Оживший портрет. Фантастическая повесть. 7, 8 гл

Анна Ершова
                7

      В мастерской было тихо. Дмитрий положил на стол сверток с провизией, которую он приготовил для ночной гостьи. Друг подтрунивал над ним, говоря, что эту вкусную еду им придется съесть самим. Он не верил в оживление портрета, считая, что Дмитрий видел всё это во сне. Художник отмалчивался, только сказал: «Увидишь сам».
 
    Когда Дмитрий повернул мольберт, Нестор не мог скрыть восхищения. Он поставил по сторонам картины две свечи и долго рассматривал портрет. Наконец отступил и сказал:
-       Это лучше всего, что ты прежде написал. Барышня действительно как живая – глядишь, и вправду выйдет из рамы.
-       Подождем до полуночи, - ответил Дмитрий.
-       Я бы перекусил чего-нибудь, - Нестор потянулся к свёртку. Но художник быстро убрал еду подальше. Он знал о невероятной прожорливости друга, который, впрочем, не был толстым, потому что много сил отдавал своей тяжёлой работе над скульптурами.
     Нестор тяжко вздохнул, подошел к окну, которое выходило на оживленную улицу и принялся рассматривать прохожих.
 
    Дмитрий присел к столу. Он почувствовал, что его охватывают страх и сомнение. А вдруг ночное приключение и впрямь приснилось ему? И тут он увидел на столе маленький сухарик. Он был надкушен. Это же она, Лиза, оставила недоеденный кусочек хлеба! Значит, всё правда, она сидела за столом. Он потянулся к хлебу и заметил, что рука его дрожит. Дмитрий вскочил и быстро подошел к Нестору. Тот обернулся:
-       Нет, ты взгляни – это же Сорокин! И с какой умопомрачительной толстой дамой. Ай да Сорока! – Нестор всегда употреблял необычные, хлёсткие эпитеты, соединяя иногда совершенно несовместимые слова.
-       Как он искусно метет своими фалдами тротуар! И дворника не надо.
-       Нестор, взгляни… - начал Дмитрий, но вдруг у нижних соседей начали бить часы.
 
    Они испуганно повернулись к картине. Поверхность портрета затуманилась, силуэт красавицы заколебался, и тоненькая, стройная девушка легко спрыгнула на пол. Мужчины застыли, Нестор в изумлении попятился и чуть не сел мимо стула.
-     Так это правда…- заикаясь,  проговорил он, глядя во все глаза на прелестную гостью. Наконец он опомнился и, неуклюже встав, сказал:
-     Сударыня, мы приветствуем вас в нашем скромном жилище. – Скульптор почему-то подумал, что с такой гостьей надо разговаривать галантным языком восемнадцатого века. Он поклонился и поцеловал маленькую теплую ручку. Девушка испуганно шагнула назад и оглянулась на Дмитрия.

-       Не бойтесь, это мой друг Нестор. Он пришёл, чтобы помочь вам.
-       Именно так. Дмитрий мне всё рассказал. Это невероятная история. Сударыня, нет, Лиза – ведь так вас зовут? Вы должны нам  рассказать, что было дальше.
 
      Девушка успокоилась и села на стул, с надеждой глядя на молодых людей.
-        Конечно, я расскажу, но сначала я бы хотела…
-        Подкрепиться? -  Нестор быстро разложил снедь на столе.
-        А вы? Мне как-то неловко одной…
-        И мы тоже с вами, вот я уже ем, Нестор откусил кусочек булки.
      Пока гостья ужинала, Нестор разглядывал ее. «Господи, до чего похожа на мадонну Микельанджело, на «Пиету»! А грациозная какая, недаром этот монстр за ней охотится.
-        Благодарю вас, господа. - Лиза откинулась на спинку стула и продолжила рассказ.

       Когда девушка очнулась, над ней стоял этот ужасный человек. Он сказал, что у Лизы нет другого выхода, как выйти за него замуж. Иначе пострадают родители. Пленница наотрез отказалась, сказав, что лучше умрёт.
-      Ну что же, я подожду, но учтите, милая моя, недолго. Из этой комнаты вы выйдете моей невестой или на кладбище. – Он заговорил вкрадчивым голосом: -  Я устрою вам сказочно роскошную жизнь. Любая девушка с радостью бы согласилась стать моей женой. Подумайте – ваш отец и матушка будут жить в богатстве в новом доме. Подумайте хотя бы о них.

-      Никогда мои родители не согласятся такой ценой получить богатство! – возмущённо ответила девушка.
-       Я удаляюсь, а вы решайте.
      Лиза пришла в отчаяние. Более всего она переживала за родных. Нет, никогда она не сможет, не согласится стать женой ненавистного, мерзкого человека. Она была уверена, что в смерти жениха виновен именно он.
 
     Вошла служанка. Лиза бросилась к ней:
-       Зара, милая, помоги мне, спаси, пожалей меня!
      Служанка покачала головой.
-       Нельзя, я не могу, хозяин убьёт меня.
 
     Лиза поняла, что разжалобить служанку невозможно и решила, что возьмёт на себя великий грех. Лучше умереть, чем покориться.  Служанка ушла за ужином, а девушке вдруг пришло в голову попытаться бежать. Она вскочила и бросилась к двери. Заперто. На окнах решётки, под ногами крепкий пол. Вернулась служанка с подносом. Лиза ничего не стала есть, только попила воды. Она не переставала думать о побеге. «Зара, - ласково спросила она, - здесь так душно. Можно мне пойти погулять?
-       Хозяин не велел вас выпускать, - ответила служанка, она вышла и заперла дверь. Лиза была сообразительной девушкой, об этом не раз говорили ее знакомые. «Умница ты наша!» – говаривала матушка, когда дочка быстро решала какой-нибудь житейский вопрос.
       «Умница, - горько вспомнила Лиза, - я должна, должна что-нибудь придумать». И она придумала.
 
     На следующее утро девушка услышала дошедший со двора скрип отъезжающих саней. Она бросилась к окну. Сквозь решётку Лиза увидела, что уезжает хозяин, с ним его слуга. Мгновенно созрело решение: надо воспользоваться их отсутствием. Девушка быстро оделась. Зимней одежды в комнате не было, она схватила одеяло и встала за дверью. Лизу трясло от волнения, но она твердо решила бежать.
 
  Послышались шаги Зары, повернулся ключ в двери. Служанка вошла, неся завтрак. Лиза стремительно выскочила из-за двери и оттолкнула Зару в сторону, та уронила поднос. Пленница выбежала за дверь, захлопнула её и закрыла на ключ. Служанка опомнилась, закричала и начала стучать в дверь. Лиза пробежала по коридору, в передней никого не было. Какая удача! Скорей во двор. Она побежала что было сил, но вскоре она выдохлась и остановилась отдохнуть. Было морозно, Лиза закуталась в одеяло, радуясь, что догадалась прихватить его с собой. Дальше она пошла спокойнее. Девушка помнила, что лесная дорога ведёт к тракту, а там кто-нибудь да проедет. Она шла уже довольно долго; вдруг впереди с тракта свернула лошадь, запряженная в сани. Девушка в ужасе кинулась в сторону, скатилась с дороги. Она успела закутаться в одеяло с головой. Ни кучер, ни хозяин ничего не заметили.  Но они скоро вернутся! Девушка добежала до широкой дороги. Куда дальше? Людей не было видно. Слева недалеко дымили деревенские трубы. Надо туда! Вот уже близко крайние избы, Лиза собрала последние силы и кинулась к ним. Ноги в домашних туфлях скользили, она несколько раз падала. Несчастная девушка не успела добежать до деревни. Сзади её догнали сани. Выскочил старик, подбежал к девушке и крепко схватил её за руку. «Вот вы где, милая барышня!» - проговорил он, мерзко улыбаясь. Девушка без сил опустилась на снег. Старик  поднял её на руки и посадил в сани. «Так ведь и простудиться можно», - сказал он. Лиза тихо прошептала: «Лучше умереть».
 
  Пленнице было уже всё равно, что с ней произойдёт. Она решила умереть и стала искать способ, как это сделать. В доме шли приготовления к свадьбе. Зара показывала красивые наряды, богатые украшения. Лиза равнодушно смотрела на это богатство. Охраняли её зорко, Служанка теперь спала в её комнате, за дверью сидел преданный колдуну человек.
 
  Вскоре было объявлено о свадьбе. Зара сообщила, что на завтра назначено венчание, из деревни приглашён священник. «Неужели этот ужасный человек в Бога верует?» – спросила Лиза. Служанка ничего не ответила. Вечером она посоветовала барышне пораньше лечь спать, чтобы утром хорошо выглядеть. « Зачем?» - снова задала девушка безответный вопрос. Служанка вышла и вскоре вернулась с серебряным кувшином, из которого она налила в стакан немного тёмно-красного снадобья и подала Лизе. «Это чтобы уснуть скорее», - Объяснила Зара. «Налей мне ещё, милая Зара, боюсь, что не усну», - попросила Лиза, но служанка замотала головой: «Нельзя больше, это опасно, долго будете спать, а венчание рано утром».
 
   В ответе служанки Лиза, как ей показалось, наконец нашла средство, как избавиться от ненавистного жениха. «Что, если выпить весь кувшин? Может быть, я умру». – Лиза вспомнила, как в её городке одна женщина умерла от снотворного средства – слишком много приняла. Девушка поняла, как себя вести. Она ласково сказала служанке:
-      Зара, я всегда буду помнить, как ты была добра ко мне. Я и вправду захотела спать. -  Она начала зевать,  улеглась на постель и закрыла глаза. Спустя немного времени Зара, наклонившись, посмотрела в лицо барышне и убедилась, что та спит. Служанка взяла кувшин и направилась к двери, но передумала, - видимо ей не хотелось нести тяжелый кувшин в кладовую. Она, оглянувшись на спящую девушку, подошла к окну и поставила сосуд за занавеску.
   
   Как раз этого с бьющимся сердцем ждала Лиза, которая сквозь ресницы следила за служанкой. Она предполагала, что уставшая женщина не захочет нести кувшин обратно и спрячет его здесь же в комнате. Чтобы не выдать свою радость, пленница, повернулась лицом к стене. Ждать ей пришлось недолго. Зара вскоре заснула и даже начала похрапывать. Лиза бесшумно выбралась из постели и на цыпочках подошла к окну. Дальше все произошло быстро. Она взяла кувшин, делая большие глотки, выпила всё снадобье. Голова у неё закружилась, Лиза поспешила к постели, успела улечься и сразу же потеряла сознание.
   
                8

     Прекрасная гостья посмотрела на молодых людей печальным, таким безысходным взглядом, что Дмитрий отвернулся и подошел к окну, а Нестор напряжённо сидел, сжимая и разжимая руки с сильными пальцами. Он глухо произнёс:
-       Я бы сейчас этого монстра вот этими руками…  Милая барышня, Лиза! Неужели вы думаете, что мы дадим вас в обиду? Дмитрий подтвердит…

     Художник круто повернулся и решительным тоном сказал:
-       Никогда! -  он помедлил и сказал:
-       Я только одного не могу понять: зачем этот негодяй преследует вас? После стольких лет? Он сказал мне, что вы пятьдесят лет назад умерли.
-        Я и вправду умерла. Но старик узнал способ воскрешать мёртвых через их изображение. Он по-прежнему хочет, чтобы я стала его женой. Как-то он обмолвился, что именно я могу вернуть ему молодость.

-        Хотел бы я знать, чем кончится это оживление – надолго ли это, - мрачно произнёс Нестор, -  колдовство может обернуться самым ужасным явлением.
-        Послушайте, Лиза, - вы, едва выйдя из рамы, сказали, что старик преследует вас. Ведь его в этой комнате не было. Почему вы испугались?
-        Так это уже было лет тридцать назад!
-        Что вы говорите, Лиза!? Расскажите.
 
    Девушка поведала, что старик, найдя или выкрав ее миниатюрный портрет,  уехал куда-то на восток.  Видимо, там он научился колдовскому делу. Он так же как Дмитрию заказал известному художнику написать с миниатюры портрет.               

-        Я тогда не знала, что в полночь могу выходить из рамы. В первую же ночь колдун схватил меня за руку и вытащил из картины. Мне было так страшно, я кричала, сопротивлялась, говорила, что всё равно покончу с собой. Он только отвратительно хохотал. Потом слуга отвёл меня в другую комнату и запер. Там не было ничего, что помогло бы мне уйти из жизни. Через некоторое время старик открыл дверь и подвёл меня к портрету. Он сказал, что я сейчас вернусь в картину. Этой ночью он проверял  получится ли оживление. Ночью я снова ожила. Старик сказал, что теперь не отступиться. Я взмолилась к Богу и вдруг увидела свое спасение – на столе в комнате стояла керосиновая лампа. Я схватила её и сильно ударила ею об пол. Мгновенно вспыхнуло большое пламя. Я вошла в него…

-        Бедное дитя! -  со слезами воскликнул Дмитрий, Нестор заскрипел зубами.
-        Так я умерла второй раз.
-        А миниатюра сохранилась – почему?
-         Я думаю, что старик отдал её художнику, когда тот принёс портрет - ответила девушка, - решил, что она ему больше не пригодится.
-         Так миниатюра и затерялась, и колдун долго её искал, - сказал Нестор. – А  сейчас мы должны решить, как спасти от него нашу милую гостью.
 
      Он уселся на стул и уставился на холст с белым изящным силуэтом. Дмитрий был в таком состоянии, что не мог ни о чём думать.
-        Так, – произнёс, наконец, скульптор. – Первое: надо закончить портрет. Сколько времени у тебя осталось? – обратился он к другу.
-         Три дня. Осталась дописать платье и некоторые детали доработать. И ещё…
         Бой часов прервал его. Два часа! Лиза стремительно вскочила  и бросилась к мольберту. Нестор успел схватить её за руку.
-         Лиза, куда же вы? Останьтесь!
-         Нет-нет, я не могу, это невозможно, иначе я исчезну навсегда! – девушка вырвалась, вскочила в подрамник и тут же застыла. Ошеломлённые друзья подбежали к портрету.

-         Лиза, - тихо позвал Дмитрий, но она была безмолвна.
-         Значит, ей даётся только два часа, - сказал Нестор, - только мне непонятно, как происходит это оживление, ведь колдуна нет рядом. В чём тут дело?

      Он потрогал холст, осмотрел его с оборотной стороны. У Дмитрия мелькнула догадка:
-       Я, кажется, знаю! Этот холст не мой, а заказчика. Секрет в нём.
-       Заколдован он, что ли? Может грунт какой-то особенный, - Нестор потрогал пальцем незаписанное место внизу. – Вот что! Возьму-ка я пробу, - он взял со стола нож и соскоблил в бумажку немного зеленоватого покрытия. – Смотри, как густо наложено, совсем не так, как обычно делают живописцы. Всё! Я иду сейчас к Тихорецкому. Помнишь, я его портрет лепил?  Он же профессор химии! Попрошу сделать анализ. Жди меня.

        Дмитрий успел крикнуть вслед Нестору:
-         Только ничего ему не рассказывай!
-         Не дурак!- послышалось уже с лестницы.
 
        Друг вернулся, вернее, ворвался в мастерскую только к вечеру. И сразу же возбуждённо заговорил.
-         Ты не поверишь! И впрямь этот холст не простой! – Скульптор бегал по мастерской, размахивая руками и натыкаясь на различные предметы, которые Дмитрий быстро убирал с его пути. Нет, это что-то новое, это открытие!

-         Да присядь ты, наконец! Ты мне всё тут посшибаешь. Расскажи всё по порядку.
         Нестор шумно вдохнул и так же выдохнул и уселся на стул.
-          Было так. Пришёл я, конечно слишком рано. Мы ведь не подумали, что ещё ночь.

   Пришлось ждать у дома. Хорошо, что этот профессор чудак и встаёт в пять часов. Я и постучался к нему, когда увидел свет в кабинете. Он, конечно,  удивился, но не отказался сделать анализ. У него прямо в доме есть лаборатория. Я сказал, что ты решил использовать грунт, который соскоблил со старинной картины, чтобы узнать его состав и приготовить такой же.  Анализ занял много времени. К полудню выяснилось, что нет каких-то реактивов. Я бегал в академическую лабораторию и по записке профессора получил их. Потом он выгнал меня, сказал, что ему необходимо сосредоточиться. Я пошёл обедать. И, знаешь, Митя, впервые в жизни не смог есть! 

-          И что, – спросил в нетерпении Дмитрий, - каков результат?
-          Часов в шесть он, наконец, объявил, что обнаружил вещество, совершенно ему неизвестное. В составе смеси были и другие компоненты, которые он распознал сразу. Но этот, новый, не поддавался никакому анализу. Он его выделил, это был порошок зеленого цвета. Сказал, что продолжит над ним работать.

-          Но, хоть что-нибудь он предположил?
-          Он сказал, что это фантастично, но порошок напоминает вещество, которое использовали алхимики в шестнадцатом веке. Он где-то читал его описание, но только внешнее, а о составе ничего не было сказано. Профессор просил подождать. Но уже ясно, что без колдовства здесь не обошлось.

         Нестор замолчал и только сейчас подошёл к портрету.
-          А ты много успел! Платье великолепно прописано. Как всегда – объёмно и фактурно. Руки кажутся живыми. О лице я и не говорю. Ты создал шедевр. По-моему тут больше нечего делать.
-           Я тоже так решил. Завтра, когда краски высохнут, я покрою его лаком.
-            Какое чудное создание! – восхищался скульптор, который продолжал любоваться портретом, - не мудрено, что это чудовище преследует её.

-           Лиза что-то говорила о возвращении молодости. Неужели это возможно? Как?
-           Ну, брат, если колдун смог оживить портрет, то и молодым стать ему не трудно. Узнать бы, при чём тут девушка. Подождём ночи.  А, пока пойдём, поужинаем и Лизе чего-нибудь купим. – Нестор обратился к картине:
-           Ты не скучай, милая Лизанька! К полуночи мы вернёмся.

        Дмитрий только грустно взглянул на девушку, ничего не сказав.
         На пороге друзья столкнулись с прислугой. Парень сообщил, что в мастерскую поднимается старый господин.
-         Какой ещё господин? – недовольно спросил Нестор, который понял, что ужин откладывается.

-         Он в чёрном плаще и большой шляпе, а лицо такое… нос такой… - тут парень замолчал, увидев, что посетитель уже близко.
-         Это он, - шепнул Дмитрий.
-         Я уже понял. Ну и образина!                Старик поднялся на площадку и слегка поклонился.
-         Я к вам, господин Зимин. Хочу взглянуть на свой заказ.
-         Конечно, пожалуйте, - голос художника слегка дрожал, и Нестор, когда старик прошёл в дверь, чувствительно ткнул его в бок.
        Заказчик  прошел прямо к портрету. Он долго рассматривал полотно, не говоря ни слова.
     Потом отошёл дальше, продолжая глядеть на девушку. Сейчас друзья на несколько секунд увидели его глаза, которые напоминали глаза кошки перед прыжком – красноватый огонь мелькнул в них. Молодые люди, смутившись, обернулись друг к другу. Старик заметил это и, прикрыв свои ужасные глаза,  и без всякого выражения произнес сухим голосом:
-       Я вижу – портрет готов.
-        Не совсем, -  ответил художник, - нужно ещё два дня, чтобы дать краскам высохнуть и покрыть лаком.
-        Не надо покрывать лаком, - сказал старик тоном, не допускающим возражения.
-        Хорошо, я не буду, если вы так хотите, - согласился  Дмитрий, - но краски будут сохнуть сутки. Иначе смажутся.
-        Я пришлю за ним слугу послезавтра утром. Вот вам за работу. –  Старик положил на стол внушительную пачку денег. Дмитрий, неожиданно для Нестора, сказал:
-        А нельзя ли, господин… - гость как будто не заметил заминки и не назвал себя, - можно мне вместо оплаты взять вашу миниатюру. – Старик задумался. Нестор вмешался:
-        Ты в своём уме, Митя? Эта вещь очень дорого стоит! Бери деньги.
       Старик сверкнул глазами и обратил, наконец, внимание на постороннего человека.
-        А вы…
-        Нестор Кон, скульптор.
-        Вы правы, господин скульптор, вещь эта мне дорого досталась. Но, - он выдержал паузу, - теперь, когда есть большой портрет, маленький мне не нужен. Забирайте его, господин Зимин.
       Дмитрии протянул старику деньги.
-        Нет, деньги вы заработали, а картинка эта – подарок. Прощайте, господа.
       Друзья, ошеломлённые и растерянные, сели на стулья. Дмитрий хотел заговорить, но Нестор вдруг сорвался с места и кинулся к двери.
-        Надо же проследить за ним! Мы не знаем, где он живёт.
-        Стой! – Художник схватил друга за рукав. – Ты всё испортишь – он обязательно заметит тебя. Послезавтра его слуга придёт за картиной, мы должны подготовиться. Тебя слуга не видел. Он придёт утром, и у нас будет достаточно времени до полуночи. – Дмитрий говорил решительно и даже вдохновенно. Нестор сразу остыл, и признал его правоту.  «А ты можешь иногда… - пробурчал он.
 
          Продолжение здесь http://www.proza.ru/2011/07/06/537