Записки Афганистанца, ч. 18 Первый ДМБ. Счастливо,

Игорь Исетский
    18. Первый дембель. Счастливо, парни!
   
     У Баграма мы встали уже основательно. Пришлось и здесь заняться строительством, но не в таком, конечно, объёме, как ранее в Союзе. Для офицеров и прапорщиков построили общежитие – одноэтажный щитовой дом барачного типа. Но это был настоящий люкс, что уж говорить. В солдатских палатках были настелены полы из досок. Палатки нам достались от предыдущих жильцов – воинской части, убывшей в Союз.

     В батальоне установили полевую баню-вагончик. Раньше же мылись в специально приспособленной палатке. Электричество на новом месте было проведено по всей территории батальона. Со временем даже фонарные столбы установили. Ток шёл от мощных дизельных электростанций и свет уже на ночь не выключался, как ранее, когда нам приходилось делать светильники из гильз артиллерийских снарядов, как в Великую Отечественную войну.

     Появились телевизоры. По афганскому ТВ постоянно демонстрировали индийские фильмы. Из отечественных часто показывали «Табор уходит в небо». Видимо, нравилось афганцам творение Э.Лотяну с красивыми песнями и танцами, погонями на лошадях.

     Вокруг территории части соорудили невысокий каменный забор, 2 КПП (контрольно-пропускной пункт), овощехранилище.

     Подошёл срок увольняться нашим первым дембелям из батальона. Уволили их быстро. Насколько помню, все уехали в один день, кроме Сергея Мурыгина, который лежал в госпитале с тифом. Конечно, жаль было расставаться с теми, с кем были в Афгане с первого дня. Андрей Сущ, кажется из Сибири, Виктор Беляков из Мордовии – эти ребята в основном были с нами на равных. По крайней мере, никто из них не «дедовал». Ещё был  боец Василенко родом с Украины (имя не помню). Тоже отличный парень.

     Володя Сидоран из Закарпатья хоть и пытался порой прижучить тех, кто моложе призывом, но рук никогда не распускал и не унижал никого.

     Витька Беляков, к моему удивлению, однажды написал мне из дому, хотя друзьями мы с ним не были. Виктор сообщал, что учится на подготовительном отделении университета.

    Беляков - весёлый парень и немного аферист. Например, летом 1980-го года он подал рапорт на поступление в военное училище и был направлен в Ташкент для сдачи экзаменов. Все были уверены, что Витька поступит. Парень он был умный и не по годам взрослый. Однако Виктор через месяц вернулся обратно в часть. Нам объяснил, что военным он становиться и не думал. Просто решил устроить себе небольшой отпуск. В Ташкенте он вовсю ходил по самоволкам, крутил скоротечные любви с девчонками и попутно успешно сдавал экзамены.
    Последний экзамен он намеренно «завалил», чтобы избежать военного училища. Я верю, что так и было. А что делать? Отпусками нас не баловали…

     Помню Витькин рассказ после ночного караула.

     - Ты знаешь ведь, где у нас секретный пост?

     - Все знают. Вон он, родимый, в отдалении маячит.

     Пост представлял собой заброшенную глиняную постройку круглой формы. Такая башенка с узкими окнами. На дот похожая.
   
     Туда ночью назначали человек трёх для прикрытия батальона с одной стороны, откуда появление противника считалось маловероятным.

     Но охранять-то надо батальон со всех сторон. Мало ли что?

     - Так вот, продолжал Виктор, - Вчера я с Валеркой дежурил у склада. Слышим, а из секретного домика громкие разговоры просачиваются, хохот.
     Видать, парни забыли, что они должны рот на замке держать.
     Решил их пугнуть.

     - Каким макаром?

     - Вытащил из сапога ракетницу, прицелился в башенку и без особой надежды дёрнул шнур.
     Ракета улетела в ту сторону. Думал - промазал, но разговоры моментально прекратились.

     - Не попал?

     - В том-то и дело, что не только попал, но ещё и в окошко ракета влетела и ударилась в стену над головой моего дружка Равиля.
     Он перепугался страшно. Да и я, когда Равилька мне утром рассказал.
     Представляешь, немного ниже и дружку своему в голову всадил бы. Убило бы его, железно.

     - Да, с такого расстояния осветительной ракетой в небольшое оконце. Чистая случайность.

     - Вот именно! Считал прошипит снаряд рядом. Или, в крайнем случае, в дом залеплю, так надо же... Чуть другана не уложил.
     Они-то все там зашугались...

     У Виктора из блокнота я перенёс в свою записную книжку несколько цитат из стихотворений. Обычно такие вещи солдаты переписывают друг у друга и автор, как правило, неизвестен. Стихи в основном наивные и часто пафосные, порой с ошибками различного качества. Не знаю, может быть, Виктор и сам что-то сочинил. Он грамотный был парень и, пожалуй, романтик.

    Вот кое-что из солдатского блокнота Виктора Белякова:

Не верь, что жизнь печальна,
Не говори, что трудно жить.
Умей сквозь жизненных развалин,
Смеяться, верить и любить.
           ***
Суровый взгляд, все чувства огрубели,
Тяжёлый шаг, всё говорит о том,
Сурова жизнь, коль молодость в шинели,
А юность перетянута ремнём.
           ***

Кто прошёл, их запомнит навечно -
Серпантины, тушась в облаках.
И снежинки, что больше не тают,
У погибших на лбу и глазах.
           ***

Вы не знаете, как это сложно,
Взять хотя бы двоих басмачей.
И поверьте, порой невозможно,
Расстрелять их огнём батарей.
           ***

Мы любим тех, кто нас не любит -
И губим тех, кто любит нас!
   
     Ещё в «учебке» я переписал у кого-то надпись для фотографии, которую воспроизвёл на своём снимке в парадной форме, высланном знакомому:

Тебе как другу лучших лет,
Тех лет, которым нет возврата.
Дарю на память свой портрет
В мундире русского солдата.
               
               
     Про кого-то из дембелей, вроде, Андрея Суща, после его увольнения мне рассказали, что он долго разыскивал в Афгане своего одноклассника. Тот служил где-то неподалёку, и было так, что то Сущ приедет к другу, а тот в рейде, то друг приедет к Андрею, а он тоже отсутствует.

     А когда Андрей в очередной раз заехал в часть, где служил его дружок, то узнал, что его вчера убили и увезли в морг медсанбата, того, что расположен сразу за нашим батальоном.

     И вот в морге Андрей наконец-то разыскал и увидел своего друга, а вернее, его тело… «Вот и свиделись», - произнёс он и вышел.


     На фото: Василенко, Сидоран, Сущ в соседней десантной части у магазина "Берёзка;
 
     Сущ, Сидоран, Мурыгин водными занимаются процедурами;

     Сидоран, Сущ, Вик.Беляков по пути в десантный полк в "Берёзку (1980 г.);

     Сбоку то самое моё фото с надписью: "Тебе как другу лучших лет..." (1979 г., учебка)

     Продолжение: http://www.proza.ru/2011/04/05/307