Семипалатинск - ядерный полигон

Юрий Литвак
                СЕМИПАЛАТИНСК - ЯДЕРНЫЙ  ПОЛИГОН
               



     Это было 50 лет назад, когда Челябинские призывники – молодые солдаты, давали подписку о неразглашении военной тайны, связанной со службой в рядах Советской Армии.
Сегодня тогдашние тайны стали не очень весёлой явью. За давностью прошедших лет все тайны перестали ими быть. Про то, что было тайной, - сейчас знают дети в школе из учебников.

     Осенью 1961 года нас – призывников везли в охраняемых вагонах – на восток.После погрузки в вагоны, трое суток мы не имели никакой связи с внешним миром.Окна закрыты, в тамбур выходить нельзя. Самое неприятное, что курить разрешили только в вагоне. Хорошо, что я уже курил, а каково было некурящим? Некоторые парни впервые закурили именно в этой поездке, в этом вагоне.
     На четвертые сутки мы, наконец, подошли к конечной станции. Вообще, это была не станция, а конец железной дороги, как-бы, тупик. Дальше мы рельсы не видели.Небольшое здание (видимо вокзал), на завалинках сидят местные аксакалы в стеганных тёплых халатах и пьют что-то из чашечек. Наверное, это чай. Но как им не жарко?  За «бортом» +40, а они в тёплых халатах и пьют горячий чай.
     Мы видели в окна, как наши охранники подходили к этим старикам и что-то спрашивали у них, но те только молча кивали головами. Может, они  слепые и глухие? Ну, никакой реакции на наших солдатиков. Даже как-то обидно стало за солдат.
     Наш тепловоз отцепляет вагоны и порожняком уходит в обратном направлении.
Или мы приехали, или нас просто бросили. Представить только: на пустых путях стоят 3  пассажирских вагона, набитых призывниками, которых охраняют солдаты. Можно было подумать, что это везут заключенных. Только на окнах нет решеток. А зря! Ребята уже хотели ломать стёкла в окнах. Во-первых, невыносимо жарко (кондиционеров тогда ещё не было), во-вторых, замкнутое помещение вызывало страх и тошноту, в-третьих,закончился сухой паёк и в вагоне не было воды. И в- четвертых, и в- пятых…Кому-то из ребят стало плохо. Но, вагоны продолжали стоять солнцем палимые, пока оно не зашло за горизонт. Кстати,  туалетами мы пользовались по-настоящему. Представили? Это, пожалуй, было, самое страшное испытание для воспитанных и скромных горожан. В вагоне стояли,  конечно, не «биотуалеты» и, извините, без туалетной бумаги…
     Только утром, откуда-то из-за горизонта  приполз маленький паровозик – «кукушка». Он зацепил наши вагоны и медленно потащил «в никуда», в необъятные степные края.
     Ни станций, ни разъездов, ни семафоров, ни вторых железнодорожных путей. Это были степи Казахстана, где мне предстояло прослужить 3 года.
     А вот, кажется, и конечная остановка. Однопутка  закончилась. Ни здания вокзала, ни названия конечного пункта. Громадный бетонный плац и длиннющая бетонная эстакада для погрузки и разгрузки товарняка. На такой платформе можно единовременно разгружать до десяти вагонов.

     Но, до этой конечной остановки надо было ещё доехать. Предстояли долгие часы однообразного ландшафта. Бескрайняя степь. Перекати-поле и больше никакой растительности, выжженная трава и песок. Почти сутки по изнуряющей жаре. Надо
отдать должное командованию, прибывшая «кукушка» привезла нам дополнительный
сухой паёк: сотни булок свежего хлеба и по фляге молока на каждый вагон.
     Теперь, только спокойно спать да ехать, но у нас начались «чудеса». Да ещё какие!






     Сидим у окна, разглядываем степи. Кто-то уже пишет письмо своей девушке.Кто-то спит, другие играют в карты. Видим, что параллельно нашему составу буквально в пяти метрах от вагонов бежит здоровенный козёл с рогами. Наш состав едет не быстро. Козёл пытается обогнать вагоны, но ему не удаётся. Тогда он сворачивает в нашу сторону и со всего маху «таранит» один из вагонов. От козла остались «рожки да ножки». Его просто разорвало на куски колесами вагона. Все были в шоке. Воцарилась мёртвая тишина.
     Что это было? Сумасшедший козёл или самоубийца? Чего вдруг он наш поезд
решил забодать?  Мы все сидели молча и каждый в мыслях «прокручивал» только что увиденное. Потом, потихоньку стали приходить в себя, даже зашутили. Козла жалко. Это было классическое самоубийство на почве любви. Погиб от ревности. Столько мяса пропало…
     Но, поездка продолжается. Стали забывать о случившемся с козлом, как вдруг…За окном летит здоровенная птица. Не то орёл, не то беркут, не то «змей Горыныч» какой-то, но очень большой.  Летел, летел на перегонки с нашим поездом. Или надоело лететь,или устал, или захотел проверить железо вагона на прочность. Со всего маху эта птица врезается  между окнами нашего вагона. Надо было ей попасть в само окно, хоть свежим воздухом вздохнули бы. Но, шутки в сторону, птица разбилась. Перья по ветру разлетелись, а от туловища вообще ничего не осталось. Вот это да! Вот это дела! Что же это такое? Куда нас везут? Кто следующий к нам под состав бросится? В вагоне началась настоящая паника, пришлось вмешаться вооруженным охранникам. Когда мы объяснили
причину волнения, военные над нами сжалились. – В этих краях все животные слепые и очень больные. Так что, не удивляйтесь. Вопросов не задавать! Послужите, сами всё поймете, а пока – молчать!!!!
     И, все-таки, мы прибыли на конечный пункт. Живые и здоровые.
     Два месяца – курс молодого бойца (карантин), затем нас распределили по различным частям и подразделениям и там мы, действительно, узнали, что творится с животными. Ну, об этом чуть позже.
     Конечный пункт,  бетонный плац, стометровая эстакада для товарняка. Позже нас привозили сюда разгружать новую боевую технику: танки, БТРы, части самолётов и др. В следующий раз мы грузили на платформы всё, что осталось от этой техники (искореженный и оплавленный металл). Это – результаты очередного испытания ядерного оружия. Если металл плавится, то, что будет с животными вблизи взрыва, да и на отдалении? Одни превращаются в пепел, полностью сгорают, другие слепнут и смертельно заболевают. Они нам и попадались по пути на службу. 130 км от Семипалатинска станция Чаган - Конечная.
     Меня распределили в лётную часть – эскадрилью, которая занималась обслуживанием работ на испытательном полигоне, это в 60-ти километрах от аэродрома(пункт "Ш").
     Военнослужащие срочной службы располагались в здании клуба на аэродроме. В зале койки в два яруса. На сцене пианино, здесь же библиотека и, главное, - большой старый приёмник, который чисто ловил «Голос Америки». Эта, всем известная радиостанция, за несколько часов до события, передавала точное время и точные координаты очередного предстоящего испытания ядерного оружия в СССР.  В нашем подразделении это мероприятие называлось «Работой». На следующее утро ночное известие Би-би-си озвучило командование части.  Старослужащие рассказывали нам, молодым бойцам, как проходят эти «работы». Это было очень интересно слушать, но мы не думали, что нам придётся  самим видеть всё это.

     За час до начала «работ» поступила команда: всему личному составу – в укрытие! Мы разместились в неглубоких окопах  вдоль нашего аэродрома. Накануне ребята научили меня коптить стёкла, через которые позже можно будет натурально посмотреть на вспышку от настоящего атомного взрыва. Это не безопасное занятие для зрения, но каков был соблазн самому увидеть ядерный взрыв.
     Пятиминутная готовность. Все смотрят на небо. На большой высоте появляются два еле заметных самолёта, которые идут друг за другом, оставляя за собой белый след в небе. Самолёты так высоко, что их не слышно. Пролетев над нами, самолеты через несколько минут  веером разошлись в разные стороны, уводя за собой и белые полосы. Самолёты уходят.  Это значит, что ядерный заряд сброшен.
     Через минуту или меньше на горизонте появляется яркая (ярче сварки и солнца)вспышка. Вот её мы и пытаемся разглядеть через закопченные стёкла. Похоже, что эти стёкла совсем не помогают. Я почти ослеп на мгновенье, из глаз потекли слёзы. Но я её, вспышку, видел! Это было первое моё крещение. Семипалатинск, ядерный полигон, 1961 г. Сброшена Царь-Бомба! Самый мощный взрыв водородной бомбы в истории человечества.
     Все ждут ударную волну, высовываясь из укрытий. Хочется её ощутить на своём теле. Видим, как от горизонта очень быстро движется вал песка и пыли. С ног, конечно, ударная волна не сбивала, но песок и камни делали своё дело. Рядом с городком стоящая котельная не сохранила ни одного целого стекла. Это здание как сейсмограф: вылетели стёкла, значит наземный удар, не вылетели – подземный.
     Что же происходит на горизонте. Ядро вспышки начинает разрастаться, собирая под себя песок, землю и всё, что находилось в эпицентре взрыва. Это могла быть и новая боевая техника, выстроенная в боевые порядки; заранее построенные здания и сооружения; подопытные собаки и животные, привязанные для исследовательских работ на разном расстоянии от взрыва и др.
     Вся эта масса медленно поднимается вверх, нагревая воздух и облака – это растёт «ножка» гриба. На определённой высоте «ножка» заворачивается в большую «шляпку», как у груздя или волнушки розово-голубого-серого цвета. На время «гриб» замирает. Но это только кажется. Становится заметно, как загибаются внутрь края «шляпки». Гриб растёт и всё больше становится похож на лесную «волнушку». Ножка продолжает расти и очень медленно наклоняется по направлению ветра. Следили мы за этими «грибами» по нескольку часов. После обеда продолжается это зрелище. Вот и родилось среди солдат: «пойдём в степь… по-грибы». Только ночь закрыла остатки этого гриба.

     Вскоре после взрыва, в небо поднялись несколько наших самолётов и вертолёт. А какая у нас была техника в те годы? Самолёты ИЛ-12 да ИЛ-14 и даже один ЛИ-2, участвующий в боях Великой Отечественной Войны с неоднократно латаными пробоинами. Вертолёт МИ-4. И вот, на этой технике наши специалисты летят в эпицентр взрыва, чтоб взять пробу воздуха в различных местах «гриба» и рядом с ним, подвергая себя смертельной опасности.
     По возвращению лётчики снимают лёгкие блестящие комбинезоны, а наземная
обслуга целые сутки обливает технику водой из шлангов, как бы обеззараживая их
поверхности. После «мойки» вода остаётся на земле и бетоне взлётной полосы.
Дегазация и дезактивация закончены. Насколько они были эффективны, можно
только догадываться.
     За первый год моей службы в эскадрильи, дважды сменились все три лётных
экипажа. Все уходили, в связи с переводом в другую в/ч. Фактически большая
часть офицеров комиссовалась по здоровью. Солдат комиссовали с фиктивным  диагнозом «воспаление лёгких». О больных никто больше ничего не слышал.
     Это сейчас стало понятно, что мы служили в опасной зоне. В 1963 году было тоже крупное испытание ядерного оружия на нашем полигоне и только через 30 лет правительство вспомнило о тех, кто служил и жил в этом районе в момент всем
известного взрыва. Нам выдали специальные удостоверения с указанием принятых
рентген. А кто их у меня подсчитывал? Я лысый и седой уже 48 лет.

     После того испытания - плохая кровь, пережитый в молодости инфаркт…
     Что-то я свёл свой рассказ к шкурным интересам. Я этого не хотел. Просто
вспомнил то ужасное время, а взамен 342 рубля к пенсии. Недавно добавили ещё сто рублей! Раньше ко Дню авиации подбрасывали до 1000 рублей, но последние
20 лет про нас совсем забыли. "Реформа здравоохранения" обошла участников
испытаний, пожизненных инвалидов - стороной.


     Хотелось знать: не напрасны ли были наши лишения. Стала ли крепче наша
Армия, повысилась ли её боеспособность?
     Судя по выступлениям СМИ – в нашей Армии проблемы. Одни эксперименты.
Чего стоит только новая форма военных? Погоны – на животе. Так, сколько всё- таки лет служить? Поступать в ВУЗ или все равно призовут? Так, призыв или контракт? Кому положена отсрочка? Почему регулярно взрываются  склады с боеприпасами? Кто и как умудряется торговать оружием и как оно уходит из армейских арсеналов? Кого поймали и наказали? Когда, наконец, искоренят «дедовщину»? Есть ли у наших солдат парадная форма одежды?  Мы будем для своей Армии строить современные корабли, самолёты или только вооружать африканцев?
А флот наш когда, наконец, начнёт «бороздить океаны»? А когда военнослужащих обеспечат нормальным жильём и достойной зарплатой? Бывают случаи в нашей армии, когда из военных преступников делают героев и наоборот.

     Как-то  ещё в Советской Армии за неисполнение воинского устава и  приказа командования под суд военного трибунала попали два военных лётчика и были осуждены лишением свободы на приличные сроки. Сменилось руководство Страны, сменились министры обороны и эти два некогда опальных лётчика стали Героями.

    Рассказали эту историю офицеры – ветераны эскадрильи -  лётчики ВВС, с которыми мне позже повезло служить в одной воинской части.
     Жили, были два друга. Сидели в школе за одной партой. Дружили с девчонками из своего класса. Окончили школу с медалями, а с 7 класса активно посещали аэроклуб при ДОСААФ. После школы, уже имея представление об авиации, оба поступили курсантами в военное авиационное училище.
     Перед распределением сыграли сразу две свадьбы и уехали служить на «дальнюю точку» в небольшой военный гарнизон в Казахстане. Была возможность учиться дальше, но упорные ребята рвались в небо. Распределили молодых лейтенантов в бомбардировочную авиацию.  Дальний гарнизон, комната в семейном общежитии. Кино в клубе и танцы в доме офицеров, вот и все развлечения. Жены без работы, зато их мужья – в небе. Это были счастливые семьи. Их в городке сразу заметили, у них появилось много друзей, а у жён – таких же безработных подруг.
     Мужья занимались очень серьёзной и, в то время, совершенно засекреченной работой. Они на своих боевых машинах обслуживали ядерный полигон.

     Ядерное оружие – это очень серьёзная тема, чтоб о ней шутить. Но я попробую.
     Предлагаю сыграть с вами в игру:  «Кто прав?».
     Условия игры: Я рассказываю историю об использовании, вернее, неиспользовании ядерного оружия.  Ваша задача – дать оценку действиям пилотов и руководства  Страны. Это был подвиг или преступление? По ним плачет тюрьма или ждут Звёзды Героев? Кто эти двое лётчиков, не выполнившие приказ и спасшие миллионы, герои или преступники? Другого мнения быть не может.
     В истории этих ребят уже ничего не изменить. Они своё получили и, говорят, ещё живы. Итак, что произошло? За полную достоверность истории – не ручаюсь, пишу со слов уже не летающих ветеранов ВВС.

     Лето. Яркий солнечный день. Жара +40. Безветренно. Бескрайняя выжженная степь.  Всё подготовлено к очередным испытаниям ядерного оружия. На земле в боевые порядки расставлена совершенно новая  современная боевая техника с заправленными баками горючего и с полным комплектом вооружения и боеприпасов.
     Скоро всё это должно взлететь на воздух от прямого попадания ядерной бомбы.
    
     Далеко от предстоящей бомбёжки, на подземном секретном военном аэродроме два самолёта – бомбардировщика готовятся к выполнению ответственного боевого задания: доставка и сброс атомной бомбы в строго определённом квадрате и в
определённое время с точностью до секунды.
     Далее в рассказе ветеранов идёт очень сомнительное повествование. Может оно так и было, специалисты поймут. А по мне, так это получается какой-то детектив.
     Лётчики обоих самолётов были близкими друзьями и на задание летали в паре. По инструкции, если первый – выполнял бомбометание, то второй – его страховал. Если у первого, например,  не сработал бомболюк, пилот вместе с машиной и бомбой должен упасть в планируемый эпицентр взрыва.  Катапультирование исключено!
     По той же инструкции, если первый не сбросил заряд и не направляет машину в эпицентр, второй – должен его сбить в этот момент и в этом квадрате. Испытания не должны быть отменены. Самолёт с бомбой на борту не имеет права возвращаться на базу, подвергая смертельной опасности тысячи, а может и миллионы людей. Я обращаюсь к специалистам: такие инструкции бывают?
     Так вот, не сработал бомболюк. И друг не сбил своего приятеля, не выполнив тем самым приказ командования и нарушив устав ВС СССР.
     Несмотря на то, что командование полётами не давало разрешение на посадку, обе машины развернулись и самовольно направились на базу.  Пилот первого самолёта был уверен, что машину успешно посадит и «ценный груз» останется невредим. На земле так не считали. При жёсткой посадке бомба могла детонировать и оторваться от корпуса самолёта, а это – моровая катастрофа!
     С другой стороны, ядерную бомбу к испытаниям готовили десятки тысяч людей, сотни НИИ и КБ, столько же заводов и различных лабораторий. Эта бомба обошлась государству в миллионы рублей.
     В городе, над которым перед посадкой пролетал самолёт, была объявлена самая настоящая боевая воздушная тревога.
     Оба самолёта благополучно приземлились на своём аэродроме.
     Ничего не известно про судьбу этой бомбы, наверное, её использовали позже.
     Друзей – лётчиков тут же арестовали и отдали под суд трибунала.

     Прошло несколько лет. Однажды при утреннем построении начальник штаба эскадрильи зачитывал очередные приказы по министерству обороны. Среди оглашенных приказов был один – о подвиге двух лётчиков и награждении их орденами Ленина и Золотыми Звёздами Героев Советского Союза.  Старослужащие говорили, что это и есть те лётчики из дальнего гарнизона, которые не выполнили приказ, но сохранили бесценное оружие.
     Вот и вся история. Продолжаем игру – Кто прав?
     И снова вопрос: Кто эти два лётчика, не выполнившие приказ и спасшие миллионы –
     Герои или преступники?
     Чего  заслуживают наши лётчики? Правильно ли они поступили?
     Как надо было поступить?
     Как бы вы поступили?
     А, может быть, вы слышали об этой истории? Поделитесь.
     Приглашаю на дискуссию. Очень интересно знать ваше мнение об этом рассказе. Заранее приношу свои извинения за погрешности и неточности технических выводов и высказываний. Просто, я дословно пытался передать содержание рассказа.
     Спасибо, что прочитали до конца. Благодарю за внимание и терпение. Заходите в гости. С тех пор состою на учёте в Анкологическом Центре г.Балашиха. Это - формальность. Они меня ни разу к себе не приглашали, не брали каких либо анализов не вызывали, не интересовались.

     Ну, это уже совсем другая история. Я к ней вернусь - ОБЯЗАТЕЛЬНО!

     С глубоким уважением!
    
.