Записки Афганистанца, ч. 21 Шпион и осуждённые

Игорь Исетский
     10. Иностранный шпион и осуждённые бойцы
    
     Пришлось нам однажды охранять на гауптвахте приговорённого афганским судом к расстрелу офицера народной армии, который, как нам сообщили, сотрудничал с иностранной разведкой. Или негде было держать изменника, или доверия нам было больше, но содержался офицер на дивизионной гауптвахте в одиночной камере. Не знаю почему, но у него не было даже сигарет, и он постоянно просил закурить у часовых, предлагая взамен то дорогие импортные часы, то фирменную зажигалку. Но нас предупредили: только попробуйте войти с офицером в какой-либо контакт. Окажетесь на его месте.

     Офицер сидел на «губе» больше месяца. Наверное, писал прошения о помиловании, а их рассматривали… В общем, наша рота успела побывать в карауле на «губе» несколько раз, пока там находился тот афганец. В последний раз, когда я видел его, военный окончательно пал духом. Когда его выводили во двор гауптвахты, у него не было сил стоять на ногах, и он попросту усаживался на плац пятой точкой и сидел всю прогулку, обхватив голову руками. Я знал, что это враг, но мне было его жалко. Да и не мне одному.

     В следующий наш приезд на «губу» мы узнали, что офицера на днях расстреляли…

      А ещё в одном наряде мы охраняли человек 6 наших солдат, осуждённых по статье, связанной с наркотиками. Сроки у солдат были приличные: лет по 5-6. А задержались они на «губе» по причине нелётной погоды.

     Помню, я ходил с автоматом по коридору мимо камер. Услышал, как один из осуждённых за наркотики говорит мне: «Пусти-ка, мы в туалет сходим». «Сейчас, сообщу начальнику караула, и вас сводят», - ответил я и выглянул во двор «губы». Вдруг я услышал сзади лязганье запора на двери. Обернулся и увидел, что «наркоманы» группой направляются в мою сторону.

    «Вы куда?..» - растерялся я. «Пос…ать, пока пузыри не лопнули», - ответили мне.
 
     Камера осуждённых была закрыта лишь на запор без замка сверху, и они сами открыли двери через окошко для передачи еды. Я направил автомат на парней. Те не обратили на это ни малейшего внимания. Что мне было делать? По уставу я должен был предупредить их и в случае неподчинения открывать по нарушителям огонь. Но ведь это же были свои! Пусть и осуждённые.

     Я пропустил их мимо себя, подумав: вот сейчас увидит «губарь» или комендант этот самовольный поход в сортир и мне хана. Но всё обошлось. Парни из туалета возвратились в камеру, и сами закрыли за собой засов.

     Когда их вывели на очередную прогулку, то в вышине послышался шум двигателя самолёта.
     Один из осуждённых, простой деревенский парень, сказал, очевидно, говорком, принятым в его местности: «Вот и самолёт прилятел. Лётная погода. Скоро мы в Союз полятим на зону. Будем там кушать чёрный хлеб, и станут наши желудки, как юфтявый сапог».

     Да, на «губе» к парням относились с сочувствием и кормили отличным белым хлебом…

     Как-то заступила наша рота в наряд на гауптвахту накануне первомайских праздников. Всех предупредили о возможных провокациях. Ночью неподалёку от комендатуры произошла перестрелка, но к нам так никто и не пожаловал, как мы считали.

     А утром солдат Анатолий Симонов повёл арестованных получать пищу и обнаружил сразу за плацем гауптвахты неразорвавшуюся гранату «Ф-1» («лимонку»). Кто-то всё-таки сумел подкрасться к гауптвахте и швырнуть её во двор.

     В этом ничего удивительного нет. Снаружи-то постов не предусмотрено. Там зона ответственности патрулей. Вот они и отбивали ночью нападение.

     Хорошо, что «лимонка» не взорвалась, а то неизвестно чем бы это обернулось для несущих службу в тот час.

     Комендант позвонил сапёрам, чтобы выслали специалиста. Сапёры сказали, что выезжать из-за подобной ерунды просто смешно, у них серьёзной работы хватает, и предложили самим решить возникшую проблему.

     Что оставалось делать? Двое арестованных вырыли в земле яму глубиной с метр, и там «похоронили» гранату. Подорвать её в непосредственной близости от аэродрома было никак невозможно…


     На снимке: Баграм, весна 1981 г. У ворот гауптвахты.

    Продолжение: http://www.proza.ru/2011/04/08/818