Городец-молодец! День седьмой

Анатолий Дудник
(Продолжение. Начало http://www.proza.ru/2010/09/24/1199)

Еще на выезде из Нижнего пытающаяся переломить наше невесёлое  настроение  гид рассказала, что Городец – один из малых исторических городов Нижегородского края. Основан Юрием Долгоруким, по не очень точным данным, в 1152 году. По крайней мере, уже в 1172 году Городец упоминался на страницах Лаврентьевской летописи как город-крепость.

В 1263 году в Городце в Феодоровском монастыре умер святой благоверный князь Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды в Новгород. В 1408 году город был разрушен ханом Едигеем и с тех пор  долгое время назывался Пустым Городцом.

В настоящее время Городец – районный центр Нижегородской области с населением около 32-ух тысяч человек, одно из самых интересных мест для туризма и отдыха. Город известен всему миру своими историческими памятниками, которых  более ста. Городец  является музейной столицей Поволжья.  Несколько лет назад в городе был восстановлен Федоровский собор – главный храм монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Вот у входа в  этот храм  автобус и сделал вторую остановку.

Наша группа приехала первой к храму -  пришлось ждать, когда служительница его откроет. Храм очень красивый, как и другие храмы, в которых нам довелось побывать за время круиза. Нас водила от иконы к иконе и просвещала высокая худощавая женщина в тёмной одежде и платке, светящаяся внутренним светом, когда открывала для непосвящённых очередную истину. Верующие казались самодостаточными – ставили свечки, молились, писали записочки, подходили и со знанием дела прикладывались к иконам.

«Просветлённых» нас автобус перевёз на площадку, располагавшуюся  рядом с остатками Городецкого городища. Гид рассказывала много и интересно, но ничего, кроме остатков вала и почти зарытого рва, покрытых причудливыми корявыми соснами, я не увидел. По преданию,  такое старинное оборонительное сооружение, сыгравшее свою роль,  было  разрушено по распоряжению Екатерины Второй после того, как она здесь побывала. Сосны после её приезда и появились. Вдоволь пофотографировав  и озябнув, вернулись в автобус, чтобы переехать непосредственно в исторический центр города. Там мы «спешились», оставив морского цвета автобус  на узкой улочке. Более никуда на нем мы уже не ездили, если не считать дороги на пристань в конце экскурсии.

Ранее радовавшийся случайно увиденным по дороге  старинным аккуратным домикам, очень органично вписанным в местный ландшафт, в этом районе я просто был восхищен их обилием и красотой. Ощущение, что ты вышел на поляну, сплошь покрытую ценными грибами. Хотелось стать по центру чистенькой и, наверное, специально прибранной улочки и неспешно крутиться и крутиться, наслаждаясь красотой каждого домика в отдельности. Все дома с резными наличниками, фронтонами, с яркой и разнообразной  окраской. Автомобилей почти не было: улочки казались чисто пешеходной зоной.

В одном месте видели остатки старинных ворот, а где-то - старинную кованую решетку. Большие деревья, присутствующие повсюду, подтверждали, как мне  казалось,  возраст поселения. Синего цвета деревянное здание на углу улицы, выходящей к берегу Волги, сплошь укрытое резными прибамбасами, оказалось Музеем самоваров,  созданным на основе частной коллекции одного из депутатов Законодательного собрания Нижегородской области и открытым в 2007 году.

В музее служащие упорно не хотели обслуживать нас, уставших от впечатлений,  так как, якобы, нам экскурсия не была заказана, а сам музей ждал другую  группу, которая должна была нагрянуть с минуты на минуту. Пока мы с Натальей «щелкались» на фоне улочек исторического центра, «наши» как-то просочились внутрь красивого дома, а возражающие возгласы местных музейщиков прекратились.  Заплатив всего-ничего, мы оказались в хвосте экскурсии по залитым ярким светом комнатам, сплошь заставленным «витринами» с разнотипными самоварами, необычайно отсвечивающими кто золотом, а кто - серебром. 

«Вёл» экскурсию молодой стройный блондинистый парень с вьющимися волосами лет до тридцати, сверху одетый в чёрную рубашку, замечательно контрастирующую с цветом волос. Важно другое: он напомнил мне Трубадура из мультфильма «Бременские музыканты». Но описание было бы не полным, если бы не было сказано о том,  как интересно этот молодой человек проводил экскурсию. Я обратил внимание, что в интонациях гида явно звучала гордость и вызов при подаче материала. Мол «не смотрите, что мы из провинции – знаем себе цену».

 Группа, включая меня и Наталью, была взята в полон обаянием ведущего:  люди были просто приятно поражены там, где, казалось бы, и удивляться нечему. Думаю, что при таком экскурсоводе любая демонстрация, например поварёжек, прошла бы  на высшем уровне.  Много дней спустя, я понял, что вот так непринужденно, толково, эмоционально, уважительно и, одновременно, с неприкрытым достоинством, наверное сто и более лет назад, местный приказчик в  хорошем  магазине  именитого купца первой или второй гильдии предлагал товар серьёзному заезжему покупателю из Санкт-Петербурга или Москвы.  Служительницы музея – дамы солидного возраста, я видел трёх, заметив, что посетители удивлены, довольно улыбались. Самовары в старину, как я понял по-своему Трубадура, занимали статус в домашней утвари повыше, чем сегодня любимый мерседес последней модели. «Да что говорить?! Коллекцию надо видеть!»

Вот после этого музея я  в душевном плане окончательно оттаял. Стриженый белобрысый паренёк лет десяти в белой рубахе с русской вышивкой на груди, внезапно появившийся в большом окне  соседнего, выкрашенного зелёной краской домика и спокойно окинувший взглядом нас под окнами, вызвал  всеобщий восторг и ликование экскурсантов. Если это «явление паренька народу»  заготовка местных музейщиков, надо отдать им должное. Памятник Александру Невскому, крепко сжимавшему в руке то ли копье, то ли древко с вымпелом, продуваемый на высоком берегу Волги, был  органичен и явно на своём месте. Припомнил, как мы вниз по Волге шли мимо Городца и я увидел чёткий силуэт какого-то памятника. Как-то теперь всё выстроилось с географией города.

До отъезда  оставался час. Гид повела особо озабоченных по местным магазинам. Я и Наталья зашли в художественный салон, где прикупили местных сувениров. Супруга пыталась разобраться где городецкая, а где не городецкая роспись на разделочных дощечках и матрёшках. Взяли и знаменитые местные пряники, которыми с 19 века славится Городец.

Не спеша  еще прогулялись по уютным маленьким улочкам, пытаясь представить как бы они здорово смотрелись при солнечной погоде. Нынешняя погода, похоже, стала определенно улучшаться. Водитель сидел в одиночестве в своём, то есть в нашем, крутом автобусе и смотрел нависающий над ним телевизор. Тут я по-доброму позавидовал человеку: «Будь у меня такой синий «лопушистый» автобус, тоже  бы так отдыхал!» - фантазировал я, забираясь на заднее сидение. Основная часть группы подошла попозже, но организованно. Опаздывающие бежали, часто спотыкаясь для приличия.

По дороге к пристани  фотографировал все дома подряд, понимая, что  уже не увижу такую красоту. У пристани нашего теплохода еще не было - он, пройдя до этого "нижний", выходил  из «верхнего» шлюза. Слева от причала красовалась плавучая гостиница, в холле которой коротали время и тратили деньги экскурсанты. Мы тоже зашли полюбопытствовать. Наталье срочно потребовалось купить красиво раскрашенную, именной работы солонку. Купили две. Над администратором висела классно сделанная чеканка герба с русалкой, отсвечивающей  медной грудью. Долго я смотрел на саму администраторшу – красивую девушку, пытаясь понять, чем же она так здорово похожа на русалку. И догадался!

Тем временем вторым бортом к пристани подошел наш теплоход. Соскучившиеся по своей каюте и уставшие, мы заспешили на теплоход. По пути, проходя через поперечный коридор чужого двухпалубного теплохода, стоявшего непосредственно у причала, мы  пришли к выводу, что наш – просто красавец! На чужом страшно не понравился застоявшийся запах камбуза и чего-то старого. Через некоторое время из судового радиоузла прозвучал «обратный отсчет» и строго по времени,  теплоход отошел. «Прощай, Городец – молодец!»

(Продолжение  http://www.proza.ru/2010/09/27/1210)