НОС

Ольга Анцупова
А Памяти эхо тревожит и будит…
И снова я вижу знакомые лица…
И звездные судьбы… которых не будет…
И счастье любви… что уже не случится…


Этот худенький мальчик по имени Марик ничем особенным не выделялся в толпе сверстников. Разве что, крупным носом, из-за которого от одноклассников сразу же получил прозвище «Ашот». Хотя, конечно же, все знали, что ни капли армянской крови в его еврейских жилах не было. Сначала Марик обижался на ребят, переживал, но однажды мудрая баба Хиня, греясь на солнышке в многоголосом Бакинском дворике, сказала внуку:

- Я тебя умоляю, Марик! Нашел, из чего делать проблему! Старая Хиня тебя сейчас вмиг обрадует: «Ашот» - это не «жид пархатый». Ты не знаешь, слава Богу, кто такие черносотенцы! А вот твои родственники – и Циммерманы, и Бернштейны и даже сморщенная, как сушеная груша, старуха Рахиль Листер, которой какой-то гой* проломил голову, – узнали это в девятнадцатом году, не успев даже прочесть молитву и представ перед Всевышним в одном исподнем. Так что, не морочь ни себе, ни людям голову, радуйся и живи другим на радость! Иди, лучше поиграй – вон, видишь, Фарид с Гургеном тебе уже давно рукой машут, и им, азербайджанцу и армянину, абсолютно без разницы, что ты - еврей…

Не сразу, но перестал Марик переживать из-за своего носа. Тем более что негласное мальчишеское соревнование за лидерство во дворе между ним и его другом Фаридом не оставляло ему времени на страдания. Пальма первенства капризно выскальзывала из рук то одного, то другого мальчишки, но со временем Фарид стал все чаще и чаще опережать Марика.

Зато в третьем классе учитель математики Тофик Мамедович обнаружил у внука бабы Хини незаурядные способности, и жизнь подхватила-завертела талантливого мальчика, повела его прямой дорогой к славе. Олимпиады, международные конференции, золотая медаль после школы, красный диплом после Университета, работа в престижном НИИ, командировки за границу, международные проекты, научные открытия, материальный достаток, всемирное признание, счастливая семья, спокойная старость и дружба с Фаридом, пережившая все испытания.

…Наверное, так бы все и было… Но в январе 1990 года погромщики забили Марика насмерть... Крупный нос сыграл свою злую шутку, и еврейский парень предстал перед Всевышним прямо в праздничном костюме, в котором встречал свое двадцатипятилетие.

Правда, Фарид опередил его и в этот раз – бросившись на помощь другу, он сразу напоролся на нож в руке одного из выродков. Поэтому его душу Всевышний принял, все-таки, первой…

* иноверец
Мои личные воспоминания - http://www.proza.ru/2011/01/15/1100