Часть2. Вернойхен

Светлана Ивановна Обрезкова
Ностальгия

    Что подтолкнуло меня к написанию этих строк? Это случилось в сентябре-октябре 2009года, когда я совершенно случайно попала на сайт города Вернойхен, города, в котором прошло мое раннее детство.
    С этого момента моя жизнь в окорне меняется. Это было как наваждение….
Да, хотелось что-то изменить в жизни. Оглядываясь назад, понимала, что это необходимо, прежде всего, мне.
    Но подсказка пришла сама, вошла в мою жизнь как вихрь, как ураган, и захватила меня полностью, не отпуская и все дальше и дальше вовлекая в этот круговорот событий давно минувших дней, окутывая меня сетью воспоминаний.
   
    Я благодарна  судьбе  за то, что это случилось, что ниточка, слегка надорванная, связалась в узелок, пусть пока совсем маленький, но узелок, и, надеюсь, что теперь он никогда не порвется.
   
    Жизнь каждого из нас – это замкнутый круг,   в котором каждый занят своими проблемами, своими делами, своей собственной жизнью.  А много ли мы знаем друг о друге, чтобы прочувствовать боль другого человека,  и, наконец, понять, что мы в этом мире нужны друг другу.

    Благодаря, нашему прошлому, такому близкому и такому далекому все собирается в один клубочек и,  дай бог, этот клубочек никогда больше не распутается. Мне очень этого хочется….

    Бывают минуты, когда хочется встать и сильно, очень сильно закричать, чтобы услышали меня те, кого с нами уже нет, и  те, кто рядом совсем близко, только протяни руку и скажи доброе слово,  спроси как дела, что нового,  все ли хорошо….

У каждого из нас на свете есть места,
Куда приходим  мы, на миг уединится,
Где память, как строка почтового листа,
Нам сердце исцелит, когда оно томится.

Чистые пруды, застенчивые ивы,
Как девчонки, смолкли у воды.
Чистые пруды - веков зеленый сон -
Мой дальний берег детства, где звучит аккордеон...

И я спешу туда, где льется добрый свет
И лодки на воде, как призрачные пятна.
Отсюда мы с тобой ушли в круженье лет...
И вот я снова здесь и ты придешь обратно...


     Мой дальний берег детства, где звучит аккордеон…. И вот я снова здесь….
Да, жизнь продолжается и летит так стремительно, что не успеваешь даже оглянуться назад.
    Она очень большая и интересная. И сколько в ней было удивительных событий, в том числе и трагических, все было, но это наша жизнь и никто не проживет ее за нас.

    Теперь, вспоминая свои детские годы, я отчетливо понимаю, что должна все написать….



    Итак, я родилась  во Франкфурте – на - Одере, городе на востоке Германии, (городской округ в федеральной земле Бранденбург, порт на реке Одер), теплым весенним днем, когда повсюду уже цвела сирень,  и война  давно закончилась.
 
    В  немецком городке Котбусе, (город на востоке Германии), где мы жили тогда, не было госпиталя и роддома. Поэтому маму отвезли во Франкфурт-на-Одере, город, расположенный  на западном (левом) берегу Одера, отделяющего город от территории Польши. Город основан еще в XIII веке.
 
    Я родилась в военном госпитале на самом последнем его этаже, на четвертом, и по рассказам мамы, в этот день родилась всего одна девочка, остальные  были мальчики.  Но факт остается фактом, родилась девочка и это была большая радость, как для мамы, так и для отца, который бегал, подпрыгивая от радости,  и кричал: «Девочка родилась…, дочка…, бантики, бантики…!»

    Мама рассказывала, что в этот день ей и мне преподнесли огромный букет сирени. Еще мне потом рассказывали, что полк, в котором служил мой отец, должен был перебазироваться из Котбуса, город в Германии  в Коломыю, городок в Прикарпатье  и все уже почти туда переехали кроме нас. Нам разрешили остаться до моего рождения, рождения этого маленького,  крохотного создания от которого, оказывается,  зависело уже многое….

    И еще…, эта фотография, когда мы едем домой в Котбус, отец тогда забрал нас из госпиталя. Фотография, которая всегда меня притягивала к себе, просто манила за собой, просто завораживала. Я могла смотреть на нее бесконечно.
 
    Дорога,  длинною в целую жизнь и   машина, маленький «Мерседес»…  Помню, я назвала эту фотографию «Дорогой жизни». Вот так и началось мое летоисчисление в этом сложном,  порой жестоком мире, но я этого еще ничего не знала, я ехала домой на руках у мамы, мне было тепло и уютно. Рядом был отец, и  старший братик, который, наверно, никак не мог понять, откуда у мамы такое чудо, которое иногда жалобно попискивает….

    По дороге мы часто останавливались, и отец фотографировал нас с мамой, наверно, хотел  продлить это мгновение возвращения домой, чтобы осталась эта частичка с нами навсегда. 
    Мама, после моего рождения, очень сильно похудела и  долго болела, поэтому, глядя на свои фотографии, всегда говорила, что я ей очень трудно досталась.
    Но прошло время, все вошло в обычное русло, мама выздоровела,  и  от этого стало веселей и радостней жить. Я была окружена вниманием,  заботой и мамы и отца…

Коломыя

    Сколько мы пробыли в Котбусе я не «помню», возможно, несколько месяцев, пока мама и я не окрепли, чтобы перенести долгий и трудный переезд. А потом мы собрались и поехали в N ,  городок, которого я вообще не помню, потому что была очень мала.

    Вот такие исторические места я посетила в первые годы своей жизни….  Воспоминаний моих у меня нет, а то, что рассказывали отец и мама, я просто теперь и не помню. Только братишка может сам немного рассказать о своих ощущениях, которые возникли у него в связи с  моим появлением на свет.
 
    Да и то, он так был увлечен своими мальчишечьими играми, что только обрадовался, что опека мамы над ним ослабела, и он может вовсю теперь играться, бегать по улице с ребятами…. Только вот оставшиеся старые  черно-белые фотоснимки  могут немного мне что-то подсказать…

     Есть одна фотография, где я стою на стульчике, а мне всего 9 месяцев. Мама рассказывала, что когда отец меня фотографировал, она спряталась за занавесочку и там, протянув руку сквозь щелочку, держала меня за распашонку, чтобы я, невзначай, не опрокинулась….
     А мне было очень весело и радостно! И, что именно в этом возрасте, меня пришлось оставить нашим знакомым дней на десять.  Отец с мамой и  моим братом поехали, вернее, полетели тогда в Ленинград,  при очередном отпуске отца, всего на десять дней. Мама очень за меня переживала.
     Но вот  отдых закончился, и они с нетерпением ожидали возвращения домой, и встречи со мной. Но каково было огорчение, когда, пытаясь взять меня на руки и прижать к себе, мама увидела, что я отвернулась и обхватила ручонками эту женщину, которая за мной присматривала.
 
     Мама расстроилась до слез. Ей было так обидно! Я представляю! Но прошло совсем немного времени, и правда восторжествовала.  Мама тоже мне часто рассказывала об этом. Мне даже казалось, что эта обида  жила в  ее сердце все время…

     А был случай, когда меня привязали к стульчику со столиком, на котором я обычно кушала, когда была совсем крошкой, мама хлопотала тут же рядом. И вот она на миг отвернулась, а я возьми, да и перевернись на этом стульчике, но поскольку я была привязана, я так и повисла на нем, но не плакала, а только кряхтела.

     Это мамино слово «кряхтела». Мама и не сразу сообразила, что случилось, а когда оглянулась: и смех и грех! Но все обошлось благополучно, я была посажена, на место,  и в моих руках уже была ложка, которой я сама пыталась орудовать.

     Уже тогда  мне страшно не нравилось, когда меня кормили, проявляя свой характер, я  все хотела делать сама.  Много было еще разных курьезных случаев, но вот я этого, к сожалению не «помню». Да и голова моя была занята совершенно другим, я просто изучала этот мир, взирая на него  с удивлением, пытаясь охватить необъятное своими черными  как пуговки глазками! Главное, чтобы были рядом мама, папа, братишка, с которыми  так хорошо, так тепло и так уютно….

     Эти дорогие  черно-белые снимки…, в которых есть своя необыкновенная прелесть, своя изюминка! Фотографии до сих пор, так пахнут детством, так пахнут такими далекими и такими близкими 50-ми…. И каждый раз я повторяюсь….  И еще их делал отец.…  Сам фотографировал, сам проявлял, сам распечатывал. Уже позже  отец приобрел хороший в те времена фотоаппарат «Киев». Да и все  у нас было к нему…. Было…. Да….

     Вот так в жизни и получается, сначала все было, а потом постепенно, все куда-то исчезает. Жизнь не стоит на месте, мы потихоньку взрослеем на глазах родителей, становимся немного другими.  А как им хочется удержать это безвозвратное время, хоть немножко, хоть чуть - чуть, чтобы потом,  вот так смотреть и вспоминать и видеть нас такими маленькими, такими беззащитными.
 
     Вспоминать какие-то случаи из нашей  жизни и потом умиляться им в самом хорошем смысле этого слова. Потому что придет время, мы станем взрослыми, и то же самое будет происходить с нами и с нашими детьми, а потом и с нашими внуками. Это жизнь и это все правильно, если этого нет, если память не удерживает в наших сердцах это, значит,  зачем тогда жить, растить детей, внуков.  Просто теряется весь смысл самой этой жизни….

    Я очень рада тому, что жизнь дала мне шанс написать мои воспоминания, я сама окунулась в них с головой, очень часто плачу, но это светлые слезы, они мне не мешают, они меня очищают, освежают память и заставляют писать и писать….

    На этом мои первые воспоминания  об этом периоде  времени,  наверно, и заканчиваются. Пробыв в Коломые около  полутора лет, отец получил новое назначение, и мы всей семьей опять стали собираться в дальнюю дорогу, захватив с собой только чемоданы….

И снова Германия,  Вернойхен….

    Ехали мы наверно долго, путь был не близкий из Коломыи опять в Германию, на мою «Родину», где я родилась…,   только теперь   в  военный городок города Вернойхена.  И чувствуя запах этой самой Родины, я крепко засыпала под успокаивающий стук колес, под завывание  дымящихся труб,  под это чух…, чух…, чух…., как говорит  мой братишка, когда рассказывает о необыкновенных вокзалах нашего детства. И  не было в то время стремящихся лайнеров - тепловозов  и всего остального, что мы называем современной жизнью!  Дороги  именно эти вокзалы и поезда нашего детства….

   « Первое упоминание о Вернойхене относится к 1247 году: в одном из документов бранденбургского епископа Рутгера в качестве свидетеля упомянут пастор Йоханнес де Варнове (Johannes de Warnowe). Варнове - самое старое из известных на сегодня названий современного Вернойхена, на территории которого, по утверждению историков, находилось когда-то древнее славянское поселение….

    В 1935 году Вермахт закупает участок земли на окраине Вернойхена, а в 1937 году завершается строительство авиационного гарнизона - школы летчиков-истребителей № 01...  С 20 апреля 1945 года по сентябрь 1993 года именно здесь  и располагались советские авиаторы...»

    Жизнь в Вернойхене покрыта для меня тоже  великой тайной. Приехали туда, когда мне было года два, а уезжали, очевидно, когда исполнилось четыре….  И мало, что запомнилось…

На улице Коломыйской

    Думаю, что наше детство  в те годы было счастливым и беззаботным. Собственно, что может помнить маленькая девчушка в три годика?  Почти ничего, Только отрывки, маленькие кусочки совсем еще маленькой жизни. В памяти возникают небольшие эпизоды. Сейчас, пытаясь вспомнить, я отчетливо понимаю, что в единый образ собрать воспоминания  почти невозможно. Слишком я была мала, когда мы жили в Вернойхене.

    А жили мы тогда на улице Коломыйской, так она названа в честь города Коломыя, где в то послевоенное время находились наши  летные части. Вот почему, все офицеры летного состава, с семьями и с детьми, тогда расселялись  именно на этой улице. Улица была очень длинной, дома стояли по обе стороны дороги….
 
    И вот, где-то в глубине моей памяти все-таки вырисовывается картинка этой дороги, этого нашего дома, этого крылечка  и мамы, стоящей на нем. Не могло же мне это все присниться? Вспоминается, что за домом было большое дерево, и на нем висели качели, на которых мы с подружками катались.
 
    Дерево казалось очень большим, его крона была густая и давала большую тень на земле в солнечный день.  Еще рядом с качелями была какая-то большая яма, покрытая сверху, каким-то тяжелым листом, может быть металлическим, а может быть и деревянным.  В эту яму я что-то пыталась бросить, а мама мне не давала, ругала меня и говорила, чтобы я к яме  не подходила. Вот такое воспоминание осталось, задержалось у меня….

    Еще вспомнилась наша комната.   В комнате не очень светло, мама вышла, я в своей кроватке, наверно спала, но потом проснулась от какого-то шума. Стою я, держась за кроватку, и смотрю на потолок, с которого что-то капает, и  я начинаю плакать….  Потом прибегает мама и тоже видит,  как с потолка капает..

    Уже, будучи взрослой, я услышала такой рассказ от мамы.    Оказывается, она поставила варить яички на печку, а сама вышла на минуточку, а я спала  в это время. Как уж случилось, но эти яички или яйцо взорвалось, и его остатки капали с потолка. Оказывается, бывает и такое. Ничего не поделаешь. Мама была на крыльце, и услышала сама, перепугавшись от всего того, что произошло.

Вот такая история произошла с хорошим концом.
    Запомнились красивые занавески, которые висели на нашей входной двери,  изнутри конечно.  Они были такие красивые, яркие, тяжелые, в мелкий цветочек. Они вернулись с нами в Союз и очень долго мы не могли с ними расстаться. Чуть ли не до 2000года.

    А велосипед был любимым видом транспорта у нас. Как только теплело, мы все садились на велосипеды.  Это были  двухколесные, как у  моего братишки,  трехколесные, это для ребят, чуть помладше. Во всяком случае, все получали от этого огромное удовольствие.


    В 1955 году брат пошел в школу, в первый класс. Для него это было событие, для меня нет, потому что мне было только три года или четыре, и у меня были совершенно другие интересы.
    Как учился братишка и, сам процесс его занятий я не запомнила. Помню только, как мама и отец мне рассказывали,  как  в первом классе у брата была учительница, которую звали Зоя Яковлевна. Увидев учительницу на улице, я бежала домой и кричала: «К нам Зязюзякала идет!!!..» Конечно, я не могла выговорить это сложное для меня сочетание Зоя Яковлевна!  А я все повторяю и повторяю «Зязюзякала идет, Зязюзякала идет…! » Долго не могли понять, что же говорю, а, разобравшись, потом смеялись и вспоминали....   Даже уже в Союзе, когда я была уже взрослой, отец часто вспоминал этот эпизод … Мама тоже….

    Так случилось, что очень много фотографий  города Вернойхена и нашего военного городка я впервые увидела только сейчас спустя многие годы.
    Фотографии разные, те которые с удовольствием смотришь, и те, от которых глаза начинают застилаться пеленой, предательски стекает слеза, и сердце начинает потихоньку ныть.
 
    Мы уезжали из Вернойхена в 1956году. Мы почти были первыми. Мы любили наш дом, мы его берегли. Наш отец проводил бессонные ночи за штурвалом самолета, когда были ночные полеты, а наша мама терпеливо ждала у окна, прислушиваясь к  реву этих больших машин, и ждала, все время ждала и вся ее жизнь в военных городках - это полоса ожиданий и тревог.

     Поэтому Вернойхен для меня не просто городок, это  целая жизнь с его радостями и тревогами, где прошла молодость моих родителей и моя с братом жизнь, еще совсем маленькая, но такая интересная и удивительная.
     И мне  тревожно и грустно смотреть на фотографии сегодняшних лет, где запечатлены  и Аэродром, и штаб, и КПП и Дом офицеров, и даже школа, где учился брат. Потому что   часть  зданий просто разрушена.
     Той жизни, которая когда-то кипела  в этом военном городке, уже не было. Очень давно мы оттуда уехали, и давно нет тех, кто был  там после нас, продолжая служить, продолжая летать…. Осталась только одна Коломыйская улица…, такая ухоженная и… совершенно новая, и вот  название у нее теперь  совсем  другое,  и другие дети бегают по ней…

    Наверно это правильно, а может быть, и нет, все-таки жизнь этого военного городка продолжалась  почти 50-лет. Жизнь ГСВГ.  Сколько поколений выросло за это время, сколько полетов совершили наши отцы, охраняя небо  над нашей головой.  Чтобы не повторилось то, чудовищно-страшное, что пережили они совсем недавно и чтобы не увидели и не пережили  ничего этого другие, которые пришли после нас. Наверно еще мало времени прошло с тех пор, когда последний солдат покинул  эту землю.…    Не знаю. Хотелось бы, чтобы все было иначе.
 
    А пока я благодарна судьбе за то, что вновь пробежалась по улице Коломыйской навстречу своему отцу, навстречу своей жизни, ведь она только начиналась. Она была такой маленькой и такой радостной эта жизнь, что, сейчас вспоминая, чувствую ее рядом с собой, только протяни руку и дотронься осторожно, чтобы не спугнуть. И это не исчезнет…, никогда…,   как - будто и не было этих почти 60-ти лет…. 
А что там впереди…? Думаю, что-то светлое и чистое….

Военный городок

Давно забытый городок,
Тревожит сердце, греет душу.
Мы жили  в нем давным-давно,
Казалось, даже… было ль это?

Ах, сколько лет прошло с тех пор!
Жизнь пролетела незаметно…
И вдруг, знакомый  с детства дом
Родной наш   дом,…наш дом,… крылечко…!

Слеза скатилась по щеке,
На сердце боль и радость….
Девчушечка бежит к отцу,
Она смеется… рада.

А мама смотрит ей во след,
Прижав  к глазам ладошку.
Что ждет тебя, мой ясный свет,
Мой  нежный ангел, в мире этом?

     А впереди меня уже ждала моя  дорога.  Поезд мчит дальше и дальше, навстречу новым открытиям, которые ждут меня, но уже на пороге нового дома в городе Финов,  куда отца направили на дальнейшее прохождение службы. Военный городок Финов, который  тоже  находится в Германии.  И мы продолжаем наш путь по ее дорогам…
    Но это уже следующая история такой интересной удивительной и еще совсем маленькой жизни моей….

2010г.