Старейший русский хор или Ленинградская капелла

Павлова Вера Калиновна
       
      С середины сентября я стала артисткой – певицей Ленинградской государственной академической хоровой капеллы им. М.И. Глинки, как прошедшая по конкурсу. Проработала я в капелле сезон 1974-75 годов.

      В России нет коллектива, чьи возраст , уровень и богатство творческих традиций превосходили или были бы равными капелле. Поэтому посвящаю несколько строк, обозначающих лишь пунктиром исторический портрет этого выдающегося коллектива.

       История Ленинградской капеллы восходит к ХУ веку. В 1479 году указом царя Ивана 111 в Москве создан хор из 35 государевых певчих дьяков. Его первое выступление состоялось на открытии в Москве Успенского собора Кремля. Семь станиц по пять человек - таков начальный состав хора.
 
       Известно, что Иван Грозный писал стихиры (церковные песнопения) для хора. Надпись на них гласила: «Творения царя Иоанна деспота Российского». Иван Васильевич сам пел в хоре и управлял им. Лично дирижируя певчими, колотил их тростью по головам, если те фальшивили или сбивались с такта.

       В исполнении хора звучали не только церковные песнопения, но и мирские песни хвалебного или лирического характера, а порой просто скоморошьи прибаутки. В ХУ11 веке хор насчитывал около 70 певцов. При Петре 1 хор государевых певчих дьяков переименован в Придворный хор.

       Репертуар его стал более светским. По воле Петра 1 28 певчих дьяков перевезены из Москвы в Петербург, и 28 мая 1703 года этот хор принял участие в освящении первого камня в основании г. Санкт-Петербурга. Так начала свою историю первая в России государственная хоровая капелла.

       Пётр 1 любил музыку и сам пел в хоре партию баса по крюковым и линейным нотам. В хронике придворной жизни за 16 марта 1720 года сообщалось: «Его величество играли в бирюльки и пели с певчими партесное» (многоголосное хоровое пение по партиям).

       В разное время в течение восемнадцатого – девятнадцатого веков выдающиеся музыканты:
 
    -  Березовский Максим Созонтович Березовский (1745 – 1777)– композитор, певец и дирижёр,
    -  Дегтярёв Степан Аникиевич (1766 – 1813) хормейстер и дирижёр,
    -  Ведель Артемий Лукьянович (1772 – 1808) – украинский композитор,
    -  Бортнянский Дмитрий Степанович (1751– 1825) – композитор, хоровой дирижёр, педагог,
    -  Глинка Михаил Иванович (р.1804 - 1867)– русский композитор,
    -  Ломакин Гавриил Яковлевич (р.1812 – 1885)– хормейстер - внесли большой вклад в профессиональное развитие капеллы.

       В 1885 - девятисотые годы - Балакирев Милий Алексеевич, (1837 – 1910) – русский композитор и Римский–Корсаков Николай Андреевич (1844 – 1908) – русский композитор явились инициаторами создания при капелле собственного симфонического оркестра, который затем стал первым Советским симфоническим оркестром.

       3 августа 1918 капелла переименована в Народную хоровую академию.В 1922 - в Ленинградскую государственную капеллу. 19 октября 1922 года ей присуждён статус академической.

       В советское время в деятельность капеллы внесли большой вклад выдающиеся хоровые дирижёры:

С 1919г. – Климов Михаил Георгиевич (1881 – 1937)
С 1941 по 1943 – Кудрявцева Елизавета Петровна (1914 – 2004)
С 1937 г.– Свешников Александр Васильевич (1890 – 1980)
С 1943 г.– Дмитревский Георгий Александрович (1900 – 1953)
С 1955 г.– Анисимов Александр Иванович (1900 – 1942)
С 1967г. – Козлов Фёдор Михайлович (р.1927)
С 1972г. – Михайлов Авенир Васильевич (1914 – 1983)
С ноября 1974 г. – Чернушенко Владислав Александрович (р.1936)               
         
       Итак, 15 сентября1974 года поездом Курган – Ленинград я прибыла на Московский вокзал... Подъезжая к городу и глядя в вагонное окно на проплывающие мимо платформы пригородов, на масштабную архитектуру столичного города я переполнялась гордостью за возможность будущего общения с ним.

       С детства звонкое и красивое слово Ленинград в семье было символом всего самого высокого: этики, нравственности, культуры, искусства, образования и традиций. Лениградец или ленинградка – статус, который в народе был эталоном всех вышеозначенных качеств.

       Отец в это слово вкладывал особый смысл: «Это город Ленина и колыбель революции!», - говорил он и всегда приветствовал наше стремление получить образованию в этом городе.

       Капелла находится в самом центре Ленинграда, на берегу р. Мойки, д.20. До неё от вокзала по Невскому проспекту можно пройти пешком, по пути пересекая Литейный проспект, Садовую улицу, мимо театра Музыкальной комедии, повернув на бывшую ул.Желябова.

       Со двора капеллы через Певческий мост можно сразу выйти на Дворцовую площадь и к Эрмитажу. Как государственное учреждение культуры Капелла представляет собой архитектурный ансамбль из нескольких зданий разного назначения.

       Административный корпус с концертным залом, репититориями, библиотекой, костюмерной и помещениями административно-хозяйственного назначения – главные здания капеллы

       Здесь же, во дворе капеллы расположены отдельный вход в общежитие капеллы и в небольшую гостиницу для гастролирующих музыкантов. В здании предусмотрены жилые помещения квартирного типа для работников капеллы.

       В концертном зале капеллы лучшая акустика в городе благодаря его кубическому строению. Зал капеллы является главной концертной площадкой для проведения хоровых фестивалей и конкурсов, для постановки камерных концертов сольных исполнителей: пианистов, вокалистов, органистов; камерных оркестров и гастролирующих хоровых коллективов.  Публикация об одном из концертов капеллы: http://www.proza.ru/2011/01/17/537

                Продолжение следует