Ч1. Глава 8. Что пишут

Константин Федосеев
1. «Когда нашему Господу было по плоти два года, Иосиф и Мария (опять) направились из Назарета  в Иерусалим  и остановились в Вифлееме, туда прибыли маги с почтением поклониться Ему».
Абу-ль-Фарадж (Бар-Эбрей)  Хронология (2)


2. «Отрок же сидел на земле, по второму без малого году».
«Сказание Афродитиана» (2)

Здесь мы  видим попытку объяснить  приказ Ирода. У нас эта идея рассматривается на схеме1.(Комментарии автора).


3.«В то время как трое царей разыскивали  в Вифлееме Христа, чтобы поклониться Ему и  поднести дары… и лежал он в яслях на сене, спеленатый ветхим платком, цветущее дитя видом… и лишь только увидели цари Младенца Иисуса, лежащего в яслях на жалком клочке сена, как о  том еще прежде поведали им пастухи, и звезда осветила своим светом глинобитные стены и пещеру, где родился Христос, так что стояли они  осиянные тем светом, словно в огненной печи, - тотчас сошли они со своих богато  украшенных верблюдов и лошадей, отвязали привезенные дары и со смирением поцеловали землю перед яслями и руки Младенца».
Иоанн Хильдесхаймский (2)

Это была традиционная версия в переложении.


4. «Пришли мы туда, куда были посланы, и увидели Родившую и Рожденного».
«Сказание Афродитиана» (2)

Сказано: куда звезда привела. Это не обязательно одно и то же.


5. «Но и о золоте, ладане и смирне, принесенных в дар Господу, во многих книгах  содержатся разноречивые  мнения. Так, в иных говорится, что золото подано было Матери и Младенцу ради их бедности, ладан – против зловония, бывшего в хлеву, а смирна – дабы охранить Младенца от червей».
Иоанн Хильдесхаймский (2)

Как видно, волхвы и хлев прочно связаны в представлениях об этом событии, так что мы не зря ломали перья.


6. «И ждал их год, но они  не пришли к нему»
Иосиф Флавий «Иудейская война» (2)

Наверняка, целый отряд следопытов по пятам следовал за  караваном Волхвов от стен Иерусалима, и наутро спешили уже оповестить Ирода об их  бегстве. Это еще одна попытка объяснить, что имел Ирод ввиду  под 2-мя годами.


7. «Посещение этих благочестивых шейхов, их щедрость, подарки и вера должны были бросить  некоторый блеск  на бедное жилище Иосифа… На востоке все совершается открыто, и молва, переходя из дома в дом, конечно, распространилась  по всему небольшому городку Вифлеему».
А. Дидон (2)

Как мы уже знаем, Иосиф в Вифлееме жилища не имел. Было бы довольно странным укладывать новорожденного  в яслях, каким бы бедным жилище не было. К тому же не искали бы приюта в гостинице. Именно из-за дома  Вифлеем и оказался под вопросом.


8. «И повелел (Ирод), чтобы перебили всех 3000  младенцев, тогда восплакали и возопили все от такого кровопролития, и приступили священники, умоляя его, да отпустит неповинных. Но он пригрозил им, чтобы умолкли. А они упали ниц и лежали до шестого часа перед ногами его. И одолевала ярость царя. И потом, встав, сказали ему: послушай рабов своих… написано, что в Вифлееме родится Помазанник. Если ты имеешь милосердие к рабам своим, то Вифлеемских отроков перебей, а прочих отпусти». 
Иосиф Флавий «Иудейская война». (2)

Совершенно невероятное происшествие.  Священники  народа, веками ожидающего прихода  Мессии, первое, что предлагают – по их совету захватить Младенца и убить. Очевидно, что эта легенда навеяна позднейшей злобой  иудеев к Христианству. А сейчас многие в Иудее, вероятно, не пожалели бы и своей жизни за Мессию.
Фома говорил: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоанн 11.16),
 Кифа: «Я душу мою  положу за Тебя» (Иоанн. 13.37.).


9. «…Послал перебить всех младенцев в округе Вифлеема от 2-х лет и выше, потому что  Мессии исполнилось в то время 2 года.
Агапий Манбиджский. Всемирная история (2)

1) У Матфея – от 2-х лет и ниже (Мат.2.16);
2) «Однобокое» решение. До 2-х лет – свободны, после 2-х погибли. На каком же возрасте следует остановится воинам?
Снова попытка объяснить пресловутые «2 года».


10. «Когда же по Рождестве Христовом блаженная Дева, спасаясь от иудеев, бежала из той хижины и пещеры в другую подземную пещеру… то в спешке забыла среди сена в яслях свою сорочку и пелены, коими повит был Христос».
Иоанн Хильдесхаймский (2)

Здесь переплелись мотивы бегства в Египет, смены пещеры на дом. У Лук. Младенца обрезали и через сорок один день представили в Храм. Как раз в самую гущу иудеев.


11.«Мальчик родился в Вифлеемском доме, где в тиши и неприметности жили Иосиф и его юная жена».
Э. Бок (2)

У Луки: «Возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лук. 2.39). Вот там они жили в тиши. Здесь же в яслях уложили Новорожденного. Кто бы стал, имея свой дом, мыкаться по стойлам. Мы видим, что и этот «дом» - есть серьезная проблема, о разрешении которой  люди не перестают заботиться.


12. «И в ночь бежали в Египет, когда Ему было только 2 года».
Абу-ль-Фарадж (Бар-Эбрей) Хронология. (2.)

См.п.п.1 и 2.

               
13.«Вифлеем был расположен недалеко от столицы. Когда чужеземцы прибыли в городок, там уже давно знали о таинственном Младенце, родившемся в укрытии для овец…
 Плотник Иосиф и Мария, родители Младенца, были выходцами из Галилеи; Они появились в Вифлееме года полтора назад во время переписи проводившейся в связи с присягой Августу.
Рассказывали, что когда Мать пришла с Младенцем в Иерусалим для выполнения очистительных обрядов и посвящения первенца, Ее Сыну предсказали великое будущее…
Об этом пророчестве услышали многие, находившиеся в Храме. Дошло оно, конечно, и до Вифлеема. Поэтому волхвы без труда смогли отыскать Иосифа и Марию. Войдя в их дом, они сложили у ног Ребенка свои дары… ».
А. Мень «Сын Человеческий» (3)

Видимо, имеется в  виду, что Рождество было полтора года назад, и до прихода Волхвов Семейство проживало в Вифлееме, переселившись только из пещеры в дом. Но Лука ясно говорит: после Рождества «возвратились в Галилею, в город свой Назарет».


14. «Есть древние пергаменты, называемые палимпсестами, - хартии, письмена которых полустерты или покрыты чем-либо, чтобы на месте их можно было начертать новые. В Вифлееме чувствуешь, прозреваешь то драгоценное, первое, что сохранилось на его Священном палимпсесте. В царские одеяния облекли Рожденного здесь, царям, путеводимым звездою, повелели принести Ему, лежащему в яслях, венцы свои, злато, ливан, смирну…»
И. Бунин (2)

Согласитесь, вопросы, которые мы рассматриваем в этом исследовании, весьма актуальны и по сей день для христианской мысли.


15. «Вертепе (т. е пещера) благоукрасися, агнца бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешавшаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви (т.е. волхвы) от Персиды злато и ливан и смирну Царю принесите, яко явися Господь из Девы Марии…».
                Песнопение Вечерни св. Николая (1)

               

В чем мы удостоверились: почти один год жизни Господа нашего, прожитый в Назарете Галилейском от Рождества до бегства в Египет ускользал от внимания читателей Библии, хотя о нем заявлено прямо, и дело только в читательской оценке свидетельств. Здесь можно усмотреть некий род защиты, некий экзамен на лояльность читателя. Постараемся помнить об этом, встречая в библейских текстах кажущиеся несоответствия.

               
Где и при каких обстоятельствах можно было бы использовать информацию об этом годе.
Весьма важен этот год для уточнения нашего летоисчисления. Кажется, есть данные, что приблизительно в одно время со смертью Ирода, случившейся в какую – то из весен, произошло лунное затмение. Используя компьютерную программу, можно весьма легко обнаружить это время. Остается узнать, сколько лет прошло между бегством Семейства в Египет и смертью Ирода в лунное затмение. Вот вопрос…



Евангельские тексты описывают еще одно событие, произошедшее с юным Иисусом на Пасху – двенадцатилетний Иисус с родителями пришел в Иерусалим на праздник. И когда дни праздника окончились, и родители с караваном паломников отправились в обратный путь, Иисус остался в Иерусалиме.
Видимо, Библия ясно дает понять: Агнец Божий и Пасха неразделимы.

Попробуем свести имеющиеся у нас данные в диаграмму, основывающуюся на праздниках Пасхи в разные годы.

Следующая страница - http://www.proza.ru/2009/06/11/999
Оглавление - http://www.proza.ru/2009/06/10/189