Статьи. 6 О небесной радости

Илья Клименчук
ВНИМАНИЕ! При цитировании и разработке размещенного на странице материала ссылка на автора(-ов) обязательна

Саммари: статья «О небесной радости» (вышла в свет отдельной брошюрой под названием «Небесная радость – ключ к здоровью сердца» в 2009 г.) была написана в связи с переработкой древнеиндийского учения «Ригведы». В ней описывается небесная радость, Рай, определяющие небесную радость Четвертые Небеса и поэтические образы небесной радости. Определяется место, которое занимает совместное воспевание (совоспевание – прим. сост.) небесной радости в древнеиндийском учении «Ригведы», а также определяется небесное славословие и его центральный момент. Объясняется, почему радость является «субстанцией деятельности», и как небесная радость связана с милостью небесного Отца. Описывается горний путь небесной радости. Объясняется причина, по которой небесная радость отождествляется с солнцем Божьей славы. Перечисляются эпитеты, сопровождающие небесную радость. Раскрывается, где на Небе и в человеческом организме живет небесная радость, и почему высшая радость определяется эпитетом «Божьего сердца».



СТАТЬЯ VI. О НЕБЕСНОЙ РАДОСТИ
Радость наряду с красотой и разумением является одним из Небес, которые тождественны Божьей мысли и сияниям золотого цвета. Названия этих Небес – Шестых-разумение, Четвертых-радость и Вторых - красота имеют общую основу «Ра-», которая также образовывает слово «Рай», - отсюда же и радуга (райская дуга), символизирующая гармонию, чистоту, союз Бога и человека.

Рай является Небом Небес, расположен над семью Небесами. Он, как и Небо, имеет семеричное строение и исполнен сияниями Божьего Разума (Сына). Рай есть недра Неба, первочеловек небесного мира золотого сияния, окруженный подобно одежде белоснежными сияниями Небес. Образно Рай сравнивается со стоящим в недрах солнца сверкающим человеком, в то время как это солнце окружено Небом и облаками. Поэтому Рай также называют солнцем Божьей славы, колесницей Божьей славы, солнцем Божьей радости и провидения.

Небесная радость и сотворчество, в целом характеризуя Четвертые Небеса (грудь: сердце и легкие), постоянно возрождают человека, с чем связано их воспевание как зародыша, юного существа, смеющегося ребенка. Небесная радость воспевается как чистая, прозрачная, яркая, пламенеющая, всегда очищающая, сверкающая как свет Божьего провидения. Она дарована как истинный свет Божьей славы поэтам, сама являясь поэтом. Ее призывают течь от земли к Небу, прося стать вестником славословия. Небесная радость является средоточием положительных мыслей и чувств – это высшая свобода, понимание, доверие и вечная жизнь, которые и воспеваются на славословии благодарного Неба.

Божьей радости специально посвящена мандала IX (гимны 1-114) древнеиндийского учения «Ригведы» и несколько гимнов за ее пределами (I, 91; VIII, 48; X, 25). Небесная радость связана с вознесением напитка вечной жизни – амриты из тока, который воспевают, совершая небесные благодетели.

В основе всех поэтических образов лежит вечное содействие Небесного Царства. Совершенная Божья радость, с которой обращено славословие Неба, Рая, Верховины называется «радостью очищающейся». Вечность, в которой воспетый свободно ток радости проходит через фильтр-цедилку истинного света из овечьей шерсти облаков Божьей милости, на которой остаются все лишние для Небесного Царства элементы, считается центральной на славословии: вечная радость называется вечной жизнью, или амритой. Все небесное воспевание пронизано игрой на различных образованиях слов «чистота», «очищение», которые являются небесным музыкальным ключом ко всему воспеванию.

В «Ригведе» гимны, связанные с воспеванием небесной радости, были извлечены из «фамильных» мандал и объединены в отдельную, девятую мандалу. Воспевание благодетелей Божьей радости относится к наиболее древнему, общему индоиранскому периоду.

Гимны небесной радости, записанные в «Ригведе», дают представление о небесном славословии. Это позволяет восстановить его ход на вечном воспевании в Небесном Царстве. Небесное Царство, воспевающее гимны, постоянно переходит к метафорическому и символическому изображению вечности, снова возвращаясь к уже сказанному. Поэтому различить линейную последовательность небесного содействия в этом пестром, сияющем калейдоскопе всегда сложно. Радость воспета на вечном славословии как небесная мысль. Начиная с воспевания тока радости во вдохновенной свободе и в чувствах милости, ее продолжают воспевать, совершая благодетели и вкушая напиток вечной жизни.

Об истории небесной радости мы узнаем из гимнов: мысли провидения приносят ее с высших Небес. Она отождествляется с солнцем Божьей славы, с истиной. Небесную радость наделяют эпитетами, характерными для воспевания небесного Отца, называя ее «воскрешающей жизнь» и «освобождающей благодарность».

Содержание гимнов небесному Отцу, в которых воспевается Его слава, в высшей степени многозначно, учитывая, что на сияниях Божьего Разума (Сына) выткана вся фактура небесного многоголосья, выстроено все Царство Неба. Гимны небесной радости напоминают протяжно и мощно со-воспеваемые полифоничные песнопения-вариации на одну тему – воспевание Божьей истины. Это чистое сияние и определяет небесную радость. При этом все небесные существа и благодарные Богу люди радуются в первую очередь за небесного Отца, прославляя Его вселенские подвиги.

Славословие - это различные варианты одного содержания – радостное, неописуемое и метафорическое воспевание Божьей вечности. Сюжет в этих гимнах не разрабатывается, описания линейной последовательности событий нет, их построение циклично.

Небесная радость – это название благословенной поведенческой субстанции (характера), в которой воспевают сердечный ток. При этом связь радости и Рая обозначает одновременно и благодетели, и помощь, в которых воспевают ток доверия, и самый ток, Божью Душу и Божий Разум, отождествляемые с вечной жизнью. В качестве названия небесной радости употребляется также эпитет «воспетая». Часто употребляемым названием радости является «капля» (дождь, вода и чистота метафорически).

Для сияний Божьей радости показательно, с помощью каких глаголов описываются содействия небесного Отца и Неба в отношении всего Творения. Гимны славословия воспеваются в милости, в которой они становятся благодатны. В них возносят токи радости во вдохновенной Божьей свободе. Имея начало в Божьей свободе, преображаясь в мысли провидения, токи радости очищаются через цедилку Неба, очищаются в милости, благе, в молоке Святого Духа, всегда возносятся на Небо в сосуды (сияния) благодарного Творения. Бога воспевают, - Он вдохновляет, дарует радостное воодушевление и прилив сил. Воспевая радость, благодарные певцы «доят» Небо подобно корове, а Небо доится дождем Божьей милости. Радость, будучи небесной, доится ясностью, молоком милости, медом благодетелей для Божьих воспевателей. В этой связи постоянно упоминается сияние небесной радости, под которым понимается сверкающее солнце на Небе, подающее свет истинных мыслей.

После того, как ток радости воспет, он начинает двигаться к высшему Небу (Раю) и к небесному Отцу (Верховине, Божьему престолу). Радость продвигается, течет, струится, сияет, растекается кругами (сферами, спиралями), бежит, торопится, спешит, выступает, возносится, сама все приводит в движение: волну тока, струи небесной милости, в которой очищается, приводит в движение богатство вечной жизни, речь благодарных. Она проникает на Небо Небес, усаживается в небесных мыслях и чувствах. Все эти продвижения согласованы с небесным Отцом, Который приводит радость к продвижению, освобождает, мчит, вдохновляет, ускоряет. Он направляет ее, проводит и дарует. Небесный Отец также дарует вдохновение, возносящее радость к Небу. Те же глаголы продвижения употребляются при описании вселенского закона «рита» - закона кругооборота небесной радости между Небесным Царством и Творением. Суть вселенского закона состоит в том, что все во Вселенной принадлежит Богу, и, будучи, очищенным, снова возвращаясь к Нему, затем вновь Им даруется для совершенствования воспевающих и самой радости.

Небесная радость, дарованная благодарным Богу людям, из мыслей и чувств, воспеваемых на славословии поднимается к Небу, очищается через цедилку истинного света, через белую шерсть милостивых чувств и идет на свидание с небесным Отцом, восходя на колесницу солнца Божьей славы, на спину Неба, «ныряя» в Небо.

Центральный момент славословия – очищение радости: не каждая земная радость может быть уместна на Небе. Поэтому радость проходит через сито истины и милости, которые передаются образами света и облаков соответственно. Истина – Шестые Небеса, отождествляемые с мозгом и мыслями, а милость – Пятые Небеса, отождествляемое с горлом, ушами и чувствами. Мысли радости проходят сортировку, при которой для Неба отделяются лишь истинные, праведные мысли, свободные в Божьем Разуме. А среди чувств для Неба сохраняются лишь вдохновение и милость, свободные в Пресвятом Духе.

Радость очищается, и ее очищает Небо, черпая вдохновение в сиянии небесного Отца. Бог дарует при этом участникам славословия дождь небесной милости, небесное счастье, богатство вечной жизни. Радость очищается потоком с Неба, сотнями потоков небесных чувств.

Описание восхождения небесной радости всегда мощны: небесная радость подает голос, громко воспевает, поет, шумит как небесные реки, гремит как Небо. Она «начищенная», «полированная», «гладкая», «украшающая», «хрустальная».

Потоки небесной милости и благодарных чувств на славословии называются «коровами». Небесная радость изображается как истина и как тройка белых коней. Небесная радость золотого, янтарного, огненного сияния, а, будучи очищенной, одевается в одежду белого водного сияния, соделывая благодарные чувства своим праздничным нарядом. Поэты «одевают» радость в совершенство и милость воспеваемых чистых чувств.

Подобно небесному Отцу, Божьей Душе и Божьему Разуму, Божья радость ярко сверкает, она, как солнце Божьей славы, находится надо всем. Посредством небесной радости в человека проникает истинный свет, радость зажигает его, возрождает высокий свет Неба, светлые пространства небесных мыслей, солнце славы в воде милости. Подобно солнцу Божьей славы небесная радость, называемая также небесной птицей, жар-птицей и небесным львом, смотрит вниз на землю благодарных, озирает все вокруг, рассматривает, замечает и воссоздает красоту. Небесная радость, как и провидение, всегда бодрствует, наблюдая за небесными обетами, за общиной небесных мыслей и чувств.

После очищения на Небе радость становится вкусной, и ей радуются и ангелы, и благодарно воспевающие люди. Содействие небесной радости для всех, кто благодарно воспевает Бога, выражается в освобождающем провидении, доверии. Бог вдохновляет в радости и радость вдохновенна в небесном Отце. Радость сама вдохновляет, радуется на Небе. Содействие небесной радости выражается глаголами «заострять», «прояснять», «воспламенять», «провидеть», а также «увеличивать», «преумножать», «подкреплять». Небесный Отец, вдохновляя, усиливает милость, даруя воспевать, умножает океан Неба, взращивая его в истине, что хорошо иллюстрирует круговой характер славословия.

Небесная радость, вслед за мыслями Божьего разумения, является инструментом, посредством которого Бог воскрешает истину и милость в человеке, даруя небесное вдохновение и провидение. Ею Бог возрождает пространство мысли, Небесное Царство в человеке, объединяет миры небесных мыслей и чувств, освобождает источники вечного вдохновения. Небесная радость сияет как провидение, которое воскрешает дружбу и доверие, всегда освобождает вечность, воспевает Божью славу, оглашает истину, бескрайность, постижение.

Посредством совершенной небесной радости, берущей исток в милости и всепрощении, становится возможным направить прошение небесному Отцу, - только в этом случае оно может быть рассмотрено. При этом Бог дарует богатство вечной жизни, небесное благо, потомство небесных мыслей и чувств, соделывает благодарных Богу существ (людей, ангелов) более совершенными и ясными. Поэтому небесную радость называют на славословии «вечной», или «напитком вечности».

Божья радость определяется на славословии многочисленными эпитетами. Это сияния, образованные от вечного воспевания: воспетая, чистая, очищающая, приводящая во вдохновение, воодушевляющая небесных героев. На эмоциональный «вкус» радость сладкая, медовая, она – восхитительная. Этими же эпитетами определяется и дождь небесной милости, который приносят на землю с Неба мысли провидения, а также чистые чувства вдохновения, которые снова воспевают к Небу. Истинная радость позволяет проявиться Божьей силе содействия, являющейся через Святой Дух, а также направляет к цели силой содействия небесного Отца. Истинная радость смотрит далеко, прозорлива, с мужественным взглядом - со взглядом героя. Она Божественно со-деятельная и подвижная, яркая, пламенная, жаркая, постоянно продвигающая, устремляющая, подобная в смысле устремленности быстрым небесным коням и птицам.

Особого внимания заслуживает эпитет радости «бодрствующая», «бодрая», «бодрящая» и «дарующая молодость», который подчеркивает, что люди молоды, пока молоды сердцем, радостью и сияют творческим огнем. Небесная радость воспевается как вечная, всегда возобновляемая.

Связь истинной радости с поэтическим и пророческим словом отражаются эпитетами «вдохновенная», «одухотворенная», «мудрая». Этими эпитетами воспевается и небесный Отец. Он – вдохновенный поэт, Который умножает и заостряет поэтическую силу милости.

Небесная радость сияет белым, золотистым и желтоватым сиянием. Цвет сияния подобен сиянию огня, солнца, молнии. Небесные мысли и радость подобны колеснице, бело-золотым коням славословия. В молоке Святого Духа очищается воспеваемый ток радости, всегда проходя через Небо из Божьей милости, становясь чистым напитком вечной жизни. Этот главный момент на славословии рассматривается как воскрешение небесных мыслей и чувств и как воскрешение всего человека. Отсюда и представление о вечном возрождении в небесной радости – возрождении в истине. Представление о небесном мире вечной жизни у древних описываются как яркое сияние: «Где миры, полные света» (IX, 113:9). Картина ослепительного мира вечности включает в себя сияние тока небесной радости во всех мыслях провидения, вдохновенных Божьим присутствием.

В славословии говорится и о высшей радости. Небесная радость – это благодетели в истине, благодарная помощь и дружеская поддержка, которые возносят хвалу Богу, воспевая при этом ток радости и готовя напиток вечной жизни. А высшая радость, местопребывание которой находится над Небом Небес в великом источнике – сияниях воскрешения высшей небесной милостью – это сияния Божьего Разума.

Радость совершает кругооборот: воспетый с благодарностью на месте славословия ток, поднимается на Небо, пересекая воздушное пространство небесных мыслей и, очищаясь, возвращается на землю человеческого разумения в виде дождя милости, дарующего силу милости для совершения благодетелей. Поэтому высшая радость – Божья Душа и Разум рассматривается и как сияния солнца Божьей славы, и как питающая влага Божьего вдохновения – Святой Дух, Который называют сливками, молоком и семенем Неба.

Небесную радость называют «живущей над горами Неба» и «пребывающей над горами небесной мудрости». Этими эпитетами также наделяют мысли провидения, - вершину земной мысли, наиболее приближенную к Небу. С Неба радость доставляет орел – символ совершенства и возрождения. Радость, очищающаяся в небесном океане, снова возвращается к благодарным певцам, вдохновляя нас на новое славословие.

Чистая радость живет в солнце, которое отождествляется с сердцем и всей сердечно-сосудистой системой. Внутренние фильтры человеческого организма, очищающие радость, находятся в облаках-печени и отождествляются с пищеварительной системой. По этой же причине чувствительные люди реагируют на солнечную и лунную активность, влияющие на ясность или облачность погоды, что прежде всего регулируется соотношением крови, желчи и флегмы в организме. Как солнце Божьей славы небесная радость воссвещает высокий блеск, великолепие, освещая чистые облака небесной благодарности.

Небесная радость сияет словно солнце Божьей славы (I, 54:2), воссвещает свет (IX, 49:5), она – солнце славы в водах Неба (IX, 42:1) и вместе с небесным Отцом сияет над нижними небесными мирами (IX,15:5). Потоки чистой радости сравнивают с лучами солнца (IX, 64:7), которые в свою очередь рассматриваются как мысли Божьего провидения и отождествляются со светом дальних звезд. В одном из контекстов говорится, что, едва возрождая, небесный Отец пропитывает солнце славы Божьими лучами мыслей провидения (IX, 97:31). Также Божья радость отождествляется с быстротой коней, победностью небесных колесниц, стремительностью бега, преодолением препятствий, а также с заслуженным вечным счастьем.

Небесная радость метафорически описывается как мужественная, сильная, а в контексте воспеваемой ею благодарности даже называется «молодым бычком». Радостные мысли оплодотворяют благодарные чувства, образуя срединное супружество Неба – «грудь-живот», которое физиологически отражается на работе сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, печени и селезенки. Это супружество зеленовато-золотистого и медово-золотистого сияний, имеющих в основе белое яркое свечение, отражает союз солнца и луны на Небе.

Небесный Отец одновременно является и руководителем, и Господином Неба, Царем. Он управляет Небесным Царством посредством истины, многочисленными сияниями которой являются радость и гармония. На всем Небе радость славит Бога, возрождая жизнь, что и понятно, поскольку радость направляет все жизненные устремления. Радость является духовной субстанцией, определяющей законы пространства, времени, притяжения и отталкивания. Небесный Отец вдохновляет славословие, дарует преодолеть препятствия на пути к победе, воспеть благодарные хвалы вместе с Небесным Царством, воскрешает небесную жизнь посредством истинной радости, которая воспевается на Божьем славословии.

С небесным Отцом радость связана еще и потому, что Он – единственный даритель напитка вечности. Всегда во вдохновенной радости Бог совершает героические подвиги, воодушевляя Небо: воскрешает жизнь, освобождает течение рек небесной чистоты, освобождает вдохновение и раскрывает сияющую в нем милость, которой воскрешает все Небо.

«Воспевайте радость для небесного Отца!» - постоянное обращение к благодарным певцам на славословии. Радость попадает на Божье Небо, проникает в сердце Неба. В небесной радости Бог взращивает и усиливает нас, проявляя бескрайнюю, вечную щедрость. Радость – друг, соратник Неба и благодарных певцов, союзник небесного Отца, стоящий с Ним на одной колеснице славы и освобождающий благодарные чувства. Радость называют Божьим Разумом, - она носит милое Имя небесного Отца, благодаря чему преодолевает все препятствия и совершает Божьи подвиги. Она многократно определяется эпитетом «воскрешающая жизнь» и выступает Божьим союзником при блистательных победах небесного Отца, когда Он дарит милость и вечную жизнь для благодарных воспевателей.

Серафимовдень, 1 августа 2007 г.
г. Москва

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1 Что такое небесная радость?
2 Что такое Рай?
3 Сияния каких Небес определяют небесную радость?
4 Каковы поэтические образы небесной радости?
5 Какое место занимает воспевание небесной радости в древнеиндийском учении «Ригведы»?
6 Что такое небесное славословие? Чем определяется центральный момент славословия?
7 Почему радость является деятельной «субстанцией»?
8 Как небесная радость связана с милостью небесного Отца?
9 Опишите горний путь небесной радости.
10 Почему небесная радость отождествляется с солнцем Божьей славы?
11 В чем проявляется содействие небесной радости ангелам и благодарным людям?
12 Перечислите эпитеты, сопровождающие небесную радость.
13 Где живет небесная радость?
14 Почему высшая радость определяется эпитетом «Божьего сердца» и сравнивается с союзником при блистательных победах небесного Отца?


БИБЛИОГРАФИЯ
Анатомия человека. Справочник. Пер. с англ. Е. Макаровой. М., 2005.
Атлас мира. Под ред. Е. Мирской. М. 1999.
Атхарваведа. Избранное. Пер., коммент. и вступит. статья Елизаренковой Т.Я. М., 1995.
Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового завета. Канонические. М., 1998.
Брихадараньяка упанишада. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1964.
Великие русские старцы. Сост. Игумена Аристарха. М., 2000.
Галактики. П. Ходж. М., 1992 
Грамматика ведийского языка. Елизаренкова Т.Я. М., 1982.
Древнеиндийская поэтика и ее индоевропейские истоки. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. М., 1979.
Жизнь и труды апостолов Господних. С. С-кий. Владимир, 2003.
Жизнь Иисуса Христа. Фаррар Ф.В., М., 1999.
Жития святых. По руководству Четьих-миней святителя Дмитрия Ростовского., т. 1-12. М., 1997.
Звездное небо. Джеффри Корнелиус. М, 2000. 
Иисус Христос в документах истории. Сост., статья и коммент. Б.Г. Деревенского. С-Пб., 2000.
Индия. Альбанезе Марилиа. М., 2001.
Иранские языки. Оранский И.М. М., 1963.
К вопросу о лингвистическом аспекте перевода «Ригведы». Елизаренкова Т.Я. М., 1963.
Легенды, мифы и эпос древней Индии. Томас П. С.-Пб., 2000.
Молитвы святым небесным силам. Афонский акафист Божьим архангелам Михаилу и Гавриилу. Минск, 2005.
О ведийской загадке типа brahmodya. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. М.,1984.
О функциях языка в «Ригведе». Елизаренкова Т.Я. М., 1988.
Об искусстве ведийских риши. Елизаренкова Т.Я. Л., 1986.
Об одном примере звукового символизма (Ригведа Х, 125). Топоров В.Н. Тарту, 1965.
Об основах духовной жизни. Сборник материалов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад, 2001.
Обозрение пророческих книг Ветхого завета. А. Хергозерский. М., 1998.
Основные положения ДНК-генеалогии (хромосома Y), скорости мутаций, их калибровка и примеры расчетов. Клесов А.А. Вестник Росийской Академии ДНК-генеалогии, т. 1, № 2, стр. 252-348.
Откуда появились славяне и «индоевропейцы» и где их прародина? Клесов А.А. Вестник Российской Академии ДНК-генеалогии, т. 1, No. 3, Август 2008, стр. 400-477.
Очерк истории ведийской литературы. Эрман В.Г., М., 1980.
Очерки о вселенной. Циолковский К.Э. Калуга, 2001.
Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. Г. Каледа. М., 1998. 
Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста, т. 1-12. С.-Пб., 1898.
Поэтические воззрения славян на природу. Афанасьев А., т. 1-3. М., 1865.
Рерих: пророчества. Сост. Князевой В.П., Кузнецовой И.Н., Маточкина Е.П.. Самара, 2004
Ригведа. Избранные гимны. Пер., комментарий и вступ. Ст. Елизаренковой Т.Я. М., 1972.
Ригведа. Пер. с санскрита, исслед., коммент. и приложен. Елизаренковой Т.Я., т. 1-3, М., 1999.
Русские святые. Сост. Монахини Таисии. С.-Пб., 2000.
Самаведа. Пер. с санскрита, и коммент.  Матвеева С.А. , М. 2005.
Святая гора Афон. Фаридис Константионос. Салоники, 2003.
Святая земля. Бурбон Фабио, Лаваньо Энрико. М., 2001.
Симфония. Толковая Библия. Под ред. Лопухина А.П., т. 1-3. Минск, 2001.
Слово о исходе души и страшном суде. Святитель Кирилл Александрийский. Киев, 1998.
Старец Паисий Святогорец. Слова, т. 1-3. Пер. с греч. яз. иеромонаха Доримедонта. М. 2003. 
Субала упанишада. Пер. с санскрита Шохина В.К. Народы Азии и Африки. 1990, № 6.
Толковое Евангелие епископа Михаила, т. 1-3. Минск, 2000.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Мартынова Б.В. М., 1999.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. и приложен. Сыркина А.Я. М., 2000.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1967.
Хроника человечества. Харенберг Бодо. М., 1996.
Чудо, которым была Индия. Бэшем А.Л. М., 1977.
Чхандогья упанишада. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1965.
Явления и чудеса святых ангелов. Пер. с новогреч. яз. Гоцкалюка. М., 2001.
Язык и стиль ведийских риши Елизаренкова Т.Я. М., 1993.


Цитируется по книге «Илья Клименчук. Статьи 1998-2010 гг.», Издательство МОО «Святая Русь», Москва 2010 г.

http://www.proza.ru/2018/01/03/457