Статьи. 18 Орел - символ небесного совершенства

Илья Клименчук
ВНИМАНИЕ! При цитировании и разработке размещенного на странице материала ссылка на автора(-ов) обязательна

Саммари: статья «Орел – символ небесного совершенства» написана в связи с переработкой канонической древнеиндийской «Атхарваведы» и посвящена исследованию важного и интересного вопроса о том, где на Земле находится основное отождествление Божьего престола и где находится заповеданное место Второго пришествия? Согласно видЕнию Божьего престола, описанного в 1 гл. «Книги пророка Иезекииля», лев, орел, телец, человек находятся в четырех направлениях от него. В статье исследуются духовные отождествления животных, их соответствие системам и органам в человеческом организме. Рассматривается символика Орла в раннехристианском искусстве, в светской и геральдической традиции, а также у древних народов. Перечисляются наиболее яркие звезды созвездий Скорпиона (Орла). Называется «царская» звезда, находящаяся в созвездии Скорпиона. В интересной форме излагается внутренний смысл древних мифов, а также называются отождествляемые с образом орла страны и географические направления. Называются имена евангелистов и святых, отождествляемых с орлом – одним из четырех животных, находящихся около Божьего престола.




СТАТЬЯ XVIII. ОРЕЛ – СИМВОЛ НЕБЕСНОГО СОВЕРШЕНСТВА
В первой главе «Книги пророка Иезекииля» описывается видение Божьего престола в образах четырех животных: орла, льва, тельца и человека. Мы находим описание этого же видения в четвертой главе «Откровения святого Иоанна Богослова», а также символике Сфинкса – одной из самых больших монолитных статуй в мире, находящейся в Гизе (Египет).

Вот как описывается Божий престол в пророчестве Иезекииля (гл. 1:4-28): «И я видел, и вот, бурный ветер (небесное разумение – прим. сост.) шел от севера (заповеданное место «белоснежных одежд» – прим. сост.), великое облако (образ Святого Духа – прим. сост.), и клубящийся огонь (образ Божьего Разума – прим. сост.), и сияние вокруг него (образ Божьего престола – прим. сост.), а из середины его как бы свет пламени из середины огня; и из середины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их; облик их был как у человека; и у каждого из них четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их; и лица у них, и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их – лицо человека и лицо льва с правой стороны (образ Божьего Разума – прим. сост.) у всех их четырех; а с левой стороны лицо тельца у всех четырех и лицо орла у всех четырех (образ Святого Духа – прим. сост.). И лица их, и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они каждое в ту сторону, которая перед лицом его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня, и молния исходила от огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны (совершенство-орел, славословие-лев, учение-телец, провидение-человек – прим. сост.); во время шествия не оборачивались. А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах (Свято-Троицких мирах – прим. сост.). Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои. И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои. А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом (образ семи Небес – прим. сост.)».

К духовным отождествлениям орла относят совершенство, дальновидность и вдохновение. Это символ высших Небес Божьего воскресения и вечной жизни, расположенного на уровне Седьмых и Первых Небес, что в человеческом теле соответствует надголовью, бедрам, психической и кровеносной системам. С древних времен орел является символом аналитических способностей ума, единодушия, благородства, вдохновения, внутренней силы милости, возвышенности, возрождения, воскрешения, победности, выдержки, духовной силы, духовного управления материей, мудрости, неповторимости, неуловимости, парадоксальности, перерождения, пламенности, просветленности, решительности, самовосстановления, самообуздания, самопреображения, самопреодоления, силы воли, скрытой мощи, совершенства, спасительности, спокойствия, храбрости, целительства, цельности, четкости мысли, чистоты, ясности, которые как и символические отождествления «тельца» относят к проявлениям небесных чувств и Святого Духа.

В раннехристианском искусстве орел символизировал святого евангелиста Иоанна, а также Царя Христа – как «птицы с большими крыльями». В европейской традиции орел – символ вечной жизни, мужества, дальновидности, силы Вселенной и воды как стихии, а в геральдике он  - вторая после льва фигура, которая символизирует возрождение и вечную молодость (напомним, что герб России содержит этот символ). Мотив возрождения восходит к древней легенде об орле, который летал близко к солнцу, обжег перья и погиб, но упав в воду, возродился снова молодым. Посмотрим, как раскрывается образ орла в Писании.

В Писании не говорится, что истинно верующие в небесного Отца освобождены от невзгод и природных катаклизмов, - к сожалению, мир заражен грехами (ведущими к опасности ошибками поведения), и мы причастны к его страданиям. Но Писание прямо утверждает, что истинно верующие люди наделены духовным иммунитетом - противостоять испытаниям при поддержке Божьей силы. Когда мы верим Богу, Он помогает нам переносить невзгоды и даже различать в страданиях Его великий замысел.

Орлы обладают уникальной способностью обездвиживать суставы крыльев, не взмахивая ими, и парить, не прилагая каких-либо усилий, - когда мы надеемся на Бога, Он помогает нам «ложиться» на ветер невзгод и парить над проблемами. Об этом так сказано в «Книге пророка Исайи» (гл. 40:31): «А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся».

Образ орла мы встречаем и в «Откровении Иоанна Богослова» (гл. 12:14): «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню, в свое место, от лица змия и там питалась в продолжении времени, времен и полвремени». Речь идет о первой общине христиан, которая, паря на крыльях большого орла и постоянно обновляясь, становится вселенским храмом Святого Духа. Орел в Писании обозначает обновление, силу духа. Недаром в иконописи орла рисовали рядом с евангелистом Иоанном, а в псалме говорится «обновися яко орля юность твоя»: было поверье, прочно вошедшее в символику восточной и западной поэзии, что когда орел меняет перья, он обновляется, и поэтому может жить очень долго. История Свято-Троицкой истины и милости являет картину такого же постоянного обновления. Многие вероисповедания проходили этап первоначального «миссионерского взрыва», а потом закостеневали и приходили в состояние упадка, окаменения. Этому закону подвержено все на земле, в том числе и церковь, но она каждый раз его преодолевает, обновляясь и продолжая свое странствование в Божьем Разуме и Святом Духе. Это и заложено в образе: «два крыла большого орла».

Уже в ранней Месопотамии орел отождествлялся с Небом. Найден каменный барельеф с изображением орла, выполненный не менее, чем за 1200 лет до н.э. В греческой мифологии орлы, как и все птицы, находились в ведении верховного Олимпа. Будучи царем птиц, орел был привилегированным слугой Олимпа, а также главным воином, в обязанности которого входило, в частности, приносить обратно молнии, которые метал великий Зевс-громовержец. Изображения сокола и орла мы встречаем и в египетских иероглифах и в символике Хора, сына Исиды.

В 4300 г. до н.э. зародились цивилизации Древней Индии, Египта и Междуречья. Положение звезд в этом году планет и светил отразилось в образе Сфинкса, который имеет голову человека (созвездие Водолея, провидение), тело быка (созвездие Тельца, учение), лапы и хвост льва (созвездие Льва, славословие), крылья Орла (созвездие Скорпиона, совершенство). Пирамиды начали строить в это время как памятники созданию новой и последней цивилизации на Земле. Они также играли роль обсерваторий и хранилищ священных свитков, оставленных нам высшим звеном. В древнем Египте представителей высшего разума – жителей Вамфима (Фаэтона) называли «богами», т.к. они «прилетали на солнцах» и обучали людей сознательной жизни. Вероятно, что эти существа имели шлемовые приспособления, изображаемые древними египтянами как головы животных, в том числе и орла.

Орел всегда являлся символом Неба, небесного совершенства, вечности и силы духа, был посланником Бога. Орел и лев, как цари наземной и надземной дикой природы являются наиболее универсальными символами. Орел соотносится с вершиной мирового древа и со стихией воды и ливнями. Основной миф индоевропейской мифологии повествует о борьбе орла, олицетворяющего сияние солнца, со змеем, смертоносным началом. У индейцев Северной Америки орел - символ вдохновения. Издревле орел выступал в качестве символа верховной власти, верховенства, вероятно, в связи с тем, что он летает выше всех птиц. Орел, царь птиц, символизирует и царя чувств. Он отождествлялся с Божьими Духом, совершенством и силой, в связи с чем ему приписывалась способность метать молнии. Также в геральдике орел изображается со стрелами в когтях как олицетворением грозы. Поскольку орел обрушивается на добычу сверху, в символике этого образа закрепилось значение сокрушения низких сил алчности, вымогательства и необоснованного консерватизма. Также орел является символом прозорливости.

В различных традициях нередко фигурируют существа, наделяемые теми или иными чертами орла. Таков человек-орел Гаруда ведийской традиции, царь птиц и носитель небесной радости; орлоподобный Симург, надвечная птица, воплощение судьбы у иранцев; львиноголовый орел Анзуд, посредник между Небом и людьми в шумеро-аккадской мифологии. У сарматов он был эмблемой молнии и воинственных устремлений. Все это образ Святого Духа в Его совершенной полноте и мощи.

В античную эпоху орел употреблялся как символ восьмого созвездия Зодиака – созвездия Скорпиона. Скорпион лежит поперек Млечного Пути к югу от Змееносца и к северу от Волка и Жертвенника. Тело Скорпиона свисает далеко вниз с эклиптики, благодаря чему это созвездие, кульминирующее в полночь в июне, - прекрасный объект для наблюдения с экватора и южных широт. Оно не так эффектно в высоких северных широтах – приметный крючок хвоста и жало слабеют и становятся неразличимыми из-за близости к горизонту. Ярчайшими звездами созвездия являются красный «страж запада» Антарес (Альфа Скорпиона), бело-голубая звезда Акраб (Бета Скорпиона), бело-голубая Дшубба (Дельта Скорпиона), бело-голубая Шаула (Лямбда Скорпиона) и желтая звезда Саргас (Тета Скорпиона). Название звезды Антарес означает «соперник Ареса» (т.е. Марса – красной планеты). Этот сверхгигант с диаметром в четыреста раз превышающим диаметр Солнца, удален на сто семьдесят световых лет. Блеск Антареса меняется с периодом около 4,75 года. Звезда лежит вблизи эклиптики и наряду с другими тремя звездами – Альдебараном (Альфа Тельца), Регулом (Альфа Льва) и Фомальгаутом (Альфа Южной Рыбы) считалась царской звездой и небесным стражем Месопотамии. Акраб означает «клешня», Дшубба - «лоб», Шаула – «струна», а Саргас – неизвестное название вавилонского происхождения.

Скорпион, как и орел, всегда отождествлялся со смертью и воскрешением. Согласно греческому сказанию, богиня земли Гея послала Скорпиона убить Ориона, которого затем воскресил Асклепий, - когда Скорпион поднимается на востоке, Орион умирает на западе, а когда восходит Орион, то это считается его воскрешением. Когда он появляется на востоке, Скорпион умирает. Поэтому созвездие отождествляется с медициной и смертью-воскрешением.

В сказании о Прометее, имя которого означает «провидящий», мы встречаем символику орла. Прометей принадлежал к последнему поколению Титанов, детей Урана и Геи. Он создал людей и был их небесным покровителем. Прометей обучил людей науке и искусству, чем не угодил Зевсу, который считал людей недостойными такого дара. Но Прометей пошел дальше и дал людям огонь, который он взял у солнца и тайком пронес на землю в полом стебле тростника. Недовольный этим Зевс назначил Прометею жестокое наказание: обнаженного Прометея приковали к скале в горах Кавказа, и каждый день к нему прилетал орел, посланный Зевсом. С рассвета и до заката птица раздирала его плоть и выклевывала печень. Но поскольку Прометей был вечен, за ночь его раны и печень заживали лишь для того, чтобы прилетающая на утро птица могла начать все сначала. Мучения Прометея длились бы вечно, если бы не Геракл, вступившийся за него много лет спустя. В обмен на свободу Прометея мудрый кентавр Хирон согласился отдать свое бессмертие. Зевс согласился на это предложение, вняв прошению Геракла, после чего Геракл убил орла, поразив его в самое сердце. Здесь Геракл – человек, орел – житейская зависть, гнездящаяся в человеке, которая, будучи побежденной, становится мощной защитой в Божьем провидении и благодетелях, передаваемых образом Прометея.

С орлом отождествляются страны северо-западного направления, к которым относят, например, в случае Европы Германию, Скандинавию (Норвегию, Швецию). К особой группе стран относятся «страны тридцатой параллели», которые мы назовем также «пирамидными странами». Это Атлантида (находившаяся на пересечении Срединно-Атлантического хребта и Разломов Кейн и Атлантис в Атлантическом океане – от Антлантиды до каждого материка (Африка, Северная Америка, Южная Америка) было одинаковое расстояние). Пересечение это приходится также на тридцатую параллель, на которой также располагаются и пирамиды Гизы в Египте, и пирамиды Шанси в Китае (г. Сиань), а также тибетские горные пирамиды и пирамиды Бермудского треугольника). К пирамидным странам относятся страны Латинской Америки: древняя Атлантида, Куба, Мексика, Перу, страны Северной Африки: Алжир, Марокко, а также страны Азии: Китай, Непал и Шри-Ланка.

Орла называют «царем» птиц. В этом смысле небесные совершенство и вдохновение являются «царем» над всеми человеческими чувствами и поступками. В библейской традиции орлу приписываются особая острота зрения, близость к Небу, сила духа. В христианстве орел выступает символом евангелиста Иоанна, поскольку он возвестил о вознесении Христа. Битва орла и змеи символизирует события последних дней как образ противостояния Христа и антихриста. Среди наиболее почитаемых на Руси святых и пророков, связываемых с образом орла, хотелось бы отметить великомученика Дмитрия Солунского, блаженную Матрону Московскую и пророка Иезекииля. Евангельское повествование Иоанн начинает возвещением о Божьем Слове, которое высоко парит над всеми обыденными мыслями и словами. В этом отношении апостол Иоанн уподобился орлу, летящему высоко над горами и озирающему с несказанных высот Божьего Духа все земное бытие. Поэтому на иконах мы часто видим евангелиста Иоанна изображенным вместе с орлом. Здесь мы приводим краткое житие святого апостола и евангелиста Иоанна-орла.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию – дочери святого обручника Иосифа. Младший брат апостола Иакова. Был рыбаком, был призван Иисусом Христом в число учеников на Генисаретском озере: оставив своего отца Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковом, последовал за Христом (Мф. 4:21; Мк. 1:19).

Братья Иаков и Иоанн в Евангелии именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их родителя Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк. 3:17). Иисус называл братьев «Воанергес» (дословно «сыновья грома»), очевидно, за порывистый и сильный характер, подобный характеру Илии пророка. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с Неба огонь на самарянское селение (Лк. 9:54); а также в просьбе дать сесть им в небесном Царстве по правую и левую сторону от Иисуса (Мк. 10:35-37).

Иоанн вместе с братом Иаковом и апостолом Петром были наиболее приближенными учениками Господа. Вместе с Петром и Иаковом он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира (Мк. 5:37; Лк. 9:51). Только их Иисус соделал свидетелями Божьего Преображения (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28) и Гефсиманского моления (Мк. 14:33).

На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери - Деве Марии. Иоанн упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:2), от Марка (Мк. 3:17), от Луки (Лк. 6:14), а также в книге «Деяния святых Апостолов» (Деян. 1:13).

Апостолу традиционно приписывается авторство пяти книг Нового завета: «Евангелия от Иоанна», «Первого послания Иоанна» «Второго послания Иоанна» «Третьего послания Иоанна» и «Откровения Иоанна Богослова» (Апокалипсиса). Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в «Евангелии от Иоанна» Словом Божьим.

О дальнейшей жизни апостола известно только из предания, согласно которому после Успения Божьей Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведен в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорен к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

Согласно житию святого, когда Иоанн прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором (известен только из церковного предания, ассоциируется с Прохором, апостолом от семидесяти) на пустынную гору, где совершил трехдневный пост и молитву, после чего пещера, где они жили, заколебалась, и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый, и Иже бе, и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1:8), - возвещал Дух Божий через апостола. Так около 67 г. н.э. была написана книга «Откровение Иоанна Богослова». В ней, теперь уже по всеобщему мнению, раскрыты тайны судеб Божьего - Свято-Троицкого народа и конца безбожного мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 г. н.э. апостол Иоанн написал в Эфесе Евангелие. Он заповедал всем христианам любить Господа и друг друга Божьей благодарной любовью, когда жизнь «отдается во имя друзей», и этим исполнять вселенский закон. Апостол Божьей любви - так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без жертвенной, чистой любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трех посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближнему, сам являясь для окружающих примером Божьей радости и любви.

Апостол Иоанн ПРОЖИЛ НА ЗЕМЛЕ БОЛЕЕ СТА ЛЕТ, оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Остальные апостолы в это время все уже погибли мученической смертью. Все истинные христиане глубоко почитают апостола Иоанна, как тайнозрителя Божьих судеб. На иконах святой апостол Иоанн изображается с орлом - символом высокого парения Божьего Слова и мысли, символом совершенства.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна из этого мира, он удалился за пределы Эфеса с семью учениками и повелел выкопать для себя в земле крестообразный гроб, в который лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого апостола, но, не решаясь ослушаться, исполнили все, что он заповедал. Они закрыли лицо его платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела апостола, по особенному Божьему смотрению, подобно Илии пророку, переселенного в горний мир. 21 мая является днем памяти евангелиста и апостола Иоанна Богослова.

Из жития апостола известны следующие случаи воскрешения им усопших. В Эфесе апостол Иоанн со своим учеником Прохором работали в бане. Однажды там умер некий юноша по имени Домн. Отец юноши, Диоскорид, узнав об этом, умер от скорби. Хозяйка бани обвинила Иоанна в смерти юноши и грозилась убить его. Помолившись, апостол Иоанн воскресил юношу, а затем его отца.

Во время праздника в честь Артемиды, апостол Иоанн обвинил язычников в идолопоклонничестве, за что толпа забросала его камнями. По молитве Иоанна тотчас настала невыносимая жара, вследствие чего умерло до 200 человек. Оставшиеся в живых умоляли Иоанна о милости, и апостол воскресил всех умерших, в результате чего все воскресшие приняли крещение.

В Риме апостол Иоанн был осужден на изгнание и отправлен на остров Патмос. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, играя, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром, из жалости, Иоанн помолился Богу, и волна выбросила юношу на корабль.

На острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва Кинопса отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по молитве Иоанна морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Апостол Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших.

Через три года апостол Иоанн направился проповедовать в другой город острова, где исцелял больных, а также воскресил сына местного жреца.

Иоанновдень, 21 мая 2009 г.
г. Москва

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1 Перечислите животных, находящихся у Божьего престола. Как описывается видение Божьего престола в 1 гл. «Книги пророка Иезекииля»?
2 Каковы духовные отождествления орла? Каким системам и органам в человеческом организме соответствует этот символ?
3 Какова символика орла в раннехристианском искусстве, в светской и геральдической традиции?
4 Что символизировал орел в Древней Месопотамии и в Древнем Египте?
5 Перечислите наиболее яркие звезды созвездия Скорпиона. Какую звезду в созвездии Скорпиона (отождествляемого с орлом в античную эпоху) называют «царской» и почему?
6 В чем состоит внутренний смысл древнегреческого мифа об Орионе? 
7 В чем состоит внутренний смысл древнегреческого мифа о Прометее?
8 Назовите страны и географическое направление, отождествляемые с орлом.
9 Назовите имя евангелиста и святых, отождествляемых с образом орла.
10 По какой причине апостола Иоанна отождествляют с орлом? Коротко перескажите житие апостола.
11 Какой день является днем памяти евангелиста и апостола Иоанна Богослова?

БИБЛИОГРАФИЯ
Анатомия человека. Справочник. Пер. с англ. Е. Макаровой. М., 2005.
Атлас мира. Под ред. Е. Мирской. М. 1999.
Атхарваведа. Избранное. Пер., коммент. и вступит. статья Елизаренковой Т.Я. М., 1995.
Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового завета. Канонические. М., 1998.
Брихадараньяка упанишада. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1964.
Великие русские старцы. Сост. Игумена Аристарха. М., 2000.
Галактики. П. Ходж. М., 1992 
Грамматика ведийского языка. Елизаренкова Т.Я. М., 1982.
Древнеиндийская поэтика и ее индоевропейские истоки. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. М., 1979.
Жизнь и труды апостолов Господних. С. С-кий. Владимир, 2003.
Жизнь Иисуса Христа. Фаррар Ф.В., М., 1999.
Жития святых. По руководству Четьих-миней святителя Дмитрия Ростовского., т. 1-12. М., 1997.
Звездное небо. Джеффри Корнелиус. М, 2000. 
Иисус Христос в документах истории. Сост., статья и коммент. Б.Г. Деревенского. С-Пб., 2000.
Индия. Альбанезе Марилиа. М., 2001.
Иранские языки. Оранский И.М. М., 1963.
К вопросу о лингвистическом аспекте перевода «Ригведы». Елизаренкова Т.Я. М., 1963.
Легенды, мифы и эпос древней Индии. Томас П. С.-Пб., 2000.
Молитвы святым небесным силам. Афонский акафист Божьим архангелам Михаилу и Гавриилу. Минск, 2005.
О ведийской загадке типа brahmodya. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. М.,1984.
О функциях языка в «Ригведе». Елизаренкова Т.Я. М., 1988.
Об искусстве ведийских риши. Елизаренкова Т.Я. Л., 1986.
Об одном примере звукового символизма (Ригведа Х, 125). Топоров В.Н. Тарту, 1965.
Об основах духовной жизни. Сборник материалов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад, 2001.
Обозрение пророческих книг Ветхого завета. А. Хергозерский. М., 1998.
Основные положения ДНК-генеалогии (хромосома Y), скорости мутаций, их калибровка и примеры расчетов. Клесов А.А. Вестник Росийской Академии ДНК-генеалогии, т. 1, № 2, стр. 252-348.
Откуда появились славяне и «индоевропейцы» и где их прародина? Клесов А.А. Вестник Российской Академии ДНК-генеалогии, т. 1, No. 3, Август 2008, стр. 400-477.
Очерк истории ведийской литературы. Эрман В.Г., М., 1980.
Очерки о вселенной. Циолковский К.Э. Калуга, 2001.
Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. Г. Каледа. М., 1998. 
Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста, т. 1-12. С.-Пб., 1898.
Поэтические воззрения славян на природу. Афанасьев А., т. 1-3. М., 1865.
Рерих: пророчества. Сост. Князевой В.П., Кузнецовой И.Н., Маточкина Е.П.. Самара, 2004
Ригведа. Избранные гимны. Пер., комментарий и вступ. Ст. Елизаренковой Т.Я. М., 1972.
Ригведа. Пер. с санскрита, исслед., коммент. и приложен. Елизаренковой Т.Я., т. 1-3, М., 1999.
Русские святые. Сост. Монахини Таисии. С.-Пб., 2000.
Самаведа. Пер. с санскрита, и коммент.  Матвеева С.А. , М. 2005.
Святая гора Афон. Фаридис Константионос. Салоники, 2003.
Святая земля. Бурбон Фабио, Лаваньо Энрико. М., 2001.
Симфония. Толковая Библия. Под ред. Лопухина А.П., т. 1-3. Минск, 2001.
Слово о исходе души и страшном суде. Святитель Кирилл Александрийский. Киев, 1998.
Старец Паисий Святогорец. Слова, т. 1-3. Пер. с греч. яз. иеромонаха Доримедонта. М. 2003. 
Субала упанишада. Пер. с санскрита Шохина В.К. Народы Азии и Африки. 1990, № 6.
Толковое Евангелие епископа Михаила, т. 1-3. Минск, 2000.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Мартынова Б.В. М., 1999.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. и приложен. Сыркина А.Я. М., 2000.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1967.
Хроника человечества. Харенберг Бодо. М., 1996.
Чудо, которым была Индия. Бэшем А.Л. М., 1977.
Чхандогья упанишада. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1965.
Явления и чудеса святых ангелов. Пер. с новогреч. яз. Гоцкалюка. М., 2001.
Язык и стиль ведийских риши Елизаренкова Т.Я. М., 1993.


Цитируется по книге «Илья Клименчук. Статьи 1998-2010 гг.», Издательство МОО «Святая Русь», Москва 2010 г.

http://www.proza.ru/2018/01/03/457