Почему я не веду блог... год спустя

Александер Бобров
Блоггерам посвящается.
Некоторое время назад мною была подготовлена  небольшая, и в значительной мере «спонтанная» статья с «lite-исследованием» социально-психологических причин и следствий освоения современным мне обществом Интернет-сервиса «сетевых блогов» - «Почему я не веду блог» (http://www.proza.ru/2008/12/10/278).

За пробежавший (2009) год, в который мне довелось завершить черновик масштабного — около 1000 страниц - романа «о весьма развитом информационном обществе», я достаточно много узнал о феномене распространения и развития разнообразных «сетевых процессов», в том числе, в значительной мере уточнил для себя место «блоггинга» в структуре Интернет-мировоззрения «типового пользователя», о чем и пойдет речь в настоящем небольшом тексте.

Итак, как известно, широкое распространение, причем, и в «полусетевой среде», под которой можно понимать «социальные сообщества, которые пока еще в состоянии представить свою жизнь без Интернета», получил феномен «блога», суть которого, в силу его большой популярности, я описывать не стану.

Для чего всем этим людям — «Блоггерам и не очень» и даже тем, которым Интернет «культурно-чужд» - блог?

Если вспомнить наиболее часто встречающиеся объяснения, ответы на вопрос -  «для чего человеку его блог?», то можно легко заметить, что они принимают, в основном, следующие формы:

1.Блог - это место, где я продвигаю (это слово обычно замещает «неудобное» слово «выражаю») свое мнение (феномен де-модерации мнения).

2.Блог - это место, где я публикую собственные впечатления (феномен снятия скованности).

3.Блог - это место, где я самовыражаюсь (феномен расширения).

4.Блог - это место, где я общаюсь с неизвестными мне в реальности друзьями (феномен незнакомого знакомого).

Существуют и другие мнения, но, не ставя перед собою целью каталогизировать в статье «все представления о блогах», мы, надеясь на прощение, пренебрежем ими в целях сокращения объема нашего текста.

Итак, рассмотрим, что представляет с собою с психологической стороны процесс погружения в среду «блога», написания в ней сообщения, получения комментариев и управления этими комментариями (удаление, рецензирование, повторное комментирование).

В настоящее время Интернет для подавляющего большинства пользователей и социологов представляется «складом, универсальным архивом» знаний, медиаконтента и, одновременно, "средством коммуникации" между пользователями и, реже, пользователями и интеллектуальными  сервисами. Проблема понимания сути сетевых сервисов есть проблема понимания действитеных роли и места Интернета в нашем «подсознании».

Нам, привыкшим оперировать  "привычными терминами привычного мира" кажется, что блог — это «дневник», или — какой-то «новый тип социальной коммуникации» или «новая форма общения», или - «уход в нереальность» и тому подобная чушь, в которой я также имел неосторожность погрязнуть (см. "Почему я не веду блог").

На самом деле — это ни первое, ни — пропустив середину, - последнее из названных.

Интернет давно не представляет собою и не будет более представлять «средство коммуникации между людьми и серверными агентами с целью общения, накопления и обмена информацией». Интернет — внимание! - является и будет являться «универсальной формой внешнего по отношению к человеку «общества вообще», интегральной средой, которая вбирает в себя "все наиболее приемлемое от понятия "все люди вокруг меня".

Что я имею ввиду под «обществом вообще»?

Под таким термином я понимаю обезличенную, не известную по именам и особенностям отдельных индивидов, толпу, «чистую», интегральную массу «всех индивидов на свете», толпу, представляющую собою нераздельную на «личности» подвижную и мыслящую массу.

Интернет в такой трактовке представляет собою формализованную модель «самого общества, окружившего человека» как такового.

Здесь не следует представлять себе «образов-страшилок» из Орвэлла или Хаксли - «большого брата» или некий безжалостный «Скайнет». "Универсальное или, лучше, универсализированное под конечного пользователя" общество, воплощающееся в контенте и сервисах Интернета, представляет собой, в отличие от моделей Орвэлла или Кэмерона,  чувствующее, живое, наделенное всеми человеческими реакциями и эмоциями "сообщество", структуру, которая, однако, от «сообщества реального» отличается "единством точки присоединения" к нему со стороны рассматриваемого нами блогописателя.

Иными словами, блогописатель, «подсоединяясь» к сумме контента и сервисов Интернет, на самом деле подсоединяется "ко всему обществу" через некую «универсальную точку общения» - пусть это будет «браузер», присоединяется к предварительно измененной технологией, как бы оцифрованной «всей толпе». И это - в отличие от реальности, где он может погружаться в интерактивность с толпой только — минимум — в отношении с несколькими реальными собеседниками (на общение с большей массой сил не хватает) или — максимум — в интерактиве слушать рев и радостный топот десяти-двадцати тысяч поклонников его песен, если он является популярным музыкантом. На этих десяти-двадцати тысячах поклонниках, с которым он может контактировать «непосредственно», возможности реального человека по общению с толпой или "обществом вообще" заканчиваются. На смену приходят технологии "вневременного общения" с социумом - литература, архитектура и т.п.

Другое — Интернет и — одна из ипостасей его — блог.

Он, Интернет, позволяет любому находиться в одновременном контакте (если, конечно, отсутствует языковой барьер) со всеми людьми на планете. Конечно, возможно, и не «полностью одновременно», но - «потенциально одновременно», поскольку Интернет — открыт во всех своих сегментах для всех и каждого. Оттого, погружаясь в Сеть, человек как бы погружается в «метаобщество», в «очищенную от всего неприятного для себя толпу», то есть «толпу, из которой вычищено все неудобное для него» - например, теснота толпы, ее шум, ее бесцеремонность, ее неуправляемость.

Интернет предстает нам «обществом вообще, которое лишено недостатков толпы», и именно потому он так близок нам — не как коммуникация «человек с человеком», как «друг с другом» - мы и без Интернета хорошо умеем говорить и писать друг другу письма, демонстрировав этот талант в течение сотен и тысяч лет.  Мы подключаемся для Интернет коммуникации как «Я — все», как «Я — человечество», которое, при этом (человечество) — удобно структурировано, рафинировано именно «под нас самих», под нашу «точку доступа», под нашу «точку присоединения» к Сети - блог.

И вот — блог: наше место в «большой толпе», окуда нас могут слышать все. Именно здесь наш голос разносится на все страны и континенты, на всех людей и — о, счастье! - мы даже может слышать отдельные голоса этой безграничной сверхтолпы, которые — то появляются, то — исчезают (комментирование) и именно потому мы не слишком придаем им значения — у толпы слишком много голосов, чтобы мы ценили какой-то отдельный голос (феномен "неответа"). Исчезнет один, заглушенный нашей властью над этой «управляемой и рафинированной под нас» толпой голос (комментарий стерт, пользователь помещен в черный список), - ничего — на его смену придет другой.

Блог — это прообраз «глобальной власти любого человека над всем обществом вообще» (феномен допуска к блогу), конечно, не над «реальным обществом», а над его «профильтрованным», вымоченным в «сетевой кислоте» - для пущей податливости — образом, одновременно и достаточно иллюзорным, и — достаточно живым.

Этот дуализм лжи и правды "человечности Интернета", и, конечно, блога — очень занимателен. Это удивительный сплав общения и с человеком и «его виртуальным образом» одновременно, это удивительное соединение «реальных и иллюзорных, обид, любви и радостей», тесного переплетения человеческого и воображаемого, отчего наш мир приобретает совершенно новые черты - «и не иллюзии, и не реальности». Новую форму мироустройства, миросуществования людей — вот что привносит нам блог.

Блог я мог бы представить в виде необычной «ультрадуальности», когда комментарий является и «живым мнением твоего собеседника» и «мнением рафинированного всего вокруг, всей толпы» и эта «реальность-нереальность» позволяет трактовать это мнение, каждый комментарий в блоге в любых желаемых блоггером пропорциях «реального» и «нереального». Если комментарий нравится — он есть часть «реальности человека», он - реален и жив, а можно - если пожелать воспринять его как «реальность рафинированного общественного мнения о себе» с соответствующим заменчанием блоггера: «вот как хорошо все вокруг относятся ко мне»; или — наоборот — при плохом отношении удобно сказать - «это всё Интернет, в нем все становятся «уродами» - сделать из людей - комментаторов "Нереальность". Вот это превращение комментирующих в «уродов» - только лишь по желанию блоггера есть прекрасный показатель того, насколько удобна «иллюзорная» сущность Интернета, которая легко позволяет перенести в ранг «несущественного» и «несуществующего» любое неприятное нам мнение о себе, а также одновременно трактовать его и так и иначе.

Итак — Интернет и Блог — это новые формы конструирования собственной реальности из «действительности» и «иллюзорности», позволяющие самостоятельно — каждому из нас -выбирать соответствующие «пропорции» того, что считать «реальным и настоящим», а что - «воображаемым" и несущественным — несуществующим. Это одна из высших форм «интерактивного» отношения к действительности, индивидуально удобного смешения лжи и правды, доброго и злого, это, по сути, технология управления «моралью», где аморальное и праведное также может «соотноситься по нашему желанию» в нужных нам и только нам пропорциях.

Итак, отсюда легко понятно, что мы хотим от блога?

1. Блог - Это место, где я продвигаю свое мнение: читать «мне недостаточно места в действительности, чтобы я мог выразить там свое мнение, и потому я хочу его выразить всей толпе, всем вокруг сразу, чтобы оно, принятое или нет — по моему усмотрению — заняло в общественном сознании свое место».

2.Блог - Это место, где я публикую собственные впечатления: читать: «мои впечатления не находят оценки здесь, вокруг меня, или находят не ту оценку, которой я достоен (достойна). Потому, я должна иметь возможность погрузить свои впечатлений в тот пластичный — под меня сотканный — мир, который будет достаточно комфортен, чтобы принять меня."

3. Блог - Это место, где я самовыражаюсь: читать «я есть часть общества, я есть часть его славы, но — действтельность слишком тверда, груба, чтобы я мог подстроить ее под себя. Мне нужно пространство, толпа, мир, который сам подстроится под меня, приняв мое мнение."

4. Блог - Это место, где я общаюсь с неизвестными мне в реальности друзьями: читать: «универсальный друг — это который обязан тебе, но которому не обязан ты. Толпа Сети — универсальный друг, который готов — с миру по нитке — представить мне десятки тысяч различных мнений, из которых я могу сам выбрать подходящие мне, и — из десятков тысяч довольствоваться сотнями прекрасных мнений о себе; я могу менять друзей, так часто как хочу — ведь толпа бесконечна."

Как и любое изменение, подобный процесс "установления персональной пропорции виртуализации действительности и "реализации" иллюзорности" влечет за собой и некоторые последствия, наиболее важным из которых мне видится проблема сращения реального с нереальным, не на территории "Ирреального" - Интернета, а на территории действительного - в окружающей нас "каменной", "природной" реальности. Интернет и "природная действительность" тем самым могут и часто меняются местами - мы все чаще воспринимаем толпу в действительности как "нечто нечеловеческое", "чуждое нам", хотя она, толпа на площадях, в метро, в зданиях - такие же люди, как и каждый из нас. Отсюда и сильнейшее развитие всяческих "умеренно деструктивных" теорий "нереальной реальности" типа "матрицы", "транссерфинга", "тайны" и т.п. философии, в более здоровые годы именуемых ересями, а также распространение совершенно неправильного, грубого - воспринимаемого как сходное с этими теориями, что совершенно не соответствует действительности - понимания древней философии "покрывала Майи".

Все это может показаться неприятным, или странным — но — все это не неприятно и не странно. Мы всегда были такими, как сейчас, просто у нас не было средств, чтобы проявить себя именно так. Технологии показывают, на что мы способны, насколько «Хороши» мы сами по себе. Давая нам преимущества, они, технологии, дают нам и все больше возможности «проявлять» себя для общества. И именно потому сейчас так хорошо видно, насколько мелок или — насколько масштабен человек — он то, человек, познается по его делам.

И, чтобы быть всем блоггерам понятным, сообщу, что:
- настроение у меня в настоящий момент хорошее;
- этот текст я писал в Москве, в одном из достойных кафе в центре города,
- под музыку славной группы BT, авторские права которой на прослушанную мною музыку я, без каких-либо изъятий, уважаю;
- 23 октября 2009 г. в 17:00 по среднеевропейскому времени.