Ореховая роща

Людмила Белан-Черногор
Как-то, проходя мимо ореховой рощи, я засмотрелась на стаю ворон. Они не просто резвились в роще, а занимались какими-то делами. Тихонько примостившись на старом пне, чтобы не беспокоить птиц, я стала внимательно за ними наблюдать.

Невдалеке, удобно устроившись в густой траве, отдыхала старая ворона. Молодые вороны крутились среди ореховых деревьев: они срывали клювали орехи, высоко взлетали и оттуда бросали их на землю, потом опускались и лакомились содержимым расколовшегося ореха. Взрослые птицы срывали орехи, куда-то улетали, снова возвращались за орехами и снова улетали.
 
"Наверное заготавливают припасы на зиму, недаром ведь их называют сообразительными птицами", - подумалось мне, - "Хорошо бы понимать птичий язык и поговорить со старой вороной!"
    
Вдруг ворона взмахнула крылом, наклонила голову и тихо заговорила человеческим голосом:
 - Действительно, вороны - птицы сообразительные, а ещё они - гордые, наблюдательные и трудолюбивые. Видишь эту рощу? Ей много лет. Я была маленьким птенцом, когда наша стая решила посадить свою ореховую рощу.
    
Я внимательно слушала, боясь пошевелиться, чтобы не спугнуть старую птицу. А она подошла совсем близко, уселась возле моих ног и начала рассказывать:
 - Дело было так. Вороны из нашей стаи очень любили грецкие орехи. Их приходилось воровать у людей, в садах и огородах. Людям это не нравилось и чего они только не придумывали, чтобы прогнать ворон: привяэывали собак под деревьями, ставили чучела, вешали на орехах разные трещётки-гримелки. Но вороны - птицы умные, они не боялись этих хитростей человека и продолжали летать за орехами.
    
Наконец им всё-таки надоел шум и гам, который люди поднимали вокруг своих ореховых деревьев, да и обидно стало, что их постоянно называют ворами. Вот они и решили вырастить свои орехи. Взрослые вороны начали наблюдать за людьми: когда и что они сажают, как ухаживают за растениями, когда убирают урожай.
    
Осенью птицы выбрали место на окраине города, чтобы никому не мешать, и наносили туда орехов. Потом приступили к  самой трудной работе: клювами разрыхляли землю, выдалбливая лунки, и закапывали туда орехи.
    
Прошла долгая зима. Как только растаял снег, вороны начали кажлый день летать на пустырь. Наконец в лунках начали появляться маленькие зелёные ростки. Птицы очень обрадовались, но самые наблюдательные знали, что люди ещё много бегают около своих растений и что-то делают.
    
А лето в тот год выдаорсь засушливое и жаркое, вороны с ужасом смотрели, как некоторые росточки стали погибать. Они помчались к людям, посмотреть, что же надо делать. Люди поливали свои огороды и сады. Вороны обратили внимание, что делают они это вечером, когда солнце начинает садиться.
   
К счастью, невдалеке было небольшое озеро, вороны без устали летали за водой, носили её в клювах и поливали ореховые росточки. Некоторые птицы находили пластиковые стаканчики и в них приносили воду.
    
Упорство ворон спасло всходы, к осени они окрепли и похорошели. А одна старая, мудрая ворона предложила на зиму укрыть орехи опавшими листьми и веточками, чтобы они не замёрзли. Так и сделали: наносили листьев, веток и прикрыли маленькие деревца. Зимой выпало много снега, он задерживался среди веточек и тёплой снеговой шубой оберегал орехи от морозов, а весной, растаяв, напоил их  талой водой.
 
Вороны не забывали летать к людям и смотреть, что ещё надо делать с подрастающими деревцами. Они научились рыхлить землю после дождя, вырывать сорняки вокруг деревьев и отщипывать некоторые веточки.
    
И вот, через несколько лет, появились первые орехи, их отдали воронятам  и старым птицам. А ещё через два года орехов стало достаточно, чтобы запастись ими на всю зиму.
    
На этом старая ворона закончила свой рассказ и что-то сказала двум, пролетающим мимо, молодым воронам. Они опустились на землю и положили около моих ног два крупных, красивых ореха. Потом все трое поднялись в воздух, помахали крыльями и полетели к своей стае.