23. Пропавшая мумия

Константин Рыжов
22. Встреча на пароме http://www.proza.ru/2010/07/28/1418

Встретив госпожу Цорову, путешественники проводили ее в салон, усадили на диван и поднесли стакан холодного апельсинового сока.

- А у вас здесь очень мило! – заметила Матильда Альбертовна, с любопытством оглядываясь по сторонам. – Я бы не отказалась попутешествовать на такой комфортабельной машине.

Само собой, ей тут же предложили присоединиться к их компании, благо, места на «Фениксе» было предостаточно.

- Я подумаю над вашим предложением, - рассмеялась Матильда Альбертовна. – Однако, сейчас мне немного не до того. Ваш протеже Норов заварил такую кашу, что я не сумею расхлебать ее даже за полгода!

- Что же такого он натворил? – спросил Аристарх Ромоданович. – Растолкуйте нам, наконец!

- Поверите ли? – развела руками госпожа Цорова. – Я сама не пойму. И никто понять не может. Но чтобы не говорить загадками, расскажу все по порядку. После нашей последней встречи я несколько раз наведывалась на раскопки. Вы помните, Норов наткнулся при входе в пирамиду на огромный валун и решил пробивать сквозь него туннель?

- Еще бы не помнить! – отозвался профессор.

- Норов собирался закончить дело очень быстро. Дня за три или за четыре, если не ошибаюсь, но на поверку все оказалось труднее, чем он предполагал. Камень был крупный и твердый, так что рабочие провозились с ним вдвое дольше. Наконец, валун удалось убрать с дороги, и мы продолжили спуск вглубь пирамиды.

- И что? Что вы там увидели? – от нетерпения старый археолог вскочил с дивана и стал расхаживать по салону, попыхивая своей трубкой.

- Мы оказались в высоком горизонтальном коридоре длинною метров в пятнадцать, - продолжала рассказ Матильда Альбертовна. – По левую и по правую сторону от него располагались четыре кладовки. В одной мы нашли целую груду каменных кувшинов, в которых прежде хранилось какое-то масло, в другой – ворохи разнообразной одежды, но она, увы, тотчас обратилась в прах. В третьей была сложена мебель, очень изящная и красивая.

- А что было в четвертой кладовке? – спросил Андрик.

- Колесница.

- Невероятная удача!

- Но это еще не все! – продолжала Матильда Альбертовна. – В конце коридора мы наткнулись на другой валун, такой же огромный и тяжелый, как первый. Правда, это не стало для нас неожиданностью. Осматривая пирамиду снаружи, Норов еще прежде нашел вторую вентиляционную шахту, засыпанную до верха щебнем и строительным мусором. На самом дне находился этот злополучный валун, который также пришлось пробивать насквозь. Ведь иначе мы не могли попасть в усыпальницу!

- Значит, работа опять встала?

- Да, еще на неделю. Наконец, новое препятствие также было устранено. Это произошло дней двадцать тому назад. И как вы думаете, что скрывалось за  камнем?

- Что?

- Ничего! Коридор упирался в глухую стену. Мы оказались в тупике и были немало смущены постигшей нас неудачей. Гости, которые специально съехались в Мастодонс из разных мест, чтобы присутствовать при сенсации, разъехались разочарованные. И я, признаться, тоже вернулась в музей весьма раздосадованная этой неудачей. Но, как показали дальнейшие события, мы напрасно поторопились. Оставшись один, Норов приказал своим рабочим ломать стену. Они разбили кувалдами несколько известковых блоков и обнаружили за ними пустоту – кладка скрывала вход в усыпальницу!

- Вот это да! – прошептал Аристарх Ромоданович. – И что случилось дальше?

- Неизвестно!

- То есть как? – переспросил Андрик.

- Не забывайте, - напомнила Матильда Альбертовна, - что меня там не было! Я три дня не показывалась на раскопках, а когда вновь завернула туда, узнала, что пирамида оцеплена полицией. В палатке Норова я столкнулась с инспектором Дойчелелом, который деловито копался в его бумагах.

Путешественники переглянулись в недоумении.

- А как он там оказался? – спросил Бэрик.

Госпожа Цорова усмехнулась и продолжала:

- Как вы здесь оказались, Дойчелел? – спросила я.

- Сегодня рано утром в участок был анонимный звонок, - отвечал мне инспектор. – Неизвестный спросил, знаю ли я о том, что некий Норов, выдающий себя за археолога, расхищает открытую им пирамиду? Когда полиция получает подобные сигналы, она должна их проверять. Поэтому я немедленно отправился на место раскопок. Оказалось, что еще позавчера вечером Норов  разломал кладку стены и добрался до усыпальницы!

- Что вы говорите! – удивилась я. -  И как, ее обстановка? Она в неприкосновенности?

Инспектор затянулся сигарой, пустил струйку дыма и всем своим видом изобразил сомнение.

- Не возьмусь этого утверждать, - буркнул он. – С одной стороны там остались еще кое-какие вещи, но с другой, чего-то уже явно не хватает.

- А мумия? – спросила я. – В каком она состоянии?

- Не знаю! – поморщился инспектор.

- Что вы говорите? – не поверила я своим ушам.

- Откуда мне знать, если мумии не оказалось вовсе!

- Не оказалось?

- Саркофаг пуст!

Я была поражена его словами, но тотчас спросила:

- Быть может, пирамиду ограбили в древности?

Инспектор отрицательно покачал головой.

- Эта мысль приходила мне в голову, - возразил он. – Но, увы, ваша версия маловероятна. Единственный вход в усыпальницу был замурован камнями тысячу лет назад. Когда Норов стал разбирать кладку, она, по его словам, не имела в себе никаких повреждений. В эту пирамиду не ведет ни одного воровского лаза. Сегодня я облазил все коридоры и кладовки  и не нашел ни одной щелки, куда можно было бы сунуть даже лезвие ножа.

- И как все это можно объяснить?

- Норов вошел внутрь усыпальницы позавчера поздно вечером, - сообщил инспектор. – И сделал это без свидетелей. Следовательно, он мог делать там все, что хотел. Предположим, он воспользовался представившейся возможностью для того, чтобы выкрасть самые ценные из своих находок. Согласитесь, что соблазн был велик. Ведь за одну только мумию без украшений знатоки древности готовы выплатить огромные деньги. Кроме того, в саркофаге наверняка лежало множество драгоценных золотых предметов: кольца, браслеты, серьги, амулеты, маски. И все это исчезло…

- Позвольте, - прервала я, - но что сказал вам сам Норов? Какие он дал объяснения?

- Норов говорит, что когда он открыл саркофаг, там ничего не было: ни мумии, ни драгоценностей, - что это, как он выразился, ложное погребение.

- Построить такую огромную гробницу, потратить столько сил на ее возведение, и оставить ее пустой? – усомнилась я. - Едва ли это походит на правду!

- Я тоже так считаю, - согласился инспектор. – Потому я сообщил Норову об анонимном телефонном звонке и прямо спросил: не брал ли он чего-нибудь из этой гробницы? «Если бы я на самом деле был вором, - отвечал он с усмешкой, - я бы обчистил всю усыпальницу и еще ночью  бежал из Мастодонса». – «Конечно, - отвечал я, - так и поступил бы любой заурядный мошенник. Но вы, господин Норов, умны и поэтому понимаете, что никуда бы вы не смогли убежать. До ближайшего порта пятьсот километров. В пустыне вас найти проще простого. Умный преступник повел бы себя иначе. Он бы предъявил властям пустую гробницу, а потом подбросил бы в какой-нибудь журнальчик статейку с правдоподобным объяснением происшедшего - что-нибудь, вроде истории о «ложном погребении». И в самом деле, раз никто не видел украденных вещей, они, следовательно, как бы и не украдены. А раз они не украдены, то и беспокоиться особо не о чем!

Доведя свой рассказ до этого места, Матильда Альбертовна замолчала и вопросительно посмотрела на старого археолога.

- Слов нет, - вздохнул тот. – Оснований для подозрений  у инспектора больше чем достаточно. Пусть Норова не поймали за руку, но положение, в котором он оказался, весьма и весьма щекотливое! Но что случилось дальше?

- Что дальше? – переспросила госпожа Цорова. – Норова отстранили от работы и попросили никуда не уезжать из Мастодонса. Однако спустя два дня он бесследно пропал, и с тех пор его никто не видел. Никаких доказательств, подтверждающих его вину, до сих пор не нашли, но сам по себе его поступок многим показался подозрительным. А вы, профессор, что обо всем этом думаете?

- Я не знаю, что произошло в Мастодонсе, - сердито отвечал Аристарх Ромоданович, - но зато мне хорошо известно, что предпринял Норов после того, как покинул ваши места!

Тут он принялся рассказывать о полученном из Мастодонса письме и об его похищении, о таинственных угрозах, о поджоге гаража и обо всем остальном, что за этим последовало. Когда старый археолог упомянул о происшествии в Меченском историческом музее, Бэрику захотелось рассказать, как они с Андриком добыли план Мастодонсской плотины. Но тут юный сыщик выразительно взглянул на своего друга и незаметно погрозил ему кулаком. Бэрик осекся и промолчал. «Андрик прав! – подумал он. – Нам не к лицу хвастаться подобными подвигами». Таким образом, госпожа Цорова ничего не узнала о бункере генерала Бомбасы. Профессор тоже ни единым словом не упомянул об Энергетическом институте. Впрочем, и без этих живописных подробностей, рассказ о приключениях наших героев получился весьма внушительным.

- Бедненькие! – пожалела их госпожа Цорова. – Вам пришлось столько вынести от этих негодяев! Надеюсь, что теперь все позади!

- Сомневаюсь! – возразил Андрик. – Преступники преследуют нас, потому что хотят помешать нашему приезду в Мастодонс. Представляете, что начнется, когда мы туда наконец доберемся?

- Я вообще удивляюсь, что за весь сегодняшний день никто не попытался устроить нам какую-нибудь пакость, - вставил Бэрик.

Сказал – и словно накаркал! Внезапно откуда-то снизу донесся резкий хлопок, и машину ощутимо тряхнуло…

Подбежав к окну, наши путешественники заметили, что верхняя палуба парома просела и опасно накренилась. Составлявшие ее доски торчали в разные стороны, словно прутья из разоренного гнезда. Пять или шесть машин свалились в воду и теперь плавали по реке между обломками.

- Что случилось? - воскликнул Бэрик.

- Разве не видишь! – отвечал Андрик. – Лопнула штанга! Одна из тех, что поддерживала верхнюю палубу!

- Моя машина! – ахнула Матильда Альбертовна. – Она сейчас утонет!

Увы, госпожа Цорова не ошиблась! Ее маленький зеленый «хиндай»  черпнул носом, перевернулся и прямо не глазах быстро пошел ко дну.  Та же судьба ожидала другие автомобили, оказавшиеся за бортом.

- Быстрей! – закричал Андрик. – Мы должны помочь тем, кто попал в беду!

Он бросился в рубку и прежде, чем ему успели задать хоть один вопрос, уселся за штурвал. Не включая основного двигателя, он привел в действие электромоторы колес. «Феникс» внезапно рванулся вперед, пробил заграждение и рухнул с верхней палубы прямо в реку…

24. Река и море http://www.proza.ru/2010/07/30/449

«Заповедные рубежи»  http://www.proza.ru/2013/07/08/294