Статьи. 1 Лев - символ небесного славословия

Илья Клименчук
ВНИМАНИЕ! При цитировании и разработке размещенного на странице материала ссылка на автора(-ов) обязательна

Саммари: статья «Лев – символ небесного славословия» написана в связи с переработкой канонической древнеиндийской «Ригведы» и посвящена исследованию важного и интересного вопроса о том, где на Земле находится основное отождествление Божьего престола, и где находится заповеданное место Второго пришествия. Согласно видЕнию Божьего престола, описанного в 1 гл. «Книги пророка Иезекииля», лев, орел, телец, человек находятся в четырех направлениях от него. В статье исследуются духовные отождествления льва, их соответствие системам и органам в человеческом организме. Рассматривается символика льва в раннехристианском искусстве, в светской и геральдической традиции, а также у древних народов. Перечисляются наиболее яркие звезды созвездий Льва. Рассказывается о «царской» звезде и рассматривается вопрос об астрономических координатах Рождественской (Вифлеемской) звезды. В интересной форме излагается внутренний смысл древних мифов, а также называются отождествляемые с образом животных страны и географические направления. Называются имена евангелиста и святых, отождествляемых со львом – одним из четырех животных, находящихся около Божьего престола.



СТАТЬЯ I. ЛЕВ – СИМВОЛ НЕБЕСНОГО СЛАВОСЛОВИЯ
В первой главе «Книги пророка Иезекииля» описывается видЕние Божьего престола в образах четырех животных: орла, льва, тельца и человека. Мы находим описание этого же видения в четвертой главе «Откровения святого Иоанна Богослова», а также символике Сфинкса – одной из самых больших монолитных статуй в мире, находящейся в Гизе (Египет).

Вот как описывается Божий престол в пророчестве Иезекииля («Книга пророка Иезекииля», гл. 1:4-28): «И я видел, и вот, бурный ветер (небесное разумение – прим. сост.) шел от севера (заповеданное место «белоснежных одежд» – прим. сост.), великое облако (образ Святого Духа – прим. сост.), и клубящийся огонь (образ Божьего Разума – прим. сост.), и сияние вокруг него (образ Божьего престола – прим. сост.), а из середины его как бы свет пламени из середины огня; и из середины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их; облик их был как у человека; и у каждого из них четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их; и лица у них, и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их – лицо человека и лицо льва с правой стороны (образ Божьего Разума – прим. сост.) у всех их четырех; а с левой стороны лицо тельца у всех четырех и лицо орла у всех четырех (образ Святого Духа – прим. сост.). И лица их, и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они каждое в ту сторону, которая перед лицом его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня, и молния исходила от огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны (совершенство-орел, славословие-лев, учение-телец, провидение-человек – прим. сост.); во время шествия не оборачивались. А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах (Свято-Троицких мирах – прим. сост.). Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои. И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои. А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом (образ семи Небес – прим. сост.)».

К духовным отождествлениям льва относят славословие, радость и доверие. Это символ солнца Божьей славы, расположенного на уровне четвертого Неба, что в человеческом теле соответствует грудной области и сердечно-сосудистой системе. С древних времен лев является символом активности, обаяния, благодатности, благодушия, благородства, верности, вразумленности, гармоничности, глубины, дружелюбия, «игривости», искренности, кротости, культурности, миролюбия, миротворчества, победоносности, постижения, почтительности, радостности, разумности, созидательности, спокойствия, творческой силы любви, теплоты, требовательности, убедительности, уважительности, уверенности, улыбчивости, уместности, чадолюбия и ясности, которые как и символические отождествления образа человека относят к проявлениям небесных мыслей и Божьего Разума (согласно последним исследованиям тэлиотитологии лев рассматривается как проявление небесных чувств и Божьей Души (Святого Духа) – прим. сост. , 2017 г.).

В раннехристианском искусстве лев символизировал святого евангелиста Марка, святого Иеронима и Христа – как «льва от колена Иудина». В европейской традиции лев – символ мощи, воплощающий силу солнца и огня, а в геральдике он символизирует королевское достоинство и благородство.

Уже в ранней Месопотамии лев отождествлялся с солнцем. Египтяне связывали льва с геликальным восходом Сириуса и подъемом уровня воды в Ниле в середине лета, поскольку эти события происходили во время прохождения Солнца через созвездие Льва. Поэтому и греческие, и римские архитекторы оформляли фонтаны в виде львиных голов, - этот архитектурный штрих присущ и египтянам, которые помещали львиные головы у входа в ирригационные каналы.

В 4300 г. до н.э. зародились цивилизации Древней Индии, Египта и Междуречья. Положение планет и светил, характерное для этого года, отразилось в образе Сфинкса, который имеет голову человека (созвездие Водолея, провидение), тело быка (созвездие Тельца, учение), лапы и хвост льва (созвездие Льва, славословие), крылья Орла (созвездие Скорпиона, совершенство). Пирамиды начали строить в это время как памятники созданию новой и последней цивилизации на Земле. Они также играли роль обсерваторий и хранилищ священных свитков, оставленных нам высшим звеном существ в Солнечной системе. В древнем Египте представителей высшего разума – жителей Фаэтона (Вамфима) называли «богами», т.к. они «прилетали на солнцах» и обучали людей сознательной жизни.

Лев – пятое созвездие Зодиака. Его очертания легко узнаваемы: лев повернут ликом к западу, голова и грива четко очерчены звездным серпом, направленным от Регула (Альфа Льва) на север. Ярчайшими звездами созвездия являются бело-голубой «страж севера» Регул (Альфа Льва), белая Денебола (Бета Льва) и оранжево-желтая двойная система из звезд-гигантов Альгиеба (Гамма Льва). Название звезды Регул означает «царь» и «сердце льва». Звезда лежит на эклиптике и наряду с другими тремя звездами – Альдебараном (Альфа Тельца), Антаресом (Альфа Скорпиона) и Фомальгаутом (Альфа Южной Рыбы) считалась царской звездой и небесным стражем Месопотамии, вождем царских звезд. Соединение Регула и Юпитера в 3-2 гг. до н.э. согласно последним научным данным является Рождественской (Вифлеемской звездой). Денебола означает «хвост льва», а Альгиеба – «лоб».

В сказании о двенадцати подвигах Геракла (по римской версии Геркулеса) лев отождествляется с немейским львом. Геракл должен был содрать с чудовища шкуру, которую нельзя было пробить ни камнем, ни металлом. Геракл боролся со львом голыми руками, пока не задушил его, а затем вспорол шкуру зверя его же когтями. Шкуру он затем носил на манер плаща, служившего непробиваемым панцирем, а из головы сделал шлем. История с немейским львом метафорична. Здесь Геракл – человек, лев – житейская гордость, гнездящаяся в человеке, которая, будучи побежденной, становится мощной защитой в Божьей радости и успехах.

В «Метаморфозах» римского поэта Овидия рассказывается об истории любви Пирама и Фисбы, в которой лев сыграл печальную роль. Родители Пирама и Фисбы воспротивились их союзу. Влюбленные беседовали тайно через щель в стене между их домами и однажды договорились встретиться за городом у шелковицы с белыми ягодами. Когда Фибса пришла на место встречи, Пирама еще не было; девушку напугал лев, испачканный кровью только что растерзанной им жертвы. Когда Фибса убегала, покрывало упало с ее головы и полетело ко льву, который разодрал его лапой. Пирам, придя, увидел изорванное, испачканное покрывало Фибсы и решил, что его любимую съел зверь. В отчаянии он поразил себя мечом. В этот момент возвратилась Фибса и бросилась на тело возлюбленного, а затем взяла меч и вонзила в себя. Кровь влюбленных окрасила белые ягоды шелковицы – с тех пор они красные. Олимп поместил покрывало Фибсы на небе в виде созвездия Вероники в назидание родителям, что нельзя лишать молодость любви. История Пирама и Фибсы, как и все древние сказания, также метафорична. Здесь влюбленные – это небесные мысли и чувства в человеке, родители влюбленных – излишний рационализм и земной консерватизм, а лев – житейская гордость, играющая печальную роль в духовном опыте человека.

Со львом отождествляются страны юго-западного направления, к которым относят, например, в случае Европы - Австрию, Италию, Румынию, Францию, Чехию, другие присредиземноморские страны. Также со львом отождествляют и Арктику.

Льва называют «царем» дикой природы. В этом смысле небесные славословие и радость являются «царем» над всеми человеческими мыслями и словами. Поучительна также история с пророком Даниилом («Книга пророка Даниила», гл. 6), которого не тронули голодные львы, - так велика была сила святого, дарованная ему Богом.

Согласно традиции, лев – образ апостола и евангелиста Марка, а среди наиболее почитаемых на Руси святых и пророков, связываемых с образом льва, хотелось бы отметить преподобного Серафима Саровского, Паисия Святогорца и Илию пророка Фесфийского. Евангельское повествование Марк начинает рассказом о явлении Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель проповедью огласил иудейскую пустыню, был «гласом вопиющего в пустыне» и в этом отношении уподобился льву, живущему и рыкающему в пустыне. Поэтому на иконах мы часто видим евангелиста Марка изображенным вместе со львом. Здесь мы приводим краткое житие святого апостола и евангелиста Марка-льва.

Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12:12), апостол от семидесяти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит предание, в ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14:51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12:12).

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13:6-12). После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал церковь.

Во время второго путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много церквей, в том числе и в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5:13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал «Евангелие» (ок. 62 – 63 гг. н.э.).

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые учителя церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий и другие. Занимаясь устроением Богослужения, апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.

Затем святой Марк с проповедью «Евангелия» посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе. Во время этих путешествий он получил повеление от Святого Духа вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и крестился. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собрались убить святого Марка. Узнав об этом, апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром, и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память апостола Марка церковь празднует 8 мая. В 310 г. над мощами апостола Марка была построена церковь. В 820 г., когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

В иконографической традиции, усвоившей евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4:7), святой Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5:5). Святой Марк писал «Евангелие» для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божье могущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что «Евангелие» от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Одной из центральных Богословских тем в «Евангелии» святого Марка является тема Божьей силы, совершающейся в человеческой немощи, потому что Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При содействии Христа (Мк. 16:20) и Святого Духа (Мк. 13:11) Его ученики идут по миру и проповедуют Евангелие всей твари (Мк. 13:10; 16:15).

Марковдень, 8 мая 2008 г.
г. Москва

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1 Перечислите животных, находящихся у Божьего престола. Как описывается видение Божьего престола в 1 главе «Книги пророка Иезекииля»?
2 Каковы духовные отождествления льва? Каким системам и органам в человеческом организме соответствует этот символ?
3 Какова символика льва в раннехристианском искусстве, в светской и геральдической традиции?
4 Что символизировал лев в Древней Месопотамии и в Древнем Египте?
5 Перечислите наиболее яркие звезды созвездия Льва. Какую звезду в созвездии Льва называют «царской» и почему?
6 Что такое Рождественская звезда согласно данным астрономии?
7 В чем состоит духовный смысл древнегреческого мифа о немейском льве? 
8 В чем состоит духовный смысл древнеримского повествования о Пираме и Фибсе?
9 Назовите страны и географическое направление, отождествляемые со львом?
10 Назовите имя евангелиста и святых, отождествляемых с образом льва.
11 По какой причине апостола Марка отождествляют со львом? Коротко перескажите житие апостола.
12 Какой день является днем памяти евангелиста и апостола Марка?


БИБЛИОГРАФИЯ
Анатомия человека. Справочник. Пер. с англ. Е. Макаровой. М., 2005.
Атлас мира. Под ред. Е. Мирской. М. 1999.
Атхарваведа. Избранное. Пер., коммент. и вступит. статья Елизаренковой Т.Я. М., 1995.
Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового завета. Канонические. М., 1998.
Брихадараньяка упанишада. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1964.
Великие русские старцы. Сост. Игумена Аристарха. М., 2000.
Галактики. П. Ходж. М., 1992 
Грамматика ведийского языка. Елизаренкова Т.Я. М., 1982.
Древнеиндийская поэтика и ее индоевропейские истоки. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. М., 1979.
Жизнь и труды апостолов Господних. С. С-кий. Владимир, 2003.
Жизнь Иисуса Христа. Фаррар Ф.В., М., 1999.
Жития святых. По руководству Четьих-миней святителя Дмитрия Ростовского., т. 1-12. М., 1997.
Звездное небо. Джеффри Корнелиус. М, 2000. 
Иисус Христос в документах истории. Сост., статья и коммент. Б.Г. Деревенского. С-Пб., 2000.
Индия. Альбанезе Марилиа. М., 2001.
Иранские языки. Оранский И.М. М., 1963.
К вопросу о лингвистическом аспекте перевода «Ригведы». Елизаренкова Т.Я. М., 1963.
Легенды, мифы и эпос древней Индии. Томас П. С.-Пб., 2000.
Молитвы святым небесным силам. Афонский акафист Божьим архангелам Михаилу и Гавриилу. Минск, 2005.
О ведийской загадке типа brahmodya. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. М.,1984.
О функциях языка в «Ригведе». Елизаренкова Т.Я. М., 1988.
Об искусстве ведийских риши. Елизаренкова Т.Я. Л., 1986.
Об одном примере звукового символизма (Ригведа Х, 125). Топоров В.Н. Тарту, 1965.
Об основах духовной жизни. Сборник материалов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад, 2001.
Обозрение пророческих книг Ветхого завета. А. Хергозерский. М., 1998.
Основные положения ДНК-генеалогии (хромосома Y), скорости мутаций, их калибровка и примеры расчетов. Клесов А.А. Вестник Росийской Академии ДНК-генеалогии, т. 1, № 2, стр. 252-348.
Откуда появились славяне и «индоевропейцы» и где их прародина? Клесов А.А. Вестник Российской Академии ДНК-генеалогии, т. 1, No. 3, Август 2008, стр. 400-477.
Очерк истории ведийской литературы. Эрман В.Г., М., 1980.
Очерки о вселенной. Циолковский К.Э. Калуга, 2001.
Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. Г. Каледа. М., 1998. 
Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста, т. 1-12. С.-Пб., 1898.
Поэтические воззрения славян на природу. Афанасьев А., т. 1-3. М., 1865.
Рерих: пророчества. Сост. Князевой В.П., Кузнецовой И.Н., Маточкина Е.П.. Самара, 2004
Ригведа. Избранные гимны. Пер., комментарий и вступ. Ст. Елизаренковой Т.Я. М., 1972.
Ригведа. Пер. с санскрита, исслед., коммент. и приложен. Елизаренковой Т.Я., т. 1-3, М., 1999.
Русские святые. Сост. Монахини Таисии. С.-Пб., 2000.
Самаведа. Пер. с санскрита, и коммент.  Матвеева С.А. , М. 2005.
Святая гора Афон. Фаридис Константионос. Салоники, 2003.
Святая земля. Бурбон Фабио, Лаваньо Энрико. М., 2001.
Симфония. Толковая Библия. Под ред. Лопухина А.П., т. 1-3. Минск, 2001.
Слово о исходе души и страшном суде. Святитель Кирилл Александрийский. Киев, 1998.
Старец Паисий Святогорец. Слова, т. 1-3. Пер. с греч. яз. иеромонаха Доримедонта. М. 2003. 
Субала упанишада. Пер. с санскрита Шохина В.К. Народы Азии и Африки. 1990, № 6.
Толковое Евангелие епископа Михаила, т. 1-3. Минск, 2000.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Мартынова Б.В. М., 1999.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. и приложен. Сыркина А.Я. М., 2000.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1967.
Хроника человечества. Харенберг Бодо. М., 1996.
Чудо, которым была Индия. Бэшем А.Л. М., 1977.
Чхандогья упанишада. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1965.
Явления и чудеса святых ангелов. Пер. с новогреч. яз. Гоцкалюка. М., 2001.
Язык и стиль ведийских риши Елизаренкова Т.Я. М., 1993.


Цитируется по книге «Илья Клименчук. Статьи 1998-2010 гг.», Издательство МОО «Святая Русь», Москва 2010 г.

http://www.proza.ru/2018/01/03/457