Борщевик Сосновского, гибель моей деревни

Елена Гостева
Мне часто снится родная деревня в Вологодской области, снится такой, какой она была в самом раннем моем детстве. Стоит она на высоком угоре*, откуда видно далеко-далеко. Видны другие деревни - каждая на высоком берегу, поля, перелески, река, петляющая меж ними, как серпантин. Просторно, привольно! У меня было ощущение, что наш дом стоит в центре обжитого уютного мира. Угоры, плавно переходящие в низкие берега, затем снова – угоры.
Нашу деревню река почти обнимала с разных сторон: подходила с юго-востока, ударяясь в угор, на котором возвышался наш дом, поворачивала на северо-восток, потом, столкнувшись с новым высоким угором, заворачивала совсем уж круто на юго-запад.
Высокий угор был открыт утренним лучам солнца, и летом здесь вызревала вкуснейшая земляника! Помню, что летние дни у меня и других деревенских детей начинались с осмотра этого угора – каждый день мы ползали по нему, собирая ароматные ягоды. А еще славилось место около нашей деревни изобилием лекарственных трав. Бабушка моя говорила, что нам не надо далеко ходить, чтобы насобирать нужные травы – все растет рядом. К ней частенько заходили деревенские женщины посоветоваться, что бы попить от болезни. Она иногда давала сухие травы из своих запасов, иногда просто указывала на травку, сорно растущую, например, возле забора: мол, собирай, сколько хочешь.
Та моя деревня – светлая, веселая снится мне часто, но, к сожалению, она выглядит уже совсем по-другому. Нет не только некоторых домов, изменена сама природа – негде больше расти землянике, цветам, лекарственным травам – всё вокруг затянуло борщевиком.
Где-то в середине семидесятых поле за нашим домом была засеяно новой для этих мест культурой – был высажен борщевик Сосновского. Это растение было разрекламировано как новая кормовая культура, богатая зеленой массой для силосования, крестьянам сообщили, что вывели эту культуру в одном из ленинградских институтов. После хрущевских экспериментов по разведению кукурузы колхозники с недоверием относились ко всему новому, председатели колхозов пытались уклониться от участия в эксперименте, но областные и районные власти очень настойчиво взялись помогать ленинградскому институту,  предрик**  сам объезжал колхозы района и указывал, где борщевик Сосновского должен быть посеян. Вот и указал он на это поле, спорить было бесполезно.
Борщевик хорошо прижился, зеленой массы для силосования с этого поля можно было собрать во много раз больше, чем с поля клеверного. Но, как оказалось, по вкусу борщевик понравился далеко не всем животным, а молоко у дойных коров после такой пищи оказывалось горьким. А через несколько лет заметили, что борщевик стал опасен – если на кожу попадал его сок, то появлялись глубокие ожоги.
Поле, где был высажен борщевик, перепахали, но было уже поздно – семена свои он уже разбросал повсюду  – они попадали на берега, в воду, и река разносила эту заразу дальше и дальше.
На берегу реки он вытеснил все другие травы и стал царствовать там почти безраздельно -  только ольха и ива растут по-прежнему (хотя, кто знает, может быть, и деревьям борщевик мешает?). Ароматная земляника и лекарственная душица, которыми в прошлом радовал нас берег, пропали. Борщевик заползал в огород - к картофелю, на гряды; его салатово-зеленые листья то там то тут появлялись на заполосках. Мы косили его везде, где могли, скашивание способно остановить размножение борщевика – хотя бы новые семена не падали на землю, но уничтожить заразу можно было только неоднократным перепахиванием. С ровного поля борщевик ушел, но как можно перепахать все овраги, курпаги, сырые берега, перелески, в которых борщевик укрылся и откуда он продолжает распространяться? И всю мою юность мне приходилось бороться с наступлением борщевика на наш дом – косой, лопатой. Следы от ожогов борщевиком на моих руках, на руках моих родных и моих соседей остаются, как боевые шрамы.
Я уехала из деревни более 20 лет назад, уехали мои брат и сестра, навещая родителей, каждое лето мы продолжали воевать с борщевиком.  А сейчас в нашем доме никого не осталось – некому защищать не только берег и огород, но и сам дом. В последний раз, когда я приезжала в родную деревню, я увидала, что борщевик уже окружил наш дом полностью – за лето эта трава способна запросто вымахать на три метра в высоту, и в густых зарослях борщевика дом наш уже не виден. И я снова взяла косу, чтобы скосить борщевик вокруг дома и освободить тропинку, по которой мы ходили к реке. Помахала косой весь день, а на следующее утро поняла, что на дальнейшую борьбу моих сил уже не хватит – хоть я и работала в плотной одежде, но все равно почти все мое тело покрылось волдырями, и я температурила несколько дней.
Прошлым летом я проехала на машине по Псковской, Ленинградской, Новгородской областям и ужаснулась тому, как сильно распространен в них этот же самый борщевик. Не только заболоченные места, но целые поля занимает это мощное растение. Он даже в Петербурге местами встречается.
Рассеяли эту заразу по всей нашей земле многострадальной быстро. А как, какими силами выкорчёвывать? Кто знает ответ, и главное - кто возьмется?

http://materinstvo.ru/art/1574
http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info/2005/1353.htm

Семейство Зонтичные — Umbelliferae. Борщевик Сосновского, трава Геракла — высокий (до 3m) двулетник или многолетник. Стебель ребристый. Листья очень крупные, тройчато- или перисто-рассечённые. Цветки белого цвета собраны в большие (до 40-50cm в диаметре) 30-75-лучевые зонтики. Наружные лепестки краевых цветков в зонтиках резко увеличены. Плоды обратнояйцевидные, продолговатые, длиной до 10-12mm и шириной до 8mm. Цветёт с июня по август, плодоносит с июля по сентябрь.
Горнолесной и субальпийский луговой кавказский вид. Постепенно расселяется по территории Средней России, встречаясь как одичавшее растение в разных областях. В листьях содержатся эфирные масла и другие соединения, которые в солнечную погоду могут вызывать тяжелые ожоги на теле человека. Родовое название объясняется мощным обликом растения. Это растение, пожалуй, самое крупное из наших трав.

*- Угор – синоним холма. Но в Вологодской области слово холм не распространено, там они именуются угорами.

** - предрик - председатель райисполкома