Магия художника книги - Советские страницы

Владимир Плотников-Самарский
Магия художника книги



Продолжение
Начало см.: "Магия художника книги: Западный класс"
 http://www.proza.ru/2011/10/20/588

"Магия художника книги: Русская школа"
http://www.proza.ru/2012/02/07/721

В связи с тем, что 2 глава "Магия художника книги: Русская школа" стремительно распухла, я ее располовинил на две отдельных главы: "Русская школа" и эту - "Советские страницы":



СТАРАТЕЛИ  СТРАНЫ  СОВЕТОВ

Начнем, пожалуй, с «развесёлого трио»…

Кукрыниксы
За лихим псевдонимом на протяжении 2\3 ХХ века «прятался» исключительно талантливый «спецназ» художественной сатиры в количестве трех неистовых «рубак кисти и пера». Звали их Михаил Васильевич Куприянов (1903-1991), Порфирий Никитич Крылов (1902-1990) и Николай Александрович Соколов (1903-2000): Ку-Кры-Ник-Сы. Содружество оформилось в 1924 году и оказалось на удивление прочным и счастливым. Все трое стали действительными членами Академии художеств  СССР, народными художниками СССР, Героями Социалистического Труда (то есть в качестве «единого автора» - единственным среди творческих деятелей «трижды героем Соцтруда»), лауреатами 3 Сталинских премий и, в довесок, натуральными долгожителями. Случай беспрецедентный для представителей «легкого жанра» - как бы рисовальщиков и карикатуристов. Что тоже не есть правда: Кукрыниксы были замечательными мастерами живописи («Последний выход Керенского», «Бегство фабриканта», «Зоя», «Бегство фашистов из Новгорода», «Конец. Последние часы в ставке Гитлера…»). Тот же Крылов по юности бывал на пленэре в Хвалынске, куда стягивалась элита русской и советской живописи во главе с гениальным Кузьмой Петровичем Петровым-Водкиным (1878-1939), который в конце жизни «расплатился по долгам» и с книжной графикой, щедро разукрасив свою авто-беллетристическую трилогию «Хлыновск», «Пространство Эвклида» и «Самаркандия»… Снискав славу непревзойденных сатириков, карикатуристов и плакатистов (чего стоят лучшие за всю Великую Отечественную войну агитки, в ответ на которые Гитлер объявил их смертниками), уже в начале своей совместной карьеры Кукрыниксы показали себя тонкими и колоритными «книжниками» (тушь, гуашь, акварель). Вот лишь часть их иллюстративного наследия: «Господа Головлёвы» и лучшие произведения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Благодарный резонанс вызвали рисунки «чёрной акварелью» к прозе Антона Павловича Чехова («Человек в футляре» и др.) - Сталинская премия СССР 1947 года, книгам Алексея Максимовича Горького (Пешкова) «Жизнь Клима Самгина» и «Фома Гордеев» - Сталинская премия-1950, а также роману «Мать» - Сталинская премия-1951, сатирической дилогии «12 стульев» и «Золотой телёнок» Ильи Арнольдовича Ильфа (Файнзильберга) и Евгения Петровича Петрова (Катаева), роману «Дон Кихот» Сервантеса и др.

http://karikaturist.ru/drawers/kukryniksy/
http://www.plakaty.ru/authors?id=400

Андрей Дмитриевич Гончаров (1903-1979).
Народный художник РСФСР (1979), член-корреспондент АХ СССР. Государственная премия СССР. Один из ближайших учеников Владимира Фаворского, видный наставник последующих поколений советских графиков. Специализировался, главным образом, по ксилографии. Стремился к концентрированной напряженности и повышенной эмоциональности. Предпочитал классику: Эсхил, Софокл и Еврипид («Греческая трагедия» 1956), Томас Смоллетт («Приключения Перигрина Пикля»), Вильям Шекспир, Федор Михайлович Достоевский… Сделал имя в монументальной, театрально-декорационной, станковой живописи...




Геннадий Николаевич Веселов (1905-1969)
Любопытнейший мастер, побывавший "на изломах", о чем свидетельствуют членские книжки: организатор и руководитель ЛАПХ (Ленинградская ассоциация пролетарских художников), АХР (Ассоциация Художников Революции) и Ленинградского отделения Союза Художников СССР с момента основания (1932). Помимо увлечения военной маринистикой, был неравнодушен и к творениям гениев Русской поэзии, прежде всего Александра Сергеевича Пушкина. Оригинально оформил юношескую драму Михаила Юрьевича Лермонтова «Странный человек». С трогательной нежностью, проистекающей из народнических мотивов передвижников, проиллюстрировал белый двухтомник избранных произведений Федора Михайловича Решетникова («Глумовы», «Подлиповцы» и др.).



Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965).
Член-корреспондент АХ СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Вдумчивый и старательный автор. Среди значимых работ: конгениальные иллюстрации к «Приключениям Незнайки и его друзей» Николая Николаевича Носова, «Басням» Ивана Андреевича Крылова. Буквально магнетизирует правдивостью и степенью приближения к первоисточнику лапинский парад гоголевских типажей: «Мёртвые души». Давно признана хрестоматийной его трактовка поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

http://allday.ru/index.php?newsid=411230

Я вряд ли сильно привру, допустив, что для нескольких поколений советских школьников существовал один-единственный Тарас Бульба, а нарисовал его ни кто иной, как…

Евгений Адольфович Кибрик (1906-1978).
Народный художник СССР, профессор и действительный член АХ СССР. Лауреат Сталинской премии. Серебряная медаль Международной выставки 1937 года в Париже за рисунки к «Кола Брюньону» Ромена Роллана. Бронзовая медаль Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе за иллюстрации к роману Николая Александровича Островского «Как закалялась сталь».  Золотая медаль Академии художеств СССР и серебряная медаль Международной выставки искусства книги социалистических стран в Лейпциге за иллюстрации к пушкинской драме «Борис Годунов». Помимо поразительного истолкования гоголевской казачьей повести, Кибрик роскошно расписал страницы «Легенды об Уленшпигеле» Шарля де Костера, «Поручика Киже» Юрия Николаевича Тынянова, сборника русских былин... 

http://graphic.org.ru/kibrik.html

Иван Максимович Семёнов (1906-1982).
Народный художник СССР. Без натяжек, наш символ сатирика в книжной графике. Предпочитал технику рисунка тушью в сочетании с акварелью. Как недюжинный карикатурист, отличился еще в  журнале «Крокодил», с 1957-го редактировал  журнал «Весёлые картинки». Его творчество – золотой фонд советской юмористической иллюстрации. Именно Семёнов снискал славу лучшего оформителя собраний сочинений «королей смеха»: желтый двухтомник англо-венгра Джерома Клапки Джерома (1957) с полным ассортиментом хрестоматийных черт, свойств, параллелей а-ля «Трое в лодке, не считая собаки»; желтый 3-томник самого веселого американца О’Генри (1970-х); оранжевый 8-томник титана сатиры Марка Твена (1980); желтый 3-томник верховного украинского юмориста Остапа Вишни – псевдоним Павла Михайловича Губенко (1960-х); желтый 5-томник и серый 4-томник великана чешской сатиры Ярослава Гашека; детские книжки Юрия Михайловича Дружкова (Постникова): «Приключения Карандаша и Самоделкина», Эдуарда Николаевича Успенского...

http://old-crocodile.livejournal.com/638.html



В 9 классе открыл для себя крупнейшего графика-реалиста, чьи «рисованные аллюзии» романа «Война и мир» поныне считаю более аутентичными, чем киношные. Его имя…

Дементий Алексеевич Шмаринов (1907-1999).
Еще один знатный график, принятый в Академию художеств СССР, он же народный художник СССР, лауреат Сталинской и, просто уникальный факт, Ленинской премий. Помимо хрестоматийных рисунков (уголь и акварель) к романам Льва Николаевича Толстого, Шмаринов оставил не менее совершенные иллюстрации к вершинным произведениям отечественной прозы: «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского, «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Повести Белкина» Александра Сергеевича Пушкина, «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова  и «Петр I» Алексея Николаевича Толстого. Добавим сюда: стихи Николая Алексеевича Некрасова, «Жизнь Матвея Кожемякина» и «Дело Артамоновых» Максима Горького, «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя (1979)…
Искусствовед М. Чегодаева: «Расширился диапазон художественных средств. В иллюстрациях к У. Шекспиру и к «Тарасу Бульбе» Н. Гоголя появился цвет - сдержанный, почти монохромный, придавший рисункам эпически-монументальный характер, несколько более обобщенный и романтический, нежели тот, что несет в себе угольный рисунок, сохраняющий черты живого натурного наброска»…

http://graphic.org.ru/shmarinov.html

Александр Павлович Бубнов (1908-1964).
Заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии Художеств СССР. Больше известен, как мастер исторической батальной сцены: «Утро на Куликовом поле» (1943 – 1947, Сталинская премия), «Пугачевское восстание» (1962 – 1964), интересный жанрист и портретист.  Наиболее успешные опыты в книжной иллюстрации: произведения Николая Васильевича Гоголя, Тараса Григорьевича Шевченко, Александра Сергеевича Пушкина…


Пожалуй, после Владимира Фаворского не было в советской графике более изысканного, многопланового и ценимого «старателя», чем...

Фёдор Денисович Константинов (1910-1997).
Народный художник СССР и член-корреспондент Академии художеств, для меня этот человек едва ли не с пелёнок - славный автор неподражаемых деревянных гравюр, опередивших текст… «Евгения Онегина». Так уж получилось: эта прекрасная голубая книга 1950-х с черно-белыми прорезами Константинова так и символизирует для меня «энциклопедию русской жизни». Константинов был значительнейшим гравером-портретистом: Моцарт, Паганини, Вагнер, Верди, Есенин… В книжной иллюстрации он с 1934-го. То есть 63 года. И кругозор просто необъятен: Александр Сергеевич Пушкин («Медный всадник» и «Полтава»), Михаил Юрьевич Лермонтов («Герой нашего времени» и «Мцыри»), Федор Иванович Тютчев, Федор Михайлович Достоевский, Иван Андреевич Крылов, Иван Сергеевич Тургенев, Афанасий Афанасьевич Фет, Сергей Александрович Есенин, Михаил Михайлович Пришвин. С не меньшей выразительностью «огравюрены» плоды зарубежных кумиров: «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, поэзия Горация, драмы Вильяма Шекспира, Фридриха Шиллера, Виктора Гюго, сатира Марка Твена... У меня есть редкий фолиант «Тиля Уленшпигеля» Шарля де Костера с гравюрами Константинова…

http://artgallery.krasno.ru/IMAGES/Grafics/Konstantinov.htm

Мануил Григорьевич Семенов (1914-1986).
Это имя знакомо тем, кто долгие годы дружил с «Крокодилом» - лучшим сатирическим журналом Страны Советов. В 14 лет познав тяжелый труд рыбака, «Калмык» (так его звали друзья за соответствующие корни) резво набрался опыта у знаменитых байками «коллег» и стал пописывать в самые разные редакции, как провинциальные, так и столичные. Долгие годы сотрудничал с «Комсомольской правдой», «Известиями», преимущественно, как весьма примечательный фельетонист, пока не поставили на редакторство в тот самый зубастый «Крокодил» - аж на два десятилетия! Кроме хорошо заостренного карандаша, недурно владел пером, оставив вдвойне броский след в разных литературных жанрах: сатира («Хлеб сатирика», «В сатирическом строю»), юмор («Год рыболова», «Вещественные доказательства»), фэнтези («Пленники Земли»). Кавалер ордена Октябрьской Революции, трех «Трудового Красного Знамени» и проч.

http://andreyermolov.ucoz.ru/load/1

Орест Георгиевич Верейский (1915-1993).
Один из, как теперь припечатывают, харизматиков советской реалистической графики.  Народный художник РСФСР, член-корреспондент АХ СССР. Сын одаренного художника Георгия Семеновича Верейского. Видел точно, рисовал четко. Несравненный интерпретатор Александра Трифоновича Твардовского («Василий Тёркин» и «Дом у дороги»), Александра Александровича Фадеева («Разгром», «Молодая гвардия») и Михаила Александровича Шолохова («Тихий Дон», «Судьба человека», «Поднятая целина»). Не гнушался и детской иллюстрацией (проза Аркадия Петровича Гайдара и др.).
 
http://ru.wikipedia.org/wiki/:Terkin_Veriiskiy2.jpg
http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2009/03/1915.html

Давид Александрович Дубинский (1920-1960).
В свое время это имя гремело как среди читающей детворы, так и товарищей взрослых. Члену-корреспонденту АХ СССР выпала честь «раскрашивать» захватывающие приключения сорванцов Аркадия Петровича Гайдара (Голикова) - «РВС», «тонких аристократических штучек» от Александра Ивановича Куприна («Поединок») и мн. др. За что уже к 30 годам сподобился Сталинской премии СССР (1951). Жаль, мало пожил…



Давид Борисович Боровский (1926–2004)
Живописец и книжный иллюстратор, учился у Константина Рудакова и Владимира Конашевича. Еще в 1954 году его работы пополнили постоянную экспозицию советского отдела Третьяковской галереи, а затем Государственного Русского музея. В последние годы жизни целиком отдался живописной технике. Сделал имя в театральной графике. Приобретя популярность за рубежом, участвовал в международных выставках книжной иллюстрации (Польша, ГДР, Чехословакия, Болгария). Что касается книжной "ниши", то настоящим откровением для читательской аудитории стали его рисунки к повести «Вешние воды», а впоследствии и к другим произведениям Ивана Сергеевича Тургенева. Не менее значительные плоды принесло обращение художника к творчеству Ивана Александровича Гончарова (возможно, лучшие иллюстрации к роману «Обрыв»). Предпочтение отдавал отечественной литературе: Николай Васильевич Гоголь, Владимир Галактионович Короленко, Александр Иванович Куприн, Константин Александрович Федин, в том числе детской: Софья Абрамовна Могилевская (Чапаёнок»), Юрий Иванович Ермолаев («Дом отважных трусишек») и др.

http://www.shishkin-gallery.ru/artist_518.html


Евгений Александрович Ганнушкин (1925-2010)
Непререкаемый авторитет в области шрифта и дизайнерской дисциплины «типографика». Ученик Ивана Фёдоровича Рерберга (1892-1957) - корифея отечественной оформительской школы, автора полусотни книжных знаков, исполненных в технике от автолитографии, офорта и ксилографии до  светокопии и рисунка. Продолжив путь в неоклассическом фарватере наставника, Ганнушкин стал, по отзывам современников, «знаковой фигурой советской и российской неоклассической школы книжного искусства». Сотрудничал, преимущественно, с издательствами «Музыка», «Искусство», «Советский композитор» (теперь «Композитор»). Создавал так называемые книжно-оформительские ансамбли, где утонченный рукописный шрифт «сочетается со сложной и изощрённой орнаментикой ренессансного типа». Лучшие опусы: «Очерки по истории русского искусства» (1954), «Джузеппе Тартини» Льва Соломоновича Гинзбурга (1969), «Творчество Данте и мировая культура» Ильи Николаевича Голенищева-Кутузова (1971), «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха и Полное собрание сочинений для клавесина Ж.Ф. Рамо (оба 1972), «Избранное» Иоганна Вольфганга Гёте (1983). Оформленные Ганнушкиным «Азербайджанская советская энциклопедия» (1976) и «Итальянский Ренессанс XIII-XVI вв.» Бориса Робертовича Виппера (1977) удостоены дипломов 1-й степени на Всесоюзных конкурсах искусства книги.
 
http://kak.ru/news/events/a9865/
http://rustam-gabbasov.livejournal.com/27586.html



Скажу честно, я не поклонник следующего автора, но личность его слишком внушительна и популярна, чтобы обойти такое. Итак…

Дмитрий Спиридонович Бисти (1925–1990).
Действительный член и вице-президент Академии Художеств СССР, заслуженный художник РСФСР, 4-хкратный Лауреат международных книжных выставок в Лейпциге и др.  С 1947-го сотрудничал с издательствами «Детская литература», «Художественная литература», «Современник». Сфера его интересов охватывает все эпохи и многие страны. Это мировая литература в творениях ее корифеев: от Гомера, Вергилия и эпической «Песни о Роланде» до Ги де Мопассана, Акутагавы Рюноске, Бертольда Брехта и Ирвина Стоуна. Это поэзия ХХ столетия: Александр Александрович Блок, Владимир Владимирович Маяковский, Эдуард Георгиевич Багрицкий (Дзюба), Самуил Яковлевич Маршак, Егор Александрович Исаев. Плюс самые престижные и ответственные заказы, к каковым относятся собрания сочинений: Лопе де Вега и Проспер Мериме. Всего же порядка полсотни названий. Свой «продукт» Бисти выделывал «от и до»: макет, обложка, форзацы, колонтитулы, иллюстративный ряд – короче, единый стиль и целостность композиции. Предпочтение отдавалось ксилографии и офорту. Офорты мастера вобрали продукцию превосходнейших словесников XIX века:  Денис Васильевич Давыдов, Василий Степанович  Курочкин, Александр Иванович Одоевский...
Искусствовед М. Лазарев:  «Для Дмитрия Бисти теория книжного оформления сложилась в процессе работы и получила законченное и цельное выражение в его печатных и устных выступлениях по этому поводу. Мастерство владения рисунком и гравюрой дает ему большую свободу в трактовке литературного материала. В его творчестве воплотилось все наиболее характерное для поколения художников книги, следующего за славной плеядой мастеров 1920-1940-х годов».

http://izknig.livejournal.com/22992.html


Петр Наумович Пинкисевич (1925–2004)
Художник-баталист (циклы «Оборона Сталинграда» 1947, «Оборона Севастополя» 1949, «Освобождение Новороссийска» 1950) и книжный график. Народный художник РСФСР (1985). Вместо тщательной прорисовки персонажей и антуража практиковал размытые пуантильные цветовые пятна в духе книжного импрессионизма. Работа в журнале «Огонек» совмещалась с весьма продуктивным иллюстрированием отдельных литературных произведений и целых собраний сочинений в 1960-1980-е: Иван Сергеевич Тургенев, Иван Александрович Гончаров, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, Константин Михайлович Станюкович, Алексей Силыч Новиков-Прибой, Вячеслав Яковлевич Шишков, Сергей Николаевич Сергеев-Ценский, Михаил Александрович Шолохов, Федор Иванович Панфёров, Борис Львович Васильев («А зори здесь тихие»), Оноре де Бальзак, Альфонс Доде, Виктор Гюго, Ги де Мопассан, Джек Лондон, Теодор Драйзер, Эптон Синклер, Джон Голсуорси, Джонатан Свифт, Эрих Мария Ремарк и др.

http://rexbooks.ucoz.ru/photo/359


Илья Сергеевич Глазунов (родился в 1930).
Едва ли не самый титулованный и плодовитый из живо-творящих российских художников, идейный монархист. Народный художник СССР, лауреат Государственной премии РФ за реставрацию Московского Кремля, заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Российской академии художеств, профессор и бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени и прочая... А уж чего он написал, не тут об этом. Нас интересует Глазунов-график. Поэтому будем лапидарны: хорошего качества и разной степени проникновения иллюстрации к произведениям Федора Михайловича Достоевского, Павла Ивановича Мельникова-Печерского, Николая Алексеевича Некрасова, Николая Семеновича Лескова, Александра Николаевича Островского, Михаила Юрьевича Лермонтова, Александра Александровича Блока, Александра Ивановича Куприна. Убедительны репродукции на тему дикарских зверств кочевников и лучезарной соборности россов в красном 4-томнике Владимира Григорьевича Яна (Янчевецкого) к роману «Батый».

http://www.glazunov.ru/
http://www.glazunov.ru/RU/Ilustracii_gl3.htm


Георгий Васильевич Ковенчук (псевдоним «Гага», родился в 1934).
Большой живописец-авангардист, советский импрессионист, выходец из семьи известных деятелей культуры. Его полотна приобрели Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Моравская галерея, Музей нонконформизма (США). Особенно популярны его картины среди французов. Проиллюстрировал свыше сотни книг, главным образом, детских и сатирических («Записные книжки Ильфа», «Клоп» Владимира Владимировича Маяковского). Автор публицистического сборника «Месяц на БАМе». Среди наград: серебряная медаль от Росссийской академии художеств, серебряная медаль Биеннале в Брно.

http://fantlab.ru/art477


Федор Владимирович Домогацкий (родился в 1945).
Характерный представитель утончённой, зачастую, интеллектуальной графики. Внук выдающегося русского скульптора Владимира Николаевича Домогацкого (1876-1939), положившего начало 4 поколениям художников и фотографов (известен также живописец и книжный иллюстратор Дмитрий Николаевич Домогацкий, 1910-1982). Оформил великолепный зеленый 8-томник Михаила Михайловича Пришвина (начало 1980-х), иллюстрировал поэзию Афанасия Афанасьевича Фета, Алексея Константиновича Толстого, философские труды Алексея Федоровича Лосева, знаменитый культурологический бестселлер Вадима Петровича Руднева «Винни Пух и философия обыденного языка».

http://read.ru/painter/4628/?sort=shipment


Сергей Николаевич Ефошкин (родился в 1960)
Ученик Ильи Глазунова. Лауреат премии МВД России. Выдающийся представитель современной историко-жанровой школы, прежде всего, православно-житийного направления. Талантливый портретист и пейзажист. Обращался и к книжной графике. Наиболее популярны яркие, насыщенные экспрессией и цветом рисунки к произведениям Николая Семеновича Лескова (зеленый 12-томник).
 


От раздела «сурьёзного» всего один шаг до развлекательного...


Иллюстрация Евгения Кибрика к повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".


Основные понятия

Виньетка (от франц. vignette) — украшение (заставка или концовка) полиграфической продукции (книга, альбом, рукопись) в виде небольшого рисунка или орнамента.
 
Гравюра (от франц. gravure от нем. graben — копать или франц. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства путем оттиска. Известны две основных разновидности: «высокой печати» (краска накатывается и переносится на запечатываемую бумагу с плоскости доски) и «глубокой печати» (краска переносится — из углублений штрихов). Главные инструменты: угловые, продольные стамески, нож для обрезки мелких деталей.

Гравюра на картоне — вид графического (высокая печать) тиражируемого изображения. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов.

Гравюра на металле (на камне, на холодном оружии и т.п.). Здесь делаются формованные выемки на материале для получение узора.
 
Графика (от греч. ;;;;;;;; — письменный, от греч. ;;;;; — пишу) — достижение художественного изображения посредством пунктирной линии, штриха, пятна и точки, цвет играет вспомогательную роль.

Гуашь (от франц. Gouache, итал. guazzo - водная краска, плеск) — разновидность клеевых водорастворимых красок плотнее акварели. Применялась еще Средние века для книжной миниатюры (нередко вместе с акварелью).

Ксилография (от др.-греч. ;;;;; — дерево и ;;;;; — пишу, рисую) — древнейшая техника деревянной гравюры.

Линогравюра — гравирование на линолеуме (с конца XIX века).  При печати линогравюры применяются обычные типографские краски, накатываемые, преимущественно, вальцмассовым валиком.

Литография — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.
 
Офорт (от франц. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода», или «аквафорте» - итал. аcquaforte) — гравюра на металле, техника станковой графики глубокой печати для получения оттисков с печатных «досок». Для создания изображения поверхность травится кислотами. Популярность приобрел в XVI веке. Одна из самых интересных техник офорта: акватинта (итал. Aqua + tinta, т.е. вода + оттенок), при помощи нее создаются тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры.

Пастель (от лат. pasta — тесто) — художественные материалы для графики и живописи в форме мелков и карандашей без деревянной оправы.

Сангина (франц. sanguine, от лат. sanguis — "кровь") — материал и инструмент для рисования в форме толстого карандаша без оправы.

Темпера (от итал. tempera, от лат. temperare — «умерять, смягчать, смешивать в надлежащем соотношении») — краски со связующим веществом в виде эмульсий. Бывает  клеевой (пигменты разводятся на смеси воды, желатина, столярного клея или казеина), гуммиарабиковой, казеиновой, синтетической, яичной (последняя известна со времен фараонов). В Средневековье для связки практиковали мёд (его нередко добавляют в акварель).

Тушь (от нем. Tusche) — черная краска из сажи (жидкая, концентрированная и сухая) в графике для перьевых изображений (редко используется тушь цветная).

Эстамп (от франц. estampe, от итал. stampa) — оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы), чаще всего гравюрный. Оригинальными, авторскими считаются отпечатки, произведенные самим художником или печатником при его участии. В Европе распространен с XV века, сперва - как оттиск с гравированных деревянных досок.


Продолжение следует:

"Магия художника книги: ДЕТГИЗ для малышей и..."

http://proza.ru/2011/10/25/299