6. Руки Джиневры. Часть I

Федор Кузьминский
История первая «Магический квадрат Дюрера»: http://www.proza.ru/2009/10/30/691
История вторая «Мадонны Рафаэля»: http://www.proza.ru/2010/04/16/1020
История третья «Преферанс»: http://www.proza.ru/2010/08/25/1142





Часть I.  НАТЮРМОРТЫ С ЧЕРЕПАМИ



Альбом с репродукциями картин Никола Пуссена какой-то, все-таки, неудачный. Нет, выполнен он превосходно, ничего не скажешь, вот только изучить его до конца мне никак не удается. Стоит устроиться с ним, где бы то ни было, обязательно что-то происходит, заставляя откладывать встречу с прекрасным.

Все это разбивает мое стариковское сердце…

Вот и сейчас в кабинет оперуполномоченного Самсонова врывается его шеф – Горыныч – в сопровождении незнакомого мне мужчины.

Около пятидесяти лет, рост – выше среднего, телосложение плотное, очки с крупными тонированными стеклами, гармонирующие с большими усами. Дорогой костюм, рубашка без галстука. Используемый парфюм не улавливаю, ввиду устойчивого запаха табака.

- Капитон, знакомься, - произносит начальник уголовного розыска, - Хохлов Андрей Евгеньевич, полковник милиции, главный эксперт ЭКЦ [1] МВД России, мой давний друг. А это, Андрюша, один из моих лучших сыщиков – капитан Самсонов.

- Очень приятно, - произносит Тоша, здороваясь с Хохловым за руку.

- Давай сразу на «ты», если не возражаешь, - предлагает полковник Хохлов.

- Согласен.

- А это Самсон Самсоныч, наш внештатный сотрудник, - представляет Горыныч меня, - Компот и половины раскрытых преступлений без Самсоныча не осилил бы.

- Да больше, больше…, - улыбается Капитон.

- Спасибо, господа! – я сдержанно кланяюсь.

Горыныч и Хохлов усаживаются на свободные места. Я отодвигаю Пуссена в угол дивана, понимая, что ему снова придется подождать.

- Тоша, полковник Хохлов всю свою сознательную жизнь посвятил идентификации личности по методу Герасимова [2], слыхал наверное…

- Разумеется.

- И вот теперь у него задачка, скорее, по нашему профилю. Андрюш, расскажи дальше сам.

- Давайте без чинов и званий, так ведь проще, - предлагает Хохлов, - у тебя курить можно?

- И не только курить…, - отвечает Капитон и достает пепельницу.

- Но-но…! – хмурится Горыныч.

Закурив «Captain Black» с привкусом вишни, Хохлов рассказывает:

- Супруга моя, дражайшая Лидия Алексеевна, работает завучем в школе-интернате для детей с задержкой психического развития.  Он, кстати, на вашей территории.

Горыныч и Компот молча кивают.

- Есть у нее один ученик – Митя Добычин – пятнадцати лет от роду, с непростым заболеванием, которое называется «мутизм». Это отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. То есть, по всем показателям человек говорить может, но не говорит. Часто встречается при шизофрении. Однако, парень далеко не дурак и, к тому же, одаренный художник.  Общеобразовательную программу он выполняет только письменно. С учителями, другими подростками и посторонними в контакт не вступает. Иногда общается записками с моей женой, педагогом по рисунку и старшей медсестрой. Больше ни с кем. Заболевание развилось у него в возрасте трех лет, после сильного эмоционального шока. Что было причиной, Лидуня не рассказывала. Чуть больше месяца назад в кинотеатре «Кунштюк» (какое же дибильное название!) была организована выставка работ учащихся этого интерната. Директор кинотеатра – Софья Соломоновна – моя давняя знакомая, пригласила меня на эту выставку. Посмотрите, что нарисовал Митя…

Андрей Евгеньевич разворачивает один из принесенных им листов ватмана.

- Он назвал это – «Натюрморт с черепом №1»

- А что означает эта надпись на ленте? – спрашивает Горыныч.

- Это латынь, кажется…, - говорит Капитон в задумчивости.

- Совершенно верно, - подтверждает Хохлов, - порывшись в закоулках своего медицинского образования, я вспомнил, что это высказывание старика Вергилия. «Exoriare ultor!» означает «Мститель явится!» Что-то вроде нашего «Даром не пройдет!» Интересная фраза, но главное не это. Когда Лидуня принесла это произведение домой, я, в силу своей профессиональной деформации, сразу заинтересовался черепом. Чисто из «спортивного» интереса я провел исследование в своей лаборатории, и компьютерная программа выдала мне портрет, максимально приближенный к прижизненному. Честно скажу, я до сих пор предпочитаю лепить голову, но в данном случае самого черепа в моих руках не было и пришлось довольствоваться современными достижениями компьютерной техники.

Хохлов достает из портфеля лист формата А4.

- Вот, полюбуйтесь…

Нашим взорам предстает портрет, чем-то напоминающий фоторобот, но гораздо более художественно выполненный.

- И кто это? – спрашивает Капитон.

- Примерно в то же время, в которое был написан этот натюрморт, на территории вашего округа было убийство церковного сторожа – Первакова Михаила Петровича – в прошлом известного, как Миша Примус. Об этом трубили все средства массовой информации.

Андрей Евгеньевич достает из того же портфеля DVD-диск.

- Загрузи в компьютер, пожалуйста, - просит он Капитона.

*

TV. КАБЕЛЬНЫЙ КАНАЛ «ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ»
- Приветствую вас, милые дамы! Вновь на нашем канале постоянная рубрика «Жестокий мир мужчин» и я, ее ведущая – Франсина Фуфайкина. Начнем, как всегда, с криминала.
Минувшей ночью в Москве (адрес в интересах следствия не указывается), был убит Михаил Петрович Перваков, сорока пяти лет от роду, сторож храма Воскресения Господня.
Дайте фото, пожалуйста! Фи, какой несимпатичный…!
Это преступление можно было бы отнести к числу рядовых, если бы не одна шокирующая подробность. Первакову были отрублены кисти рук, и смерть наступила в результате обильной кровопотери.
Нет, ну… кошмар, действительно…!
Судя по следам, это произошло в маленькой сторожке при храме, которую он занимал последние годы, а найден он был в парке, примыкающем к церковной территории. Все обстоятельства данного преступления еще предстоит установить следственным органам, однако, вызывает удивление тот факт, что после случившегося Перваков с отрубленными руками пошел не в сторону жилого сектора, где ему могли бы оказать помощь, а направился в сторону парка, где и умер от потери крови.
Представляете картину: идет такой оборванный, несимпатичный, да еще и рук нет…. Ужас!
По версии, которую озвучила заместитель районного прокурора, советник юстиции Роксолана Вакуловна Жадибная  (цитата) потерпевший предпочел умереть вдали от людей, так как не мог больше осенять себя крестным знамением (конец цитаты).
Местонахождение отрубленных рук в интересах следствия не указывается.
Ну, еще бы…!
Необходимо отметить, что Михаил Перваков в прошлом был известен, как Миша Примус и дважды отбывал срок за разбойные нападения. И служители, и прихожане уверяют, что сторож давно покончил с криминальным прошлым, но не стоит сбрасывать со счетов прежние связи покойного, которые, естественно, в интересах следствия не разглашаются.
Уж если завел мужик собутыльников, то это надолго…!
Мы попытались взять интервью у настоятеля храма Воскресения Господня протоиерея Зосимы, но он со словами (цитата) Все в руце Божией… (конец цитаты) скрылся от нас в своей келье.
Чего еще ждать от мужика, пусть и духовного звания…?
Мы все равно будем следить за ходом расследования.
Оставайтесь с нами и помните – женская доля всегда должна быть больше!

*

- Откуда эту жабу взяли? – спрашивает Тоша, закончив просмотр.

- Этой, как ты выразился, жабе искренне благоволит один из заместителей начальника ГУВД, - отвечает Горыныч.

- Какой именно?

- Мне кажется, Капитон, это не твое дело…

- Но благоволит?

- Да.

- Искренне?

- Несомненно!

- Дальше рассказывать? – спрашивает наш гость.

- Конечно, Андрюша, извини…. Это была рекламная пауза.

- Так вот, - продолжает Хохлов, - пятнадцатилетний мальчик Митя, с филигранной точностью, нарисовал череп Миши Примуса в то время, когда его голова, простите, черепом еще не стала…

Я внимательно рассматриваю рисунок юноши. Не могу сказать, что он мне знаком, но меня не покидает ощущение, что череп здесь лишний.

Тоша переворачивает лист ватмана.

- Здесь дата стоит, - замечает он.

- Да. Это следующий день после убийства, - отвечает Андрей Евгеньевич.

- А не может это быть простым совпадением? – спрашивает Капитон.

- Нет, братцы мои дорогие, здесь какая-то фигня…, - замечает Горыныч.

- Молодец, Гриша, - говорит Хохлов, улыбаясь, - умеешь ты уловить суть. Теперь вспоминай до кучи – около недели назад у вас на набережной рыбаки обнаружили пакет, а в нем отрубленные кисти рук. Ты, Гриша, попросил меня провести исследование. Кисти недавние, так что дактилоскопировать их было несложно.

- Руки Примуса, в рот мне компот! – восклицает Тоша.

- Нет, но обладатель этих конечностей также был судим и его пальчики есть в картотеке.

- И кто же это? – спрашивает Горыныч.

Хохлов роется в своем портфеле и достает фотографию мужчины.

- Это копия из паспортного стола. Она свежая, поскольку 45 лет ему исполнилось совсем недавно. Знакомьтесь – Алиус Роберт Николаевич, 1965 года рождения, уроженец г. Риги Латвийской ССР. В 90-х отбывал срок за незаконное лишение свободы и вымогательство.

- Чего ж ты молчал?! – возмущается Горыныч.

- Вот я тебе и говорю. Информация только сегодня поступила.

- Тело-то до сих пор не найдено!

- Возможно, теперь вам будет проще. Но тело - это не самое интересное…

Андрей Евгеньевич разворачивает второй лист ватмана. На нем аналогичный рисунок, но череп несколько другой и надпись на ленте: «Dei pedes lanatos habent!».

- «Натюрморт с черепом №2» и высказывание старика Петрония, - информирует полковник, - «Ноги богов обмотаны шерстью». В вольном переводе: «Возмездие подкрадывается неслышно».

- Когда Митя это нарисовал? – тихо интересуется Тоша.

- За три дня до обнаружения рук на набережной. Я подумал, что он повторяется, изменяя только надписи, ан нет…

- Ну, и…? – хитро смотрит на друга Горыныч.

Хохлов лезет в портфель и достает еще одну, сделанную им, реконструкцию.

Алиус. Почти идентичен.

Горыныч и Компот смотрят на гостя так, как смотрят на фокусника.

- Что скажете, коллеги? – Хохлов снова закуривает.

- Обычно руки отрубают вместе с головой, чтобы невозможно было идентифицировать труп. Здесь, похоже, нечто иное…. Прокуратура уже подарила нам очередную 105-ю [3]…, - бурчит Горыныч.

- А почему не 244-ю [4]? – ерничает Капитон.

- Не смешно, Компот…, - замечает шеф и обращается к Хохлову, - с этим юношей, с Митей, вообще невозможно общаться?

- Ни у кого, кроме указанных мною трех человек, не получалось.

- Он живет с родителями?

- Он живет в интернате.

- А родственники?

- Насколько мне известно, у него никого не осталось.

- Супруга твоя сможет нам помочь в общении с ним.

- Постарается, но результат я не гарантирую.

- Надо постараться, Андрюш. Юный художник -  единственная ниточка. Правда, очень ненадежная…. Это, конечно, сфера деятельности убойщиков из округа, но если руководству необходимо порвать чью-то задницу за нераскрытую 105-ю, в первую очередь вспоминают мою.

- Да брось ты, Гриша, - улыбается полковник, - после стольких лет в уголовном розыске она у тебя должна быть железной.

Неожиданно подает голос Тоша:

- Я не понял, у нас что, серия вырисовывается? И как этого психа журналисты окрестят? «Рукастый маньяк»? «Гарик – руки на фиг»? «Тони – руби ладони»?

- Теперь становится ясно, кто в прессу такие безумные идеи продает за долю малую, - смеется Хохлов.

- Вот ты, братец мой дорогой, этим делом на досуге и займешься, - приказывает шеф Капитону и добавляет, - при этом текущие материалы исполнять за тебя никто не будет.

- Это когда же я все успею?! – возмущается Самсонов.

- У тебя помощник имеется.

Указующий перст Горыныча нацелен на меня. Вот спасибо…!

- За что, Горыныч?! – спрашивает мой напарник с фальшиво-слезливой интонацией.

- За черный юмор…

*

Молчание — великий друг, который никогда не изменит. Конфуций

*

В один из вечеров Капитон возвращается довольно поздно.

Проходит на кухню, закуривает и молча смотрит на меня. Терпеливо жду, понимая, что торопить его с рассказом не стоит.

- Он не произнес ни слова, Самсоныч, - говорит, наконец, мой напарник, - и не написал ни строчки.

- Кто?

Кажется, Тоша меня не слышит…

- Как мы с Лидией Алексеевной Хохловой ни старались, выжать из него ничего не удалось. Учитель рисования – Олег Палыч – вообще отказался в этом участвовать. Да и старшая медсестра – Евгения…, как ее…, Михайловна кажется, как-то косо на нас смотрела. Словно мы его пытать собрались, иголки под ногти запихивать…

Догадываюсь, что Тоша пытался беседовать с Митей Добычиным.

- С виду – парень, как парень. Сидит, чего-то рисует. Рисует, кстати, неплохо. За все время, что мы с ним пробыли, ни разу даже в нашу сторону не посмотрел. Впечатление такое, что он еще и не слышит ничего, в рот ему компот! Дорого бы я дал, чтобы узнать, что происходит в его голове…!

- Может и не стоит, Тоша, стремиться к этому. Слишком много страшного может быть в голове у человека, лишившегося рассудка в результате сильного эмоционального потрясения. Если он, конечно, рассудка на самом деле лишился…

Капитон смотрит в окно.

- Я спросил у Лидии Алексеевны причину его нынешнего состояния. Она сказала, что Митя, судя по тому, что указано в его личной карте, стал свидетелем гибели своей семьи.

- Кошмар!

- Надо будет покопаться – где и как это произошло. Это, конечно, мало что даст, и, ни в коем случае, его не разговорит, но попробовать стоит.

- Он, Тоша, молчанием своим, наоборот, от прошлого отгородился…. Возможно, молчание это, да рисунки непонятные – единственное его спасение…

- Не перестаю думать – откуда у него дар такой…

- А это дар…?

- Как можно воспроизводить черепа живых или недавно умерших людей, мне более-менее понятно. Художник может нарисовать женщину обнаженной, даже если она позировала в платье. Но изображать черепа людей, которых ты никогда не видел…

Напарник внимательно смотрит мне в глаза.

Я молчу.

- Или, все-таки, видел…?

*

TV. КАБЕЛЬНЫЙ КАНАЛ «ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ»
- Приветствую вас, милые дамы! Вновь на нашем канале постоянная рубрика «Жестокий мир мужчин» и я, ее ведущая – Франсина Фуфайкина. Для начала новости криминального блока.
Еще одно жестокое убийство потрясло сегодня жителей столицы.
Совершенно непонятно, когда это закончится! Маньяк, которого уже прозвали РУКОРЕЗОМ, орудует в городе совершенно безнаказанно! Сегодня в одном из районов Москвы (адрес в интересах следствия не указывается), в собственной квартире обнаружен убитым председатель правления коммерческого банка «Fraud-Bank» (как вам мое произношение?) Сергей Сергеевич Тригорский.
У нас на связи постоянный корреспондент нашего канала Аврора Майкина, которая уже готова выйти в эфир непосредственно с места преступления. Аврора…?
- Ага, Франсина…. На место происшествия нашу съемочную группу, естественно, не допустили. Мужчинам постоянно кажется, что только они способны раскрывать преступления! Ага…! Тем не менее, я лично приняла активное участие в поисках отрубленных рук банкира Тригорского на прилегающей территории. Поиск не увенчался успехом, но на деле я доказала мужчинам-шовинистам свою работоспособность! Ага…! Дополнительно хочу отметить, что Сергею Сергеевичу Тригорскому было 45 лет. У него остались жена и двое несовершеннолетних детей. Ага, Франсина…?
- Спасибо за исчерпывающую информацию, Аврора! У тебя милое пальтишко…
После короткой рекламы расскажем немного о спорте.
На чемпионате Европы в споре потных брутальных самцов, именуемом почему-то греко-римской борьбой, россиянин Гриша Чавчавадзе одолел украинца Тиграна Вердияна…
Оставайтесь с нами и помните – женская доля всегда должна быть больше!

*

В последнее время я все чаще оказываюсь на месте преступления вместе с Капитоном. Его потуги воспрепятствовать моему желанию быть в курсе событий принимают случайный характер. Видимо осознал с годами, что мое любопытство - не такой уж и большой грех…

Мы в квартире банкира Тригорского.

Осматриваю помещение и понимаю, что слова «богатство» и «вкус» синонимами не являются.

Сам Тригорский был, судя по всему, привязан за локти и кисти рук к позолоченной спинке широченной кровати. Почему был? Потому что в настоящий момент привязаны только локти, а кисти рук отсутствуют…

- Обильная кровопотеря, - констатирует судебный медик, - и, судя по всему, сердце не выдержало болевого шока.

- Когда это произошло? – спрашивает Горыныч.

- Часов 10-12 назад. После полуночи.

- Кисти нашли? – задает вопрос шеф постовым милиционерам.

Те отрицательно качают головами.

- Свидетели? – продолжает Горыныч.

- У него же рот мощным кляпом забит и скотчем замотан. Кричал, конечно, но никто ничего не слышал, - докладывают сотрудники.

- Ищите, братцы мои дорогие, ищите, - приказывает начальник уголовного розыска, не уточняя, что конкретно необходимо искать в первую очередь.

Это распоряжение он отдает, скорее, с целью удалить с места происшествия людей, от которых при осмотре нет никакого толку.

Эх, если бы имелась возможность также ловко удалить толпу руководителей различного уровня, соревнующихся в высоте  своих фуражек и бестолковости отдаваемых приказов!

Незаметно перемещаясь по квартире, оказываюсь в кабинете банкира. Капитон уже роется в ящиках письменного стола. Интересно, что он собирается там найти? Отрубленные руки? Орудие преступления?

А может, паспорт убийцы?

Спустя какое-то время замечаю нечто интересное на одной из нижних полок книжного шкафа. Фотография в рамке. Четверо мужчин, сидящих за столом в каком-то кабаке. Мне далеко до полковника Хохлова по части идентификации личности, но даже я понимаю, что это молодые Перваков, Алиус и Тригорский. Личность четвертого мне неизвестна.

- Тоша, ты это видел? – спрашиваю у напарника.

Он подходит к шкафу, берет фотографию с полки.

- В рот мне компот…! – восклицает он.

- Не могу не согласиться, - замечаю, используя максимум такта.

Похоже, что самое интересное на месте происшествия снова нашел именно я.

- Интересно, что сегодня или завтра нарисует Митя Добычин? – произносит Тоша, глядя мне в глаза.

В этот момент к нам заходит Горыныч.

- Что у тебя? – спрашивает он у Капитона.

- Они знакомы. И знакомы давно, - говорит он, показывая фото.

- Так я и думал…, - бормочет шеф, рассматривая снимок, - какие есть мысли?

- Перваков, Алиус и Тригорский одногодки. Всем по 45 лет. Логично предположить, что и четвертый фигурант на фотографии 1965 года рождения. Их должно что-то связывать – учеба, служба, совместные занятия спортом…

- Согласен.

- Тригорский судим не был, но у двух других статьи чисто бандитские. Неизвестно, что у четвертого. Надо установить личность и проверить.

- И здесь не возражаю.

- Надписи на рисунках Мити Добычина явно говорят о мести. Кому – понятно, но за что? И почему руки?

- Все ответы в их прошлом, Компот. Надо копать…

- И копать быстро. Не исключена четвертая жертва.

- А может и пятая…, - задумчиво произносит Горыныч.

- Почему пятая?

- На фотографии четверо, а тарелок с едой на столе – пять. Кто-то же их снимал…, - неожиданно шеф обращается ко мне, - что скажешь, Самсоныч?

Сдержанно отвечаю:

- Особого внимания заслуживает тот факт, что человек, сделавший снимок, сидел    в о   г л а в е    стола…

*

Знать прошлое достаточно неприятно; знать еще и будущее было бы просто невыносимо. Уильям Сомерсет Моэм

*

Человек с татуировками «Не буди» на веках принимает от Капитона чекушку, растянув щербатый рот в улыбке умиления. Относительно теплым октябрьским вечером мы занимаем лавочку неподалеку от нашего дома. Подобные встречи Тоша называет «получением оперативной информации».

- Спасибо, начальник! Уважил! – говорит дядя Коля, сворачивая пробку.

- Как жизнь, бродяга? – спрашивает Самсонов.

- Спасибо, потихонечку. Как говорится, с нами Бог и «Единая Россия»!

- О-па…! Ты, никак, политически корректные речи стал вести?

- Ага. После того, как телевизор свой, ёкарный бабай, чуть в окно не выкинул!

- Что ж тебя так допекло?

- Какая тебе разница, начальник? Ты же этой власти служишь…

- Как говаривал Александр Андреевич Чацкий: «…кто служит делу, а не лицам…» [5]

- Все одно, раз на плечах твоих знаки бесовские…!

- Ладно, замнем для ясности. Не хватало нам с тобой еще и политических разногласий.

- Во-во…!

Капитон лезет в карман за сигаретами. На землю выпадает точная копия фотографии, найденной в квартире Тригорского. Я вижу, что дядя Коля ее заметил.

- Ты, Капитон Ильич, как старый еврей стал!

- Это почему?

- Без своего гешефта [6] за дело не берешься.

- Не понял…

- Ты бы и не вспомнил дядю Колю, если б не надо было ему принципов показывать.

- Да брось ты, дядь Коль, никаких принципов я тебе не показывал. Ты чего?

- Фокус с фотографией не прохилял, начальник! Не поверю я, что ты это невзначай сделал.

- Ну… сдаюсь…, виноват….  Но принципы тут причем?

- А на фотографии кто, начальник? Принципы и есть…

Капитон смотрит на фотографию, как будто видит ее в первый раз.

- Не понял,  в рот мне компот…, - бормочет он.

- Хотел, небось, спросить, кто на фотографии?

- Ну…

- Принципы это. Так эту банду в девяностых прозвали. По фамилии главного ихнего – Аркаши Принципа.

- Аркаши…? Это Аркадия Ивановича, что ли?! Того самого?!

- Это для тебя он – Иваныч. Для меня он Аркашка! Чмо беспредельное, прости Господи…!

Тоша смекает, что масть, как говорится, пошла. Встрепенувшись, он произносит:

- Дядь Коль, я все осознал…. Посиди тут, не убегай никуда…. Самсоныч с тобой побудет…. Я за еще одной чекушечкой сбегаю…

- Нет уж, начальник, за фокусы твои ставь пол-литру!

- Согласен! Я мигом…

- И пивка возьми запить…!

Через некоторое время дядя Коли-не-буди начинает демонстрировать свои татуировки все чаще, а мы с Тошей узнаем, что прошлое владельца концерна «GazOil-Steal Ltd.» и хоккейной команды  «Nashville Predators», олигарха-мецената Аркадия Ивановича Принципа, как водится, отдает криминалом. Гордиться он может, пожалуй, только двумя вещами – тем, что его однофамилец в начале прошлого века развязал Первую мировую войну [7], и тем, что самому Аркаше все-таки удалось в конце века выжить, сохранив основной капитал.

- Принципы бандитствовали вовсю, особенно в Подмосковье. Они пионерами захватов этих были…, как их, ёкарный бабай..., рей… дрей…

- Рейдерских [8]? – подсказывает Капитон.

- Во-во…

- Как же Принцип от тюрьмы ушел?

- Никогда и ничего сам не делал. Никогда и ничего…. Я не удивлюсь, если его подписи ни на одной стремной бумаге нет.

- А чем он тебе так не нравится, дядь Коль?

- Беспредела не люблю…! Понятия люди не зря придумывали, а у Аркашки понятий отродясь не было! Да и у подручных его тоже…

Капитон задумчиво вертит в руках фотографию.

- А вот этот, крайний справа, кто?

- Этот? Жора Большой. Три ходки [9] у него. Заплечных дел мастер. Мразь еще та…!

- А фамилия-то у него имеется?

- Кварталин, кажется. А Жора – это, наверное, Георгий…

- А по отчеству не помнишь?

- Старый вор Колян не обязан всякую шваль по отчеству знать…!

*

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.

Микеланджело    

*

Стоит ли говорить, что кончину Сергея Сергеевича Тригорского Митя Добычин знаменует «Натюрмортом с черепом № 3» и оптимистичной фразой старика Цицерона: «Mortem effugere nemo potest!» - «Смерти никто не избежит!»

Проведенная полковником Хохловым реконструкция безаппеляционно доказывает, что на рисунке череп банкира.

Все попытки Лидии Алексеевны Хохловой добиться от молодого художника хоть каких-то объяснений, приводят к абсолютно нулевому результату.

Капитон пропадает целыми днями, пытаясь собрать максимум информации о Жоре Большом и былых «подвигах» группировки Принципа, оставляя меня наедине с моими любимыми альбомами.

Сегодня принимаю решение уделить время раннему творчеству Леонардо да Винчи.

Останавливаюсь на одном из первых портретов кисти великого художника.

Портрет Джиневры де Бенчи (доска, масло), около 1474—1476 годов – единственная картина, находящаяся сегодня за пределами Европы, подлинное украшение Национальной галереи искусства в Вашингтоне.

Мне кажется немного странным выбор модели. В лице изображенной женщины присутствует какая-то двоякость. Оно приятно и отталкивающе одновременно. Хотя…. «Мона Лиза», на мой взгляд, производит такое же впечатление.

Кто что ни говори, а «Дама с горностаем» трогает меня сильнее…

А может, Джиневра - это одна из первых загадок Великого Леонардо, начинающего на определенном этапе поиск своей манеры в портретной живописи?

Одно могу сказать с уверенностью – это не парадный портрет.

Почему?

Потому что, вопреки обыкновению портретистов того времени, наряд девушки лишен каких-либо украшений, лишь маленькая жемчужина на вороте прозрачной рубашки. В нарушение ренессансной портретной традиции Леонардо изображает Джиневру повернувшейся не влево, а вправо.

И еще один непонятный мне момент - модель изображена в погрудном обрезе, а сам да Винчи в своем «Трактате о живописи» советовал писать портреты с руками, так как они не менее красноречиво характеризуют человека, чем лицо.

Переворачиваю страницу альбома и понимаю, что загадки подобны головам Лернейской гидры [10]. Не успеешь разгадать одну, как на ее месте появляется еще несколько.

На оборотной стороне картины, фон которой имитирует плиту из камня порфира, который ценили за вечность, твердость и редкость, изображена эмблема: вертикальная ветвь можжевельника в обрамлении венка из лавровой и пальмовой ветвей. Ветви украшает лента с латинским изречением: «Virtutem forma decorat».

Вот только черепа здесь никакого нет!

Нету его и все…!

Это, Митя, чисто твоя выдумка!





[1] ЭКЦ – Экспертно-криминалистический центр
[2] Герасимов Михаил Михайлович (1907 — 1970) — антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических наук (1956). Автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков — так называемого «метода Герасимова».
[3] Статья 105 УК РФ - Убийство
[4] Статья 244 УК РФ – Надругательство над телами умерших и местами их захоронения
[5] А.С.Грибоедов «Горе от ума»
[6] Гешефт [нем. Geschaft] (разг. ирон.) - мелкое выгодное предприятие, торговая сделка, спекуляция. Извлечение личной выгоды в деле, требующем бескорыстия; неразборчивая нажива.
[7] Гаврило Принцип (1894 —1918) — сербский студент из Боснии, 28 июня 1914 года убивший австрийского престолонаследника Франца Фердинанда и его жену Софию (Сараевское убийство). Это послужило поводом к началу Первой мировой войны.
[8] Рейдерство — поглощение предприятия против воли его собственника или руководителя.
[9] Ходка (жарг.) – судимость.
[10] Лернейская гидра - в древнегреческой мифологии змееподобное чудовище с ядовитым дыханием, обитавшее в подземных водах, убитое Гераклом (второй подвиг) во время совершения 12 подвигов. Имела 50 голов. После отсечения одной головы на ее месте вырастало сразу три. Геракл не мог справиться с гидрой, пока его помощник Иолай не догадался прижигать факелом места отрубленных голов.



Продолжение  здесь: http://www.proza.ru/2011/02/10/880