Записки Афганистанца, ч. 17 Странный тип и подарки

Игорь Исетский
   

     10. Странный тип и вынужденные подарки для офицеров
    
     Кстати, об «особисте». Это был чернявый капитан, не то чтобы таинственный, а какой-то не такой… Не могу не вспомнить характеристику другого «особиста», данную В.Высоцким в песне «Тот, который не стрелял»: «И странный тип Суэтин, неутомимый наш, ещё тогда заметил и взял на карандаш...»

     Вот именно – странный. Он постоянно слонялся по территории части в нетрезвом виде. Офицеры его сторонились, и пьянствовал «чекист» один. Мы всё гадали, откуда у него спиртное. Наши командиры ставили бражку, отпускники везли из дому по традиционному ящику водки. Но выпивки среди начальства были редки. Нам ведь не платили афганскими деньгами. А в «автолавках» водкой не торговали.

     Позже от офицеров же мы узнали, что «особист» отлавливал бойцов, когда им удавалось что-либо из имущества обменять на афгани (денежная единица ДРА). Задержанных наш герой отпускал, предварительно нагнав на них страху, а деньги забирал себе. На них и пил.

     Но один раз капитан здорово получил по хребту на виду у всего батальона. Шёл он, в очередной раз поддатый, через плац и попался на глаза подполковнику из штаба дивизии, по служебной надобности приехавшему в часть.

     Подполковник громко окликнул «особиста»: «Товарищ капитан!» Тот нехотя подошёл к старшему по званию. Очевидно, он считал, что времена «Смерша» не прошли, и его должны все бояться. «Как стоите, офицер!?» - повысил подполковник голос. Тот сразу вытянулся по струнке. «Да вы пьяны! Как вам не стыдно в таком виде перед солдатами показываться?! Я доложу вашему руководству, а сейчас – вон отсюда!» - отчётливо сказал подполковник и капитан поплёлся в свою «келью», поджав хвост.

     У меня тоже однажды офицер отобрал выменянную вещь. Только не «особист», старлей Михеев. Интеллигентный, вроде, такой человек, с аккуратными, а-ля белогвардеец, усиками. И надо же было ему появиться передо мной в тот момент, когда я выменял у афганца красивый тонкий платок, прошитый золотыми нитками.

     Думал,  домой приеду, матери подарю. А тут Михеев. Он разорался на меня. А так  как он был очень правильный, то я понял, что сейчас он изымет у меня платочек, а меня отправит на «губу». Но «справедливый» офицер аккуратно уложил платок себе в карман, рявкнул что-то напоследок и был таков. Наверное, своей маме подарочек переадресовал.

     Конечно, все эти обмены были неправомерны, но так хотелось в эпоху железного занавеса привезти домой что-то необычное. Да и выменивали мы на всякое барахло различные безделушки. А вот многие офицеры и прапорщики увозили с собой в отпуск дорогие магнитолы, швейцарские или японские часы, дублёнки и другие интересные вещицы, в «автолавках» не продаваемые.

     Все  знали, что магнитофон или дублёнка вымениваются на автомобильную резину со склада. Одни солдаты воровали по ночам резину для своих командиров, другие, стоявшие в это время на посту – попадали затем на «губу» как недостаточно бдительные охранники.

     Ну а кое-кто, имевший легальный доступ на склад, резину изымал без особых проблем. Её, думаю, элементарно списывали.

      Картинка из Яндекса.

    
     Продолжение: http://www.proza.ru/2011/04/05/261