На основе экоцентрической этики рассматриваются альтернативные капитализму пост-индустриальные социо-политические модели/движения, такие как глубинная экология, левый биоцентризм, биорегионализм, глобальные эко-деревни, пост-исторический примитивизм, и др.
Анализируются принципы построения анти-капиталистического и анти-индустриального общества (децентрализация, пермакультура, локальная экономика, самодостаточность и др.)
Several socio-political models/movements based on ecocentric ethics have been considered, such as left biocentrism, bioregionalism, global eco-village movement, post-historical primitivism. The principles of building the anti-capitalist, anti-industrial societies are being analysed (decentralization, permaculture, local economy, sustainability, etc).
Левый биоцентризм
Как пишет Дэвид Ортон [3], левый биоцентризм произошел из нескольких параллельных анти-капиталистических и анти-индустриальных течений в зеленом и экологическом движении, целью которых было сближение глубинной экологии и левой перспективы:
• "темнозеленой теории" Ричарда Сильвана [14]
• "социалистического биоцентризма" Хельги Хоффман и Дэвида Ортона [2,3]
• "экологизма" Эндрю Добсона [16];
• "радикального экоцентризма" Эндрю Маклафлина [15];
• "революционной экологии" Джуди Бари [13];
• “зеленого фундаментализма” Рудольфа Баро [12].
Прежде всего левый биоцентризм можно рассматривать как левое политическое крыло глубинной экологии [4]. «Левый уклон» биоцентристов означает их озабоченность классовыми вопросами и социальной справедливостью, но не ставит социальные вопросы выше биоцентризма, или экоцентризма как это делают левые партии ("Нет справедливости на мертвой планете"). В настоящее время это направление развивается в рамках международной дискуссионной группы, включающей активистов, философов, ученых, поэтов, экологов. Группа организовалась в конце 90-х по инициативе канадского философа-активиста Дэвида Ортона [3]. Группа выпускает теоретический он-лайновый журнал Dandelion Times [1].
Биорегионализм
Биорегионализм - политическая, культурная и экологическая система, основанная на естественной децентрализации путем выделения зон, называемых биорегионами, или экорегионами.
Биорегион представляет собой также культурный феномен, и базируется на традициях, знании и решениях, принимаемых местным населением.
Данный термин впервые выдвинут в работе Питера Берга и Реймонда Дасманна в начале 1970-х гг. Политика биорегионализма направлена против односторонней экономики и потребительского общества, наносящих вред окружающей среде. Данная политика стремится к следующему:
• Установить политические границы в соответствии с экологическими границами.
• Подчеркнуть уникальную экологию биорегиона.
• Способствовать потреблению местных продуктов.
• Способствовать использованию местных материалов.
• Способствовать культивированию местной флоры.
• Способствовать устойчивости и гармоническому развитию биорегиона.
Наибольшее распространение биорегионализм получил в Северной Америке.
Глобальные эко-деревни
Сегодня в мире насчитывается более 10 000 эко-деревень, связанных между собой в единую глобальную сеть (Global Ecovillage Network) [6]. Эко-деревни – это небольшие общины (от 20 до 500 и более членов) с тесными социальными связями, объединенные общими экологическими и духовными взглядами. Эти общины могут быть сельскими, городскими, высоко- или низко-технологическими, в зависимости от обстоятельств и интенции их членов. Например, Okodorf Seiben Linden - представляет собой совместное поселение 200 людей с минимальным потреблением энергии в сельской местности в Восточной Германии. Эко-деревня Los Angeles EcoVillage - небольшой район Лос-Анжелеса. Деревня Sasardi спрятана глубоко в тропическом лесу северной Колумбии. Cтарейшая в мире (с 1962 г.) эко-деревня Findhorn расположена на северной оконечности Шотландии. Общее между ними – глубокое уважение природы и построение самодостаточного сообщества с минимальным экологическим следом.
Пост-исторический примитивизм
Данная (теоретическая) модель основывается на работах Пола Шепарда [9, 10], призывающего к тому, чтобы мы заново открыли предисторию и вспомнили мифы (священные легенды) предков и не-человеческих Других. Он считает, что главный урок истории в том, что новейшая история человечества не может служить руководством для будущего, т.к. провозглашает независимость от прошлого опыта населяющих его людей, живущих или умерших, и от природной основы нашего существа. Вопреки глубоко укоренившимся предрассудкам, мы должны изучать аборигенные народы (которые не являются «примитивными» в уничижительном смысле), чтобы научиться жить экологически в пост-исторические и пост-индустриальные времена. Этой теории придерживаются и другие глубинные экологи, в частности Джерри Мандер [11].
Радикальный биоцентризм Пентти Линколы
Радикальный биоцентризм Линколы [17] стоит несколько в стороне от рассмотренных выше моделей и основывается на принудительном радикальном уменьшении населения, отказе от техники и потребительского образа жизни. В настоящее время главный защитник такого перехода –финский эколог Пентти Линкола. Его программа, разработанная главным образом для Финляндии, несмотря на ее радикализм, не отличается по-существу от вышерассмотренных «левых» моделей. Единственное (важное) отличие в том, что Линкола выступает за авторитарное "зеленое" правительство и насильственный переход к новому состоянию общества (не питая иллюзий в отношении добровольного перехода граждан к новому образу жизни). Программа Линколы насчитывает 205 пунктов, и вызывает как восхищение одних, так и жестокую критику со стороны других. Тем не менее Линколу нельзя отнести к «фашистам», т.к. он против любого национализма и расширения той или иной нации, расы или биологического вида в ущерб остальным – главной характеристики фашизма.
Вывод:
Глобальная экологическая катастрофа, провоцируемая чрезмерным антропогенным давлением, представляет собой главную угрозу для всего живого, в том числе для человечества. Требуется глубокое изменение сознания, уход от антропоцентризма и децентрализация власти. Некоторые идеологии экоцентризма, однако, скептически рассматривают возможность добровольного перехода больших масс населения к экоцентрической модели общества. Вопрос о допустимости насильственного перехода остается открытым.
Источники
1. В настоящее время англо-язычная версия http://blogs.stuzog.com/dandeliontimes/#.VtBJGFuLTcs прекращена. Русско-язычная версия "Время одуванчика" https://victorpostnikov.wordpress.com/
2. http://home.ca.inter.net/~greenweb/
3. Дэвид Ортон - Основные положения левого биоцентризма (http://www.proza.ru/2008/10/18/491)
4. Дэйв Гринфильд - Левизна глубинной экологии (http://www.proza.ru/2008/10/18/396)
5. Билл Меткаф - Самоподдерживающиеся общины (http://www.proza.ru/2008/08/30/185)
6. Albert Bates, Ecovillages – What Have We Learned? - Communities Magazine, issue #117. (Русский перевод http://www.proza.ru/2009/05/24/580)
7. В.Постников - Проект экоцентрической Украины – набросок (http://www.proza.ru/2009/01/13/716)
8. В.Постников - Русские корни «зеленого» анархизма (http://proza.ru/2007/12/07/407) (Гуманитарный экологический журнал, т.6, 2004, с. 60 – 68.)
9. Frederic Bender. 2003. The Culture of Extinction: Toward a Philosophy of Deep Ecology. Amherst, NY: Humanity.
10. Ф. Бендер, О призыве Пола Шепарда к пост-историческому примитивизму и палеолитической контр-революции (http://www.proza.ru/2008/03/14/383)
11. Jerry Mander, In the Absence of the Sacred: The Failure of Technology and the Survival of the Indian Nations. San Francisco: Sierra Club Books, 1991. (Русский перевод: «Когда не остается ничего святого», Эко-право, Киев, 2006, http://biospace.nw.ru/books/mander.pdf)
12. David Orton, Rudolf Bahro (1935 - 1997): A tribute, Socialist Studies Bulletin_ No. 50 (Oct.-Dec. 1997).
13. Judi Bari, Revolutionary Ecology. http://www.judibari.org/revolutionary-ecology. Русский перевод http://www.proza.ru/2009/08/30/1125)
14. Патрик Кэрри, Экологическая этика. http://proza.ru/2009/06/10/1056
15. Andrew McLaughlin – Regarding Nature: Industrialism and Deep Ecology (Albany, State University New York Press, 1993.)
16. Andrew Dobson, Green Political Thought: An Introduction (London: Harper Collins Academic, 1990). A book review by David Orton.
(http://home.ca.inter.net/~greenweb/Ecologism.html
17. Пентти Линкола - Победит ли жизнь? http://proza.ru/2009/09/03/406