумаги от стекла структуры возникают не мгновенно, а через некоторое время (около 1 минуты). Следовательно, мы имеем дело с процессом самоорганизации в пленке жидкости между стеклом и бумагой вследствие ее разрыва.
 Монотипию можно отнести к фрактальной живописи, получаемой не на компьютерах, а физико-химическим способом. Возможно, фрактальная пленочная химия найдет более широкое применение не только в искусстве.
 
 Инженер-химик  В. М. Лившиц Эстония
 (Ж. Химия и Жизнь. 2004 № 9, с. 40-41.)

Примечание:

12 февраля 2012 Dmitry Rozhkov  из ру.Википедии удалил статью "Фрактальная монотипия" и "Стохатипия" (на Академике есть). Реально этот факт уже мало что значит. Статьи о фрактальной монотипии содержатся во справочниках по искусству, а многочисленные выставки (в т.ч. международные)  фрактальных монотипий и мастер-классы проводятся постоянно. Ниже дается из ВИКИ статья "Фрактальная монотипия". Поскольку фрактальная монотипия является аналоговой частью фрактального искусства, то значимость такой статьи очень высокая.


Фрактальная монотипия     (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

 Фрактальная монотипия (англ. fractal monotyping) — вид фрактальных рисунков, которые получены методом монотипии.
Рандомизированный фрактал на основе множества Жюлиа
Впервые применил технику монотипии в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне. Монотипию изготавливают так: на твердую поверхность наносят краски, сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником.

В своей основополагающей работе по фрактальной геометрии Бенуа Мандельброт воспроизводит фрагмент картины Леонардо да Винчи, на которой художник изобразил фрактальные структуры. Морис Эшер также создавал фрактальные произведения. Он одним из первых стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы. Можно ли привести еще примеры изобразительного искусства, содержащие фракталы? Да, можно.

На некоторых монотипиях видны характерные для фракталов структуры, например, дендритные образования, которые при отрыве бумаги от поверхности структуры возникают не мгновенно, а через некоторое время (около 1 минуты). Это свидетельствует о протекании процесса самоорганизации в пленке жидкости между поверхностью и бумагой, вследствие ее разрыва. Фрактальные монотипии относятся к классу стохастических фракталов.

Фрактальная природа монотипии была обнаружена в 2000 г. химиком В. М. Лившицем и математиком В. В. Скворцовым, независимо друг от друга. Ими же был предложен и термин «фрактальная монотипия». В 1981 г. в г.Кохтла-Ярве (Эстония) состоялась первая выставка фрактальных монотипий художницы Леа-Тути Лившиц (1930-1999). Этот вид монотипии художница называла стохатипией.

Таким образом, фрактальную монотипию можно отнести к фрактальному искусству
Фрактальное дерево
[1], причем получаемому не на компьютерах (компьютерная графика), а физико-химическим способом. Возможно, фрактальная пленочная химия найдет применение не только в искусстве.




Литература
* Лившиц В.М. Фракталы и монотипия//Химия и жизнь. № 9. 2004. С. 40-41
* Золотая серия стохатипий Леа Лившиц
* Лившиц В. М. Новация в области изобразительного искусства и её научное объяснение
* Триста лет компьютерной графике? Невероятно, но факт
* Скворцов В. В. Инновация учебных вузовских изданий. Информатика, математика, принятие решений. - Казань: ЗАО "Новое знание", 2006.- 384 с.
* Fractal Horizons (The Future Use of Fractals). Ed. by Clifford A. Pickover. N-Y. 1996.
* Benoit Mandelbrot, The Fractal Geometry of Nature. N-Y&Oxford UK. 1982.



Ссылки
* Монотипия
* Фракталы
* В. Скворцов. Образцы художественного творчества
* Фрактальная монотипия Л. Лившиц «Зимний пейзаж»
* Фрактальная монотипия Г. Бельской «Половодье»
* Фрактальная монотипия М. Бусаревой «Музы поэта»
* Фрактальная монотипия Е. Шемяк «Зима»
* Benoit B. Mandelbrot
* Fractal art
* The Fractal Art Manifesto (by Kerry Mitchell)
* What is Evolutionary Art?
* Картинки по запросу Evolutionary Art