Почему я не веду блог...

Александер Бобров
Я не уверен, что испытываю какое-либо беспокойство в отношении того, что происходит в социуме, политике, информационном пространстве интернета. В силу своих интересов, мне больше интересно искусство. Однако, если что-либо в социальной среде меня отчасти и беспокоит, так это относительно новый социальный проект - блоги, открытые электронные дневники.

Сегодня у меня возникло ощущение, что они уничтожают личность, индивидуальность человека, который начинает вести блог, и я решил оформить эти смутные ощущения в виде настоящей статьи. Не для того, чтобы она была прокомментирована или растаскана по другим информацонным ресурсам. Так я хотел оставить слепок утра 27.01.07 для себя же самого.

Традиционно, процесс ведения дневника в доиндустриальном, индустриальном обществах всегда представлялся чем-то глубоко интимным, личным, тайным. Дневники прятали от родителей, друзей. Дневник хранил самое сокровенное, он "сублимированным" хранилищем всех тайн, эмоций, тайных душевных движений, хранилищем, которое находится под замком. Факт раскрытия кому-либо своего дневника представлял собой акт необычайного, полного доверия к этому человеку либо - акт аффекта. Дневник был интимной, глубоко скрытой частью души, которая от этой души отделялась своей материальной, бумажной составляющей. Акт кражи, потери дневника свидетельствовал о потере собственного прошлого, части ушедшего времени. Традиционный дневник утверждал личность в себе самой - перелистав его, человек начинал воспринимать себя как цельную личность, но, при этом, мог сам корректировать свои дальнейшие поступки, которые являлись с одной стороны - записями, которые отражают уже свершившиеся его дела, с другой стороны - записями, которые во многом определяют его дела последующие.

Примемся за блоги. Смею утверждать, что блог - не только не продолжение идеи традиционного дневника, - это разрушитель такой традиции, ее полная противоположность. Основными отличительными чертами блога от традиционного дневника являются - 1) информационность (беспредметность) блога, 2) его открытость для чтения 3) возможность комментирования.

Рассмотрим, что привносят эти новые черты в процесс ведения дневника (блога).

1. Информационность (беспредметность) блога - факт, замечательно маскирующий процесс его ведения. Вроде бы ты ведешь дневник, но, при этом, в действительности, ты его не ведешь. Ведь по сути, его не существует. Что это означает? Это значит, что человек теряет ощущение течения времени - страницы дневника не ветшают, не заканчиваются, обложка дневника не трется. В прямом соответствии с большинством процессов постиндустриального, информационного общества, дневник предстает в роли образа, который как будто нивелирует течение времени – он, являясь бесплотным, времени не подчинен. Традиционный дневник, безусловно, тоже имеет своей целью иллюзорно преодолеть течение времени, но блог – иллюзорно добивается этой цели. Времени больше нет - оно как будто не властно ни над человеком, ведущим дневник, ни над самим дневником, который как бы выведен из пределов материального мира, мира, который ветшает и, в конечном счете, умирает. Ведение традиционного дневника - ежедневная фиксация себя как подсознательная борьба со смертью. Блог - же, ежедневная фиксация себя, для которого смерть иллюзорно больше не существует. Что следует из этой мысли? Что человек подсознательно перестает ощущать бег времени (собственно, к рождению подобного ощущения "вневременности" стремятся и большинство длинных реалити-проектов и сериалов). Его дневник вечен - он не подтвержден разложению - он - чистая духовность.

Однако я не взялся бы утверждать, что не чувствовать бег времени - это подлинная ценность для личности, ведущей блог. Пожалуй, это очередной способ саморазрушения, почерпнутый из большого арсенала способов, которые предлагает информационное общество -
Иллюзорно уничтоженное время превращает человека во "вневременное" играющее существо, которому, опять же иллюзорно, неведомы ни боль, ни страх, ни старение. Конечно, это не так, потому я и утверждаю, что блог - это лишь иллюзия освобождения от течения времени. В действительности время течет, но это ощущается только в определенный момент, который наступит много позже. Итак, время, казалось бы, было иллюзорно остановлено, но в одно мгновение оно не только нагнало блогописателя, но и получило над ним полное превосходство, отыграв у него все то, что он отдал ведению блога.

2. Открытость для чтения - совершенно новая особенность для «дневника», причем, совершенно для него неестественная. Как же произошло «открытие», разоблачение интимного по своей сути дневника? Неужели людям информационного века не нужен больше уголок, место, в котором хранится его все самое сокровенное? (Уверен, большинство людей, ведущих блог, традиционный дневник не ведут). На мой взгляд, процесс разоблачения дневника - превращения его в блог - связан с глобальными процессами информационного общества - созданием "выровненного" по своей структурированности, открытого для себя же самого, общества, в котором личность приобретает характер одного из незавершенных его фрагментов.

Человеку больше нечего скрывать – его мысли, идеи, поступки, изображения, повадки, грехи – открыты для всех. Он - на ладони всего мира. Он - доступен для каждого, каждого из любой части планеты. Он больше - не секрет, его поступки, мысли, эмоции - больше не его собственность, они - часть информационного архива открытого общества. Что он делал и когда, с каким настроением, под какую музыку – его история, биография, больше не принадлежит человеку. Человек сам ткет ткань единого, открытого мира, и он сам теперь - маленький винтик огромной информационной машины, ее раб, отдавший сам себя открытому обществу в работу. Открытому обществу нужны идеи? Вот они, в его блоге. Человек - грешен? Общество отпустит их тебе - только напиши об этом. Открытый грех - практически отпущенный грех.

И вот, теперь человек сверяет все свои поступки с критериями, правда, иногда призрачными, открытого общества. Он постоянно под его взглядом. По сути, блог – это постоянное реалити шоу с твоим участием под взглядами сотен неизвестных тебе людей. Итак, через некоторое время, человек - типичный, традиционный представитель открытого общества – он – всегда среди всех. Личного пространства больше не существует. Вродбы оно, конечно есть – это твой блог. Но это иллюзия – слишком уж много проходимцев топчется по иллюзорно «твоему» дневнику.

Теперь человек - судья всех других, ведущих блоги, отдающих свою личность обществу, а значит - и ему. При этом он одновременно - судимый всем обществом. Круговая порука, кольцо, которое невозможно разорвать - очень, очень крепкая связь. Теперь человек, ранее, возможно, одинокий - нужен всем - а все - нужны ему. Но это иллюзии, ведь по сути, персонально, он не нужен никому – да и существует ли кто-либо цельный? И человеку, также, теперь не нужен никто. Ведь он дейсвует, раскывает себя перед обезличенным информационным миром, где все различия скрадываются, образуя компактные группы по тематическим "ключевым" словам-интересам. Теперь личности - превратились в «группы личностей», «категории». Иллюзорность круговой поруки - но как эта иллюзорность крепко опутывает разум!

3) Возможность комментирования прямо вытекает из открытости дневника, завершает "портрет" этого проекта. Если человек принадлежит к информационному обществу - если он - его собственность, то у него не может быть другой любви, кроме любви к информационному обществу (или же, к его фрагментам).

Открытость дневника – это, в первую очередь, возможность обсуждения поступков человека, возможность получения советов, обсуждения его проблем фрагментами открытого общества. В доиндустриальном и индустриальном обществах эту функцию выполняла не что иное как семья. Теперь, введением возможности открытого общества поддерживать, ругать, ценность, «нужность» семьи уменьшается, нивелируется. Человек больше иллюзорно не чувствует себя одиноким – как же! он не одинок - вокруг него весь мир. Его сообщение комментируется десятками людей, ежедневно. Иллюзорные, поддержка, советы, тепло - они отдадут все, что ему необходимо. Итак, семья больше - не ячейка общества. Ячейка общества - теперь - это сам человек. Но, вследствие иллюзорности информационного бытия, самоограничения эта ячейка превращается в незавершенный фрагмент - и это верное, жаль, сложившееся понятие.

Теперь общество определяет поступки человека, комментируя каждый из них. Теперь человек в ответе за себя перед всем обществом. Он начинает думать - что я должен сделать для того, чтобы сегодня меня положительно прокомментировало больше, больше людей?

На подобном вопросе, указывающем на победу иллюзии над личностью, личная история завершается полностью. С этого момента человек становится полной собственностью комментирующих его поступки фрагментов, только лишь для того, чтобы образовать иллюзорную целостность открытого информационного общества."

11:49 27/01/07

© Copyright: Александр Белл, 2007
Свидетельство о публикации №2701270131