Сольдо четвертое - скрытый путь

Валерий Краснянский
ЧЕТЫРЕ СОЛЬДО
"Универсальный эквивалент": здравый смысл против экономической мысли.
(окончание)

Начало:
http://www.proza.ru/2009/02/01/799/
http://www.proza.ru/2009/02/02/98/
http://www.proza.ru/2009/02/04/644/

СОЛЬДО ЧЕТВЕРТОЕ - СКРЫТЫЙ ПУТЬ

"Действительность почти всегда является пародией на идею"
Гёте


Мировой Экономический Кризис. Почему?
«Экономическая мысль» уже представила множество ответов на данный вопрос.
Но найдем ли мы еще один ответ - свой, с точки зрения «здравого смысла» и предыдущих «трех сольдо»?
Почему бы нет?! ;)

Для начала перепишем классическую формулу:
«ТОВАР» =>  «ДЕНЬГИ» => «ТОВАР»
в ее уточненном варианте:

«ТОВАР» => «ДОЛГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО» => «ТОВАР»

И, учитывая, что ДЕНЬГИ – это есть ДОЛГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, «обещающее любой доступный на рынке» ТОВАР`1 в обмен на первоначально предоставленный ТОВАР`0, преобразуем ее к виду некой «формулы денег»:

ТОВАР`1 = ДЕНЬГИ(ТОВАР`0, ДОЛГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО)
где:
ТОВАР`1 – товар, который Продавец получит в будущем в обмен на выданное ему «в виде денег» долговое обязательство.
ДЕНЬГИ() -  функция «денег», зависящая от аргументов:
1) ТОВАР`0 – товар, продаваемый Продавцом
и (уже описанное выше)
2) ДОЛГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО - которое выдает третий участник товарно-денежных отношений между Продавцом и Покупателем - ЭМИТЕНТ ДЕНЕГ на основании ВЕРЫ в него всех участников Рынка, в виде официально сформулированных им Законов, или неофициально поддерживаемых Правил, которые мы в сумме обозначим понятием «ПРАВО».

Само-собой, полученная формула условна и не предусматривает каких-либо численных расчетов. Нам она понадобилась не для этого, а, как способ разобраться с положением денег в современном мире. Первоначально эта «денежная функция» была элементарной. К примеру, рассмотрим, как житель нашей любимой Кармании брат Таксидермиус совершает продажу золотого кольца и покупку, на полученные за него деньги, серебряного ожерелья:

Шаг 1. Каждая их сторон «производит» свой продукт:

а) Продавец, брат Таксидермиус: одно золотое кольцо = ТОВАР`0 (которое достается ему в обмен на одно из его чучел).

б) Покупатель, брат Кузнециус (он же, для простоты примера, Продавец во второй части товарно-денежной операции): одно серебряное ожерелье = ТОВАР`0 (но которое будет им  изготовлено только через месяц)

в) Эмитент денег, брат Большой: выпускает персонально заверенные им символы-«монеты» = ДЕНЬГИ, на которые он дает свою гарантию для обеих частей акта купли-продажи (их число условно считаем «равным стоимости» золотого кольца)

Шаг 2. Эмитент денег Большой брат, пользующийся уважением и ВЕРОЙ в него всех жителей Кармании, выдает Покупателю брату Кузнециусу ДЕНЬГИ (скажем, за выполненную тем общественно-полезную работу по изготовлению больших базарных весов)

Шаг 3. Покупатель брат Таксидермиус платит Продавцу брату Кузнециусу ДЕНЬГИ за ТОВАР`0 (золотое кольцо) и становится его собственником.

Шаг 4. Месяц спустя Продавец брат Таксидермиус возвращает Большому брату небольшой процент от своих ДЕНЕГ «за хранение», а, на оставшиеся, покупает у своего бывшего Покупателя, а теперь Продавца, брата Кузнециуса ТОВАР`1 (серебряное ожерелье).

Итак, какие выводы мы можем отсюда извлечь?

1. Сумма отчислений Эмитенту от произведенной товарно-денежной операции исчисляется «вниз» (пока еще как демерредж), а не доплюсовывается «вверх» (как кредитный процент), и тут же списывается из общей денежной массы.

2. До начала торгово-денежной операции общий размер денежной массы составлял половину стоимости всех товаров. По ее окончании - половину стоимости минус демерредж (и полностью списывается при следующем плановом перевыпуске «кузнечиков»).

3. Переход от денежной системы «с отрицательным процентом» к деньгам «с положительным процентом» и финансовой системе, основанной на необеспеченных товаром кредитах, особой сложности не представляет. Вполне естественно, что вносимые ЭМИТЕНТОМ ДЕНЕГ видоизменения в ЗАКОНЫ денежного обращения меняют и сами «правила игры».

Много чего изменилось с тех времен... Денежная система переросла в кредитную. А про денежную массу и напоминать стало как-то «общим местом» - так, на 11 сентября 2001г.:
«По оценкам экспертов долларовая масса была обеспечена традиционным товарным покрытием всего на 5–10%». [Тринадцать ступенек долларовой пирамиды]
[http://www.dengi-info.com/archive/article.php?aid=356]

Тяжело вздохнув по поводу того «куда катится мир», продолжим. Теперь мы можем записать окончательный вариант «формулы денег» как:

ТОВАР`1 =  ДЕНЬГИ(ТОВАР`0, ВЕРА, ПРАВО)

И, что интересно,- условиями работоспособности денежной системы при этом обязательно являются:
1) выражаемая подавляющим большинством участников рынка ВЕРА, направленная к ЭМИТЕНТУ ДЕНЕГ
2) регулирующее рыночные отношения ПРАВО, исходящее от ЭМИТЕНТА ДЕНЕГ и направленное на сам ТОВАР (на производителя товара)
Что-то знакомое… Точно! Это же последняя схема «трех проекций цивилизации» из приложения #3 ко «Второму сольдо»! Вот она полностью (с некоторыми изменениями):
http://s46.radikal.ru/i113/0902/50/567a08b6afa0.jpg

И что это значит? А то, что работу денежной системы определяют три действия, обозначенные на рисунке красными стрелками. Это:

1) ВЕРА - делегирование социально-культурной сферой признанному ей  «Закону» прав, позволяющих ему менять по своему усмотрению любые правовые нормы товарно-денежных отношений

2) ПРАВО – принятие государственно-правовой сферой единых правил (а также неофициальных исключений из них), регулирующих всю деятельность материальной сферы - производства (т.е. «Силы» - системы материальных ценностей)
 
3) ТОВАР – предложения хозяйственно-экономической сферой произведенных ею продуктов потребления на потребительский рынок (т.е. на систему понятий о мире -  «Дух»)
(под «товаром» здесь имеется в виду «весь комплект», включающий рекламу, ассортимент, качество, формы продажи, гарантии, обслуживание и т.д. и т.п.)
 
Например:

=> появление компьютеров формирует новое мировоззрение «пользователей ПК» => конформистски настроенных по отношению к существующему законодательству => которое определяет нормы создания ПО

=> поставляемое разработчиками на рынок (не сильно качественным и дорогим) => вызывающим пользовательское недовольство => выражающееся в формулировании положений о свободном ПО и «праве на свободное копирование»

=> приводящее к появлению программ-качалок и серверов «пиратского софта» => вызывающее недовольство хозяев софтверных фирм и «правоверной части» пользователей => с подачи первых и молчаливой поддержки вторых ведущее к ужесточению лицензионного законодательства => высылающего на борьбу с пиратскими дисками бульдозеры

=>и так далее ( => на четвертый круг цикла! )

Да, получился цикл. Аналогичный классическому игровому: «ножницы режут бумагу» - «бумага заворачивает камень» - «камень тупит ножницы». Плохо ли это? По большому счету - нет! Наоборот: - игровой цикл есть процесс бесконечный. Без него цивилизация развивалась бы «линейно», осторожными медленными шажками.

Другое дело, что используемые в этой игре «накопительные фишки» - это деньги с положительным процентом. Суть данной формы  денег сведена исключительно к мотивации потребления и ставит доминирующей ценностью богатство. Что, в конечном счете, делает деньги убийцей морали!

Но есть и нечто большее, чем «самоценность» денег – это упомянутая их роль «накопительных фишек» в игре под названием Цивилизация.

Зачем зарабатывать миллиарды, когда и каких-то пары миллионов "более чем" на всю оставшуюся безбедную жизнь? Странно, да? А зачем грабить банк, тут же просаживать все деньги, садится за решетку на «положенный срок» и, выйдя на свободу,... опять идти грабить банк? Зачем? Да ради удовольствий от самой игры! Тут, как говаривал поручик Ржевский, "важен сам процесс":

«Хетти Грин — самая загадочная фигура американской истории. В 20-е годы минувшего века ее имя было нарицательным
...
В 1998 году журнал «Американское наследие» составил список 40 самых богатых людей в истории Америки, взяв за основу не абсолютные цифры состояний, а их реальную покупательную способность. В этом списке 39 мужчин и единственная женщина — Хетти Грин (на 36-м месте). После смерти в 1916 году она оставила своим детям более 100 миллионов долларов, что соответствует 17 миллиардам в сегодняшнем эквиваленте.
...
В XXI веке интерес к загадочной женщине вспыхнул с новой силой, была опубликована ее художественно обработанная биография, а в январе 2004 года журнал «Форбс» поделился с публикой новой коллекцией пикантных анекдотов. Оказывается, большую часть жизни миллионерша провела в гостиницах и съемных квартирах (чтобы не платить налог на недвижимость!), ездила на работу на общественном транспорте, офисом ей служил рассчетно-кассовый зал Национального Химического Банка (за бесплатно, разумеется!), а свою ненаглядную овсянку Хетти Грин подогревала прямо на рабочем месте, используя батарею центрального отопления. Однажды она ночь напролет провела в поисках почтовой марки стоимостью два цента, а умерла от инсульта, поругавшись с кухаркой из-за пакета молока (мерзавка переплатила в лавке!).»
[Сергей Голубицкий "Уоллстритская ведьма"]

Однако пора бы уже переходить к  «позитиву»! ;) Итак, еще раз взглянем на принципиальную схему игры под названием «Деньги», и подумаем над ответом на такой вопрос: «А сколько всего существует типов кризиса?»

Догадались? Совершенно верно – накапливающиеся неудачные решения в каждой из трех сфер «социума», уровня государства, могут вызывать, соответственно, три типа кризисов:

1. Спекулятивный кризис – при переходе от государственно-правовой сферы к хозяйственно-экономической.

2. Кризис перепроизводства – при переходе от хозяйственно-экономической сферы к социально-культурной.

3. Кризис доверия – при переходе от социально-культурной сферы к государственно-правовой.

Теперь, думаю, понятно, почему текущий кризис приобрел мировой масштаб? Все три вариант сошлись примерно в одной временной точке!

Про первый из них, спекулятивный кризис пузырей, пузырей пузырей и пузырей пузырей пузырей, сказать что-либо дополнительно не могу – не дилетантское это дело. Да и в инете на эту тему материала предостаточно.

Третий – кризис доверия, мы уже разбирали. Правда один момент остался «за кадром». Я имею в виду за кинокадром. За последние пол века в психике бОльшей части населения, произошел сдвиг, соизмеримый по величине с религиозным и "всеобще-эквивалентным". Это – «фантомная память», формируемая мультимедиа-контентом. В первую очередь кинематографом. Ведь каждый просмотренный нами фильм есть обязательное отождествление себя любимого с главным киногероем. Представьте себе эти сотни миллионов примерок: «это я» -  "Бонд. Джеймс Бонд". Сотни миллионов нокаутов несуществующих противников. Сотни миллионов соблазнений виртуальных подруг, красоток экстра-класса. Это - миллиарды никогда не совершенных в реальной жизни, но запечатленных в памяти побед!

Но одной только ложной памятью дело не ограничивается. Есть еще второе мощнейшее воздействие масс-медиа – это подсознательный (точнее неосознаваемый) сдвиг морали! Потому как главный герой всегда прав! Что бы он ни вытворял там, на экране – прав и все! Потому как главный герой! А кто главный герой моей жизни? Я! Я уже крушил тысячи раз всех этих второстепенных персонажей – на экране естественно. Я был прав. Всегда. А они – нет!

Взглянем, например, на голливудские киношки про гангстеров 30х: текущий главный герой всегда положителен. Обязательно - пусть даже где-то «там»,  «в глубине души».. Но - киногерой никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть той мразью, каков был его реальный прототип! Низзя! На самый худой конец имеицца  даже универсальная отмазка, что мол «виноват не он сам, а система, сделавшая его таким»!

Мало того: наш киногерой просто обязан еще и быть самым что ни на есть носителем морали – причем с правом регулировать ее границы в зависимости от обстоятельств, дабы всегда побеждать враждебный мир зла.

А дальше - как в калейдоскопе: повернули – и на тебе - новый фильм, где злобный злодей из вчерашней ленты  уже вычищен, выглажен, «побрыскан одекалоном» и назначен… главным киногероем.

А все второстепенные положительные герои? Да вы смеетесь! Это - всегда разменная монета, обязанная быть потерянной к финалу, чтобы ни дай бог не оттенила апофеоз хеппи-энда (или нон-хеппи-энда) нашего главного «я»!

Конечно, это только про мейнстрим. Но мейнстрим – и есть МАСС-медиа…
Кстати, похожий на киношный эффект создают и компьютерные игры - причем не столько экшен, как MMORPG…

Так чего же тогда удивляться, что киношный "великий уравнитель" - пластиковые детские пистолетики «на этапе компиляции», так легко превращаются «на этапе исполнения» в реальные стволы на улицах? Результат - обвальное падение "обменного курса человеческой жизни". Но, так как «фантомная память» не создавалась реальным жизненным опытом,  то возникает постоянное несоответствие между самооценкой и «текущим положением дел». Что неизбежно приводит к всеобщему усилению уровня агрессивности. А куда ее следует выплеснуть, тут же услужливо подсказывают СМИ: вот, пожалуйста, готовые к употреблению образцы проявления агрессии, на любой вкус, в широчайшем ассортименте – бери и пользуйся!
 
А, чтобы вышеизложенное не выглядело голословным утверждением, опять обратимся к этологии:

«Человеку, как и всем групповым животным, присуще образовывать иерархические социальные структуры, поведение в которых регулируется соответствующими инстинктами.
Способность занять тот или иной ранг в иерархии называется ранговым потенциалом. Ранговый потенциал определяется многими параметрами, начиная от физической силы, но для высокоорганизованных существ, главным образом – глубинной уверенностью в своём праве быть выше всех (в основном – врождённой), возможно не подкреплённой действительными достоинствами и ни на чём не основанной.
…Следует различать ранговый потенциал исходный, фактический и визуальный.
…Поскольку ранговый потенциал определяется различными, в том числе и не связанными друг с другом параметрами, то реальный иерархический облик особи может быть мозаичным, когда одни признаки указывают на высокий потенциал; другие – на низкий. Эти признаки в общих чертах можно разбить на ранговые амбиции и ранговые возможности. Ранговые амбиции – это желание (жажда, если угодно) занять возможно более высокий ранг в доступных и возможных иерархиях; ранговые возможности – способность это желание реализовать.
…Из мозаичности рангового потенциала (как обобщающего понятия), вытекает понятие визуального рангового потенциала, как совокупности сигнальных признаков (в специальной литературе такие сигнальные признаки часто называют релизерами), возможно второстепенных, но выраженных ярко, что вызывает срабатывание инстинкивных моделей у других особей. Ведь инстинктивные механизмы не проводят сложного анализа; блестит – значит золото. Хороший пример визуального ранга – низкоранговый петух с наклеенным гребнем. Такого все другие петухи воспринимают как высокорангового, но стоит отклеить гребень, и он опять скатится вниз.»
[Анатолий Протопопов О стадной иерархии]

Однако же, мы сильно отвлеклись от основной темы. Продолжим - у нас остался не разобранным еще один, последний вариант кризиса: кризис перепроизводства.

Что изменилось в мире за последние десятилетия? Не в ассортименте товаров, а в самом бизнесе?

«Речь идет не о единичных случаях, а о целой системе, которая мотивирует сотрудников совершать обман, – говорит «Эксперту Online» глава франкфуртского бюро WirtschaftsWoche и автор разоблачительной статьи «Я обманывал клиентов» Мелани Бергерманн. – Контрольные органы ничего с этим не делают, они просто не хотят контролировать эту сферу».
По данным журналистов WirtschaftsWoche, в промышленной системе обмана клиентов задействованы все ведущие немецкие банки.
…Главное обвинение, предъявленное немецкой банковской системе, – наличие внутри банков жестких планов, предписывающих консультантам советовать клиентам покупать не те бумаги, которые выгодны клиентам, а те, что выгодны исключительно банку.»

«Главным отличием существующей системы от нормального и естественного производственного планирования является то, что перед сотрудниками ставятся весьма краткосрочные цели. Большинство опрошенных журналистами консультантов немецких банков признаются, что начальство ставит перед ними задачи, ориентируясь на недельные показатели. Таким образом, консультанты находятся под постоянным психологическим давлением и вынуждены убеждать клиентов заключать договоры во время первого же посещения банка – ситуация, в которой клиент берет документы домой на ознакомление, в большинстве компаний считается провалом консультанта и может привести к серьезным штрафным санкциям.
При таком бешеном темпе общение консультанта с клиентом зачастую превращается в нечто мало отличимое от общения с представителем компании, работающей по схеме агрессивного сетевого маркетинга.
…В одном из крупнейших банков страны, Deutsche Bank, по данным WirtschaftsWoche, консультант имеет право потратить на открытие текущего счета не более 2,5 минут – в это время включается не только консультация клиента, но и обработка документов. Выдача кредита не может продолжаться дольше, чем 3,35 минуты. Затянувшееся общение с клиентом автоматически означает урезание зарплаты сотрудника, утверждают журналисты.»

«Об аналогичных методиках воздействия на сотрудников «через коллективное осуждение» журналистам сообщают и консультанты, работающие в других банках…
…Вокруг работников, не сумевших убедить достаточное количество клиентов в необходимости покупки тех или иных бумаг, создается атмосфера нетерпимости…
…в итоге излишне щепетильный консультант либо начинает работать так, как это нужно начальству, либо уходит из компании по собственному желанию.»
[http://www.expert.ru/articles/2008/02/06/obman/]

И это – про банки Германии, самые консервативные и осторожные? Про немецкую основательность и патологическую любовь к порядку? Что происходит с миром??

«14 апреля 2003 года умер «Грундиг», некогда — крупнейший в Европе производитель радиоэлектроники, символ немецкого экономического чуда и жизнестойкости деловых традиций Старого Света.
…По иронии судьбы, за месяц до официального объявления о банкротстве, жидкокристаллический телевизор Grundig Tharus 51 LCD, обойдя в состязании 1 494 продукта бытовой электроники из 28 стран мира, получил золотую медаль за «инновацию, функциональность, качество, эргономическую эффективность и дружественность окружающей среде»

«…превыше комплексного производственного цикла, превыше ставки на самые передовые технологии и превыше доведенной до совершенства системы качественного контроля Макс Грундиг ставил свою главную концепцию — «Hergestellt in Deutshland»(«Сделано в Германии»). Дело даже не в том, что местное производство, по мнению Грундига, гарантировало наивысшее качество. Главное — тот социально–экономический эффект, который это местное производство обеспечивало. Заводы «Грундига» практически не знали увольнений. Более того: у компании были собственные школы и техникумы, собственные банки, собственные больницы и санатории. Добавьте сюда обширные социальные программы и чуть ли не самое высокое в Германии пенсионное обеспечение, и вы получите завершенную картину «капитализма с человеческим лицом», рьяно отстаиваемую Максом Грундигом и отторгнутую в наши дни новой парадигмой.»

«Неправда ли, удивительно: разоряется одна из лучших фирм мира, чья торговая марка сама по себе оценивается в полтора миллиарда марок, а десятки китайских производителей электроники, единственным достоинством позорной продукции которых является бросовая цена, расцветают пышным высокодоходным цветом?

На самом деле ничего удивительного нет: все мы являемся свидетелями радикальной смены парадигм не только в мировой экономике, но и в самой системе ценностей цивилизации. Беда «Грундига» в том, что он никаким боком в новую парадигму не вписывался.»
[Сергей Голубицкий Menschliches, Allzumenschliches]
[http://offline.business-magazine.ru/2005/80/235244/]

Новая, парадигма значит? Какая?
Конвейер? Конвейер был еще во времена Форда и Чаплина.
MLM? Возможно, хотя некоторые детали не совпадают…

Еще раз: мы рассматриваем отдельно взятый кризис перепроизводства. Значит, следует определиться «чего такого оказалось перепроизведено сверх всякой меры»? Кто первым выскочил на этот рынок и снял сливки?
Microsoft, с их сериалом операционок? Google, с их сервисами на любую тему? Что есть основной сегмент бизнеса США? Сервис? Услуги?

Взглянем на «голубого гиганта» IBM, прародителя персональных компьютеров. Хотите купить комп от самой IBM? А нэту! Еще в 2004г. IBM продала свое подразделение по разработке и продаже персональных компьютеров Personal Systems Group, предварительно, в 2002м, создав Business Consulting Services!

Товар эволюционировал! Будучи первоначально штучным «индпошивом» он постепенно – через конвейер, через стандартизацию франчайзингом, добрался до новых глубин клиентских карманов – до сферы поддержки, сервиса, консалтинга! Чем отличаются наши сегодняшние прилавки с быттехникой, от своих предшественников пятилетней давности? Правильно! Вам предложат кредит. Да хоть на электроутюг! Ну оно понятно – банки надувают свои пузыри, но производству-торговле какой с этого сенс? Как какой? Гарантийка, замена, сервис – все что угодно – главное чтоб был результат: привязанная к продавцу постоянная клиентура!
Т.е. опт не товарный, а покупательский: сеть потребителей товара… «размазанного в будущее»!

«Главная особенность услуг — их неосязаемость. Услуга является действием или выгодой, ее покупатель не получает права собственности на какой-либо материальный объект. Данное определение выражает основную идею услуг, но в нем не проводится разграничение между реализацией товаров и услуг. Товары также обеспечивают покупателя неосязаемыми преимуществами. В конце концов, суть концепции маркетинга состоит в том, что потребители покупают товар не ради него самого, а ради тех выгод, которые он приносит. Вспомните знаменитую фразу Чарльза Ревсона о компании Revlon: “На производстве мы изготавливаем косметику, а в магазине продаем надежду”. Кроме того, большинство производителей предоставляют покупателям наряду с товаром услуги по доставке, ремонту и техническому обслуживанию, страхованию, консультированию и обучению персонала. Авиакомпания наряду с перевозкой пассажиров предлагает им обед, напитки, журналы и газеты.
Таким образом, чистые товары и услуги — скорее научная абстракция. Большинство торговых предложений представляют собой различные комбинации осязаемых и неосязаемых элементов. Как пишет профессор Т. Левитт:
“Отраслей услуг как таковых не существует. Просто в некоторых отраслях доля предлагаемых услуг выше, чем в других. Услуги предоставляют все”.»
[Питер Дойль Менеджмент стратегия и тактика]

Зачем продавать сверхкачественный и сверхнадежный  «Грундиг», если постоянный апгрейд и замена устаревшей модели на ее новый, более современный образец, сопровождающиеся «ненавязчивым сервисом», выкачивают больше денег?

«Услуги неосязаемы: в отличие от товаров, их нельзя увидеть, потрогать, попробовать или понюхать. Услуги являются опытом или действием. В связи с этим для поставщика услуг и его клиентов возникает несколько проблем. Во-первых, из-за отсутствия у услуг того, что психологи называют искомыми качествами — осязаемыми характеристиками товара, которые потребитель оценивает перед покупкой, возрастает неуверенность покупателя. Например, при посещении автосалона потребители имеют возможность убедиться в привлекательности формы и цвета автомобиля, опробовать его в поездке. Однако им вряд ли удастся оценить услуги парикмахера или зубного врача до их предоставления. Клиент оценивает качество и содержание услуги только в ходе или по окончании процесса обслуживания.
В то же самое время выбор услуги во многом определяется индивидуальным опытом потребителей и степенью доверия, которое они испытывают к поставщику. К опыту относятся те характеристики услуг, которые покупатель оценивает после их приобретения (например, вежливость персонала, эффективность и качество), к доверию — черты, которые трудно оценить даже по окончании процесса обслуживания. Например, большинство потребителей не имеет возможности оценить качество ремонта автомобиля даже по завершении работ»
[Питер Дойль Менеджмент стратегия и тактика]

Когда-то я сам был сборщиком «персоналок» - девственно чистый провинциальный рынок, единственная компьютерная фирма на нем... Качество, которым с чистой совестью можно было гордится - мои клиенты повторно обращались ко мне только спустя два-три года, когда приходило время смены поколений ПК… Правда повторных заказов почему-то с каждым годом становилось все меньше и меньше… Как же я был не прав! Уже потом в сети мне попадались описания шедевров альтернативного метода работы с клиентурой. Особенно понравился один счет «за установку Windows»... в половину стоимости ноутбука доверчивой клиентки.

«Отсутствие права собственности на услуги — основное их отличие от товаров. После покупки товар и его выгоды становятся собственностью потребителя: он получает право пользоваться им, хранить или продать. Что касается услуг, то клиент получает только личный доступ к ним (например, номер в гостинице или место в самолете) на определенный период времени.»
[Питер Дойль Менеджмент стратегия и тактика]

Но и это еще не все. Есть еще и вторая половина секрета нового товара:

«Вcе пpошлые века люди пытaлись дpуг другу чтo-то впaрить, схватить дeньги и убeжать, пожeлaв долгoго и приятнoгo пользовaния новoму влaдeльцу, eгo детям и внукaм. Xотя yже в нaчaлe прошлого вeкa Oстап Бендeр гoвoрил: "Мнe не нужна вeчнaя иглa для примусa, я нe хочy жить вeчно". Ceйчас нам вce рeжe пытаютcя чтo-тo прoдaть, и все чaщe - подпиcaть на бескoнeчный cервиc за aбoнeнтскую платy. Быть может, этa пoнятная мысль для кого-то eщe не слишкoм пoнятна? Moжет, дaже неожидaннa? Tогда я повтopю: эволюция движется тaким oбрaзoм, что тoвaр мeдлeнно прeврaщаeтcя в сеpвис. Грaнь мeжду товapом и ceрвисoм стрeмитeльнo стираетcя…
Рaньше чeлoвек пpиxодил с тyгим кoшелькoм, накопленным в дoлгиx тpудах, покупал мaшину (или лoшадь) и уeзжaл нa ней, кошeлек ocтавив. Что пpоисxодит тeпepь? Тепepь машину покyпают в кpeдит. Это значит, что мaшина кaк бы yже почти вaша, но вы зa неe eщe платите eжeмесячную aбонeнткy. Если вдpуг не cмoжeте платить aбонeнтку - мaшинy oтберyт. Пoэтому вы платитe абoнeнтку долгo-долго, a кoгда выплатитe всю до конца, мaшина к тoму времени yже мoжет прийти в нeгoдность. Глядя нa эти ржавeющиe останки, барaxлящий стеклоочиститeль и вмятинy нa дверцe, задaйте ceбе вoпрoc: что произошло? Bы кyпили эту машинy в собcтвеннocть или брaли всe этo время напрокaт зa ежемecячную плaту? Товар это был или ceрвис? Ужe неяснo. Гpань стерлаcь…

…Зaхoдим в книжный магазин. Что мы видим? Книжки aвтоpов? Нет. Мы видим - cеpии издательств. А вoт в каждoй сеpии yже книжки aвторoв. И пo возможнoсти нe сaмoстoятeльные, а вepеницaми: циклы, сepиaлы и романы с пpoдoлжениями. Если кyпленнaя нa прошлoй неделе книжкa зaкoнчилась как yпoмянутый каpтpидж, а aвтoр еще нe yспeл нaписaть для тeбя нoвую ceрию свoeго циклa-pомана-c-пpoдолжениeм, то вoзьми xoтя бы что-нибудь из той жe издательcкoй серии в том же дизaйнe. Срeдний читaтель - oн чтo, покyпает книгу? Или oн yжe подписан нa бeсконечный ceрвиc и пpихoдит pаз в нeдeлю за новoй поpцией? Ecли вы принеcете pyкопись в издaтeльствo и cкажетe, что это cбopник расскaзoв, - ваc скоpeе всeго выставят зa двeрь. Но eсли вы cкaжетe, чтo принеcли пeрвyю часть пеpвoй тpилогии первого цикла cеpии и готовы выпycкaть том каждыe два мecяца - ваc живым не выпуcтят.

Прo тeлeвидение мы гoвoрить не будeм, что тaкoе мыльная опeрa и eжедневнoе ток-шoу знaют дaжe младенцы co своими телeпузикaми…

…Чтo мы видим ceгодня? Coвpемeнный кинeматогpаф прaктичeски нe cнимaeт кинo - он cнимaет cepиaлы. Пoлучилoсь это кaк-тo сaмo cобoй. Bрoде сняли хорoший фильм - напpимеp, "Мaтрицy". Bcе oбъяcнили, всeх плохих убили, вcеx хopoшиx пoженили. Полный клaссичecкий xэппи-хaк: вeчнaя жизнь и беcкoнечные пaтроны. Пpeдел любыx мeчтaний и фaнтaзий, дальшe нeкудa, титpы.
Ho зaтем пpиходят мeнeджеpы с инвесторaми и начинают ныть: ax, кaкие y наc были прoдажи, ах, кaкие у нас были прокaты, aх, я тaк хoчу, чтoбы летo нe кoнчалоcь, чтoб оно зa мною мчалocь, зa мною вcлeд... Поcле чего озадaчeнныx сценaриcтoв cажaют эксгyмирoвaть xэппи-трyп гeрoя, отбирать вечную жизнь и пaтpoны, портить eму мeдoвый мeсяц и вымyчивaть на какиx-тo выкoвырянныx из носa cтрастяx фильм-2, ужe не cкpывaя, что будeт фильм-3. Ho это пока что eще были штyчныe тoвары пo пpинципу "крепкaя жопa снoвa в cтрою".»
[Леонид Каганов Как мы стали жить в мире абонентской платы]
[http://lleo.aha.ru/dnevnik/2007/06/10.html]

Вот оно – товарное ноу-хау современности – заваренная на сервисе товарная сериализация!

Уточним: шоколадка «Аленка», не изменяющаяся десятилетиями – это не сериал, а обычный товар конвейерного производства. А вот «Киндер-сюрприз» - уже сериал, потому что каждая новая покупка этого товара несет (внутри себя) небольшое отличие от предыдущих «киндеров». Помните - "важен сам процесс"? Что нам наглядно и демонстрируют наши дети формальной радостью от самого шоколада и неподдельной – от спрятанного внутри его содержимого - абсолютно не представляющего никакой ценности «как покупка» без своей оболочки.

Если собраться с силами, оторваться от компьютера и пройтись по городу, то откроется совершенно привычная, но абсолютно непостижимая, к примеру, для наивного потребителя из прошлого века картина – огромное количество банков и… аптек. Ну, банки ладно, но аптеки? А что тут удивительного?

«Болезнь никогда не возникает случайно. Ее появление провоцируется самим ослабевшим организмом и лекарствами, которые воздействуют на живой организм только для того, чтобы его основательно раскачать и создать условия для появления других болезней, чаще всего более серьезных, чем само изначальное заболевание»  Доктор Луи Броуэр
[Луи Броуэр Фармацевтическая и продовольственная мафия]

Лекарства – потрясающий товарный сериал! Разового "проглотил и выздоровел" больше не существует! Теперь все лекарства следует принимать, принимать, принимать, принимать, принимать и принимать постоянно. А когда организм просто откажется реагировать на данную химию – перейти дальше, на следующую сверхсовременную серию лекарств (почти стопроцентно клон того же препарата, только в другой упаковке).

Ну, здравствуй, Homo Serialus, обновленный покупатель услужливо-серийного третьего тысячелетия!


Сальдо четвертого сольдо, из которого ничего уже вырасти не может:

Из трех типов кризиса, изначально заложенных игровыми свойствами формулы

ТОВАР`; =  ДЕНЬГИ(ТОВАР`;, ВЕРА, ПРАВО)

1) спекулятивного кризиса
2) кризиса перепроизводства
3) кризиса доверия

наибольшую опасность представляет КРИЗИСА ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА НОВОГО ТИПА ТОВАРА – низкокачественного «ТОВАРА-СЕРИАЛА», обычно отпускаемого в КРЕДИТ и завернутого в упаковку СЕРВИСА.

Это – полный и абсолютный тупик: данный товар конечно будут еще выбрасывать на неохваченные им рыночные ниши и рынки развивающихся стран, но он уже не может быть усовершенствован дальше. ЭТОТ ТОВАР – ИДЕАЛЕН!

Ну, вот и все. Интересно, а как там сейчас в Кармании?

В чат входит Дураклиентий
В чат входит Простаксидермиус
- Саблязубые ежики! Есть тут хто?
- Таксидермиус, ты, что-ль?
- Я, Клиентий! Я-я!
...

Теперь точно все. Впрочем… у нас осталась еще одна нерешенная задачка:

«Одна из величайших загадок жизни не в том, что дураки быстро расстаются со своими деньгами, а в том, что у них вообще заводятся деньги»
[У.Боннер, Э.Уиггин Судный день американских финансов]

04.02.2009г.
г.Славянск, Украина