Василий Сталин ч 28 Женщины в его жизни

Сергей Дроздов
«Мама, я лётчика люблю!
Мамочка, я лётчика люблю!!
Лётчик высоко летает,
Много денег получает,
Мамочка, я лётчика люблю!!!»
(из популярной песенки тех лет).

Василий Сталин был официально женат трижды. Неофициальных романов в его жизни тоже было много. Молодой красивый лётчик, сын «самого» Сталина пользовался у женщин большим успехом.
Я не буду пересказывать различные сплетни о его успехах на любовном фронте. Желающие могут легко найти множество былей и небылиц об этом. Кратко остановимся на самых важных моментах его личной жизни. Тем более что о некоторых незаурядных «подвигах» Василия на этой стезе речь уже шла.

Первой женой Василия была Галина Бурдонская. Когда Василий оповестил отца о своей первой женитьбе, Иосиф Виссарионович  благословил сына правительственной депешей: «Что ты спрашиваешь у меня разрешения? Женился — черт с тобой! Жалею ее, что вышла замуж за такого дурака». Наверное, Василий, зная крутой нрав и тяжёлую руку отца, обрадовался и такому поздравлению.
Из воспоминаний Г.Бурдонской: "Познакомилась я с Василием на катке. Он подъехал ко мне, как-то отчаянно, весело познакомился, дурачился на льду, картинно падал, поднимался и снова падал. Проводил домой...
Василий по натуре был человеком шальной смелости. Ухаживая за мной, он не раз пролетал над станцией метро "Кировская" на небольшом самолете. За такие вольности его наказывали. Но наказывали робко и Сталину Иосифу Виссарионовичу не докладывали".
"Галина Александровна Бурдонская, училась в Полиграфическом институте. Фамилия ее идет от прадеда - француза Бур доне. Пришел он в России) вместе с армией Наполеона, был ранен. В Волоколамске женился на русской.
С Василием Иосифовичем Сталиным они поженились в 1940 году. Я родился в сорок первом, а через полтора года появилась на свет сестра Надежда... Мама была жизнерадостным человекам. Она любила красный цвет. Свадебное платье, неизвестно почему, сшила себе красное. Оказалось, это дурная примета...
(Из воспоминаний А.Бурдонского, сына В.Сталина.)

О том времени много вспоминал Александр Бурдонский — сын Василия Сталина и Галины Бурдонской. Вот что он говорил:
— Был он немножко, знаете, такой Паратов из «Бесприданницы». Вот когда ухаживал за мамой, вот все его полеты над «Кировской», метро «Кировской», где она жила... Вот так вот, это он умел делать.
Хорошенькой Гале было из кого выбирать. Уже после разрыва с Василием она еще дважды была замужем, кроме этого, у нее было много романов, но... «Васька, — говорила она, — это любовь!»
— Моя мама была удивительно редкостным человеком, который не мог быть кем-то, понимаете, вот она не могла прикинуться кем-то и не могла, и никогда не была лукавым человеком. Может быть, в этом ее тоже беда была. И чтобы вот такой человек любил отца... а мне кажется, что она любила его до конца своих дней.
"Часто бывали у родителей Валя Серова, с которой мать дружила, и Константин Симонов, Людмила Целиковская и Войтехов, Козловский с Сергеевой, Роман Кармен с известной московской красавицей Ниной Орловой, Каплер, Бернес, Николай Крючков. Плисецкая не пишет в своей книге, как, опаздывая на репетицию, звонила от отца: - Я не приеду... Звоню с дачи Сталина..."
"Отец прилетал все время, и мама летала к нему. Но они должны были расстаться. Мама не умела приобретать друзей в этом кругу. Власик, вечный интриган, сказал ей:
- Галочка, ты должна мне рассказывать, о чем говорят Васины друзья.
Мать его - матом! Он прошипел:
- Ты за это заплатишь.
Вполне возможно, развод с отцом и был платой. Власик мог начать интригу - чтобы Василий взял жену из своего круга. И подсунул Катю Тимошенко, маршальскую дочь...» (Из воспоминаний А.Бурдонского.)


Сразу после войны распадается брак Василия  с Галиной Бурдонской. Детей, Сашу и Надю, Василий оставляет у себя и женится на Екатерине Тимошенко, дочке знаменитого маршала. Детям она запомнилась настоящей мачехой, хмурой и властной.
Александр Бурдонский:
— Это вот одна такая была сторона жизни, где мы могли... там по неделе нас не кормили, не поили, запирали в комнату. Отец этого не видел, но так было.
«Екатерина Тимошенко с нами страшно обращалась. Сестру била жесточайшим образом, у нее почки до сих пор отбиты. На роскошной даче мы умирали с голода. Вылезли как-то, это еще до Германии было, маленькие дети, прокрались туда, где овощи лежат, набрали себе в штаны и зубами чистили свеклу, немытую грызли л темноте. Просто сцена из фильма ужасов. Это в царским доме! Няньку, которую Екатерина поймала на том, что та нас подкармливала, выгнала... Жизнь Екатерины о отцом - сплошные скандалы. Я думаю, он ее не любил. Скорее всего, чувств особых не было с обеих сторон. Очень расчетливая, она, как и все в своей жизни, просто просчитала этот брак.
Надо знать, чего она добивалась. Если благополучии, то цель, можно сказать, была достигнута. Екатерина им везла из Германии огромное количество барахла. Bсе это хранилось в сарае на нашей даче, где мы с Надей голодали. Когда отец Екатерину выставил в 1949 году, ей потребовалось несколько машин, чтобы вывезти это добро. Мы с Надькой услышали шум во дворе и кинулись к окну. Видим - "студебеккеры" цепочкой идут" . (Из воспоминаний А.Бурдонского.)
А вот что вспомнил про вторую жену Василия один из его лётчиков: «…На территории взлетной полосы показался черный „паккард“ — все узнали машину Василия Сталина. Он приехал с девушкой. Подозвал Каснерика: „Миша, как следует покатай ее“. На Мишу смотрели не глаза — огонь. Девушка все время улыбалась, обращалась к Сталину на ты, ничего не боялась… „Кто она?“ — ломал голову Каснерик, пока они с красавицей Катей шли к самолету. Взлетели. Когда приземлились, к кабине подошел Василий Сталин: „Тебя, что, наказать? Фигуры воздушные ей покажи — вираж, штопор, колокол, чтоб дух занялся… Давай еще раз!“ Михаил Каснерик снова взлетел. Сделал в небе несколько „безобидных“ фигур и пошел на посадку: будь что будет… Земля… Девушка сказала Каснерику: „Вы хоть и летчик, но зато порядочный джентльмен!“. Это была дочь Маршала Советского Союза Семена Тимошенко, вторая жена Василия Сталина. Как рассказывал потом главнокомандующий, его молодая жена Екатерина Семеновна частенько за ужином упрекала: „Мол, летчик… Тоже мне работа. И за что тебя кормить?“
Каким- то несчастливым был этот недолгий брак…
Третьей женой Василия стала известная спортсменка и рекордсменка, пловчиха Капитолина Васильева. Это, пожалуй, была единственная его жена, которая сумела понравится самому И.В. Сталину.
После того, как Василий объявил Сталину о женитьбе на молодой пловчихе, в подарок от отца молодые получили 10 тысяч рублей, на которые Капитолина купила мужу его единственный за все это время гражданский костюм и туфли.
Можно сказать, что период конца сороковых — начала пятидесятых был лучшим в жизни Василия Сталина.
«В конце сороковых сын Сталина расходится с дочкой маршала Тимошенко и начинает жить с многократной чемпионкой по плаванию. Поселились они в особняке на Гоголевском бульваре в доме номер семь.
Капитолина Васильева много рассказывала про Василия. Порой он приходил домой и спрашивал ее:
— А ты могла бы без моей зарплаты прожить в этом месяце, если я не дам тебе зарплату?» Я знала, что значит, у кого-то беда, что его зарплата нужна как помощь кому-то. Я говорю: хорошо, я это сделаю. Я обойдусь, не беспокойся, только, пожалуйста, ты поменьше устраивай посиделки.
— Конфликты в связи с его вот этой самой фронтовой чарочкой... я очень была против, потому что я знала, что это болезнь очень такая тяжелая, она прогрессирует, и мне нужно было как-то… Но у меня ничего не получалось».

А вот ещё интересный  случай из воспоминаний Васильевой:
"В октябре или ноябре 1950-го мы с Василием поехали в санаторий в Сочи. Иосиф Виссарионович в это время отдыхал в Рице и пригласил нас к себе. Я думала, что едем на день-другой, села в одном платьице в машину, и мы покатили.
Со Сталиным отдыхали некоторые члены правительства, и утром, когда все собрались на завтрак, Иосиф Виссарионович представил меня им, начиная с Молотова:
- Вот моя невестка. - Эти слова он произнес так, будто мы были давным-давно знакомы. Потом Сталин спросил:
- Что будем пить? Я вдруг как сказану:
- Коньяк!
Он взял маленькую рюмочку и налил. Рюмочка та, конечно, так и простояла. Все пили грузинские вина Цинандали, Цоликаури. Помню, у Сталина был узенький длинный бокальчик - этого ему хватало на весь завтрак или обед…» (из воспоминаний К. Васильевой).
(Интересное воспоминание, особенно на фоне хрущёвской брехни о страшных пьянках Сталина и его окружения. Сколько фильмов успели снять об этом наши кинодеятели)…
 «Иосиф Виссарионович как-то поинтересовался:
- Какие у вас доходы? Сколько человек семья?
Я стала перечислять: мы с Васей, Саша, Надя, Лина - моя дочка. У Василия оклад 5 тысяч рублей, у меня - 2,5 тысячи. Василий платит алименты 1,5 тысячи, потом взносы, займ. Остается на семью тысячи четыре.
- Это сколько же получается в день? - спросил Сталин.
Я попыталась сосчитать: выходило что-то около 25 рублей на человека.
- Маловато, - заметил Иосиф Виссарионович. - Вот когда будет сотня в день, да еще бутылка вина сухого к обеду, вот тогда жизнь можно будет назвать нормальной. А сейчас - неважная жизнь...
На этом разговор закончился. Вдруг через месяц в наш дом на Гоголевском бульваре приезжает водитель от Сталина. Василий выскочил, а водитель говорит:
- Нет, мне Капитолину Георгиевну. Пакет приказано передать ей.
Там была вся месячная зарплата генералиссимуса - 10 тысяч рублей. И стояла надпись: "Зарплата И.В. Сталина за декабрь 1950 года".
Василий, конечно, обрадовался:
- Слушай, мне нужно купить кобылу!
- Знаешь что, у тебя нет костюма, даже штанов гражданских. У Саши руки вылезают из рукавов. Не говорю уж о себе. Так что эти деньги на семью! - возразила я.
А вечером, позвонила Светлане:
- Света, отец дал нам десять тысяч. Прислал свою зарплату. Я поделюсь с тобой.
- Ни в коем случае! Не смей! И не придумывай! У тебя семья...- заволновалась Светлана. А через месяц звонит мне:
- Слушай, отец мне тоже прислал!.. Светлана не знала: когда Сталин подсчитывал наш доход, я сказала:
- У нас плоховато, а у Светланы еще хуже.
Она развелась тогда со вторым своим мужем Юрой Ждановым и осталась с двумя детьми... Так Иосиф Виссарионович и рассылал нам свою зарплату до конца 1952 года".
(Из воспоминаний Капитолины Васильевой.)
И ещё о деньгах и отношении к ним В. Сталина. Приведу отрывок из интервью К. Васильевой:
— Капитолина Георгиевна, злые языки утверждают, что вы «положили на Василия глаз» с расчетом…
— За каждый рекорд спорткомитет платил мне по 8–10 тысяч рублей. До встречи с Василием на моей книжке скопилось около сорока тысяч рублей. Василию и не снились такие деньги. Так что и в меркантильных интересах меня заподозрить трудно.
— Что можно было тогда купить на эти деньги? Машину? Две?
— И машину, и другую, и квартиру обставить, и одеться в шубки. Тем не менее, шубка у меня была одна, из кролика. За четыре тысячи рублей. Я купила ее в обмен на масло и сало в послевоенном Берлине, выиграв первенство оккупационных сил. Надо отдать должное Василию — он запрещал мне в трудные минуты снимать с книжки деньги. Так они у меня и остались в тот день, когда я ушла из особняка на Гоголевском бульваре. Как сейчас помню 27 февраля 1953 года…»
Дети Василия от первого брака тоже полюбили Капитолину: «"А потом у отца появилась третья жена - Капитолина Георгиевна Васильева, известная в то время пловчиха. Я ее вспоминаю с благодарностью, да и теперь мы поддерживаем связи. Она была единственной в то время, кто по человечески пытался помочь отцу".(Из воспоминаний А. Бурдонского.)
 
"После смерти И.В. Сталина отец каждый день ожидал ареста. И на квартире, и на даче он был в полном одиночестве. Друзья и соратники в одночасье покинули его. С.Аллилуева кривит душой, когда говорит, что отец провел последний месяц в пьянстве и кутежах. Он знал, что в ближайшие дни последует его арест. Видимо, поэтому он и просил меня быть с ним. Однажды, вернувшись из школы, я обнаружила пустую квартиру, отца уже увели, а дома шел обыск".
(Из воспоминаний Надежды Васильевны Сталиной, дочери Василия Сталина.)
На свидание в тюрьму к Василию приезжали все три  бывших его жены: Галина Бурдонская, Екатерина Тимошенко и Капитолина Васильева. Правда, приезжали очень редко.
Из письма Василия Сталина — Капитолине Васильевой:
«22 апреля 1958 года.
Здравствуй, Капа! 27 числа этого месяца исполняется ровно пять лет, как я не был дома. Ты спрашиваешь, кто тебя навещает? У меня нет тайн от тебя, я тебя действительно люблю. Сейчас не навещает ни одна, ни другая. Катерина не навещает и не пишет, так как каждое навещание кончалось руганью из-за тебя. Я не скрывал от нее да и ни от кого свое к тебе отношение. Галина приезжала два раза с Надей. Одна не приезжала».

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2010/09/02/263

Продолжение: http://www.proza.ru/2010/09/04/350

На фото: Василий Сталин и Галина Бурдонская