Василий Сталин ч. 27 Современники о В. Сталине

Сергей Дроздов
Современники о Василии Сталине.

В этой  главе собраны отзывы тех, кто знал Василия лично, в разные периоды его жизни. Вот всего лишь несколько воспоминаний:
Боевые друзья гордились тем, что ими командует Василий Сталин. 83–летний Анатолий Авксентьевич Король, Говорил: «Я горжусь, что мне довелось учиться и общаться с таким человеком…
В 42–м во время вынужденной посадки в лесу меня выбросило из кабины самолета, от ударов о деревья я покалечил лицо и руку. Когда долечивался в Москве, у меня украли все документы. Знакомый по Каче посоветовал обратиться к Василию, он был тогда главным инспектором ВВС. Позвонил и услышал в ответ: «А, Король! Давно не виделись, приезжай». Васин адъютант провел меня к полковнику Сталину, тот меня обнял, говорит: «Поехали на Центральный аэродром». Сели в машину, Вася за рулем. На аэродроме я остался в машине, Василий направился к своему красному истребителю «Як». Погода была пасмурная, нелетная. Но Сталин был хулиган в этом смысле. Полетел в сторону сталинской дачи, и начал там «закручивать» восходящие «бочки». Но минут через тридцать вернулся. Оказалось, конструктор Яковлев увидел в небе красный самолет, понял, кто в нем сидит, и передал по радио: «Батя на даче! Вася, тикай!» Василий отца боялся и без разговоров вернулся. Сталин тогда его не заметил. Когда вернулись в штаб, Василий распорядился, чтоб мне выдали документы о назначении в 12–й гвардейский полк на Центральном аэродроме на должность командира звена».
Штурман Сергей Февралев, три года летавший с Василием Сталиным рассказывал: «8 ноября 1944 года мы с Василием Сталиным вылетели на самолете (американский самолет С–47, который жена президента Рузвельта Элеонора подарила лично Василию Сталину, командиру 3–й истребительной авиадивизии) из Шауляя, где базировались, в Москву. Василий сел на место проверяющего — в правое кресло. Только взлетели и легли на заданный курс, Сталин сразу стал задавать вопросы: „Что это за скорость, где высота?“
— Я отвечаю: «Товарищ полковник, у американских самолетов такая градация приборов: скорость — в милях, высота — в футах. А у нас, мол, есть переводные таблицы. Мы уже и привыкли», — вспоминает Сергей Васильевич. — Меня сердито оборвал Василий Сталин: «К следующему вылету все переделать!». Сталин лично посадил самолет в сложнейших условиях: стоял сплошной туман, полоса обледенела и дул сильный боковой ветер.
— Вообще—то, Василий Сталин был непредсказуемым, грубоватым человеком, — продолжает Сергей Васильевич. — Знал, что ему, сыну великого Сталина, никто поперек слова не скажет. Зато летчиком был классным, от Бога».
Другой однополчанин Василия А.Г. Котов тоже сохранил о нём добрую память. После ранения Александр Григорьевич вернулся в родную деревню. Прикованный к постели, он, казалось, навсегда уже был вычеркнут из жизни. Но спустя два года усилием воли Котов сделал первый шаг - ноги ожили. А вскоре его отыскал Василий и вернул в строй, в родную летную стихию.
"Человек он был противоречивый: вспыльчивый, резкий, но добрый, - пишет Александр Григорьевич. - Он терпеть не мог недисциплинированности, разгильдяйства. Многим от него попадало. Но многие товарищи из нашей среды обязаны ему своим ростом".
Заметим, что эта характеристика Василия Сталина сделана в годы, когда уже не было ни его грозного отца, ни самого Василия. Врать не требовалось - все уже было развенчано, все оплевано, продано и предано!»
"Для меня добрый след в памяти Василий Сталин оставил еще одним событием, когда обнаружилось, что тяжело больна моя четырехлетняя дочь. Ей требовалась срочная ортопедическая операция. Но у нас в стране методики таких операций еще не были хорошо разработаны, специалистов нужного профиля найти было невозможно. Попытки госпитализировать ребенка были неудачны. Об этом стало известно командующему. Он вызвал меня в кабинет, внимательно выслушал, отругал меня (это он тоже умел делать отменно) за то, что я до сих пор не обратился к нему за помощью, повторяя в раздражении: "Людское горе - это и мое горе. Вот разбился на самолете командир полка Шишкин, а я ночи не сплю, все думаю, а можно ли было избежать этой трагедии..."" (Из воспоминаний полковника И.Ролей.)
Сын легендарного летчика, Виктор Маресьев: «После войны отца, Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева забрал служить в штаб ВВС Московского военного округа Василий Сталин, который очень его уважал и ценил и как летчика, и как человека. Дядя Вася тоже был классным истребителем и хорошо воевал».
И вот как вспоминает свой последний, уже послевоенный полет сам Алексей Маресьев: «В последний раз я садился за штурвал самолета, если не ошибаюсь, в начале пятидесятых, еще при Сталине, точнее, когда авиацией в Московском военном округе заправлял Василий Сталин. Обратился к нему с просьбой (мы были на „ты“) разрешить мне полетать на реактивных самолетах. Он зачертыхался: зачем, мол, тебе реактивные самолеты, но, в конце концов, согласился помочь. Из затеи, правда, ничего не вышло. И все же с его помощью мне удалось полетать на поршневых самолетах. В Москве была спецшкола ВВС, а вот самолетов не хватало. С помощью Василия Сталина я выбил для нее По–2 и совершил в школе несколько полетов как летчик—инструктор. На этом моя небесная эпопея завершилась» (Докучаев А. Алексей Маресьев: «Я не из легенды…»).
«Без колебаний скажу, что Василия Сталина летчики любили, писал Герой Советского Союза  Сергей Крамаренко. — Несмотря на то, что он был сыном самого вождя, он честно воевал в Отечественную войну, прошел и Сталинград и дошел до Берлина, а для любого фронтовика это значит многое. Он добился того, что в Московском военном округе для всех летчиков были построены благоустроенные домики, переселил их из казарм и общежитий. А когда при подготовке к августовскому показу авиатехники на аэродроме Тушино летчик из его 32–го гвардейского полка Аркадий Макаров столкнулся с ведомым на пилотаже, и оба выпрыгнули, то, узнав об этом, Василий Сталин немедленно примчался к месту происшествия и, увидев обоих летчиков живыми, обнял и расцеловал их».( Крамаренко С.М. Против «мессеров» и «сейбров». В небе двух войн).
 «Воевал он смело: в бой бросался, завидев противника, буквально накидывался на него, совсем не думая об опасности. У него было тяжелейшее ранение в ногу, вырвавшее его надолго из боевого строя. Летал он на всем, что летало. В его послужном списке записано, какие типы самолетов он освоил. Кажется, он все освоил. Попадал в трудные ситуации: то в самолет молнией ударило, самолет стал неуправляем, но он посадил его все—таки. Сумел он посадить машину с летчиками в Куйбышеве на аэродром, когда за самолетами летали, а другие не смогли. То есть он не только сам выходил из сложнейших ситуаций, но и других спасал. И никогда потом не сетовал, не бахвалился. Всегда говорил: „Война есть война, самолет есть самолет, летчик есть летчик. Здесь уж кто кого“. Да, кое—кому было разрешено из этих школ пойти в летные училища: например, Василий Сталин пошел в летное училище после 9–го класса. Это и было его привилегией, такая привилегия была и у Тимура Фрунзе. Привилегия драться в бою. А ведь летчик дерется в открытом бою напрямую с противником. Тимур Фрунзе был рыцарь такой: он хорошо учился и знал, что пройдет, Степан Микоян тоже. А Василий ужасно боялся, что его из—за отметок не примут. Что же тогда отцу сказать: что не приняли из—за отметок? Что отец скажет? Вот где был страх — не примут в военную школу. Стыд! Перед отцом стыд! А как отцу будет стыдно и неприятно, что его сына не берут в армию! Кого же он тогда воспитал?» (Глушик Е. Артем Сергеев: Вспоминаю Сталина).
А вот учиться Василий не любил (особенно недолюбливая  теоретические вопросы) и мог перечить в этом вопросе даже своему отцу. Однажды  состоялся их разговор на тему дальнейшего обучения Василия, о чем в своей книге поведал сын Л.П. Берии.
«Сталин упрекал в чем—то Василия, а я рядом стоял.
— Посмотри, — говорит, — на Серго. Академию окончил с отличием, адъюнктуру, аспирантуру. А ты—то почему не учишься?
Василий огрызнулся:
— Ты—то сам академий не кончал, вот и я обойдусь» (Берия С.Л. Мой отец — Лаврентий Берия). Отец для Василия был непререкаемым авторитетом, но и Иосиф Виссарионович ценил в сыне самостоятельность и решимость. Великая Отечественная война показала правоту Василия: настоящие асы рождались не в академиях, а в кровопролитье воздушных сражений.
Все, кто знал Василия отмечают такую его черту, как вспыльчивость и горячность, но подчёркивают что требовательность его была справедливой, а злопамятности и желания как-то навредить, отомстить людям у него никогда не было.  Анатолий Неверов, служивший под началом уже генерал—лейтенанта Сталина, рассказал показательный случай: «Меня включили в пилотажную группу запасным и начали тренировать. Командующим авиацией военного округа тогда был Василий Сталин, а в 30 километрах от Кубинки, на берегу Москвы—реки, была его дача. Там же у него была рация, настроенная на волну управления полетами. Меня срочно вызывает командир дивизии и говорит, что нужно выполнить пилотаж над дачей командующего. Летчика основного состава в тот день на аэродроме не было. Командир дал нужные указания и строго предупредил, чтобы я ниже 200 метров не снижался. Я взлетел и через 4 минуты был над дачей. Прохожу на двухстах метрах, вижу террасу, на террасе за столом люди. Выполняю петлю. В наушниках голос командующего:
— Ниже.
Но у меня приказ не ниже двухсот. Выполняю вторую петлю. Опять слышу:
— Ниже.
Еще заход и опять:
— Ниже… твою мать.
Ну что ж, ниже, так ниже. Получилось действительно ниже. В следующем заходе я увидел, что стол вместо белого стал коричневым: слетела скатерть. Мало того, что самолет прошел очень низко, я еще переломил траекторию так, что струя реактивного двигателя пришлась на самый стол.
Доложил, что задание закончил, и вернулся на аэродром. В наушниках тишина. Мне стало жалко того, что было на скатерти, а заодно и самого себя. Представьте себе, что у командующего на столе был список офицеров на представление к очередному воинскому званию: «Капитан Неверов? Это тот, что мне испортил прием гостей?» Нет, не быть мне, видно, майором. После посадки иду в штаб. Как докладывать? А командир спрашивает:
— Ну что, Неверов? Все нормально? Ниже двухсот не снижался?
Телефонный или радиоразговор должен был опередить мою посадку. Значит, такового не было.
— Все нормально, товарищ полковник, не снижался… Звание майора мне присвоили своевременно».
(Я представляю, КАК отреагировали бы нынешние вальяжные «господа» военачальники на такой «фортель» лётчика. Он бы  не только майора не получил, но и капитанского-то звания лишился).
Из книги Е. Пепеляева «Миги против Сейбров»: «В. Сталин столь же страстно любил спорт и уделял этому увлечению много внимания. При личном его участии были созданы многие спортивные команды — футбольная, хоккейная, ватерпольная, конная и другие, которым он стремился создать условия для тренировок, и очень многое сделал в строительстве спортивных сооружений, большинство из которых действуют до настоящего времени.
…Помню, как после одного торжественного собрания в штабе ВВС округа состоялся концерт, на котором выступали известные в то время артисты московских театров. Выступал на этом концерте и И. С. Козловский. И вот, когда спросили В. Сталина, что бы он хотел услышать в его исполнении, тот вместо «Ноченьки», которую часто исполнял Козловский, сказал «Темную ночь». А Козловский не исполнял, даже не знал этой песни военных лет. Получилась заминка, пока Козловскому писали слова этой песни и знакомили с мелодией. Только после этого знаменитый тенор исполнил песню по бумажке. Это вызвало бурю аплодисментов в зале, а Козловский впоследствии нередко пел эту песню.
После смерти Иосифа Виссарионовича Василия Сталина, как мне кажется, несправедливо осудили, посадили, и в 1962 году он умер».

Щедрость Василия была широко известна. Артем Сергеев вспоминал: «Он всегда был щедр и бескорыстен. Больно читать статьи о его богатстве, о манто каких—то. Да не было у него ничего! Получка в армии 15–го числа, все к нему шли — стол накрыт для друзей. Дней через 10–15 к нему приходили со своим — у него уже шаром покати. Носил темно—синие брюки—галифе неширокие, сапоги, гимнастерку, кепку или фуражку летом и кубанку зимой. У него не было так называемого гардероба: все в ограниченном количестве. Был такой замечательный портной и интересный человек, Абрам Исаевич Легнер. Когда Василий сидел в тюрьме, Легнер в мастерской держал весь комплект одежды, от ботинок до шапки, для него. Так же, как держал готовый комплект для Сталина. Он мне показывал, говорил: „У Хозяина второго комплекта верхней одежды нету. А вдруг за гвоздь зацепится? А вдруг какой—нибудь гусь из—за границы приедет, чтобы вид был все—таки“. Говорил: „Васька—то придет из тюрьмы ободранный. Куда придет? Ко мне. День—другой шить все равно надо. А в чем ходить будет, пока сделаю?“ (Сергеев А. О друге незабвенном).
И ещё про одного «друга» Василия надо упомянуть. Вот что вспоминала Капитолина Васильева, третья жена В. Сталина: "Раз прихожу домой - сидят Савицкий и Василий. Выпивши. Спрашиваю: "Шалили без меня?" Василий засмеялся и рассказал, как прямо из театра - в балетном костюме и... папахе! - привезли к ним Плисецкую. Я стала корить Савицкого: "У вас такая милая жена... Человек устал после балета, а вы...". (Как видим, ребята умели ценить высокое искусство не только на словах).
 «Капитолина научила Василия кататься на акваплане. Это прообраз водных лыж, где вместо двух лыжин - одна доска. А вместе с ним обучила этому искусству и его друзей маршалов авиации Жигарева и Савицкого, отца будущей космонавтки". (Л.Тархова, "Заложники Кремля", 1998 г.)
Пока  был жив отец у Василия таких «друзей» было пруд пруди, многим хотелось и на акваплане с ним покататься, и с балеринами поближе познакомиться.
Вот какую  характеристику—аттестацию на В.И. Сталина, дал командир 3–го авиационного корпуса генерал—лейтенант Е. Я. Савицкий в 1947 году:
«Генерал—майор авиации Сталин летает на самолетах: По–2, Ут–1, Ут–2, И–15, И–153, МиГ–3, ЛАГГ–3, Як–1, Як–7, Як–9, Ил–2, „Бостон“, „Зибель“, Ла–5, Ла–7, „Харрикейн“ — общий налет 3174 часа 15 минут. 286–й дивизией командует с февраля 1945 г. Под его руководством частями дивизий по выполнению плана УБП в 1946 г. произведено всего 14 111 вылетов, с налетом 8376 часов 12 мин., из них на По–2 днем 5091 полет, с налетом 2996 часов 27 мин. и ночью 3392 полета с налетом 1357 часов 47 мин. Летным составом частей дивизии отработаны взлет восьмерки и посадки парами и четверками. Летчики хорошо овладели стрельбами по воздушным и наземным целям. Большое внимание в дивизии уделяется стрельбам из фотокинопулеметов, всего произведено из фотокинопулеметов 7635 стрельб. Учеба с летно—техническим составом дивизии организована хорошо и проводится планомерно в учебном кабинете дивизии, который состоит из 16 хорошо оборудованных классов. Технико—эксплуатационная служба дивизии организована хорошо, о чем свидетельствует тот факт, что за аттестационный период не было случаев отказа материальной части по вине технического состава… Штаб дивизии сколочен и работает хорошо: за упомянутый период дивизией произведено 3 двусторонних летно—тактических полковых учения с охватом летного состава 4 полков по взаимодействию с бомбардировщиками.
За первое полугодие 1946 года произведено 22 летно—тактических учения, все они прошли организованно, без происшествий. В целом дивизия по выполнению плана всех видов учебно—боевой подготовки занимает первое место в корпусе. За время, прошедшее после войны, 286–я дивизия заметно выросла, стала более организованной. Летный состав полностью подготовлен к выполнению боевых задач на средних высотах. 40 процентов летчиков могут летать на больших высотах и в сложных метеоусловиях. Сам генерал—майор авиации Сталин обладает хорошими организаторскими способностями, оперативно—тактическая подготовка хорошая. Свой боевой опыт умело передает летному составу. Энергичен и инициативен, этих же качеств добивается от подчиненных. В своей работе большое внимание уделяет новой технике, нередко подает новаторские мысли и настойчиво проводит их в жизнь. Летную работу организует смело и методически правильно.
Состояние здоровья слабое. Вспыльчив и раздражителен, не всегда умеет себя сдерживать. В общении с подчиненными допускает грубость, иногда слишком доверяет подчиненным, даже в то время, когда они не подготовлены и не способны выполнить решение командира. Эти недостатки личного характера снижают его авторитет как командира—руководителя. Лично дисциплинирован, идеологически выдержан, морально устойчив.
Вывод: занимаемой должности вполне соответствует, может быть назначен на повышение, целесообразно было бы использовать в инспекторском аппарате Главного управления Воздушных сил Красной Армии».
А вот после того, как Василий оказался в тюрьме и умер в опале, его бывший друг нашёл совсем другие слова для покойного: «...видно, были в нем заложены какие-то недобрые гены, если, повзрослев, он стал таким - деспотичным, мстительным, привыкшим жить на широкую ногу, всеми командовать". (Е.Савицкий, дважды Герой Советского Союза, маршал авиации, лауреат Ленинской премии, заслуженный военный летчик СССР.) Он ещё и генетик, как выяснилось… Вспоминать, как они «шалили» вместе со своим «деспотичным» другом, Савицкому при этом не захотелось.
Ну и ещё один отзыв Е. Савицкого: «"И вот приходит приказ: назначить Василия Сталина командиром 286-й дивизии ко мне в корпус... Признаюсь, что и оробел несколько: сын такого отца... Деспот и паяц, как и отец его, при жизни он, в конце концов, остался в полном одиночестве".
(Е. Савицкий, маршал авиации. "Московская правда" от 29 января 1989 г.) Эти слова характеризуют скорее Савицкого, чем тех, о ком он так высказался…
Герой Советского Союза Ф.Прокопенко вспоминал: «Василий сбил четыре самолета. В одном бою я лично видел, как он поджег "фоккера". Как-то я его выручил - могли тогда, и сбить его. Уже после войны он подарил мне свою фотографию и подписал: «Спасибо за жизнь. Жизнь — это Родина». Был Савицкий с нами. Вася сказал Савицкому: "Ему подарю, а тебе нет!».
«Роясь в дебрях Интернета, я пытался найти хоть одного человека, который бы знал его и отозвался о Василии крайне негативно, - пишет М. Алексашин. «Приходилось встречаться с разными характеристиками знавших его людей. Его считали забиякой и хулиганом, любителем женщин и широкой души человеком. Но мне не удалось встретить не одного отзыва о Василии, как об избалованном отцом негодяе. Таковым его вырисовали современные СМИ, добавляя к рассказам однополчан Василия свои, зачастую несправедливые и гадкие замечания, а то и вовсе надуманные характеристики. Но людская память сохранила совсем иной образ Василия Иосифовича Сталина.
В. Пшеничная: «Много хорошего я слышала и о сыне Иосифа Виссарионовича — Василии. Дело в том, что до войны мой двоюродный брат учился с ним в летном училище. Он часто увлеченно рассказывал мне о многих случаях бесстрашия Василия как в летном училище, так и на фронте. А в годы войны, когда Луганщину освобождали от фашистов, я сама слышала от солдат, разместившихся на ночлег по украинским хаткам перед боем, рассказы о бесстрашии сталинской авиации. Говорили, что когда В. Сталин налетал со своими „соколами“, то немцы прекращали бой и прятались во все щели. Я уже говорила, что мой муж служил летчиком в Московском военном округе, где авиацией ПВО командовал Василий Сталин. Скажу так: командующий большое внимание уделял политическому воспитанию не только офицеров, но и даже офицерских жен. Раз в неделю у нас были занятия по изучению истории ВКП(б) и политинформации. Обязательно — самодеятельность, в праздники мы ездили выступать по колхозам. На семинары в Москву собирал членов женсовета из каждой части округа. Почти все были обучены стрельбе из оружия. Был даже лозунг: „Жена воина — сама солдат“.
(Сейчас этот лозунг  кажется смешным, наверное, но тогда было ТАКОЕ время: искреннее, самозабвенное и славное).

Есть несколько историй связанных с охотой и рыбалкой, которыми любил заниматься Василий в свободное время.
 Василий  часто посещал «Московское море» и обычно останавливался на базах «Уходово» у Александра Курдина и «Пихтовая Аллея» у егеря Константина Горемычкина. Со временем А. В. Курдин стал вхож в семью В. Сталина (как бывший фронтовик—однополчанин) и пользовался уважением этой семьи.
Однажды в семейном кругу В. Сталина готовились отметить какое—то знаменательное событие, и Василий решил украсить праздничный стол не чем—либо, а чирковой утятиной, ибо мясо чирка является самым нежным и обладает отличными вкусовыми качествами.
Для осуществления этого замысла Василий берет с собой двух друзей, спортсменов—охотников, и прилетает с ними на самолете По–2 на «Московское море», садится на поле (недалеко от базы «Уходово») и организует специфическую охоту: охотники расставлены в камышах, самолет летает над заливами, выгоняет из камышей уток, а стрелки (стендовики) отстреливают их строго выборочно — только чирков! По истечении некоторого времени задача была успешно выполнена, но, увлекшись процессом, охотники не заметили, как пролетело время. Неизбежно было опоздание к намеченному сроку. Конфликт для Василия мог стать достаточно серьезным. Иосиф Виссарионович в вопросах дисциплины был очень требователен.
Чтобы смягчить гнев отца, Василий предложил Кудрину поехать вместе с ним и помочь оправдать опоздание: якобы оно случилось из—за отказа мотора. «Пришлось согласиться, — вспоминает Александр Васильевич, — но, как только мы переступили порог, тут же последовал жесткий укор Иосифа Виссарионовича: „Что это такое? Генерал Советской Армии не может вернуться в срок?“ — и т. д. и т. п. Никаких оправданий произнести не удалось, жесткость интонации не позволяла этого сделать»…
«Другой характерный случай с Василием произошел на охотничьей базе „Пихтовая аллея“ (егерь Константин Иванович Горемычкин). Константин был охотником с большим опытом и, естественно, активно содействовал результативной охоте. Василий уважал К.И. Горемычкина и как—то после очень успешной охоты решил отблагодарить его подарком — великолепным импортным гладкоствольным ружьем, штучного изготовления. Удивленный Константин подарок принял с благодарностью и всегда гордился им.
Но послевоенные годы (особенно 46–47–й) были очень тяжелыми в нашей стране из—за восстановления хозяйства после войны и низкого урожая сельскохозяйственных культур. Хлеб выдавался по строго нормированным карточкам. Обстановка в семье Горемычкиных была не лучше, чем у всех. Нужно было искать путь к выживанию. И выход был найден: по предложению жены дареное ружье было обменяно на корову! «Решение, — как вспоминал Константин, — было очень и очень тяжелым для души. Но бытовые нужды победили».
При очередном посещении «Пихтовой аллеи» Василий поинтересовался: «Какие успехи на охоте с применением дареного ружья?» Константин поведал печальную историю. Василий отнесся к этой информации с большим вниманием и пониманием того тяжелого житейского периода, и, немного подумав, спросил: «Сколько стоит корова?» — «5000 рублей», — отвечает Костя. Василий вынимает кошелек, достает деньги, отсчитывает соответствующую сумму и вручает ее К. Горемычкину — «Вот тебе 5000 рублей, отдашь за корову, а ружье забери обратно и запомни: „Дареное не продается“. Вот такие черты были свойственны Василию Сталину». (Г.А. Савельев, Василий Сталин на «Московском море».
Охранник Сталина Николай Александрович Спиридонов продолжает рассказ о щедрости Василия Сталина, которой не отличался ни один военный послесталинской поры, как, впрочем, и сейчас: «У Василия Сталина в гараже было четырнадцать машин, которые ему подарили. Когда его назначили командующим воздушными силами военного округа, он собрал весь штаб корпуса и сказал: „Берите, что хотите“. Никто ничего не взял. Тогда Сталин велел разослать машины по полкам и раздать лучшим командирам. Еще ему как-то подарили самолет — биплан. Полетел он с инструктором. Неожиданно самолет свалился в штопор. Чтобы вывести из штопора биплан, нужна огромная сила. А Сталин был слабоват. Спас его инструктор, Василий Сталин подарил ему за это машину. А мне подарил шкуру тигра. Я потом с ней по всему Союзу мотался».
А вот отношения с отцом у Василия всегда были непростыми.
«Да и позвонить вот так запросто отцу, зайти, как дети к родителям или родители к детям заходят, Василий не мог. Только официально по делу, с разрешения: можно ли прийти. Или когда его отец вызвал для решения вопросов как специалиста, которому он доверял, который понимает дело и будет совершенно откровенно и правдиво докладывать.
И фамилией своей, отцовской, как честью дорожил. Сталин — это была уже фамилия официальная. И Василий при рождении был отцом записан как Сталин. Света заменила после смерти отца. Василий это не одобрял. Его вынуждали сменить, но он был неуклонен! В Казани ему дали паспорт с измененной фамилией. Для него это был удар и оскорбление, потому что он почитал отца более всего на свете! И никогда бы не дал своего согласия на изменение фамилии, полученной при рождении. В этом отношении он был человеком даже жестко принципиальным».
(Сергеев А. «О друге незабвенном»).
Надо хорошо представлять общую атмосферу вокруг Василия в те годы: одно его имя приводило в трепет иных начальников. Министру обороны Александру Василевскому он заявил: «Отец поручил мне курировать спорт в армии. Нам нужно строить бассейн в центре Москвы. Прошу выделить пять миллионов рублей». И, как это ни фантастично, министр без колебаний подписал распоряжение о выделении средств. Надо заметить, что деньги шли по назначению — воровства тогда не допускалось… (Пахомов В. Футбол Сталину вышел боком).
И бассейн не лично для Капитолины Васильевой, третьей жены Василия Сталина, строился, что  «шили» ему следователи, после ареста. В те годы в Советском Союзе не было ни одного олимпийского бассейна длиной пятьдесят метров. Василий настоял на его строительстве. И бассейн этот по сей день стоит, как памятник Василию Сталину, и работает в интересах наших спортсменов. Результаты не заставили себя долго ждать: с середины пятидесятых и до сегодняшнего дня СССР, а впоследствии и Россия прочно удерживают первенство в водных видах спорта.
Василий Сталин не просто курировал спорт. Многие спортсмены, такие как хоккеист Тарасов или Всеволод Бобров, были настоящими друзьями командующего авиацией Московского округа.
В конце сорок девятого года у болельщиков «крепко болела голова»: почему  великий футбольный бомбардир Всеволод Бобров перешел в ВВС — команду Василия? Жена великого спортсмена считает, что Василий Сталин его убедил: «Они с Всеволодом дружили. На почве спорта дружба и завязалась. Почитай, все теперешнее ЦСКА было Василием Иосифовичем создано. Он много полезного для спорта сделал». (Сергей Щурко, Газета «Спорт Экспресс» (Интервью с Еленой Бобровой).
"Много сил и настойчивости Василий потратил на создание хоккейной и футбольной команд. С хоккеистами он достиг высот, они неоднократно становились чемпионами страны... В последние годы тренером команды ВВС по хоккею и футболу был Всеволод Михайлович Бобров - великий наш хоккеист, футболист и тренер. Во всех этих ипостасях сразу, в комплексе, такого спортивного подвига пока никто не повторял, да и вряд ли это возможно в обозримом будущем. Помимо своего таланта он обладал очень сильным характером, был самолюбив и хорошо знал себе цену.
Он долго ухаживал за знаменитой конькобежкой Риммой Жуковой - чемпионкой и рекордсменкой мира, но она по какой-то причине отвергла его предложение выйти за него замуж. В 1954 году Бобров женился на популярной опереточной звезде Татьяне Саниной, но та ему изменяла со своим собратом по дуэту Н.Феоной. Бобров это подозревал и однажды, будучи тренером футбольной команды ЦСКА, не улетел с игроками на игру в Киев, а неожиданно явился домой и застал жену в дуэте уже в постели. После этого Н. Феона долго в артисты не подходил, долго лечился и безвременно почил на Ваганьковском кладбище. С Т. Саниной пришлось развестись, но та разменяла великолепную квартиру Боброва у метро "Сокол"...
Тренировались и жили футболисты (как, впрочем, и многие другие спортсмены ВВС других видов спорта) в Подмосковье в санатории ВВС МВО - "Марфино".
Этот великолепный комплекс В.Сталин отвоевал у правительственных структур для личного состава округа. Дворец и все окружающее его поместье - великолепный парк с вековыми липами, архитектурными ансамблями, беседками для уединений, а самое главное, на мой взгляд, огромный рукотворный пруд с насыпными островами посредине. Пруд был соединен с рекой, через которую были перекинуты два средневековых каменных моста. Когда-то Петр I подарил это имение своей фаворитке графине Паниной.
Во время 1947-1952 гг. это изумительное творение зодчества и русского народа было реставрировано по приказу В.Сталина. Усадьба по его настоянию была передана в ведение авиации Московского округа (ВВС МВО). Была проведена полная и скрупулезная реставрация дворца, фонтанов, эспланады с каменными лестницами, арочных каменных мостов. Одним словом, этот санаторий ВВС МВО стал сказочным уголком для летчиков, специалистов авиации и их семей, всего личного состава округа. Путевки выдавались бесплатно.
Для В.Сталина в отдельном месте на уединенном берегу пруда был построен одноэтажный деревянный, оригинальный, очень уютный, на склоне откоса, выхо-дящего к самой воде (можно было прыгать в воду из окна), домик. Но сам "хозяин" был в этом "гнездышке" лишь однажды. А так предоставлял право там отдыхать своим друзьям, которые этого хотели. Я знаю, что в этом доме отдыхали комдив из Кубинки генерал П.Чупиков, член Военного совета ВВС МВО В.Федоров (со своей любовницей - знаменитой певицей Большого театра Л. Масленниковой), Всеволод Бобров, заместитель командующего и его друг Борис Морозов. Короче говоря, "Марфино" - это был райский уголок, созданный В. Сталиным для личного состава авиации своего округа. Кому когда-либо пришлось там побывать во времена командования округом генерала Сталина, запомнят, по-моему, эти дни навсегда". (Из воспоминаний В.Полянского, сына порученца генерала В.Сталина.)
Сейчас бытует мнение, что Василий Иосифович чуть ли не насильно людей под флаги ВВС собирал, но тренер «Спартака» Никита Симонян эти слухи опровергает: «Очень хотел Василий Сталин меня в ВВС видеть. Я отдыхал в Минеральных Водах, так он за мной самолет прислал с двумя адъютантами. Привезли в Москву, сразу в особняк к Василию Иосифовичу. „Хочу, — говорит, — чтобы ты играл в моей команде“. Отказался. А он: „Может, ты обкома и горкома боишься?“ (А в обкоме тогда Хрущев был главным). Я отвечаю: „Не боюсь, просто знаю, что, как только соглашусь, сразу окажусь в ВВС, а мне дорог „Спартак“. И он тогда заявил своим подчиненным: „Смотрите, мне человек правду сказал!“ Поблагодарил. Говорит, мол, играй в „Спартаке“, но по всем вопросам я тебе всегда помогу. И потом он сам этим козырял. Когда его обвиняли в том, что он переманивает спортсменов, отвечал: „Вот Симонян отказался, и ничего“. Конечно, у меня о нем осталось очень хорошее мнение. Сейчас многие его подчиненные, летчики—генералы, Герои СССР, говорят: это был достойный руководитель и блестящий летчик“.
О взлете спортивных команд Военно-Воздушных Сил написано и сказано немало. Для «своих» спортсменов  он пробивал квартиры, должности, денежное содержание. Перед его напором устоять было очень сложно. К нему пришли не просто звезды советского спорта, а суперзвезды: Бобров, Тарасов, Рева, Савин, Пономарева, Лагунов, Акимов, Бабич, Парамонов, Капитолина Васильева.
Но Василия Сталина интересовали не только люди, он еще и создавал им условия для тренировок. При нем три ангара на Центральном аэродроме перестраивают в легкоатлетический манеж, конюшню и мотовелобазу. Впоследствии из них и вырос спортивный комплекс на Ленинградском проспекте. Прекрасный игровой зал, первый пятидесятиметровый бассейн — это все заслуга Василия Сталина — спортивного мецената. Еще он хотел построить первый в стране каток с искусственным льдом. Именно сын Сталина впервые стал давать возможность спортсменам собираться перед ответственными соревнованиями в одном месте для проведения тренировок, уступая им для этого даже собственные дома.

После прочтения «Двадцати писем к другу» Светланы Аллилуевой прославленный ас Виталий Попков ей высказался: «Ты пишешь, что у него были не друзья, а подхалимы…. Какие подхалимы? Скажем, Всеволод Бобров — хоккеист и футболист с мировым именем. Ему надо было подхалимничать? Или народный артист Николай Крючков, которому славы и без Васи хватало. Если у тебя настоящих друзей нет, то не считай, что и у Васи их не было…».

Продолжение: http://www.proza.ru/2010/09/03/269