Подруга Аня как явление класса Уникум

Наташа Лазарева
Подруга Аня как явление класса Уникум

Я работала в Доме культуры и только начинала раскручивать выставочный зал.
Заманить на городскую окраину хоть сколько-то известных людей от искусства было поначалу проблемно. Это потом пошли выставки из музеев Санкт-Петербурга, из других городов, и даже международные, с привлечением СМИ – от местных газет до городского телевидения.
Однажды кто-то сказал мне: "Моя знакомая рисует… гвозди! Она ездила в Париж и училась у художника Жабера".

«Русский инвалид», №4 (134), 2005.
«Жабер в годы войны остался сиротой. В 1941 году мальчишке было всего 3 года, когда он остался на попечении сестры , которая была старше него всего на несколько лет.
С 6 лет Жабер работал в пекарне, и уже там проявились его художественные способности. Он лепил из теста забавных человечков и зверюшек, и этот хлеб раскупался в первую очередь.
Сейчас Жабер – известный парижский художник-примитивист, его работы знают во всём мире.
Одним из поклонников его таланта является президент Франции Жак Ширак, увлекающийся искусством примитивистов.
Волею судеб ученицей Жабера стала Анна Люксембург (псевдоним Ани Таловой), о которой наша газета писала в прошлом году (№4-6, 2004)».

Не буду приводить статью об Анне. Напишу своими словами.

Мне дали телефон, я позвонила, и Аня пригласила к себе домой.
При встрече возникли смутные мысли о том, что я её где-то видела. Она сказала то же самое. Стали искать точки пересечения. Мир тесен! Оказалось, что наши дачи находятся рядом, и мы, конечно, могли ездить в одном поезде и стоять в одной очереди в магазинах.

Об Ане в рассказе «Лето»: http://www.proza.ru/2010/09/21/1044

Аня показала свои работы. Потом я сделала её выставку. Она рисовала гвозди в виде человечков и написала сказку о путешествии маленького гвоздика.
Но главное не это. Главное – сама Аня!
Родилась и выросла в Раменском, в многодетной семье.
Замуж вышла в Ленинград. Родились двое детей. Аня, как и я – из тех мамочек, которые называются клушами. Дети – главное, и всегда должны быть под крылышком. Поэтому женщина посвятила себе семье, а недостаток денег компенсировала трудом уборщицы. Её устраивало – работа несколько часов  в день и, как правило, в удобное время.

Однажды Аня решила съездить за границу. Тур из серии «Галопом по Европам», дёшево и сердито: 10 дней в автобусе, посмотрите направо-посмотрите налево.
В Париже у неё уже закончились все деньги, она никуда не могла пойти и ничего не могла купить. Слонялась по улицам, глазела на витрины. Возле одного магазина к ней подошёл мужчина и спросил, откуда она. Аня была рада, что хоть поговорить можно с кем-то (никакой французский по разговорнику и изощрённая жестикуляция).  Мужчина сказал, что его зовут Жабер, что он художник, пригласил в свою галерею. Ей всё очень понравилось. Жабер спросил, рисует ли она. Аня сказала, что никогда не пробовала. Жабер пригласил в мастерскую, дал краски и сказал: «Рисуй!» Аня взялась и что-то нарисовала. Жабер предложил ей остаться во Франции и пожить у него, в качестве ученицы.
И она согласилась!!! Позвонила мужу и детям, сказала, что задерживается.

С тех пор Аня рисует. Были несколько выставок. Но Аня осталась домохозяйкой, возится уже с двумя внуками, только теперь на праздники все дарят ей кисти, краски, рамы и альбомы по искусству.

Аня не стесняется ничего в своей биографии, включая и то, что была уборщицей.
Однажды мы с ней пошли в Музей революции (Дворец Кшесинской). Перед выходом заглянули в туалет. Я возьми и скажи: «А что, Анюта, у тебя же нет ни одной фотографии с рабочего места! Давай-ка, я тебя сфотографирую возле унитаза!» Аня – как и я, из разряда божественных клоунов. (Такое определение дала мне одна подруга: «Всевышний тоже любит посмеяться, и ты – его любимый клоун!») Тут же косынку с шеи повязала на голову, схватила ёршик. Я дверцу в кабинку распахнула и командую: «Прими позу поинтереснее! Повернись! Наклонись!»
И тут в туалет заглянула дежурная, которая заинтересовалась, почему две женщины пропали в сортире. Представьте картинку: бабуля открывает дверь со словами: «У вас всё в порядке?...», бледнеет от того, что видит и слышит (а видит она только меня с фотоаппаратом перед раскрытой кабинкой, а слышит мои команды: «Смени позу! Наклонись над унитазом!»), и, охнув, и став ниже ростом, утекает назад.
Дверь хлопнула. Аня спрашивает: «Что это было?» Я говорю: «Пошли. Сейчас или нам милицию вызовут, или мы скорую будем вызывать».
Выходим. Бабуля сидит съёжившись, нас не видит будто. Я говорю: «Бабушка, а бабушка, а что Вы видели в туалете?» Она пищит: «Ничего не видела!» Я говорю: «Бабушка, а бабушка, а чего Вы так испугались?» Она шепчет: «Я ничего… Мне вообще… не моё это дело…» Я говорю: «Бабушка, а бабушка, а хотите снимки посмотреть?»
Бабушка убежала бы, да рабочая закалка на месте держит. Говорит: «Не надо, я не интересуюсь». Аня сжалилась, фотик ей под нос сунула, объясняет: «Я –дцать лет уборщицей отпахала, а фоток с рабочего места нет, вот мы и восполняли пробел! Туалет-то у вас здесь хороший, чистый, приятно войти!»
Бабуля очухалась, фотки посмотрела, посмеялась и говорит: «Туалет недавно отремонтировали. Была здесь японская делегация. Японцы в туалет вошли и сразу вышли. В коридоре надели марлевые повязки на лица, и одноразовые перчатки на руки. Только после этого, молча, снова – в туалет. Директор чуть на месте не провалился. Зато ремонт произвели в ударные сроки!

Мы с Аней дружим, встречаемся часто, историй набирается на книгу)))))))
И, благодаря Анне, в нашем Доме культуры прошли две выставки работ Жабера.


На фото: Аня.